ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-449/2021 от 30.06.2021 Нерчинского районного суда (Забайкальский край)

УИД 75RS0029-01-2021-001229-64

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 июня 2021 г. г. Нерчинск

Нерчинский районный суд Забайкальского края

в составе:

председательствующего, судьи Фёдоровой Е.Г.

при секретаре Матвеевой Т.Ф.

рассмотрев в открытом судебном заседании

административное дело № 2а-449/2021 по административному иску администрации муниципального района «Нерчинский район» Забайкальского края к Нерчинскому районному отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Забайкальскому краю об освобождении от уплаты исполнительского сбора

Уста н овил:

Представитель администрации муниципального района «Нерчинский район» по доверенности ФИО1 обратилась в суд настоящим административным иском и просила суд освободить администрацию муниципального района «Нерчинский район» от уплаты исполнительского сбора, наложенного постановлением судебного пристава исполнителя от 26.03.2021 года по исполнительному производству **-ИП.

По делу назначено судебное разбирательство.

Представитель административного истца, представитель административного ответчика, представитель заинтересованного лица в суд не явились.

Поскольку в судебное заседание не явились все лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, их явка не является обязательной и не признана судом обязательной. При указанных обстоятельствах, учитывая положения ч. 7 ст. 150 КАС РФ, суд рассмотрел дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 КАС РФ.

Исследовав письменные доказательства, представленные истцом, оценивая собранные доказательства в совокупности, при отсутствии возражений от административного ответчика суд пришел к следующему.

Из административного искового заявления представителя административного истца следует, что решением Нерчинского районного суда Забайкальского края от 20 января 2016 года на администрацию муниципального района «Нерчинский район» была возложена обязанность приобрести и доукомплектовать единую дежурно-диспетчерскую службу муниципального района «Нерчинский район» следующим оснащением и оборудованием в соответствии с требованиями ГОСТа Р22.7.01-99 « Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения», утвержденного Постановлением Госстандарта от 09.11.1999 года № 400-ст: сканер, автоматическая систем оповещения руководящего состава; автоматическая система оповещения населения; определитель номера звонящего абонента; регистратор записи входящих и исходящих переговоров; метеостанция; прибор радиационного контроля; приемник ГЛОНАСС /GPS; резервный источник электроснабжения. 30 апреля 2016 года Службой судебных приставов возбуждено исполнительное производство, которым установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения решения. Решение не исполнено. Исполнить решение не представляется возможным, в связи с отсутствием денежных средств на указанные цели. Бюджет района на протяжении ряда лет, является остродефицитным, обеспеченным только на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы и оплату коммунальных услуг. Собственных доходов в районе для выполнения вышеуказанных мероприятий не имеется. Отвлечение денежных средств с других статей расходов повлечет за собой нарушение законных прав третьих лиц и нецелевое использование бюджетных средств.

26 марта 2021 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с администрации муниципального района «Нерчинский район» исполнительного сбора в сумме 50000 рублей. В бюджете муниципального района «Нерчинский район» необходимые для исполнения обязательств, средства на протяжении ряда лет не предусматриваются. Администрация муниципального района «Нерчинский район» в силу ряда вышеизложенных объективных причин и в силу дефицитности бюджета не имеет возможности оплатить исполнительский сбор. Просит освободить администрацию от уплаты исполнительного сбора (л.д. 4-5).

Представителем ответчика Нерчинского РО СП УФССП по Забайкальскому краю, представителем заинтересованного лица- Управление Федеральной службы судебных приставов по Забайкальскому краю возражений по существу требований не представлено.

Исследовав представленные административным истцом доказательства суд пришел к следующему.

На основании ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как установлено из материалов дела решением суда на административного истца была возложена обязанность приобрести и доукомплектовать единую дежурно-диспетчерскую службу муниципального района «Нерчинский район» следующим оснащением и оборудованием в соответствии с требованиями ГОСТа Р22.7.01-99 « Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения», утвержденного Постановлением Госстандарта от 09.11.1999 года № 400-ст: сканер, автоматическая систем оповещения руководящего состава; автоматическая система оповещения населения; определитель номера звонящего абонента; регистратор записи входящих и исходящих переговоров; метеостанция; прибор радиационного контроля; приемник ГЛОНАСС /GPS; резервный источник электроснабжения. (л.д.6-8).

Решение вступило в законную силу, взыскателю был выдан исполнительный лист для предъявления его к принудительному исполнению. Возбуждено исполнительное производство.

Решение суда до настоящего времени не исполнено.

26 марта 2021 года в рамках исполнительного производства **-ИП постановлено взыскать с администрации муниципального района «Нерчинский район» Забайкальского края за неисполнение должником исполнительного документа исполнительский сбор в размере 50 000 рублей 00 копеек (л.д. 10).

В силу ч. 1, 2 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ "Об исполнительном производстве" под исполнительским сбором понимается денежное взыскание, налагаемое на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Обратившись в суд с настоящим административным иском, представитель администрации муниципального района «Нерчинский район» просит освободить администрацию от уплаты исполнительского сбора.

На основании ч. 7 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ "Об исполнительном производстве" при отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, если законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

В соответствии с п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №50 от 17.11.2015 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора, исходя из положений содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Из представленных административным истцом документов установлено, что решение Нерчинского районного суда от 20 января 2016 года администрацией муниципального района «Нерчинский район» не было исполнено в срок, а также в последующим в установленный Службой судебных приставов 5-дневный срок данное решение не было исполнено в связи с отсутствием денежных средств в бюджете муниципального района. Бюджет района на протяжении ряда лет является остродефицитным, обеспеченным только на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы и оплату коммунальных услуг. Бюджет муниципального района «Нерчинский район» является высокодотационным.

Таким образом, судом установлено, что у администрации муниципального района «Нерчинский район» не имелось реальной возможности в установленный судебным приставом исполнителем срок исполнить требования исполнительного документа.

Поскольку решение суда административным истцом не исполнено по причине отсутствия в бюджете необходимых денежных средств для надлежащего исполнения содержащихся в исполнительном документе требований, имеются основания для удовлетворения административного иска, поскольку установленные по делу обстоятельства, свидетельствуют об отсутствии оснований ответственности администрации муниципального района «Нерчинский район» за нарушение обязательства. Должник - администрация муниципального района «Нерчинский район» подлежит освобождению от взыскания исполнительского сбора.

На основании изложенного, и, руководствуясь ст. ст. 175-180, ст.177 КАС РФ, ст.293-294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Административный иск администрации муниципального района «Нерчинский район» Забайкальского края к Нерчинскому районному отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Забайкальскому краю об освобождении от уплаты исполнительского сбора- удовлетворить.

Освободить администрацию муниципального района «Нерчинский район» Забайкальского края от взыскания исполнительского сбора, наложенного постановлением начальника отделения- старшим судебным приставом Нерчинское РОСП УФССП по Забайкальскому краю от 26 марта 2021 года по исполнительному производству **-ИП на сумму 50 000 рублей.

Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле копии решения в Забайкальский краевой суд, через Нерчинский районный суд Забайкальского края.

Председательствующий, судья-