Адм. дело № 2а-449/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 октября 2020 года п. Оричи Кировской области
Оричевский районный суд Кировской области в составе:
председательствующего судьи Капустей И.С.,
при секретаре Жвакиной Т.И.,
с участием: представителя административного истца – администрации Оричевского городского поселения Оричевского района Кировской области Бизяева М.Г.,
представителя административного ответчика – оГИБДД МО МВД России «Оричевский», административного ответчика - главного государственного инспектора безопасности дорожного движения по Оричевскому и Верхошижемскому районам Казаковцева Д.А.,
представителя административного ответчика – МО МВД России «Оричевский» – Бушуевой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Оричевского городского поселения Оричевского района Кировской области к оГИБДД МО МВД России «Оричевский» о признании незаконными действий ГИ ДН оГИБДД МО МВД России «Оричевский» по проведению проверки соответствия уличной дорожной сети пгт Оричи обязательным требованиям по обеспечению безопасности дорожного движения, составлению по её результатам акта выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 12 августа 2019 года, оспаривании предписания об устранении недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 13 августа 2019 года, признании незаконными действий ГИ ДН оГИБДД МО МВД России «Оричевский» по проведению проверки исполнения предписания от 13 августа 2019 года, составлении по её результатам акта выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 26 августа 2019 года,
у с т а н о в и л:
Администрация Оричевского городского поселения Оричевского района Кировской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к оГИБДД МО МВД России «Оричевский» о признании незаконными действий ГИ ДН оГИБДД МО МВД России «Оричевский» по проведению проверки соответствия уличной дорожной сети пгт Оричи обязательным требованиям по обеспечению безопасности дорожного движения, составлению по её результатам акта выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 12 августа 2019 года, оспаривании предписания об устранении недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 13 августа 2019 года, признании незаконными действий ГИ ДН оГИБДД МО МВД России «Оричевский» по проведению проверки исполнения предписания от 13 августа 2019 года, составлении по её результатам акта выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 26 августа 2019 года.
По результатам проведенной проверки государственным инспектором дорожного надзора (далее по тексту-ГИ ДН) оГИБДД МО МВД России «Оричевский» Глызиным И.В. 12 августа 2019 года составлен акт выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения.
13 августа 2019 года на основании вышеуказанного акта главным ГИ БДД по Оричевскому и Верхошижемскому районам Казаковцевым Д.А. администрации поселения выдано предписание об устранении выявленных недостатков.
18 сентября 2019 года на основании данного акта от 12 августа 2019 года, ГИ ДН составлен протокол об административном правонарушении о привлечении администрации поселения по части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
26 августа 2019 года ГИ ДН без уведомления и участия представителя администрации поселения проведено повторное обследование улично-дорожной сети пгт Оричи в целях проверки исполнения предписания, в ходе которого ГИ ДН установлено, что администрацией поселения не выполнены в полном объёме пункты 1, 2, 4, 7, 8 и 9 предписания. По результатам осмотра ГИ ДН составлен акт выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 26 августа 2019 года.
18 сентября 2019 года на основании данного акта от 26 августа 2019 года, ГИ ДН составлен протокол об административном правонарушении о привлечении администрации поселения к административной ответственности по части 27 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом уточнения исковых требований (т. 2 л.д. 238) просит суд: признать незаконными действия ГИ ДН оГИБДД МО МВД России «Оричевский» Глызина И.В. по проведению 12 августа 2019 года проверки соответствия улично-дорожной сети пгт Оричи обязательным требованиям по обеспечению безопасности дорожного движения и составлению по её результатам акта выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 12 августа 2019 года; признать незаконным предписание об устранении выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, выданное 13 августа 2019 года главным ГИБДД по Оричевскому и Верхошижемскому районам Казаковцевым Д.А.; признать незаконными действия ГИ ДН оГИБДД МО МВД России «Оричевский» Глызина И.В. по проведению 26 августа 2019 года проверки исполнения предписания об устранении выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, выданного 13 августа 2019 года главным ГИБДД по Оричевскому и Верхошижемскому районам Казаковцевым Д.А. администрации Оричевского городского поселения, и составлению по её результатам акта выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 26 августа 2019 года.
В судебном заседании представитель административного истца администрации Оричевского городского поселения Бизяев М.Г. заявленные требования поддержал, дав пояснения аналогичные изложенным в административном иске. Дополнительно суду пояснил, что в настоящее время не исполнены следующие пункты предписания от 13 августа 2019 года: пункт 1- в части участка дороги от д. 57 до д. 61 по ул. Свободы пгт Оричи, пункты 7 и 8. В остальной части предписание исполнено.
Определением суда от 05 октября 2020 года к участию в деле административных соответчиков привлечены: главный государственный инспектор безопасности дорожного движения по Оричевскому и Верхошижемскому районам Казаковцев Д.А. и МО МВД России «Оричевский». (т. 2 л.д. 2)
В судебном заседании представитель административного ответчика оГИБДД МО МВД России «Оричевский», административный соответчик – главный государственный инспектор безопасности дорожного движения по Оричевскому и Верхошижемскому районам Казаковцев Д.А., не признавая исковые требования, пояснил, что проводимая проверка на предмет соответствия улично-дорожной сети требованиям законодательства о безопасности дорожного движения проводилась в рамках повседневного надзора по Приказу МВД России № 380 от 30.03.2015. Данная проверка не относится ни к плановой, ни к внеплановой.
В судебном заседании представитель административного соответчика – МО МВД России «Оричевский» – Бушуева Е.Н. пояснила, что исковые требования администрации Оричевский городского поселения удовлетворению не подлежат, поскольку действия ГИ ДН оГИБДД МО МВД России «Оричевский» Глызина И.В. и последующие действия главного ГИБДД по Оричевскому и Верхошижемскому районам Казаковцева Д.А. являются законными. По обстоятельствам дела дала пояснения, аналогичные изложенным в письменном отзыве. (т.2 л.д. 11-13)
Заслушав стороны, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности, суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
Согласно статье 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон № 196-ФЗ), ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Как следует из статьи 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Закон - № 257-ФЗ), к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в том числе, и осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Аналогичные положения содержатся в статьях 14 и 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В силу статьи 3 Закона № 257-ФЗ, под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Пунктом 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе и дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населённых пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населённых пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 8 статьи 6 Закона № 257-ФЗ, к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населённых пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно пункту 4 статьи 6 Закона № 196-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчётным), утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населённых пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничениях или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населённых пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно выписке из приказа от 20 октября 2017 года № 165 л/с, Глызин И.В. назначен на должность инспектора дорожного надзора отделения ГИБДД Оричевский МВД России «Оричевский» с 23 октября 2017 года. (т. 1 л.д. 99)
01 октября 2019 года Глызин И.В. государственный инспектор дорожного надзора отделения ГИБДД МО МВД России «Оричевский» уволен со службы в органах внутренних дел. (т. 1 л.д.100)
Как следует из раздела III. «Обязанности» должностного регламента государственного инспектора дорожного надзора отделения ГИБДД МО МВД России «Оричевский» Глызина И.В., утверждённого начальником МО МВД России «Оричевский» 20 марта 2018 года, с которым Глызин И.В. ознакомлен 20 марта 2018 года, государственный инспектор дорожного надзора отделения ГИБДД МО МВД России «Оричевский»: рассматривает и подготавливает предложения по проектам на строительство и реконструкцию дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, объектов дорожного сервиса в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения; участвует в работе комиссий по проверке эксплуатационного состояния дорог, улиц, дорожных сооружений и железнодорожных переездов, комиссиях по безопасности дорожного движения на районных уровнях; по выявленным недостаткам в содержании дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов готовит информации в органы исполнительной власти; осуществляет контроль за исполнением предписаний; осуществляет информирование органов прокуратуры; организует и участвует в проведении комплексных проверок автодорог Оричевского и Верхошижемского районов. Участвует в работе комиссий по проверке эксплуатационного состояния автодорог общего пользования области; изучает условия движения и разрабатывает предложения по их совершенствованию; осуществляет контроль за соблюдением юридическими лицами независимо от форм собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства законодательства Российской Федерации, правил, стандартов и технических норм ГОСТ в области обеспечения безопасности дорожного движения в соответствии с приказом МВД № 380 от 03 марта 2015 года «Об утверждении Административного регламента МВД РФ исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области БДД в части соблюдения требований законодательства РФ о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог»; анализирует информацию о состоянии безопасности дорожного движения, причинах и условиях, способствующих совершению дорожно-транспортных происшествий, связанных с неудовлетворительным состоянием дорог, незамедлительно принимает меры административного воздействия к виновным лицам; готовит и выдаёт предписания, представления по устранению причин и условий дорожно-транспортных происшествий, ведёт контрольно наблюдательное дело, размещает данную информацию в АИУС Госавтоинспекции в соответствии с контрольными сроками установленными УГИБДД по Кировской области, начальником ОГИБДД, выполняет иные обязанности. (т. 1 л.д. 103-111)
Как следует из графика несения службы ОГИБДД МО МВД России «Оричевский» на август 2019 года, 12 августа 2019 года, 26 августа 2019 года Глызин И.В. работал в п. Оричи в 1 смену (с 07 ч. до 16 ч.). (т.1 л.д. 101)
В соответствии с актом выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, составленным ГИ ДН оГИБДД МО МВД России «Оричевский» Глызиным И.В. в присутствии заместителя главы администрации Оричевского городского поселения Багаева А.В., 12 августа 2019 были выявлены нарушения требований пп. 5.2.4, 5.3.1, 6.2.1, 6.2.4, ГОСТ Р 50597-2017; пп. 5.3.2 6.2.2, 6.2.17 ГОСТ Р 52289-2004 на участках дорог по улицам пгт Оричи: Комсомольской, Колхозной, Советской, Молодой Гвардии, Свободы, Карла Маркса, 8 Марта. (т.1 л.д. 21)
13 августа 2019 года МО МВД России «Оричевский» в адрес администрации Оричевского городского поселения было выдано предписание, в котором предложено организовать выполнение мероприятий по устранению недостатков эксплуатационного состояния улично-дорожной сети на территории Оричевского городского поселения в соответствии с требованиями действующих норм и правил. Предписание содержит предупреждение о привлечении к административной ответственности в случае его невыполнения, получено главой администрации – Федяевой С.Н. 13 августа 2019 года. (т. 1 л.д. 20)
Из акта выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств, составленным 26 августа 2019 года ГИ ДН оГИБДД МО МВД России «Оричевский» Глызиным И.В. следует, что администрацией Оричевский городского поселения не исполнены 6 из 9 пунктов предписания. (т. 1 л.д.19)
Постановлением мирового судьи судебного участка № 33 Оричевского судебного района Кировской области от 6 ноября 2019 года администрация Оричевского городского поселения признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100000 рублей. (т.2 л.д.178-205)
Штраф уплачен 13 ноября 2019 года. (т.2 л.д.206)
Решением Оричевского районного суда Кировской области от 18 декабря 2019 года постановление мирового судьи от 6 ноября 2019 года оставлено без изменения, жалоба главы администрации - без удовлетворения. (т. 2 л.д. 219-222)
Постановлением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 18 декабря 2019 года постановление мирового судьи от 6 ноября 2019 года и решение Оричевского районного суда Кировской области от 18 декабря 2019 года оставлены без изменения, жалоба главы администрации – без удовлетворения. (т.2 л.д. 231-237)
Довод представителя административного истца, указанный в административном иске, о нарушении порядка проведения проверки, предусмотренного Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» основан на неверном толковании норм материального права.
В соответствии с пунктами 81, 86 Приказа МВД России от 30 марта 2015 года № 380 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог» надзор за дорожным движением осуществляется непрерывно.
Положения административного регламента не предполагают проведение проверки, предусмотренной Федеральным законом № 294-ФЗ.
Довод представителя административного истца, указанный в административном иске, о том, что предписание от 13 августа 2019 года неисполнимо и соответственно незаконно, поскольку в установленный срок до 23 августа 2019 года его исполнить невозможно при необходимости соблюдения процедуры, предусмотренной Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», суд отклоняет.
Суд считает, что оспариваемое административным истцом предписание принято в соответствии с требованиями правовых актов, уполномоченным должностным лицом в пределах предоставленных ему полномочий, с указанием регламентирующих данные правоотношения нормативных актов, выявленных нарушений и сроков их исполнения. Наличие указанных в предписании нарушений стороной административного истца не отрицается. Доказательствами по делу подтверждено наличие указанных в предписании нарушений, предписание соответствует предъявляемым к нему требованиям. Кроме того, обжалуемым предписанием административному истцу предложено не выполнить, а организовать в указанные сроки выполнение мероприятий по устранению выявленных нарушений, что свидетельствует о несостоятельности доводов административного истца о неисполнимости предписания в части установленных в нем сроков.
Тот факт, что постановлением мирового судьи судебного участка № 33 Оричевского судебного района Кировской области от 31 октября 2019 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 27 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Оричевского городского поселения прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения (т.2 л.д. 21-30, 174-175), не свидетельствует об отсутствии нарушений соответствия улично-дорожной сети требованиям законодательства о безопасности дорожного движения на дату проведения проверок 12.08.2019, 26.08.2019.
Довод представителя административного истца, указанный в административном иске, о том, что 26.08.2019 проверка проведена без уведомления и участия представителя администрации, поэтому нарушены права администрации, суд отклоняет.
При проведении повседневной проверки недостатки в содержании дорог выявлены, указанное обстоятельство административным истцом не опровергнуто. Обязанность надзорного органа (ГИБДД) направлять поднадзорному лицу (администрации) уведомление о начале осуществления административной процедуры по надзору за дорожным движением, уведомление о проверке исполнения предписания, а также вручения акта выявленных нарушений вопреки доводам административного истца Административным регламентом исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог, утвержденным приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 30 марта 2015 г. N 380, не предусмотрена.
В судебном заседании установлено, что правовых оснований для признания незаконными действий ГИ ДН оГИБДД МО МВД России «Оричевский» Глызина И.В. по проведению 12 августа 2019 года проверки соответствия улично-дорожной сети пгт Оричи обязательным требованиям по обеспечению безопасности дорожного движения и составлению по её результатам акта выявленных недостатков от 12 августа 2019 года, признании незаконным предписания, выданного 13 августа 2019 года главным ГИБДД по Оричевскому и Верхошижемскому районам Казаковцевым Д.А., признании незаконными действий ГИ ДН оГИБДД МО МВД России «Оричевский» Глызина И.В. по проведению 26 августа 2019 года проверки исполнения предписания от 13 августа 2019 года и составлению по её результатам акта выявленных недостатков от 26 августа 2019 года не имеется, поскольку данные действия осуществлены уполномоченными должностными лицами при наличии достаточных к тому оснований, и в пределах их компетенции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении административных исковых требований Администрации Оричевского городского поселения Оричевского района Кировской области о признании незаконными действии ГИ ДН оГИБДД МО МВД России «Оричевский» Глызина И.В. по проведению 12 августа 2019 года проверки соответствия улично-дорожной сети пгт Оричи обязательным требованиям по обеспечению безопасности дорожного движения и составлению по её результатам акта выявленных недостатков от 12 августа 2019 года, о признании незаконным предписания, выданного 13 августа 2019 года главным ГИБДД по Оричевскому и Верхошижемскому районам Казаковцевым Д.А., о признании незаконными действий ГИ ДН оГИБДД МО МВД России «Оричевский» Глызина И.В. по проведению 26 августа 2019 года проверки исполнения предписания от 13 августа 2019 года и составлению по её результатам акта выявленных недостатков от 26 августа 2019 года, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Оричевский районный суд.
Председательствующий И.С. Капустей
Мотивированное решение изготовлено 03.11.2020г.