ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-44/20 от 21.02.2020 Топчихинского районного суда (Алтайский край)

Дело № 2а-44/2020 (2а-479/2019)

22RS0053-01-2019-000631-36

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Судья Топчихинского районного суда Алтайского края Епишева Т.И.,

рассмотрев в порядке упрощённого (письменного) производства дело по административному иску прокурора Топчихинского района в интересах неопределённого круга лиц к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в лице Управления по Алтайскому краю и Республике Алтай о признании информации, размещённой на Интернет-страницах сайтов, запрещённой к распространению,

у с т а н о в и л :

24 декабря 2019 г. прокурор Топчихинского района обратился в суд с административным иском о признании информации о способе и обстоятельствах дачи взятки, советах о том, как правильно дать взятку, а также о способах уклонения от уголовной ответственности за совершённое коррупционное преступление, размещённой на Интернет-страницах сайтов

https://putevkin.ru/bezopasnaya-vzyatka-kak-pravilno-dat-i-vzyat-otyavlennye-vzyatochniki-kak/,

https://www.glonass46.ru/kak-pravilno-brat-vzyatku-posobie-dlya-nachinayushchih-kak-dayut-vzyatki-i-ne.html,

https://buhof.ru/accounting/kak-dat-vzyatku-chtoby-ee-vzyali-instrukciya-bezopasnaya-vzyatka-kak/,

http://www2.pontorez.com/kak-brat-vzyatki,

https://www.errands.ru/forex/kak-pravilno-dat-vzyatku-posobie-bezopasnaya-vzyatka-kak-pravilno/,

запрещённой к распространению в Российской Федерации.

В обоснование своих исковых требований прокурор, ссылаясь на статьи 290, 291, 291.1, 204 Уголовного кодекса Российской Федерации, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, 1, 3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», пункты 4 и 13 статьи 2, части 1, 3 статьи 5, статьи 9, 10, 15.1, часть 5 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации», пункты 2-4 Правил принятия уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти решений в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», распространение которых в Российской Федерации запрещено, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101, указал, что прокуратурой Топчихинского района проведён мониторинг сети «Интернет», при проведении которого установлено, что пользователи сети «Интернет» имеют неограниченный доступ к сайтам, на страницах которых размещена информация о способе и обстоятельствах дачи взятки, советы о том, как правильно дать взятку, а также о способах уклонения от уголовной ответственности за совершённое коррупционное преступление. Эта информация свободна для доступа и может быть использована в практических целях для совершения противоправных деяний. Предоставление возможности доступа к информации, содержащей алгоритм действий по даче либо получению взятки, побуждающей неопределённый круг лиц к совершению противоправных действий, за совершение которых предусмотрена уголовная ответственность, фактически способствует совершению преступлений коррупционной направленности. Вход на сайты свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием страниц и скопировать информацию в электронном варианте может любой Интернет-пользователь. Свободный доступ к информации на сайтах способствует формированию в обществе мнения о возможности совершения коррупционных преступлений с целью удовлетворения собственных потребностей безнаказанно, подрывая авторитет государственной власти Российской Федерации. Наличие в свободном доступе на Интернет-ресурсе изложенной информации нарушает права неопределённого круга лиц и противоречит нормам действующего законодательства, нарушает публичные интересы государства.

Прокурором района приняты меры к установлению владельцев сайтов (через общедоступные справочные whois-сервисы). Сведения о владельце сайтов установить не представилось возможным, указанные Интернет-сайты зарегистрированы за пределами Российской Федерации (США).

Просил рассмотреть дело в порядке упрощённого судопроизводства.

Административный ответчик в установленный судом срок возражений относительно применения порядка упрощённого (письменного) производства не представил, письменно сообщив, что не возражает против удовлетворения административного искового заявления в связи с тем, что Интернет-страницы, указанные в административном исковом заявлении, в сети Интернет доступны, в Единый реестр не включены, что подтверждается скриншотами интернет-страниц и страниц Единого реестра. Для обеспечения исполнения судебного решения и включения запрещённой к распространению в Российской Федерации информации в Единый реестр судебное решение должно содержать доменное имя и (или) указатель страницы сайта в сети «Интернет», содержащего запрещённую информацию, а также выявленной запрещённой информации в соответствии подпунктами «а» и «б» пункта 9 Правил.

В соответствии со статьями 291, 292 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд признал возможным рассмотрение дела в порядке упрощённого (письменного) производства.

Определением от сего дня производство по административному иску о признании запрещённой к распространению в Российской Федерации информации, размещённой в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на Интернет-страницах сайтов https://putevkin.ru/bezopasnaya-vzyatka-kak-pravilno-dat-i-vzyat-otyavlennye-vzyatochniki-kak/, https://buhof.ru/accounting/kak-dat-vzyatku-chtoby-ee-vzyali-instrukciya-bezopasnaya-vzyatka-kak/, было прекращено на основании части 6 статьи 265.3 КАС РФ (в связи с тем, что указанный адрес уже включен в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено»).

Изучив материалы дела, суд полагает административный иск в остальной части подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Изучив материалы дела, суд полагает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что в рамках проведённой заместителем прокурора Топчихинского района Крапивиным В.В. проверки посредством выхода с рабочего компьютера в телекоммуникационную сеть Интернет было установлено, что на страницах Интернет-сайтов https://www.glonass46.ru/kak-pravilno-brat-vzyatku-posobie-dlya-nachinayushchih-kak-dayut-vzyatki-i-ne.html, http://www2.pontorez.com/kak-brat-vzyatki, https://www.errands.ru/forex/kak-pravilno-dat-vzyatku-posobie-bezopasnaya-vzyatka-kak-pravilno/ размещена информация о способе и обстоятельствах дачи взятки, советы о том, как правильно дать взятку, а также о способах уклонения от уголовной ответственности за совершённое коррупционное преступление. Вход на указанные сайты свободный, ознакомиться с содержанием может любой пользователь. Через общедоступные справочные whois-сервисы сведения о владельце сайта установить не удалось, указанные Интернет-сайты зарегистрированы за пределами Российской Федерации (США). В реестре аудиовизуальных серверов соответствующие Интернет-сайты не зарегистрированы. Их доменные имена в едином реестре отсутствуют.

Представленные прокурором доказательства (скриншоты Интернет-страниц) подтверждают, что на указанных страницах Интернет-сайтов размещена информация о том, как правильно (безопасно) давать и брать взятки, советы, как не попасться на взятке.

Данная информация доступна неограниченному кругу лиц.

Между тем, в соответствии с частью 6 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Согласно статье 291 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) - наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до одного года, или в размере от пятикратной до тридцатикратной суммы взятки, либо исправительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере от пятикратной до десятикратной суммы взятки или без такового (часть 1).

Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника (в том числе, когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) в значительном размере - наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, или в размере от десятикратной до сорокакратной суммы взятки, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере от пятикратной до пятнадцатикратной суммы взятки или без такового (часть 2).

Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника (в том числе, когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) за совершение заведомо незаконных действий (бездействие) - наказывается штрафом в размере до одного миллиона пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, или в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового либо лишением свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового (часть 3).

Деяния, предусмотренные частями первой - третьей настоящей статьи, если они совершены: а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) в крупном размере, - наказываются штрафом в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, или в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до шестидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового (часть 4).

Деяния, предусмотренные частями первой - четвертой настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, - наказываются штрафом в размере от двух миллионов до четырех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет, или в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки с лишением права занимать определённые должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового либо лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового (часть 5).

В силу статьи 290 УК РФ получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе - наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, или в размере от десятикратной до пятидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере от десятикратной до двадцатикратной суммы взятки или без такового (часть 1).

Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки в значительном размере - наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до одного миллиона пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от шести месяцев до двух лет, или в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового (часть 2).

Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки за незаконные действия (бездействие) - наказывается штрафом в размере от пятисот тысяч до двух миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от шести месяцев до двух лет, или в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок от трех до восьми лет со штрафом в размере до сорокакратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового (часть 3).

Деяния, предусмотренные частями первой - третьей настоящей статьи, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, - наказываются штрафом в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, или в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет либо лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до пятидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового (часть 4).

Деяния, предусмотренные частями первой, третьей, четвертой настоящей статьи, если они совершены: а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) с вымогательством взятки; в) в крупном размере, - наказываются штрафом в размере от двух миллионов до четырех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет, или в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до шестидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового (часть 5).

Деяния, предусмотренные частями первой, третьей, четвертой, пунктами «а» и «б» части пятой настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, - наказываются штрафом в размере от трех миллионов до пяти миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет, или в размере от восьмидесятикратной до стократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пятнадцати лет либо лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пятнадцати лет или без такового (часть 6).

Статьёй 291.1 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за посредничество во взяточничестве, то есть непосредственную передачу взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере, статьёй 291.2 УК РФ – уголовная ответственность за мелкое взяточничество.

Таким образом, нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» информации о способах дачи и получения взятки фактически способствует совершению указанных выше преступлений. Следовательно, информация, размещённая на указанных страницах Интернет-сайтов, в силу прямого указания части 6 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ относится к запрещённой в Российской Федерации.

Как установлено статьёй 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создаётся единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее реестр).

В реестр включаются:

- доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено;

- сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Основанием для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, является, в частности, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В соответствии с пунктом 4 Правил принятия уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти решений в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет, распространение которых в Российской Федерации запрещено, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101 (в редакции от 11.10.2019), Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее - Роскомнадзор) принимает решения, являющиеся основаниями для включения доменных имён и (или) указателей страниц сайтов в сети Интернет, а также сетевых адресов в единый реестр, в частности в отношении:

а) материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качествеисполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера, распространяемых посредством сети Интернет;

б) информации, указанной в пунктах 2 и 3 настоящих Правил (то есть информации о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, местах их приобретения о способах и местах культивирования наркосодержащих растений; информации о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства; информации, нарушающей требования Федерального закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и Федерального закона «О лотереях» о запрете деятельности по организации и проведению азартных игр и лотерей с использованием сети «Интернет» и иных средств связи, решения в отношении которой принимает Федеральная налоговая служба; информации, содержащей предложения о розничной продаже дистанционным способом алкогольной продукции, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, и (или) этилового спирта, и (или) спиртосодержащей непищевой продукции, розничная продажа которых ограничена или запрещена законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции, решения в отношении которой принимает Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка; информации, направленной на склонение или иное вовлечение несовершеннолетних в совершение противоправных действий, представляющих угрозу для их жизни и (или) здоровья либо для жизни и (или) здоровья иных лиц, а также информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), распространение которой запрещено федеральными законами, решения в отношении которой принимает Федеральное агентство по делам молодёжи;

в) информации, распространяемой посредством сети «Интернет», решение о запрете к распространению которой на территории Российской Федерации принято уполномоченными органами или судом;

г) информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), распространение которой запрещено федеральными законами, размещённой в продукции средств массовой информации, распространяемой посредством сети «Интернет».

Поскольку информация о способах дачи и получения взяток прямо не отнесена к информации, в отношении которой Роскомнадзор вправе самостоятельно принять решение, являющееся основанием для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети Интернет, а также сетевых адресов в единый реестр, необходимо признание такой информации в каждом конкретном случае запрещённой к распространению в судебном порядке.

Иной порядок ограничения доступа к данной информации и, соответственно, защиты от такой информации не предусмотрен.

С учётом изложенного суд удовлетворяет административное исковое заявление прокурора о признании указанной им информации запрещённой к распространению в Российской Федерации с направлением копии решения административному ответчику для её включения в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 265.5, 293 КАС РФ,

Р Е Ш И Л :

Административный иск удовлетворить.

Признать информацию о способе и обстоятельствах дачи взятки, советах о том, как правильно дать взятку, а также о способах уклонения от уголовной ответственности за совершённое коррупционное преступление, размещённую на Интернет-страницах сайтов https://www.glonass46.ru/kak-pravilno-brat-vzyatku-posobie-dlya-nachinayushchih-kak-dayut-vzyatki-i-ne.html,

http://www2.pontorez.com/kak-brat-vzyatki,

https://www.errands.ru/forex/kak-pravilno-dat-vzyatku-posobie-bezopasnaya-vzyatka-kak-pravilno/, запрещённой к распространению в Российской Федерации.

Решение подлежит немедленному исполнению, но может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Алтайского краевого суда через Топчихинский районный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

В соответствии со статьёй 294.1 КАС РФ суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощённого (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощённого (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлечённого к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлечённых к участию в административном деле).

Судья Т.И.Епишева