Дело № 2а-449/2020 КОПИЯ
№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Александровск 23 октября 2020 года
Александровский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Горлановой Н.Н.,
при секретаре судебного заседания Ефимовой И.Л.,
с участием административного истца ФИО1,
административного ответчика председателя Думы Александровского муниципального округа ФИО2,
представителя административных ответчиков председателя Думы Александровского муниципального округа ФИО2, Думы Александровского муниципального округа – ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Александровске административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к председателю Думы Александровского муниципального округа ФИО2, Думе Александровского муниципального округа
о признании незаконным действия председателя Думы Александровского муниципального округа ФИО2, выразившегося в отказе ставить на голосование для включения в повестку дня внеочередного заседания Думы Александровского муниципального округа 20.08.2020 проекта решения «О внесении изменений в решение Думы Александровского муниципального округа от 26.11.2019 № 33 «О принятии Регламента Думы Александровского муниципального округа», внесенного административным истцом с целью дальнейшего рассмотрения депутатами Думы Александровского муниципального округа,
возложении обязанности на председателя Думы Александровского муниципального округа ФИО2 поставить на голосование о включении в повестку дня заседания Думы Александровского муниципального округа проект решения «О внесении изменений в решение Думы Александровского муниципального округа от 26.11.2019 № 33 «О принятии Регламента Думы Александровского муниципального округа», внесенный административным истцом для рассмотрения депутатами и принятия ими решения о возможности включения его в повестку дня заседания Думы Александровского муниципального округа на ближайшем заседании Думы Александровского муниципального округа
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением, с учетом уточненных административных исковых требований, о признании незаконным действия председателя Думы Александровского муниципального округа ФИО2, выразившееся в отказе ставить на голосование для включения в повестку дня внеочередного заседания Думы Александровского муниципального округа 20.08.2020 проекта решения «О внесении изменений в решение Думы Александровского муниципального округа от 26.11.2019 № 33 «О принятии Регламента Думы Александровского муниципального округа», внесенного административным истцом с целью дальнейшего рассмотрения депутатами Думы Александровского муниципального округа, возложении обязанности на председателя Думы Александровского муниципального округа ФИО2 поставить на голосование о включении в повестку дня заседания Думы Александровского муниципального округа проект решения «О внесении изменений в решение Думы Александровского муниципального округа от 26.11.2019 № 33 «О принятии Регламента Думы Александровского муниципального округа», внесенный административным истцом для рассмотрения депутатами и принятия ими решения о возможности включения его в повестку дня заседания Думы Александровского муниципального округа на ближайшем заседании Думы Александровского муниципального округа.
Требования мотивировала тем, что 20.08.2020 административным истцом, депутатом Думы Александровского муниципального округа Пермского края (далее - Дума АМО) на имя председателя Думы АМО в аппарат Думы АМО внесен проект решения «О внесении изменений в решение Думы Александровского муниципального округа от 26.11.2019 № 33 «О принятии Регламента Думы Александровского муниципального округа» для включения в повестку дня ближайшего заседания Думы АМО, которое должно было состояться 20.08.2020 в 10.00 с целью рассмотрения депутатами и принятия по данному проекту решения Думы АМО либо его отклонению. Данное заседание должно было быть внеочередным. Согласно п. 2 ст. 12 Регламента Думы АМО (далее - Регламент Думы АМО), утвержденного решением Думы АМО от 26.11.2019 № 33 «О принятии Регламента Думы Александровского муниципального округа» к данному проекту решения было приложено сопроводительное письмо, в котором была указана фамилия лица, являющегося инициатором внесения, разработавшего данный проект, а также фамилия докладчика. Кроме того, к проекту представлена пояснительная записка, содержащая обоснование необходимости принятия правового акта, а также ссылки на законы или иные нормативные правовые акты, в соответствии с которыми необходимо принять данное решение и сравнительная таблица. В нарушение требований законодательства председателем Думы АМО ФИО2, в отсутствии полномочий, указанный проект решения, внесенный депутатом Думы АМО ФИО1, отклонен единолично, на рассмотрение и голосование депутатов думы АМО не вынесен. Своим действием председатель Думы АМО ФИО2 превысила свои полномочия, тем самым нарушила право административного истца на правотворческую инициативу, которая гарантируется Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и создала препятствия для осуществления им своих полномочий.
В судебном заседании административный истец ФИО1 требования административного искового заявления, с учетом уточненных административных исковых требований, поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении и в отзыве на возражения административного ответчика. В судебном заседании дополнительно пояснила, что 20.08.2020 перед внеочередным заседанием Думы АМО она занесла проект решения «О внесении изменений в решение Думы Александровского муниципального округа от 26.11.2019 № 33 «О принятии Регламента Думы Александровского муниципального округа» для включения в повестку дня заседания Думы АМО, которое должно было состояться 20.08.2020 в 10.00. Проект представила на бумажном носителе, если бы данный проект решения был включен в повестку дня, она представила бы его и на электронном носителе. Полагает, что нарушений Регламента Думы АМО с ее стороны не было, все правила и нормы ей были соблюдены, в пояснительной записке указаны цели и задачи, имеются ссылки на законы и иные нормативные правовые акты. Однако, председатель Думы АМО ФИО2 отказалась ставить на голосование вопрос о включении в повестку внеочередного заседания Думы АМО ее проект решения «О внесении изменений в решение Думы Александровского муниципального округа от 26.11.2019 № 33 «О принятии Регламента Думы Александровского муниципального округа», чем нарушила право административного истца выступать с нормотворческой инициативой.
Представитель административного истца ФИО4 в судебном заседании уточненные административные исковые требования поддержала по доводам, изложенным в отзыве на возражения административного ответчика.
Административный ответчик председатель Думы Александровского муниципального округа ФИО2 исковые требования не признала, поддержала доводы возражений на административное исковое заявление. В судебном заседании дополнительно пояснила, что проект решения, представленный депутатом ФИО1 не соответствовал требованиям ст. 12 Регламента Думы АМО, поскольку административный истец проект представила непосредственно перед заседанием Думы АМО, времени на его изучение ни у председателя Думы, ни у депутатов не было, также ФИО1 не представила проект на электронном носителе, в пояснительной записке не указала характеристику целей и задач основных положений будущего решения, необходимости рассмотрения данного проекта решения ФИО1 на внеочередном заседании Думы АМО не было. Она воспользовалась своим правом, предоставленным ей п. 5.4.16 Положения о Думе АМО, утвержденного решением Думы АМО № 8 от 16.10.2019, который дает ей право на внесение на рассмотрение Думы проектов решений Думы. Полагает, что она действовала строго по закону, права ФИО1 не были нарушены. Кроме того, 24.09.2020 на очередном заседании Думы АМО проект решения депутата ФИО1 рассмотрен.
Представитель административных ответчиков председателя Думы Александровского муниципального округа, Думы Александровского муниципального округа ФИО3 административные исковые требования не признала, пояснила в судебном заседании, что на внеочередном заседании Думы АМО рассматриваются вопросы безотлагательного характера в соответствии с п. 5 ст. 11 Регламента Думы АМО. Пункт 7 ст. 11 Регламента Думы АМО лишь дополняет пункт 5, позволяет включать в повестку заседания дополнительные вопросы, но только те, которые также требуют немедленного решения. 20.08.2020 было внеочередное заседание Думы АМО. Проект решения депутата ФИО1 не являлся безотлагательным, он был плановым, который можно рассмотреть на очередном заседании Думы. Кроме того, ФИО1 подала проект решения с нарушениями ст. 12 Регламента Думы АМО, она не представила проект решения на электронном носителе, в пояснительной записке не указала цели и задачи. Председатель Думы АМО ФИО2 была вправе вернуть проект решения ФИО1, но она поступила лояльно и предложила рассмотреть данный вопрос на ближайшем очередном заседании Думы АМО, проект ФИО1 не возвращен. ФИО2 не поставила вопрос о включении в повестку заседания проекта решения ФИО1, и она имела на это право. Права административного истца ничем не нарушены, ее проект решения рассмотрен на очередном заседании Думы АМО 24.09.2020.
Заинтересованное лицо прокурор г. Александровска в судебное заседание не явился, просил рассмотреть административное дело без его участия (л.д. 139).
Суд, заслушав административного истца ФИО1, ее представителя ФИО4, административного ответчика председателя Думы Александровского муниципального района ФИО2, представителя административных ответчиков ФИО3, исследовав представленные доказательства, материалы дела, считает, что требования административного искового заявления заявлены законно и обоснованно и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В судебном заседании установлено 20.08.2020 депутатом Думы Александровского муниципального округа Пермского края ФИО1 на имя председателя Думы АМО в аппарат Думы АМО внесен проект решения «О внесении изменений в решение Думы Александровского муниципального округа от 26.11.2019 № 33 «О принятии Регламента Думы Александровского муниципального округа» для включения в повестку дня ближайшего заседания Думы АМО, которое должно было состояться 20.08.2020 в 10.00 с целью рассмотрения депутатами и принятия по данному проекту решения Думы АМО либо его отклонению (л.д. 9).
К данному проекту решения приложены пояснительная записка, сравнительная таблица, сопроводительное письмо (л.д. 10, 11, 12).
Как следует из протокола внеочередного заседания Думы АМО от 20.08.2020 № 27 депутатом ФИО1 внесено предложение о включении в повестку заседания Думы АМО дополнительного вопроса «О внесении изменений в решение Думы Александровского муниципального округа от 26.11.2019 № 33 «О принятии Регламента Думы Александровского муниципального округа». Председатель Думы АМО ФИО2, пользуясь правом председателя Думы, не поставила данный вопрос на голосование для включения его в повестку заседания Думы, поскольку данный вопрос требовал изучения, немедленного рассмотрения не требовал (л.д. 81-84).
В силу требований ч. ч. 1, 2 ст. 46 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» проекты муниципальных правовых актов могут вноситься депутатами представительного органа муниципального образования, главой муниципального образования, иными выборными органами местного самоуправления, главой местной администрации, органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан, а также иными субъектами правотворческой инициативы, установленными уставом муниципального образования.
Порядок внесения проектов муниципальных правовых актов, перечень и форма прилагаемых к ним документов устанавливаются нормативным правовым актом органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления, на рассмотрение которых вносятся указанные проекты.
Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 32 Устава Александровского муниципального округа Пермского края, утвержденного решением Думы Александровского муниципального округа № 23 от 26.11.2019, проекты муниципальных правовых актов могут вноситься депутатами Думы Александровского муниципального округа, группами депутатов Думы Александровского муниципального округа, комиссиями Думы Александровского муниципального округа, главой Александровского муниципального округа, Контрольно-счетной палатой Александровского муниципального округа (по вопросам ее компетенции), избирательной комиссией Александровского муниципального округа (по вопросам ее компетенции), органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан, прокурором города Александровска (по вопросам его компетенции).
Решением Думы Александровского муниципального округа № 33 от 26.11.2019 утвержден Регламент Думы Александровского муниципального округа (далее - Регламент).
В силу положений ст. 11 Регламента заседания могут быть очередными и внеочередными, открытыми и закрытыми, выездными, а также рабочими.
Пунктом 1 ст. 2 Регламента установлено, что деятельность Думы основывается на принципах политического многообразия и многопартийности, свободного обсуждения и коллективного решения вопросов, взаимного уважения и делового контакта при обсуждении вопросов и принятии решений.
Пунктом 3 ст. 3 Регламента установлено, что для реализации своих полномочий на заседаниях Думы депутат имеет право вносить на рассмотрение Думы проекты правовых актов, а также вносить предложения и замечания по повестке дня, по порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов.
В соответствии с п. 1 ст. 13 Регламента документы по предложениям (вопросам) в повестку дня предоставляются не позднее 10 календарных дней до дня проведения очередного заседания Думы (либо непосредственно на заседании, если Думой принято решение о включении в повестку дня дополнительных вопросов).
В силу требований ст. 26 Регламента председатель заседания, в том числе ставит на голосование проекты решений и предложения депутатов по рассматриваемым вопросам. При этом любое предложение депутата или его поправка к проекту ставится на голосование в обязательном порядке с соблюдением правил, установленных настоящим Регламентом.
Пунктом 1 ст. 28 Регламента определено, что вопрос о включении поступивших предложений в повестку дня решается путем открытого голосования по каждому предложению отдельно (или списком) большинством голосов депутатов, присутствующих на заседании.
Вопрос об утверждении повестки дня в целом решается путем открытого голосования большинством голосов депутатов, присутствующих на заседании (ст. 29 Регламента)
В соответствии со ст. 30 Регламента утвержденная повестка дня может быть изменена решением, принятым большинством голосов от числа депутатов, присутствующих на заседании.
Из содержания указанных норм следует, что председатель Думы Александровского муниципального округа должен ставить на голосование проекты решений и предложения депутатов по рассматриваемым вопросам. При этом любое предложение депутата или его поправка к проекту ставится на голосование в обязательном порядке с соблюдением правил, установленных Регламентом Думы Александровского муниципального округа. Вопрос о включении поступивших предложений в повестку дня решается путем открытого голосования по каждому предложению отдельно (или списком) большинством голосов депутатов, присутствующих на заседании.
Как следует из протокола внеочередного заседания Думы Александровского муниципального округа от 20.08.2020 № 27 депутатом ФИО1 внесено предложение о включении в повестку заседания Думы АМО дополнительного вопроса «О внесении изменений в решение Думы Александровского муниципального округа от 26.11.2019 № 33 «О принятии Регламента Думы Александровского муниципального округа». Председатель Думы АМО ФИО2, не поставила данный вопрос на голосование для включения его в повестку заседания Думы.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что данные действия председателя Думы Александровского муниципального округа ФИО2 являются незаконными, поскольку не соответствуют положениям Регламента Думы Александровского муниципального округа, утвержденного решением Думы Александровского муниципального округа Пермского края № 33 от 26.11.2019.
Доводы административных ответчиков о том, что проект решения ФИО1 не соответствовал требованиям ст. 12 Регламента Думы АМО, поскольку в пояснительной записке не указаны характеристики целей и задач основных положений будущего решения, а также проект решения не представлен на электронном носителе, судом отклоняются по следующим основаниям.
Согласно ст. 12 Регламента проекты решений и иные предложения в повестку дня заседания Думы вносятся в письменном виде на имя председателя Думы. Вносимый на рассмотрение Думы проект решения Думы и представленные с ним документы должны быть представлены в аппарат Думы на бумажном и электронном носителе (п. 1).
Одновременно с внесением проекта (предложения или вопроса) инициаторы представляют: сопроводительное письмо; лист согласования, подписанный должностными лицами администрации Александровского муниципального округа, в случае, если инициатором внесения проекта (предложения или вопроса) является глава округа; проект решения Думы; фамилии лиц (наименование органов), являющихся инициаторами внесения проекта, а также фамилии лиц (наименование органов), разработавших или принявших участие в его разработке; фамилию и должность докладчика; пояснительную записку, содержащую обоснование необходимости принятия правового акта, ссылки на законы или иные нормативные правовые акты, в соответствии с которыми необходимо принять данное решение, характеристику целей и задач основных положений будущего решения; финансово-экономическое обоснование (если его реализация требует дополнительных финансовых затрат из бюджета округа), размеры и источники финансирования; заключение главы округа в случаях, когда в соответствии с законом или Уставом округа внесение вопроса на рассмотрение Думы возможно только при наличии такого заключения (п. 2).
В том случае, если представленные материалы не отвечают требованиям, изложенным в пункте 2, председатель Думы (заместитель председателя, аппарат Думы) вправе возвратить их инициаторам внесения проекта с указанием причин возврата (п. 3).
Из материалов дела следует, что 20.08.2020 депутатом Думы АМО ФИО1 в аппарат Думы АМО представлен проект решения «О внесении изменений в решение Думы Александровского муниципального округа от 26.11.2019 № 33 «О принятии Регламента Думы Александровского муниципального округа». К данному проекту решения были приложены сопроводительное письмо, в котором указаны инициатор внесения проекта, лицо, разработавшее данный проект, а также фамилия докладчика. Кроме того, к проекту представлена пояснительная записка, содержащая обоснование необходимости принятия правового акта, а также ссылки на законы или иные нормативные правовые акты, в соответствии с которыми необходимо принять данное решение.
Таким образом, проект решения депутатом ФИО1 внесен в Думу АМО непосредственно перед внеочередным заседанием Думы АМО, что не противоречит ст. 13 Регламента Думы АМО. Проект решения представлен в письменном виде, к нему были приложены сопроводительное письмо с указанием инициатора внесения проекта, фамилии лица, разработавшего данный проект, а также указана фамилия докладчика, к проекту представлена пояснительная записка, содержащая обоснование необходимости принятия правового акта, а также ссылки на законы или иные нормативные правовые акты, в соответствии с которыми необходимо принять данное решение, что соответствует требованиям пункта 2 ст. 12 Регламента.
Кроме того, данные обстоятельства могли бы послужить основанием для возврата проекта решения и приложенных к нему документов, как не соответствующих требованиям ст. 12 Регламента. Между тем, проект решения депутату ФИО1 возращен не был.
Доводы административных ответчиков об отсутствии нарушений прав административного истца оспариваемыми действиями, поскольку проект решения ФИО1 не был возвращен, рассмотрен на заседании Думы АМО 24.09.2020, судом отклоняются, в связи с тем, что права административного истца действиями административного ответчика нарушены, поскольку депутат Думы Александровского муниципального округа Пермского края для реализации своих полномочий на заседаниях Думы вправе предлагать вопросы для рассмотрения на заседании Думы, вносить предложения и замечания по повестке дня, вносить на рассмотрение Думы проекты правовых актов, в то время как председатель заседания (в данном случае председатель Думы АМО ФИО2) ставит на голосование проекты решений и предложения депутатов по рассматриваемым вопросам, при этом любое предложение депутата или его поправка к проекту ставится на голосование в обязательном порядке с соблюдением правил, установленных Регламентом Думы АМО.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемые административным истцом действия председателя Думы Александровского муниципального округа Пермского края ФИО2 при проведении 20.08.2020 заседания Думы являются незаконными, поскольку не соответствуют установленному Регламентом порядку проведения заседания Думы и нарушают права административного истца.
Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении требований административного истца ФИО1 о признании незаконным действия председателя Думы Александровского муниципального округа Пермского края ФИО2, выразившегося в отказе ставить на голосование для включения в повестку дня внеочередного заседания Думы Александровского муниципального округа 20.08.2020 проекта решения, внесенного депутатом Думы Александровского муниципального округа ФИО1 с целью дальнейшего рассмотрения депутатами Думы Александровского муниципального округа.
Поскольку 24.09.2020 на очередном заседании Думы Александровского муниципального округа проект решения депутата ФИО1 «О внесении изменений в решение Думы Александровского муниципального округа от 26.11.2019 № 33 «О принятии Регламента Думы Александровского муниципального округа» рассмотрен, то основания для возложения на административного ответчика обязанности по устранению нарушений прав административного истца отсуствуют.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административные исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Признать незаконным действие председателя Думы Александровского муниципального округа ФИО2, выразившееся в отказе ставить на голосование для включения в повестку дня внеочередного заседания Думы Александровского муниципального округа 20.08.2020 проекта решения «О внесении изменений в решение Думы Александровского муниципального округа от 26.11.2019 № 33 «О принятии Регламента Думы Александровского муниципального округа», внесенного депутатом Думы Александровского муниципального округа ФИО1 с целью дальнейшего рассмотрения депутатами Думы Александровского муниципального округа.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Александровский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий – подпись
Мотивированное решение составлено 27.10.2020.
Судья - подпись
Копия верна.
Судья Н.Н. Горланова