№ 2а-449/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Выльгорт 30 мая 2019 года
Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе:
судьи Долгих Е.А.,
при секретаре судебного заседания Анисовец А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Дриневского А. В. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Коми о возложении обязанности списать безнадежную задолженность,
установил:
Дриневский А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Коми о возложении обязанности списать безнадежную задолженность в размере <данные изъяты>, образовавшуюся по состоянию на 31.12.2016. Требования мотивированы тем, что в апреле 2019 года он обратился в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Коми с заявлением о применении к нему налоговой амнистии, в удовлетворении которого ему отказано. Указывая на то, что законом № 436-ФЗ не предусмотрено издания каких-либо приказов Минфина РФ или методических рекомендаций для реализации положений законодательства, а также не указан срок списания задолженности, считает решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Коми незаконным.
Определением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 23.04.2019 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Республике Коми.
Административный истец Дриневский А.В., надлежащим образом извещенный о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Представитель административного ответчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Республике Коми Черных С.А. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, поддержав доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление.
Административный ответчик Управление Федеральной налоговой службы по Республике Коми и заинтересованное лицо УПФР в г. Сыктывкаре, надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили, предоставили отзывы на административное исковое заявление, в которых просили отказать в удовлетворении заявленных истцом требований.
Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.
Заслушав объяснения представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Дриневский А.В. зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>.
В период с 27.11.2012 по 13.07.2017 Дриневский А.В. был зарегистрирован в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя, основным видом деятельности которого являлось предоставление услуг в области растениеводства.
На основании ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ст.19 Налогового кодекса Российской Федерации Дриневский А.В. является налогоплательщиком.
Статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги, вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах, представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей.
В соответствии с положениями статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (в редакции, действующей в момент возникновения спорных правоотношений) установлено, что плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся: лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями; индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
В силу положений ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (в редакции, действующей в момент возникновения спорных правоотношений) если плательщик страховых взносов относится одновременно к нескольким категориям плательщиков страховых взносов, указанным в части 1 указанной статьи или в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования, он исчисляет и уплачивает страховые взносы по каждому основанию.
Согласно сведениям, предоставленным налоговым органом, Дриневский А.В. являлся плательщиком страховых взносов по двум основаниям – как лицо, производящее выплаты работникам, и как индивидуальный предприниматель.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» ( в редакции, действующей в момент возникновения спорных правоотношений) плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 указанной статьи.
Размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено указанной статьей:
1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз;
2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
Фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного пунктом 3 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
Согласно части 9 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (в редакции, действующей в момент возникновения спорных правоотношений), налоговые органы направляют в органы контроля за уплатой страховых взносов сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период, определяемых в соответствии с частью 8 указанной статьи, не позднее 15 июня года, следующего за истекшим расчетным периодом. После указанной даты до окончания текущего расчетного периода налоговые органы направляют сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период в органы контроля за уплатой страховых взносов в срок не позднее 1-го числа каждого следующего месяца.
В соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (в редакции, действующей в момент возникновения спорных правоотношений) сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. В случае, если в указанной информации отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 указанного Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
Частью 9 статьи 15 Закона №212-ФЗ Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (в редакции, действующей в момент возникновения спорных правоотношений) установлено, что плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации на бумажном носителе не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, а в форме электронного документа не позднее 20-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Форма расчета и порядок ее заполнения утверждаются органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Согласно ч. 1 и 2 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (в редакции, действующей в момент возникновения спорных правоотношений) расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, а отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
Дриневский А.В. представил расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ и на обязательное медицинское страхование в ФОМС по форме РСВ-1 ПФР за 2014-2016 годы.
Частью 1 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (в редакции, действующей в момент возникновения спорных правоотношений) установлено, что расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Частью 2-4 вышеуказанной статьи установлено, что страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
Сумма страховых взносов исчисляется плательщиками страховых взносов отдельно в отношении Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Уплата страховых взносов осуществляется отдельными расчетными документами, направляемыми в Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на соответствующие счета Федерального казначейства.
В 2014 году сумма фиксированного платежа составляла <данные изъяты> – взносы на страховую часть пенсии, <данные изъяты> – взносы на обязательное медицинское страхование.
Согласно представленному расчету по страховым взносам за 2014 год Дриневским А.В. получен доход в размере <данные изъяты>, начислено страховых взносов, направленных на финансирование страховой части трудовой пенсии 1% свыше 300 000 рублей -<данные изъяты>. В 2015 году в счет погашения задолженности поступило <данные изъяты>, соответственно остаток задолженности составил <данные изъяты>.
В 2015 году сумма фиксированного платежа составляла <данные изъяты><данные изъяты> - взносы на страховую часть пенсии, <данные изъяты><данные изъяты> – взносы на обязательное медицинское страхование.
Согласно данным УПФР в Корткеросском районе Республики Коми Дриневским А.В. получен доход в размере <данные изъяты><данные изъяты>, следовательно, сумма страховых взносов, направленных на финансирование страховой части трудовой пенсии 1% свыше 300 000 рублей - в размере <данные изъяты>. Страховые взносы на обязательное медицинское страхование, зачисляемые в федеральный фонд ОМС начислены размере <данные изъяты><данные изъяты>
В 2016 году сумма фиксированного платежа составляла <данные изъяты> – взносы на страховую часть пенсии; <данные изъяты> – взносы на обязательное медицинское страхование
Согласно данным УПФР в Корткеросском районе Республики Коми Дриневским А.В. получен доход в размере <данные изъяты>, следовательно, сумма страховых взносов, направленных на финансирование страховой части трудовой пенсии 1% свыше 300 000 рублей - в размере <данные изъяты>. Страховые взносы на обязательное медицинское страхование, зачисляемые в федеральный фонд ОМС в размере <данные изъяты>.
Согласно представленному расчету по страховым взносам за 2015 год по форме РСВ – 1 Дриневским А.В. начислено страховых взносов, направленных на финансирование страховой части трудовой пенсии в размере <данные изъяты>
Согласно представленному расчету по страховым взносам за 2016 год по форме РСВ – 1 Дриневским А.В. начислено страховых взносов, направленных на финансирование страховой части трудовой пенсии в размере <данные изъяты> за 1 квартал 2016 года, в размере <данные изъяты> за полугодие 2016 года, в размере <данные изъяты> за 9 месяцев 2016 года, в размере <данные изъяты> за 2016 год; страховые взносы на обязательное медицинское страхование, зачисляемые в федеральный фонд ОМС начислены в размере <данные изъяты> за 1 квартал 2016 года, в размере <данные изъяты> за полугодие 2016 года, в размере <данные изъяты> за 9 месяцев 2016 года, в размере <данные изъяты> за 2016 год.
В установленные законом сроки страховые взносы Дриневским А.В. не уплачены.
В связи с неуплатой страховых взносов в установленный сроки на недоимку в порядке ст. 25 Федерального закона № 212-ФЗ Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (в редакции, действующей в момент возникновения спорных правоотношений) производилось начисление пени (расчеты пени приложены к заявлению).
Статьей 18 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (в редакции, действующей в момент возникновения спорных правоотношений) установлено, что плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Пунктом 1 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
В соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (в редакции, действующей в момент возникновения спорных правоотношений) сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. В случае, если в указанной информации отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
Таким образом, положения п. 1 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" распространяются на сумму задолженности страховых взносов, начисленных плательщикам в восьмикратном размере при отсутствии сведений о доходах.
Оценив установленные обстоятельства, с учетом анализа приведенных норм, суд приходит к выводу о том, что сумма в размере <данные изъяты> не может быть признана безнадежной к взысканию и не подлежит списанию.
Учитывая вышеизложенное и руководствуясь ст. 175-180, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление Дриневского А. В. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Коми о возложении обязанности списать безнадежную задолженность в размере <данные изъяты>, образовавшуюся по состоянию на 31.12.2016, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 04.06.2019 года.
Судья Е.А. Долгих