Дело № 2а-4498/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Судья Центрального районного суда г. Новосибирска Е.А. Певина
при секретаре В.Е. Макушиной
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Юрикова О. НикО.ча к министерству строительства Новосибирской области о признании незаконным решения органа государственной власти
установил:
Юриков ОН обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству строительства Новосибирской области, указав в иске, что является вынужденным переселенцем, что подтверждается свидетельством от 30 августа 2013 года. 24 января 2003 года супруга административного истца Козлова ИА была поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий составом семьи 2 человека. 14 марта 2018 года брак между ними расторгнут. Решением Железнодорожного районного суда г. Новосибирска от 23 января 2019 года удовлетворены административные исковые требования Юрикова ОН к администрации Центрального округа г. Новосибирска, за административным истцом признано право на внесение изменений в список граждан-участников программы получателей государственных жилищных сертификатов, включении административного истца в список граждан участников подпрограммы для самостоятельного получения государственного жилищного сертификата исходя из даты постановки на учет – 24 января 2003 года. Во исполнение данного решения суда, на основании приказа администрации Центрального округа г. Новосибирска от 01 марта 2019 года Юриков ОН включен в состав участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» для самостоятельного получения государственного жилищного сертификата исходя из даты постановки на учет – ДД.ММ.ГГГГ, состав семьи 1 человек. В марте 2019 года административный истец обратился в администрацию Центрального округа г. Новосибирска за получением жилищного сертификата, однако, в его выдаче ему было отказано со ссылкой на решение Министерства строительства Новосибирской области от 26 марта 2019 года №, из которого следует, что жилищный сертификат Юрикову ОН в 2019 году не может быть предоставлен, поскольку списки граждан, претендующих на его получение формируются до 01 сентября года, предшествующего выдачи сертификата, Юриков ОН в указанный список на 2019 года не включен.
Административный истец с данным решением не согласен, полагает, что оно нарушает его права и не соответствует требованиям ч. 2 ст. 13 ГПК РФ ст. 18 Конституции, п.2 ст. 5 Закона Российской Федерации «О вынужденных переселенцах». Поскольку его супруга Козлова ИА, включенная в список на получение сертификата на 2019 год, отказалась от получения данного сертификата, то данный сертификат вместо неё мог быть выдан ему.
С учетом изложенного, просит суд признать незаконным решение министерства строительства Новосибирской области от 26 марта 2019 года № об отказе Юрикову О. НикО.чу в выдаче государственного жилищного сертификата в 2019 году.
Административный истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, направил в суд своего представителя Давыденко МН.
В судебном заседании представитель административного истца, действующая на основании доверенности и представившая суду диплом о наличии высшего юридического образования, заявленные требования поддержала, пояснила в соответствии с вышеизложенным.
Представитель административного ответчика Седых ИЮ, действующая на основании доверенности и представившая суду диплом о наличии высшего юридического образования, заявленные требования не признала, представила суду письменные возражения.
Представитель заинтересованного лица администрации <адрес> НН действующая на основании доверенности и представившая суду диплом о наличии высшего юридического образования, полагала, что оснований для удовлетворения требований административного истца не имеется, в настоящее время административный истец включен в список на получение сертификата на 2020 год. Поскольку порядок выдачи указанного сертификата определен Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральными законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153, а в отношении административного истца требования указанных Правил не могли быть соблюдены, поскольку решение суда вступило в законную силу лишь в 2019 году, то он не был включен в список на предоставление сертификата на 2019 год, который формируется до начала года, в котором должны выдаваться сертификаты. Выдать сертификат административному истцу вместо его супруги Козловой ИА, которая была включена в данный список, правовых оснований не имелось, поскольку такая замена на предусмотрена положениями указанных Правил.
Суд, выслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующим выводам.
Согласно ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, … должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч.11 ст. 226 КАС РФ).
Согласно части 2 статьи 227 КАС РФ суд выносит решение об удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными при совокупности следующих обстоятельств: если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Из материалов дела следует, что на основании решения Управления по делам миграции ГУВД Новосибирской области от 24 июля 2002 года Юриков О. НикО.ч, ДД.ММ.ГГГГ года рождения признан вынужденным переселенцем. Действие статуса вынужденного переселенца продлено до 24 июля 2020 года, что подтверждается сведениями, указанными в удостоверении вынужденного переселенца.
Из сводного списка граждан-участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральными законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подтвердивших свое участие в основном мероприятии в 2019 году следует, что под номером 2 в указанный список включена Козлова И. А., составом семьи 2 человека, дата постановки на учет – 24 января 2003 года (л.д.45 оборот).
Решением Железнодорожного районного суда г. Новосибирска от 23 января 2019 года, вступившего в законную силу 26 февраля 2019 года следует, что Юриков ОН состоял в браке с Козловой ИА до 14 марта 2018 года. Участником программы является одно лицо – Козлова И.А. с членом семьи – Юриковым ОН. Поскольку Юриков ОН имеет самостоятельный статус вынужденного переселенца (с 2002 года), то имеет право быть включенным в список граждан участников подпрограммы для самостоятельного получения государственного жилищного сертификата. С учетом установленных обстоятельств за Юриковым ОН признано право на внесение изменений в список граждан-участников программы получателей государственных жилищных сертификатов в соответствии со статусом вынужденного переселенца, включении в список граждан участников подпрограммы для самостоятельного получения государственного жилищного сертификата исходя из даты постановки на учет – 24 января 2003 года (л.д.7-8).
Из письма министерства строительства Новосибирской области от 26 марта 2019 года № 2450/45 следует, что поскольку Юриков ОН включен администрацией Центрального округа г. Новосибирска в состав участников основного мероприятия после утверждения сводного списка на 2019 год, в силу положений Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных постановление Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153, возможность выдачи Юрикову ОН сертификата в 2019 году отсутствует (л.д.9-10).
Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153 установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1710, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилого помещения, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Также, данным постановлением утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральными законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее по тексту Правила).
Согласно п. 2 Правил, сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения (далее - социальная выплата).
Сертификаты выпускаются ответственным исполнителем государственной программы в соответствии с графиком выпуска и распределения сертификатов на соответствующий год, утверждаемым Правительством Российской Федерации, в пределах средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год (п. 3 Правил).
Согласно подпункту «ж» пункта 5 Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в порядке, установленном настоящими Правилами, имеют граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания и включенные территориальными органами федерального органа исполнительной власти по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере миграции (далее - орган по контролю в сфере миграции) в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Пунктом 7 Правил предусмотрено, что из числа граждан - участников ведомственной целевой программы, указанных в подпунктах "а", "е" и "ж" пункта 5 настоящих Правил, социальные выплаты предоставляются во внеочередном порядке гражданам, имеющим право на предоставление жилых помещений вне очереди в соответствии с законодательством Российской Федерации, и в первоочередном порядке - гражданам, указанным в абзацах девятом и двенадцатом подпункта "а" пункта 5 настоящих Правил.
Административным истцом суду не представлены доказательства, подтверждающие его право на получение жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с требованиями статьи 57 ЖК РФ.
Пунктом 24 Порядка предусмотрено, что в целях организации работы по выдаче сертификатов в планируемом году формируются списки граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году.
Для включения в такой список гражданин - участник ведомственной целевой программы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации), осуществляющий учет граждан, или в администрацию г. Байконура, в которых находится его учетное дело, заявление об участии в ведомственной целевой программе в планируемом году (в произвольной форме).
Орган местного самоуправления (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации), осуществляющий учет граждан, и администрация г. Байконура до 1 августа года, предшествующего планируемому году, формируют списки граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году, по форме, установленной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (для граждан - участников ведомственной целевой программы, указанных в подпунктах "е" - "и" пункта 5 настоящих Правил), органом местного самоуправления закрытого административно-территориального образования (для граждан - участников ведомственной целевой программы, указанных в подпункте "к" пункта 5 настоящих Правил) или администрацией г. Байконура (для граждан - участников ведомственной целевой программы, указанных в подпункте "л" пункта 5 настоящих Правил), отдельно по каждой из категорий граждан, указанных в подпунктах "е" - "л" настоящих Правил, и представляют их в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (за исключением списков граждан, указанных в подпунктах "к" и "л" пункта 5 настоящих Правил).
Списки граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году, формируются: … в отношении граждан - участников ведомственной целевой программы, указанных в подпунктах "е" и "ж" пункта 5 настоящих Правил, - в хронологической последовательности, в какой граждане - участники ведомственной целевой программы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, с учетом их права на обеспечение жилыми помещениями вне очереди, установленного законодательством Российской Федерации.
В целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует в отношении граждан, указанных в подпунктах "е" и "ж" пункта 5 настоящих Правил, сводный список граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году (далее - сводный список), по форме согласно приложению N 2, утверждает его и в течение 10 рабочих дней после утверждения представляет его ответственному исполнителю государственной программы (на бумажном носителе и в электронном виде) (п.26 Правил).
Федеральные органы исполнительной власти представляют до 1 сентября года, предшествующего планируемому, ответственному исполнителю государственной программы сведения о необходимом количестве сертификатов на планируемый год (п. 27 Правил).
Поскольку решение Железнодорожного районного суда г. Новосибирска от 23 января 2019 года о признании за Юриковым ОН права на внесение изменений в список участников программы и включении его в список для самостоятельного получения сертификата, исходя из даты постановки на учет с 24 января 2003 года вступило в законную силу 26 февраля 2019 года, т.е. после формирования и утверждения сводного списка, после направления ответственному исполнителю государственной программы сведений о необходимом количестве сертификатов на планируемый 2019 года, то решение министерства строительства Новосибирской области от 26 марта 2019 года об отсутствии оснований для выдачи Юрикову ОН сертификата в 2019 году в связи с отсутствием его в сводном списке получателей сертификатов, соответствует требованиям указанных Правил.
Доводы административного истца в той части, что оспариваемое решение не соответствует требованиям ч. 2 ст. 13 ГПК РФ предписывающей обязательность исполнения всех судебных актов, вступивших в законную силу, не может быть принят судом во внимание, поскольку, указанное решение не возлагало на министерство строительства НСО обязанность выдать Юрикову ОН жилищный сертификат в 2019 году, а административный ответчик по указанному спору – администрация Центрального округа г. Новосибирск исполнила решение Железнодорожного суда г. Новосибирска решение суда исполнила в полном объеме, включив Юрикова ОН в список граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе для самостоятельного получения государственного жилищного сертификата исходя из даты постановки на учет – 24 января 2003 года. Требование к министерству строительства Новосибирской области о включении Юрикова ОН в сводный список на 2019 года с датой его постановки на учет с 24 января 2003 года не заявлялось, решение по данному требованию Железнодорожным районным судом г. Новосибирска не принималось.
Отсутствует в деянии министерства строительства Новосибирской области и нарушение требований ст. 18 Конституции Российской Федерации и п.2 ст. 5 Закона Российской Федерации «О вынужденных переселенцах», поскольку указанные нормы не устанавливают порядка предоставления государственного жилищного сертификата вынужденным переселенцам.
Оценка целесообразности действий государственного органа в части возможной выдачи сертификата Юрикову ОН место его бывшей супруги Козловой ИА, отказавшейся от его получения, не находится в компетенции суда, при этом, положениями Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральными законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» такая возможность не предусматривается. Мнение представителя административного истца в той части, что поскольку Правила не содержат запрета выдать сертификат лицу, не включенному в сводный список вместо лица, включенного в этот список и отказавшегося от его получения основаны на неверном понимании правовой природы административного законодательства.
Учитывая изложенное, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных административным истцом исковых требований.
Руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Юрикова О. НикО.ча к министерству строительства Новосибирской области о признании незаконным решения от 26 марта 2019 года № об отказе Юрикову О. НикО.чу в выдаче государственного жилищного сертификата в 2019 году, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Новосибирского областного суда в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья Е.А. Певина
Решение изготовлено судом в окончательной форме 20 сентября 2019 года.