ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4497/2021 от 20.09.2021 Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ (Республика Бурятия)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 сентября 2021 года г. Улан-Удэ

Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ в составе председательствующего судьи Номогоевой З.К., при секретаре Цырендашиевой Е.Ц., с участием административного истца Гетманова Н.А., его представителя Дорофеевой Т.В., представителя административного ответчика У. Федеральной службы войск национальной гвардии по <адрес>Ефимовой У.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело а-4497/2021 по иску Гетманова Н. А. к У. Федеральной службы войск национальной гвардии по <адрес> о признании незаконным отказ в выдаче лицензии,

У С Т А Н О В И Л :

Гетманов Н.А. обратился в суд с требованием о признании незаконным решения У. Федеральной службы войск национальной гвардии по <адрес> об отказе в выдаче лицензии на приобретение охотничьего оружия с нарезным стволом, а также патронов к нему, а также об аннулировании разрешений на хранение и ношение огнестрельного оружия «МР-153» 12 калибра , «Тигр» калибра 7,<адрес>92.

Исковые требования мотивированы тем, что уведомлением У. Федеральной службы войск национальной гвардии Российской федерации по РБ отдела лицензионно-разрешительной работы по г. Улан-Удэ и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по результатам проведенных проверочных мероприятий принято решение об отказе в выдаче истцу лицензии на приобретение охотничьего оружия с нарезным стволом и патронов к нему, а также аннулировании разрешений на хранение и ношение огнестрельного оружия «МР-153» 12 калибра , «Тигр» калибра 7,<адрес>92 на основании требований абз.3 ч.4 ст. 9 и п.3 ч.20 ст.13 ФЗ «Об оружии» от ДД.ММ.ГГГГ №150-ФЗ, абз.3 п.14 Административного регламента по предоставлению государственной услуги по выдаче гражданину РФ лицензии на приобретение охотничьего или спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом и патронов к нему». Утвержденного приказом ФСВНГ РФ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым наличие у граждан РФ снятой или погашенной судимости за тяжкое или особо тяжкое преступление, совершенного с применением оружия, исключает получение лицензии на приобретение оружия, а также разрешения на хранение или хранение и ношения оружия. Считает данное решение незаконным и необоснованным по следующим основаниям.

Истец действительно ДД.ММ.ГГГГ был осужден по п.»а», «б» ч.2 ст. 162 УК РФ к 7 годам лишения свободы. ДД.ММ.ГГГГ был освобожден из мест лишения свободы, в настоящее время судимость погашена.

В соответствии с ч.6 ст. 86 УК РФ погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, предусмотренные УК РФ.

У ответчика отсутствовали правовые основания, предусмотренные действующим законодательством для отказа в выдаче лицензии.

Ранее в 2012 г. истцу была выдана лицензия на приобретение гладкоствольного оружия. В 2017 году выдана лицензия на приобретение охотничьего оружия с нарезным стволом. Таким образом, никаких вопросов, касающихся невозможности выдачи лицензии как лицу, ранее судимому за тяжкое преступление при погашенной судимости не возникло.

Аннулирование ранее выданных лицензий ст. 13 Федерального закона «Об оружии» не содержит. Кроме того, лицензия на приобретение гладкоствольного оружия была выдана истцу до изменения п.3 ч.20 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №150-ФЗ.

В судебном заседании Гетманов Н.А. и его представитель ДорофееваТ.В. по ордеру, поддержали заявленные требования в полном объеме.

В судебном заседании представитель административного истца У. Федеральной службы войск национальной гвардии по <адрес>Ефимова У.А. по доверенности, возражала против удовлетворения заявленных требований, указав, что решение вынесено законно и обоснованно. Просит суд в иске отказать.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению в силу следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Таким образом, для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий, а именно, несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, нарушение данным актом прав и законных интересов административного истца.

Так, согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 150-ФЗ "Об оружии" данный Закон регулирует правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории РФ, направлен на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности, охрану природы и природных ресурсов, обеспечение развития связанных с использованием спортивного оружия видов спорта, укрепление международного сотрудничества в борьбе с преступностью и незаконным распространением оружия.

В силу пункта 3 части двадцатой статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 150-ФЗ "Об оружии" (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ N 63-ФЗ) (далее ФЗ "Об оружии") лицензия на приобретение оружия не выдается гражданам Российской Федерации, имеющим неснятую или непогашенную судимость за преступление, совершенное умышленно, либо имеющим снятую или погашенную судимость за тяжкое или особо тяжкое преступление, совершенное с применением оружия.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 26 ФЗ "Об оружии" лицензия на приобретение, а также разрешение на хранение или хранение и ношение оружия аннулируются органами, выдавшими эти лицензии и разрешения, в случае возникновения предусмотренных настоящим Федеральным законом обстоятельств, исключающих возможность получения лицензий и разрешений.

Оружие относится к числу объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению. Аннулирование специального разрешения выступает административно - предупредительной мерой, а в силу ч. 1 ст. 238 ГК РФ прекращает право собственности лица на имущество, которое не может ему принадлежать в силу закона.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГГетманов Н.А. обратился в отдел лицензионно-разрешительной работы по г. Улан-Удэ и <адрес>У. Р. по <адрес> с заявлениями о выдаче лицензии на приобретение охотничьего оружия с нарезным стволом и патронов к нему.

ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения заявления и проведенных проверок по оперативным учетам на основании ч. 4 ст. 9 и п. 3 ч. 20 ст. 13 ФЗ "Об оружии" Гетманову Н.А. отказано в выдаче лицензии, о чем в его адрес направлено уведомление N80220-2454 от ДД.ММ.ГГГГ.

Основанием к отказу в выдаче соответствующей лицензии послужило наличие у административного истца погашенной судимости по приговору Заиграевского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за совершение преступления, предусмотренного п. «а», «в», «г» ч.2 ст. 162 УК РФ и назначено наказание в виде лишения свободы на срок 7 лет, с отбыванием наказания в исправительной колонии строго режима.

Разрешая требования Гетманова Н.А. о признании незаконным отказа в выдаче лицензии на приобретение огнестрельного оружия и патронов к нему, суд, исходит из того, что отказ является законным и обоснованным, поскольку вынесен в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ и в пределах полномочий государственного органа.

Отношения, возникающие на территории Российской Федерации при обороте оружия, каковым признаются устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов, регулируются ФЗ "Об оружии", который подразделяет оружие в зависимости от целей его использования соответствующими субъектами, а также по основным параметрам и характеристикам на три самостоятельные категории: гражданское, служебное, а также боевое ручное стрелковое и холодное (абзац второй статьи 1, статья 2), закрепляет обязательность лицензирования приобретения оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации за исключением предусмотренных этим законом случаев (часть 1 статья 9).

Лицензии на приобретение, экспонирование и коллекционирование оружия и патронов к нему выдаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальными органами на основании заявлений граждан Российской Федерации. Срок действия лицензии на приобретение оружия и патронов к нему - шесть месяцев со дня выдачи лицензии. Лицензии на экспонирование и коллекционирование оружия и патронов к нему действуют бессрочно (часть 2 статья 9).

Заявление о выдаче лицензии рассматривается указанными органами в течение месяца со дня его подачи. В заявлении указываются сведения о видах оружия, которое планируется приобрести, и мерах, принятых для обеспечения учета и сохранности оружия. Заявитель также обязан представить учредительные документы юридического лица или документы, удостоверяющие личность гражданина, и другие предусмотренные настоящим Федеральным законом документы (часть 3).

В целях определения сроков и последовательности административных процедур (действий) должностных лиц Р. и ее территориальных органов по предоставлению государственной услуги по выдаче гражданину Российской Федерации лицензии на приобретение огнестрельного оружия ограниченного поражения и патронов к нему, а также определения порядка получения информации заявителями по вопросам предоставления государственной услуги по выдаче гражданину Российской Федерации лицензии на приобретение огнестрельного оружия ограниченного поражения и патронов к нему Приказом Р. от ДД.ММ.ГГГГ N 93 утвержден "Административный регламент Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче гражданину Российской Федерации лицензии на приобретение огнестрельного оружия ограниченного поражения и патронов к нему".

Согласно пункту 46 Административного регламента в рамках проведения проверки полноты и достоверности сведений, указанных в заявлении и документах, сотрудником подразделения лицензионно-разрешительной работы в течение 2 рабочих дней со дня регистрации заявления формируются и направляются в электронной форме в МВД России запросы о предоставлении следующих сведений в отношении заявителя: пп. 46.1. фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии); пп. 46.2. число, месяц, год и место рождения; 46.3. серия и номер паспорта, орган, его выдавший, дата выдачи; 46.4. адрес регистрации по месту жительства; пп. 46.5. о наличии (отсутствии) неснятой или непогашенной судимости за преступление, совершенное умышленно, либо снятой или погашенной судимости за тяжкое или особо тяжкое преступление, совершенное с применением оружия (в целях определения оснований, препятствующих получению лицензии на приобретение оружия).

Поступившие материалы проверки анализируются и приобщаются сотрудником уполномоченного подразделения Р. к заявлению и документам для учета и доклада уполномоченному должностному лицу уполномоченного подразделения Р. при принятии решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии (часть 3 пункт 49).

При наличии оснований, предусмотренных пунктом 14 настоящего Административного регламента, осуществляется подготовка заключения об отказе в выдаче лицензии.

В соответствии с п. 3 ч. 20 ст. 13 ФЗ «Об оружии» одним из оснований, по которым, лицензия на приобретение оружия не выдается гражданам Российской Федерации, является имеющаяся неснятая или непогашенная судимость за преступление, совершенное умышленно, либо имеющаяся снятая или погашенная судимость за тяжкое или особо тяжкое преступление, совершенное с применением оружия.

Наличие названной судимости является основанием для непредоставления лицензии на приобретение оружия, а также разрешения на хранение и ношение оружия.

Установлено, что административный истец был судим приговором Заиграевского районного суда Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ за совершение преступления, предусмотренного п. «а», «в», «г» ч.2 ст. 162 УК РФ.

Судимость на день вынесения оспариваемого решения погашена. По обстоятельствам совершения вмененного приговором преступления Гетманов Н.А. совершил разбой, совершенный с угрозой применения насилия, опасного для жизни и здоровья,совершенный группой лиц по предварительному сговору, с незаконным проникновением в хранилище, с применением оружия, то есть совершил особо тяжкое преступление.

В связи с чем, суд приходит к выводу, что уполномоченный орган, установив у Гетманова Н.А. наличие судимости, что в соответствии с п. 3 ч. 20 ст. 13 Закона "Об оружии" является одним из оснований для отказа в выдаче лицензии, обоснованно отказал административному истцу в выдаче лицензии на приобретение огнестрельного оружия и патронов к нему и аннулировал ранее выданные лицензии серии РОХа №,19043965 на хранение и ношение огнестрельного оружия «МР-153» 12 калибра, , «Тигр» калибра 7,<адрес>92, выданному Гетманову Н.А. отделом ЛРР по г. Улан-Удэ У. Р. по РБ, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ/ДД.ММ.ГГГГ соответственно.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении N 2236-О от ДД.ММ.ГГГГ указал, что введенное ограничение, обусловленное правомерными, конституционно оправданными целями и имеющее дифференцированный характер (распространяется только на лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления с применением оружия), не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя в указанном им аспекте. Указанное ограничение как следствие повышенных требований, предъявляемых к лицам, претендующим на приобретение оружия, распространено законодателем на всех лиц, осужденных за тяжкое или особо тяжкое преступление, совершенное с применением оружия, вне зависимости от времени снятия или погашения судимости, тем самым обеспечивает равные условия действия данных требований, а потому не может рассматриваться как нарушающее предписания Конституции Российской Федерации, в том числе связанные с приданием обратной силы закону.

Суд находит, что ч. 6 ст. 86 УК РФ не применима к спорным правоотношениям, и что по смыслу ст. 13 ФЗ «Об оружии» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) выдача лицензий на приобретение оружия не допускается гражданам, имеющим судимость за совершение умышленного преступления, независимо от того, погашена она или нет.

Так, согласно ч. 2 ст. 2 УК РФ им устанавливаются основание и принципы уголовной ответственности, определяется, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями, и устанавливаются виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений.

Конституционный суд РФ в пункте 1.2 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 3-П "По делу о проверке конституционности положений Уголовного кодекса Российской Федерации, регламентирующих правовые последствия судимости лица, неоднократности и рецидива преступлений..." указал, что судимость представляет собой правовое состояние лица, обусловленное фактом осуждения и назначения ему по приговору суда наказания за совершенное преступление и влекущее при повторном совершении этим лицом преступления установленные уголовным законодательством правовые последствия.

Таким образом, положение ч. 6 ст. 86 УК РФ по смыслу уголовного законодательства Российской Федерации применяется к последствиям уголовно-правового характера.

Частью 3 ст. 55 Конституции РФ предусмотрена возможность ограничения федеральным законом прав и свобод человека в той мере, в которой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Право граждан на приобретение оружия не относится к правам, гарантированным Конституцией РФ, не является абсолютным и, исходя из положения ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, ограничено ст. 13 ФЗ "Об оружии" для лиц, однажды преступивших закон, в целях обеспечения защиты жизни и здоровья граждан, обеспечения общественной безопасности.

Содержание статьи 13 ФЗ "Об оружии" (в действующей редакции от ДД.ММ.ГГГГ) в отношении лиц, ранее судимых за умышленные преступления, не предусматривает устранение оспариваемых ограничений в случае погашения судимости.

В качестве основания несогласия с оспариваемым заключением Гетманов Н.А., в том числе ссылается на ранее выданные лицензии на приобретение оружия, однако наличие таких лицензий, вопреки ошибочной позиции административного истца, не свидетельствуют о безусловной обязанности административного ответчика выдать (продлить) разрешение на его ношение и хранение. Выдача административному истцу разрешения на ношение и хранение оружия в предшествующий период также не свидетельствует о наличии оснований для выдачи (продления) разрешения на хранение и ношение иного вида оружия, о котором он заявлял в своем обращении.

При указанных обстоятельствах, исковые требования не подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Гетманова Н. А. к У. Федеральной службы войск национальной гвардии по <адрес> о признании незаконным отказ в выдаче лицензии на приобретение охотничьего оружия с нарезным стволом и аннулировании разрешений на хранение и ношение оружия оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Номогоева З.К.

Верно: Судья Номогоева З.К.

Секретарь Цырендашиева Е.Ц.