ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-44/2021 от 10.08.2021 Байкитского районного суда (Красноярский край)

Дело № 2а-44/2021

УИД 88RS0002-01-2021-000086-40

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 августа 2021 года с. Байкит

Байкитский районный суд Красноярского края в составе

председательствующего судьи Навгиновой В.В.,

при секретаре Иванченко Н.А.,

с участием

представителя административного истца – Якимова В.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Семейной (родовой) общины коренных малочисленных народов Севера «Мадра» (Чуткая) к Министерству лесного хозяйства Красноярского края о признании незаконным отказа во внесении изменений к договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ в части приведения описания местоположения (границ) лесного участка в соответствии с лесохозяйственным регламентом Краевого государственного бюджетного учреждения «Байкитское лесничество», выраженного в письме от ДД.ММ.ГГГГ,

у с т а н о в и л :

Семейная (родовая) община коренных малочисленных народов Севера «Мадра» (Чуткая) (далее по тексту - Община), обратилась в суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что является арендатором лесного участка площадью <данные изъяты> га, расположенного в КГБУ «Байкитское лесничество» Красноярского края (далее- Лесничество) на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Договор аренды), заключенного с Агентством лесной отрасли Красноярского края. Договор зарегистрирован в 2010 году и действует до ДД.ММ.ГГГГ. Договор аренды заключен в порядке переоформления договора аренды участков лесного фонда от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Общиной и ФГУ «Байкитский лесхоз», на основании приказа агентства лесной отрасли Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ. Данный приказ издан во исполнение статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 г. № 201-ФЗ «О введение в действие Лесного кодекса Российской Федерации». В соответствии с ч. 1 ст. 88 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в аренду, составляют проект освоения лесов, который согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 89 ЛК РФ подлежит государственной экспертизе, проводимой уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Во исполнение данного требования закона Община заключила договора с ООО «Центр экологических разработок и аудита» № от ДД.ММ.ГГГГ по подготовке дополнительного соглашения, разработке и согласованию проекта освоения лесов к договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ. Как следует из письма ООО «ЦЭРиА» от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе выполнения работ по договору подряда возникли проблемы. Согласно действующему законодательству проект освоения лесов разрабатывается на основании договора аренды в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества, на территории которого расположен предоставленный в аренду лесной участок. В ходе работ по разработке проекта освоения лесов выявлено несоответствие описания границ предоставленного Общине в аренду лесного участка действующему лесохозяйственному регламенту Байкитского лесничества, утвержденному приказом министерства лесного хозяйства Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ. Так, пункт 2 договора аренды содержит номера кварталов, отсутствующие в лесохозяйственном регламенте Лесничества. Возникновение этой технической ошибки обусловлено тем, что при описании местоположения предоставленного в аренду лесного участка в договоре аренды не были использованы материалы лесоустройства 2005-2006 годов по Байкитскому участковому лесничеству, которые при описании соответствующей территории лесного фонда использованы в упомянутом выше лесохозяйственном регламенте Лесничества. Данная техническая ошибка, соответственно, предопределила несоответствие описания границ лесного участка в проекте освоения лесов местоположению, указанному в п. 2 договора аренды, в связи с чем экспертной комиссией министерства лесного хозяйства выдано отрицательное экспертное заключение от ДД.ММ.ГГГГ рег. на предоставленный на экспертизу проект освоения лесов с формулировкой: «Местоположение арендованного лесного участка, указанного в таблице 2.1 (2) проекта не соответствует местоположению, указанному в пункте 2 договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ. В выписке из Единого государственного реестра недвижимости с кадастровым номером на часть земельного участка с номером учетной записи не представлен план (чертеж, схема) земельного участка, что не соответствует приказу Минэкономразвития России от 25.12.2015 г. № 975 «Об утверждении форм выписок из Единого государственного реестра недвижимости, состава содержащихся в них сведений и порядка их заполнения, а также требований к формату документов, содержащих сведения Единого государственного реестра недвижимости и предоставляемых в электронном виде». В связи с вышеуказанными обстоятельствами письмом от ДД.ММ.ГГГГ Общиной в адрес министерства лесного хозяйства направлен проект дополнительного соглашения к договору аренды, приводящий пункт 2 договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ (описание границ) и иные его части содержащие описание местоположения лесного участка, в соответствие с действующим лесохозяйственным регламентом Байкитского лесничества, а также предложение рассмотреть возможность заключения такого соглашения в связи с выявленной технической ошибкой. По результатам рассмотрения данного обращения министерство лесного хозяйства Красноярского края письмом от ДД.ММ.ГГГГ «О заключении дополнительного соглашения», полученным Общиной по почте вх. от ДД.ММ.ГГГГ, направила в адрес Общины уведомление об отказе в заключении дополнительного соглашения в связи с тем, что у министерства отсутствуют правовые основания для заключения такого дополнительного соглашения. Считает отказ необоснованным и не соответствующим законодательству. В письме министерство ссылается на общие положения законодательства, регулирующие заключение договора аренды лесного участка. Охотхозяйственные соглашения как вид правоустанавливающего документа на охотничьи угодья введены Федеральным законом от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившим в силу с 1 апреля 2010 года. В отношении используемых охотничьих угодий и охотничьих ресурсов Община имеет иной правоустанавливающий документ - долгосрочную лицензию на пользование животным миром от ДД.ММ.ГГГГ серии , выданную в соответствии с Федеральным законом от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире». В соответствии со ст. 71 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло у юридических лиц на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий; при исполнении юридическими лицами условий таких лицензий вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношений охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении территорий. На настоящий момент Община своим правом перейти с долгосрочной лицензии на охотхозяйственное соглашение не воспользовалась, лицензия сохраняет силу и подтверждает право пользования Общиной охотничьими ресурсами в границах охотничьих угодий. В связи с чем ссылка министерства на статью 36 ЛК РФ считает необоснованной. Кроме того договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ заключен в порядке переоформления (приведения в соответствие с ЛК РФ) ранее заключенного Общиной с Байкитским лесхозом договора аренды участков лесного фонда от ДД.ММ.ГГГГ. О данном факте также упоминает министерство в оспариваемом письме. Оба указанных договора аренды лесного участка заключены Общиной до вступления в силу Федерального закона от 24.07.2009 №209-ФЗ, то есть в порядке, когда соответствие границ охотничьих угодий и границ лесного участка, предоставленного для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, не требовалось. Место несоответствия описания границ предоставленного в аренду лесного участка действующему лесохозяйственному регламенту Лесничества обусловлено тем, что при описании местоположения лесного участка не были использованы материалы лесоустройства 2005-2006 годов. То есть имеет место быть техническая ошибка, которую необходимо устранить, не изменяя при этом площадь и реальное местоположение участка. Письмо от ДД.ММ.ГГГГ составлено Центральным аппаратом министерства лесного хозяйства Красноярского края, в связи с чем Община обратилась с аналогичным административным иском в Октябрьский районный суд г. Красноярска по месту нахождения ответчика. Определением данного суда от 13.01.2021 г. административное исковое заявление возвращено Общине в связи с неподсудностью и разъяснено право обратиться в Байкитский районный суд. Следовательно, причины пропуска срока для обращения в суд являются уважительными. Возвращенные Октябрьским районным судом г. Красноярска документы получены Общиной ДД.ММ.ГГГГ После чего Община незамедлительно обратилась с настоящим административным исковым заявлением. С учетом уточнений просил восстановить срок для обращения с настоящим административным исковым заявлением, признать отказ министерства лесного хозяйства Красноярского края о внесении исправлений в договор аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный с СРО КМНС «Мадра» (Чуткая), в части приведения описания местоположения лесного участка, площадью <данные изъяты> га, расположенного: Россия, Красноярский край, Байкитское лесничество в соответствие с лесохозяйственным регламентом КГБУ «Байкитское лесничество», утвержденным приказом Министерства лесного хозяйства Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ, а также обязать министерство лесного хозяйства Красноярского края внести изменения в договор аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный с СРО КМНС «Мадра» (Чуткая), в части приведения описания местоположения лесного участка, площадью <данные изъяты> га, расположенного: Россия, Красноярский край, Байкитское лесничество в соответствие с лесохозяйственным регламентом КГБУ «Байкитское лесничество», утвержденным приказом Министерства лесного хозяйства Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ, следующего характера :

а) Байкитское участковое лесничество: кварталы № исправить на: кварталы №

б) кварталы № исправить на: кварталы №;

в) кварталы № исправить на: кварталы №

г) квартал исправить на: квартал

д) кварталы № исправить на : Байкитское лесничество Байкитское участковое лесничество (лесоустройство 2005-2006 г.г.) кварталы №

В судебное заседание административный истец не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

В судебном заседании Якимов В.Е. поддержал заявленные требования, пояснив, что в действительности, имеет место быть техническая ошибка, а не изменение условий заключенного договора аренды. В предоставленный судом срок для примирения, во внесудебном порядке решить спор не представилось возможным со стороны министерства. Оспариваемым ответом Министерства нарушаются права Общины на законное использование предоставленного в аренду лесного участка, а также влечет для Общины негативные последствия в виде нарушение со стороны Общины обязанностей по составлению проекта освоения лесов.

Представитель Министерства лесного хозяйства Красноярского края, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

В силу ч. 6 ст. 226 КАС РФ суд признает явку сторон необязательной и считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, местного самоуправления, организации, наделенных отдел полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов.

Указом Губернатора Красноярского края от 22.12.2006 N 146-уг (ред. от 25.04.2008) "О временных системе и структуре исполнительных органов государственной власти нового субъекта Российской Федерации - Красноярского края" утверждена временная структура исполнительных органов государственной власти нового субъекта Российской Федерации - Красноярского края. Согласно п. 6 Указа создан Департамент природных ресурсов и лесного комплекса администрации Красноярского края, в структуру которого вошло Агентство лесной отрасли администрации Красноярского края.

Постановлением Совета администрации Красноярского края от 29.12.2006 N 398-п "Об агентстве лесной отрасли администрации Красноярского края" утверждено Положение об агентстве лесной отрасли администрации Красноярского края (далее- Положение).

На основании п. 1.1 Положения Агентство лесной отрасли администрации Красноярского края (далее - Агентство) является органом исполнительной власти края, который в области лесных отношений оказывает государственные услуги, управляет государственным имуществом, находится в ведении департамента природных ресурсов и лесного комплекса администрации.

В компетенцию Агентства входило владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в государственной собственности Красноярского края, проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством, предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование.

Распоряжением Правительства Красноярского края от 13.07.2016 N 560-р создано министерство лесного хозяйства Красноярского края (далее - Министерство), передав ему полномочия министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края в области лесных отношений и установлено, что министерство лесного хозяйства Красноярского края является правопреемником министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края в пределах полномочий в области лесных отношений.

В компетенцию Министерства входит владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в государственной собственности края, в том числе: подготовка, организация и проведение аукционов (в том числе в электронной форме) на право заключения договора аренды лесного участка, предоставление лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду (в том числе подготовка, организация и проведение соответствующих торгов),

Из вышеприведенных нормативных правовых актов следует, что Министерству лесного хозяйства Красноярского края перешли полномочия Агентства лесной отрасли администрации Красноярского края по владению, пользованию, распоряжению лесными участками, находящимися в государственной собственности края, в том числе по заключению договора аренды лесного участка, предоставление лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду.

Таким образом, Министерство является правопреемником Агентства лесной отрасли Красноярского края.

Материалами дела подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ Агентство лесной отрасли Красноярского края и СРО КМНС «Мадра», руководствуясь приказом агентства лесной отрасли Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ заключили договор аренды лесного участка . Договор прошел государственную регистрацию ДД.ММ.ГГГГ года

По условиям договора агентство обязалось предоставить, а Община принять во временное пользование лесной участок на срок <данные изъяты> лет, находящийся в государственной собственности, определенный пунктом 2 настоящего договора.

На основании пункта 2 договора Общине предоставлен в аренду лесной участок площадью <данные изъяты> га, расположен: Россия, Красноярский край, Байкитское лесничество, Байкитское участковое лесничество, предназначенный для ведения охотничьего хозяйства. Лесной участок разделен на кварталы, которые в свою очередь состоят из выделов. В пункте 2 договора указаны номера кварталов с выделами, предоставленные Общине, находящиеся на территории Байкитского участкового лесничества и Ошаровского участкового лесничества.

Согласно приказу агентства лесной отрасли Красноярского края от 13 октября 2008 г. № 2043 в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 04.12.2006 г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса РФ» указано переоформить договор аренды участков лесного фонда от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между СРО КМНС «Мадра» и федеральным государственным учреждением «Байкитский лесхоз» на договор аренды лесного участка.

Пунктом 2 приказа указано заключить с СРО КМНС «Мадра» договор аренды лесного участка площадью <данные изъяты> га в Байкитском лесничестве Байкитском участковом лесничестве кварталы и выделы, аналогичные кварталам, выделам, перечисленным в пункте 2 договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно пункту 3 договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ арендатор (Община) обязан в установленном порядке разработать и представить Арендодателю (министерство) проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы.

Договором № от ДД.ММ.ГГГГ СРО КМНС «Мадра» (Чуткая) поручила ООО «Центр экологических разработок и аудита» проведение работ под подготовке дополнительного соглашения, разработке и согласованию проекта освоения лесов к договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ.

Из письма ООО «ЦЭРиА» от ДД.ММ.ГГГГ, адресованного председателю Общины следует, что при выполнении работ по разработке и согласованию проекта освоения лесов к договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ выявлено несоответствие описания границ предоставленного в аренду лесного участка действующему лесохозяйственному регламенту Байкитского лесничества, утвержденному приказом министерства лесного хозяйства Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ Возникновение этой технической ошибки обусловлено тем, что при описании местоположения предоставленного в аренду лесного участка не были использованы материалы лесоустройства 2005-2006 годов по Байкитскому участковому лесничеству, которые при описании соответствующей территории лесного фонда использованы в упомянутом выше лесохозяйственном регламенте.

Как следует из лесохозяйственного регламента КГБУ «Байкитское лесничество» (далее- Регламент), утвержденного приказом Министерства лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ, в административно-хозяйственном отношении Байкитское лесничество подразделяется на три участковых лесничества: Суломайское, Байкитское и Ошаровское. Земли лесного фонда Лесничества разделены на кварталов, при этом средняя величина квартала составила га.

В лесохозяйственном регламенте леса распределены по целевому назначению и категориям защитных лесов по кварталам или их частям, предусмотрены виды разрешенного использования лесов на территории лесничества с распределением по кварталам, в том числе для видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.

Согласно лесохозяйственному регламенту (стр.63) Разделом 2.5 использование лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на территории лесничества разрешено в следующих кварталах Байкитского участкового лесничества (в части спорных кварталов), в том числе: , а также номера кварталов по лесоустройству 2205-2006 года, начиная с квартала по -й.

При этом по условиям пункта 2 договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ Общине предоставлен лесной участок, в состав которого вошли следующие кварталы с указанием номеров выделов:

Вместе с тем кварталы: указанные в пункте 2 договора аренды Общины, отсутствуют в лесохозяйственном регламенте.

Как следует из справки КГБУ «Байкитское лесничество» от ДД.ММ.ГГГГ, выданной для заключения дополнительного соглашения к договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с технической ошибкой в адресе участка, т.е. местоположение участка в Байкитском лесничестве читать в следующей редакции: Байкитское участковое лесничество, кварталы №;

(лесоустройство 2005-2006 годов) кварталы №.

В письме за исх. от ДД.ММ.ГГГГ на имя министра лесного хозяйства Красноярского края Община обратилась с просьбой заключить дополнительное соглашение к договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с технической ошибкой, допущенной при заключении договора.

В ответ на обращение Общины Министерство лесного хозяйства Красноярского края в письме за исх. от ДД.ММ.ГГГГ указала следующее. На основании статьи 36 Лесного кодекса РФ, использование лесов, для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства осуществляется на основании охотхозяйственных соглашений с предоставлением или без предоставления лесных участков. Договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ заключен по результатам лесного кодекса и приведен в соответствие с новым лесным законодательством на основании приказа агентства лесной отрасли Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ. Испрашиваемые изменения не соответствуют описаниям границ территории, предоставленной в пользование Общине. Также сообщили, что в соответствии со статьей 74.1 Лесного кодекса РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка. Учитывая изложенное, министерство пришло к выводу об отсутствии правовых оснований для подготовки дополнительного соглашения к договору аренды лесных участков от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира серии , выданной ДД.ММ.ГГГГ Служба по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Красноярского края выдала данную лицензию СРО КМНС «Мадра» на основании постановления администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ. Лицензия выдана для разрешенного вида пользования животным миром – охоты, в перечень объектов животного мира, переданных в пользование вошли: волк, лисица, лось, дикий северный олень, ондатра, росомаха, песец, соболь, белка, заяц –беляк, горностай, норка американская, глухарь, тетерев, рябчик, белая куропатка, гуси, утки. Границы и площадь территории, акватории, необходимой для осуществления пользования животным миром расположена в Эвенкийском муниципальном районе общей площадью 1 096 349 гектаров (Приложение к постановлению от 06.11.2009 г. № 750-п). Срок действия лицензии с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ.

Федеральным законом от 24.07.2009 № 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в Лесной кодекс РФ.

Так, Согласно ст. 36 ЛК РФ в редакции указанного Федерального закона леса могут использоваться для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.

Лесные участки предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на основании охотхозяйственных соглашений, заключенных в соответствии с федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и договоров аренды лесных участков.

На основании ст. 71 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, при исполнении ими условий таких лицензий вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений на срок сорок девять лет.

Согласно ст. 72 Федерального закона № 209-ФЗ настоящий Федеральный закон вступил в силу с 1 апреля 2010 года,

В соответствии со ст. 74.1 ЛК РФ изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр.

Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.

Таким образом, доводы представителя истца о том, что Община использует предоставленный лесной участок для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на основании долгосрочной лицензии, сохраняющей свою силу до истечения срока её предоставления, являются обоснованными.

На основании указанного выше Федерального закона № 209-ФЗ Община не обязана, а вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, то есть право выбора порядок использования лесного участка для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства принадлежит Общине.

В связи с этим ссылка Министерства в оспариваемом письме на положения статьи 36 ЛК РФ в редакции, действующей с 1 апреля 2010 года, является необоснованной.

Действительно, пунктом 21 договора аренды лесного участка предусмотрено, что по требованию одной из сторон настоящий Договор может быть изменен или расторгнут по решению суда в порядке, установленном гражданским законодательством, а также в случаях, указанных в разделе VI настоящего договора.

При этом пункт 22 договора устанавливает, что при изменении положений лесохозяйственного регламента, проекта освоения лесов, настоящий Договор подлежит приведению в соответствие посредством внесения в него соответствующих изменений.

Порядок изменения и расторжения договора предусмотрен ст. 450 ГК РФ.

По правилам пункта 2 ст. 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

В судебном заседании установлено и следует из представленных доказательств, что после внесения исправлений в номера кварталов, выделов (описание местоположения лесного участка) не влечет изменения существенных условий договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, таких как вид разрешенного использования лесного участка, общая площадь лесного участка.

По существу имеет место быть исправление технической ошибки, что подтверждается справкой КГБУ «Байкитское лесничество», в ведении которого находится предоставленный Общине лесной участок и лесохозяйственным регламентом данного учреждения.

Сомневаться в достоверности сведений, указанных в справке Байкитского лесничества от ДД.ММ.ГГГГ у суда не имеется, доказательства, опровергающие указанные сведения, суду не представлены.

Таким образом, уточнения, о которых просит административный истец, не влияют на существенные условия договора аренды и не изменяют права и обязанности сторон договора, не изменяют количественные и качественные характеристики лесного участка.

Соответственно, на изменения, которые просит административный истец внести в договор аренды лесного участка, в данном случае не распространяются положения статьи 450 Гражданского кодекса РФ.

При изложенных обстоятельствах суд считает ссылку административного ответчика на статью 74.1 Лесного кодекса РФ в оспариваемом письме ошибочной.

Кроме того, как указано выше, пунктом 22 договора аренды лесного участка предусмотрено, что при изменении положений лесохозяйственного регламента, проекта освоения лесов, настоящий Договор подлежит приведению в соответствие посредством внесения в него соответствующих изменений.

Согласно ст. 14.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 102-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» после ДД.ММ.ГГГГ запрещается предоставлять лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без определения видов и параметров использования лесов, установленных лесохозяйственными регламентами.

На основании ч. 2 ст. 24 ЛК РФ невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного пользования лесным участком, прекращения сервитута, публичного сервитута.

В соответствии со ст. 83 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений, кроме прочего: предоставление лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование; разработка и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов;

В силу ст. 87 ЛК РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в границах лесничества, осуществляются в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества.

В лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, устанавливаются: 1) виды разрешенного использования лесов, определяемые в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса; 2) возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования; 3) ограничение использования лесов в соответствии со статьей 27 настоящего Кодекса; 4) требования к охране, защите, воспроизводству лесов.

Лесохозяйственные регламенты обязательны для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества.

Состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Проанализировав договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ и лесохозяйственный регламент Байкитского лесничества, принимая во внимание справку Лесничества об исправлении технической ошибки, суд пришел к выводу, что кварталы № с их выделами по новому (2005-2006 годов) лесоустройству частично наложились на кварталы по старому (предыдущему) лесоустройству, в результате чего изменились границы т.н. предыдущих кварталов, а кварталы №, и, начиная с квартала с входящими в них выделами, заменены кварталами по новому (2005-2006 годов) лесоустройству.

Учитывая, что поскольку номера предоставленных Общине кварталов и выделов лесного участка не совпадают с лесохозяйственным регламентом Байкитского лесничества, в связи с чем эти данные подлежит приведению в соответствие с данным регламентом.

Пунктом 20 договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что все изменения к настоящему договору оформляются путем подписания сторонами дополнительных соглашений, подлежащих государственной регистрации.

По правилам пункта 1 статьи 425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.

Таким образом, договор подлежит приведению в соответствие с лесохозяйственным регламентом способом, предусмотренным пунктом 20 договора аренды от 15. 10.2008 г. .

Принимая во внимание, что в соответствии с требованиями Лесного кодекса РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в границах лесничества, осуществляются только в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества, являющимся обязательным для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества, в связи с чем не соответствие местоположения предоставленного в аренду СРО КМНС «Мадра» лесного участка лесохозяйственному регламенту КГБУ «Байкитское лесничество» не позволяет Общине законно владеть и использовать этот лесной участок в целях, для которых это лесной участок ей предоставлялся, а также препятствует Общине исполнить предусмотренную договором аренды обязанность разработать и представить Арендатору проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы.

Кроме того, суд обращает внимание на то, что действующий лесохозяйственный регламент Байкитского лесничества на основании статьи 83 и части 7 статьи 87 ЛК РФ утвержден именно административным ответчиком, который уполномочен устанавливать состав и порядок внесения изменений в лесохозяйственный регламент.

При изложенных обстоятельствах ссылка административного ответчика в оспариваемом отказе об отсутствии правовых оснований для дополнительного соглашения к договору аренды лесных участков от ДД.ММ.ГГГГ, является необоснованной.

На основании ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В силу пунктов 6, 7 ст. 219 КАС РФ несвоевременное рассмотрение или не рассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствует о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд.

Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

Как видно из оспариваемого письма, оно получено Общиной 21.10.2020 года. Следовательно, срок для обращения с настоящим административным иском в суд истекал 21.01.2021 года.

Согласно определению Октябрьского районного суда ФИО1 края от ДД.ММ.ГГГГ СРО КМНС «Мадра» обратилась в данный суд с настоящим административным исковым заявлением для рассмотрения по существу. В связи с неподсудностью административного иска суд возвратил его с разъяснением права на обращение за разрешением данного спора в Байкитский районный суд ФИО1 края.

Данное определением Община получила 03.03.2021 г., что подтверждается почтовым уведомлением.

Согласно почтовому конверту настоящее административное исковое заявление отправлено в Байкитский районный суд почтовым отправлением ДД.ММ.ГГГГ.

Следовательно, административным истцом, срок для обращения в суд с настоящим исковым заявлением пропущен по уважительной причине и подлежит восстановлению.

При таких обстоятельствах административный иск СРО КМНС «Мадра» (Чуткая) подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227-228 КАС РФ, суд

р е ш и л :

Административный иск Семейной (родовой) общины коренных малочисленных народов Севера «Мадра» (Чуткая) удовлетворить.

Признать не соответствующим требованиям Лесного кодекса Российской Федерации и нарушающим права, свободы и законные интересы Семейной (родовой) общины коренных малочисленных народов Севера «Мадра» (Чуткая) отказ министерства лесного хозяйства Красноярского края, в во внесении изменений в договор аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный с Семейной (родовой) общиной коренных малочисленных народов Севера «Мадра» (Чуткая), выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать министерство лесного хозяйства Красноярского края привести договор аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный с Семейной (родовой) общиной коренных малочисленных народов Севера «Мадра» (Чуткая), в соответствие с лесохозяйственным регламентом Краевого государственного бюджетного учреждения «Байкитское лесничество», утвержденным приказом министерства лесного хозяйства Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ, посредством внесения в описание местоположения лесного участка площадью га, расположенного: Россия, Красноярский край, Байкитское лесничество, Байкитское участковое лесничество, следующих изменений:

в пункте 2 договора аренды лесного участка от :

- кварталы № исправить на кварталы №

- кварталы № исправить на кварталы №;

- кварталы № исправить на кварталы №;

- квартал исправить на квартал ;

- кварталы № исправить на (лесоустройство 2005-2006 г.г.) кварталы №, в течение трех месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу.

Об исполнении настоящего решения административному ответчику необходимо сообщить административному истцу и суду в течение месяца со дня исполнения решения.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца через Байкитский районный суд.

Председательствующий –судья В. В. Навгинова

Решение изготовлено в окончательной форме 19 августа 2021 года.

Судья В. В. Навгинова