УИД 29RS0025-01-2021-001056-05
Дело № 2а- 44/2022
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
26 января 2022 года пос. Октябрьский
Устьянский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Шерягиной С.Н.,
при секретаре судебного заседания Федоровой Н.В.,
с участием ст. помощника прокурора Устьянского района Злобина Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Устьянского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Череновское» о признании незаконным бездействия, о возложении обязанности разработать и утвердить административный регламент предоставления муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, о возложении обязанности предоставить в прокуратуру копии правовых актов, принятых исполнительным и представительным органами местного самоуправления МО «Череновское» Устьянского района Архангельской области, к главе муниципального образования «Череновское» Устьянского района Архангельской области ФИО2 о признании незаконным бездействия, возложении обязанности предоставить в администрацию Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области муниципальные правовые акты, принятые представительным и исполнительным органами местного самоуправления МО «Череновское»,
установил:
прокурор Устьянского района Архангельской области обратился в суд с указанным административным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации МО «Череновское», мотивировав тем, что прокуратурой района в ходе проведения анализа состояния законности в сфере исполнения законодательства о налогах и сборах установлено, что администрацией МО «Череновское» не разработан и не утвержден правовой акт, регламентирующий предоставление муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, предусмотренной ст. 21, 34.2 НК РФ. Решениями Совета депутатов МО «Череновское» от 23 ноября 2019 г. ..., от 12 ноября 2014 ... установлены соответственно земельный налог и налог на имущество физических лиц на территории МО «Череновское», при этом муниципальная услуга по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах не оказывается, административный регламент предоставления услуги не принят.
Постановлением администрации МО «Череновское» от 17 мая 2014 г. ... утвержден «Порядок направления проектов нормативных правовых актов и принятых правовых актов администрации МО «Череновское» в прокуратуру Устьянского района для проведения правовой и антикоррупционной экспертизы». На протяжении длительного времени (с мая 2020 г.) в прокуратуру района не поступают ни проекты нормативных правовых актов органов местного самоуправления для проведения правовой и антикоррупционной экспертизы, ни принятые администрацией и Советом депутатов МО «Череновское» правовые акты.
Согласно ст. 43.1 Закона № 131-ФЗ муниципальные нормативные правовые акты подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, организация и ведение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Порядок ведения регистра определяет Закон Архангельской области от 29 октября 2008 №592-30-ОЗ «Об организации и ведении регистра муниципальных нормативных правовых актов муниципальных образований Архангельской области». В ходе изучения сайта Министерства юстиции Российской Федерации «Нормативные правовые акты в Российской Федерации» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» установлено, что в регистре по МО «Череновское» размещены только нормативные правовые акты, принятые 06 мая 2019 г. и ранее.
Прокурор просит суд: 1) признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Череновское» Устьянского района Архангельской области по разработке и утверждению административного регламента предоставления муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования «Череновское» о местных налогах и сборах;
2) возложить на администрацию муниципального образования «Череновское» Устьянского района Архангельской области разработать и утвердить административный регламент предоставления муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования «Череновское» о местных налогах и сборах в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу;
3) признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Череновское» Устьянского района Архангельской области, выразившееся в ненаправлении в прокуратуру Устьянского района проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления для проведения правовой и антикоррупционной экспертизы, а также принятых администрацией и Советом депутатов МО «Череновское» правовых актов;
4) возложить на администрацию муниципального образования «Череновское» Устьянского района Архангельской области обязанность предоставить в прокуратуру района копии правовых актов, принятых исполнительным и представительным органами местного самоуправления МО «Череновское» Устьянского района Архангельской области за период с 10 апреля 2020 г. по 31 декабря 2021 г. в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
5) признать незаконным бездействие главы администрации МО «Череновское» Устьянского района Архангельской области ФИО2, выразившееся в непринятии мер по направлению в период с 07 мая 2019 г. по декабрь 2021 г. в администрацию Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области муниципальных нормативных правовых актов для включения в регистр муниципальных нормативных правовых актов муниципальных образований Архангельской области;
6) возложить на главу администрации МО «Череновское» Устьянского района Архангельской области ФИО2 обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу предоставить в администрацию Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области муниципальные нормативные правовые акты, принятые представительным и исполнительным органами местного самоуправления муниципального образования «Череновское» с 07 мая 2019 г. по декабрь 2021 г. в соответствии с требованиями Закона Архангельской области от 29.10.2008 N 592-30-ОЗ "Об организации и ведении регистра муниципальных нормативных правовых актов муниципальных образований Архангельской области".
Ст. помощник прокурора Устьянского района Архангельской области Злобин Д.А. на судебном заседании заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в иске.
Административные ответчики – администрация МО «Череновское», глава администрация МО «Череновское» ФИО2 – на судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, представителей на судебное заседание не направили.
В соответствии с ч. 6 ст.226 КАС РФ, неявка на судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной. В связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав ст. помощника прокурора Злобина Д.А., изучив письменные доказательства и иные материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.
К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
Отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальных услуг местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия, регулируются положениями Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Под муниципальной услугой, предоставляемой органом местного самоуправления понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»).
Подведомственная органу местного самоуправления организация - это муниципальное учреждение либо унитарное предприятие, созданное органом местного самоуправления (п. 8 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»).
Вопросы местного значения городского и сельского поселения определены в статье 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которой к вопросам местного значения сельского поселения относится установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения.
В соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Таким образом, сфера предоставления муниципальных услуг может не ограничиваться только решением вопросов местного значения.
Согласно п. 2 ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) финансовые органы муниципальных образований дают письменные разъяснения налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах.
Финансовые органы муниципальных образований дают письменные разъяснения в пределах своей компетенции в течение двух месяцев со дня поступления соответствующего запроса. По решению руководителя (заместителя руководителя) соответствующего финансового органа указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц (п. 3 ст. 34.2 НК РФ).
В соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики, в свою очередь, имеют право получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах.
На основании изложенного, с учетом положений ст. 2 Федерального закона № 210-ФЗ, п.п. 2 п. 1 ст. 21, ст. 34.2 НК РФ соответствующая функция должна быть реализована органом местного самоуправления в рамках предоставления муниципальных услуг в порядке, определенном Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
В силу п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Нормативным правовым актом, устанавливающим порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги, является административный регламент (п. 4 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»).
Согласно ст. 4 Устава МО «Череновское» органами местного самоуправления МО «Череновское» являются: Совет депутатов МО «Череновское» - представительный орган МО «Череновское»; глава МО «Череновское» - глава Череновского муниципального образования; администрация МО «Череновское» - исполнительно-распорядительный орган Череновского муниципального образования; контрольно-счетная палата МО «Череновское» - контрольно-счетный орган МО «Череновское».
Из положений ст. 24 Устава МО «Череновское» следует, что администрация МО «Череновское» является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления МО «Череновское».
Пунктом 3 ст. 24 Устава МО «Череновское» определено, что администрация МО «Череновское» в пределах своей компетенции организует и обеспечивает решение вопросов местного значения МО «Череновское», а также осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления МО «Череновское» федеральными законами и законами Архангельской области.
Разграничение полномочий органов государственной власти Архангельской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области в сфере организации предоставления государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с Законом Архангельской области от 02.07.2012 № 508-32-ОЗ «О государственных и муниципальных услугах в Архангельской области и дополнительных мерах по защите прав человека и гражданина при их предоставлении».
Согласно п.п. 4 п. 2 ст. 7 Закона Архангельской области от 02.07.2012 № 508-32-ОЗ «О государственных и муниципальных услугах в Архангельской области и дополнительных мерах по защите прав человека и гражданина при их предоставлении» местные администрации муниципальных образований Архангельской области утверждают административные регламенты предоставления муниципальных услуг.
Таким образом, администрация МО «Череновское» Устьянского района Архангельской области является органом местного самоуправления, на который возложена обязанность принять меры по разработке и утверждению административного регламента предоставления муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования «Череновское» о местных налогах и сборах.
Решением Совета депутатов МО «Череновское» от 12 ноября 2014 г. ... (с учетом изменений, внесенных решениями Совета депутатов МО «Череновское» от 29 июля 2016 г. ..., от 30 марта 2020 г. ...) на территории МО «Череновское» введен налог на имущество физических лиц с 01 января 2015 г.
Земельный налог на территории МО «Череновское» установлен на основании решения Совета депутатов МО «Череновское» от 23 ноября 2019 г. ... (с учетом решения Совета депутатов МО «Череновское» от 30 марта 2020 г. ...).
Судом установлено, что прокуратурой Устьянского района Архангельской области проведен анализ состояния законности в сфере исполнения законодательства о налогах и сборах, в ходе которого установлено, что администрацией МО «Череновское» не разработан и не утвержден правовой акт, регламентирующий предоставление муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, предусмотренной ст. 21, 34.2 НК РФ.
В соответствии с положениями ст. 24 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» 10 июня 2021 г. в адрес главы администрации МО «Череновское» и.о. прокурора Устьянского района Архангельской области внесено представление ... об устранении нарушений законодательства о налогах и сборах.
В связи с неисполнением представления прокурора постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Устьянского судебного района Архангельской области от 15 сентября 2021 г. глава МО «Череновское» ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.
06 декабря 2021 г. прокуратурой Устьянского района Архангельской области в адрес главы МО «Череновское» направлено письмо о предоставлении в срок не позднее 14 декабря 2021 г. информации о том, исполнено ли изложенное в представлении от 10 июня 2021 г. ... требование прокурора об обеспечении разработки и утверждения нормативного правового акта, регламентирующего предоставление муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, однако ответ направлен не был.
Доказательств, подтверждающих исполнение требования о разработке и утверждении административного регламента о предоставлении муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, предусмотренной ст. 21, 34.2 НК РФ, администрацией МО «Череновское» суду не представлено.
При таких обстоятельствах суд расценивает как незаконное бездействие администрации МО «Череновское», выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению административного регламента предоставления муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщиками по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования «Череновское» о местных налогах и сборах, в связи с чем данное требование административного истца подлежит удовлетворению с возложением на администрацию муниципального образования «Череновское» Устьянского района Архангельской области обязанности разработать и утвердить административный регламент предоставления муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования «Череновское» о местных налогах и сборах.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится прокуратурой Российской Федерации - в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", в установленном Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.
В силу положений части 2 статьи 3 Федерального закона от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" прокуроры в ходе осуществления своих полномочий проводят антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов органов, организаций, их должностных лиц по вопросам, касающимся: 1) прав, свобод и обязанностей человека и гражданина; 2) государственной и муниципальной собственности, государственной и муниципальной службы, бюджетного, налогового, таможенного, лесного, водного, земельного, градостроительного, природоохранного законодательства, законодательства о лицензировании, а также законодательства, регулирующего деятельность государственных корпораций, фондов и иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федерального закона; 3) социальных гарантий лицам, замещающим (замещавшим) государственные или муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы.
Согласно пункту 1 статьи 9.1 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", прокурор в ходе осуществления своих полномочий в установленном Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации, проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, их должностных лиц.
Соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами местного самоуправления входит в предмет прокурорского надзора (часть 1 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре").
Полномочия по контролю за нормотворческой деятельностью органов местного самоуправления, закрепленные вышеприведенными положениями законодательства Российской Федерации за органами прокуратуры, обеспечиваются обязанностью соответствующих органов власти и должностных лиц предоставлять прокурору принятые ими нормативные правовые акты (их проекты).
Постановлением администрации МО «Череновское» от 17 февраля 2015 г. ... утвержден Порядок направления проектов нормативных правовых актов и принятых правовых актов администрации МО «Череновское» в прокуратуру Устьянского района Архангельской области для проведения правовой и антикоррупционной экспертизы (далее по тексту - Порядок от 17 февраля 2015 г. ...).
Согласно п. 2 Порядка от 17 февраля 2015 г. ... для проведения правовой и антикоррупционной экспертизы проекты нормативных правовых актов администрации МО «Череновское» подлежат направлению в прокуратуру Устьянского района в электронном виде либо на бумажном носителе в срок не позднее 7 дней, до дня их принятия. Достоверность документов, направленных в электронном виде, подтверждается направлением на бумажном носителе сопроводительного письма, содержащего перечень направленных в электронном виде документов.
Для проведения правовой и антикоррупционной экспертизы копии правовых актов, принятых администрацией МО «Череновское» направляются в прокуратуру Устьянского района Архангельской области на бумажном носителе в виде заверенных копий в следующие сроки: а) нормативные правовые акты и иные правовые акты, принятые в срок до 15 числа текущего месяца, - не позднее 20-го числа текущего месяца включительно; б) нормативные правовые акты и иные правовые акты, принятые позднее 15 числа текущего месяца, - не позднее 5-го числа месяца, следующего за истекшим (п. 4 Порядка от 17 февраля 2015 г. ...).
В силу п. 5 Порядка от 17 февраля 2015 г. ... ответственным за направление проектов нормативных правовых актов и копий принятых правовых актов администрации МО «Череновское», является ФИО1
25 февраля 2015 г. Советом депутатов МО «Череновское» принято решение ... «О направлении проектов нормативных правовых актов и принятых правовых актов Совета депутатов МО «Череновское» в прокуратуру Устьянского района для проведения правовой и антикоррупционной экспертизы» (далее по тексту - Решение от 25 февраля 2015 г.).
Проекты нормативных правовых актов и принятые правовые акты Совета депутатов МО «Череновское» подлежат направлению в прокуратуру Устьянского района для проведения правовой и антикоррупционной экспертизы (п. 1 Решения от 25 февраля 2015 г.).
В силу п. 4 Решения от 25 февраля 2015 г. для проведения правовой и антикоррупционной экспертизы копии принятых правовых актов Совета депутатов МО «Череновское» направляются в прокуратуру Устьянского района на бумажном носителе в виде заверенных копий либо в электронном виде в следующие сроки:
- нормативные правовые акты в течение 10 календарных дней после их подписания главой МО «Череновское»;
- ненормативные правовые акты в течение 14 дней после их принятия.
Лицом, ответственным за направление проектов нормативных правовых актов копий принятых правовых актов Совета депутатов МО «Череновское», является заместитель главы администрации ФИО1 (п. 5 Решения от 25 февраля 2015 г.).
Из материалов дела следует, что с мая 2020 г. в прокуратуру Устьянского района Архангельской области проекты нормативных правовых актов и принятых проектов правовых актов представительного и исполнительно-распорядительного органов местного самоуправления МО «Череновское» для проведения антикоррупционной экспертизы не направлялись.
Доказательств, опровергающих вышеуказанные обстоятельства, административным ответчиком не представлено.
По указанному нарушению прокурором района в адрес главы МО «Череновское» 20 июля 2021 г. вносилось представление ... о необходимости предоставить в прокуратуру района правовые акты, принятые исполнительным и представительным органами местного самоуправления, за период с 10 апреля 2020 г.
Сведений об исполнении данной обязанности на момент рассмотрения дела суду не предоставлено.
Таким образом, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания незаконным бездействия администрации МО «Череновское», выразившееся в длительном ненаправлении в прокуратуру Устьянского района проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления для проведения правовой и антикоррупционной экспертизы, а также принятых администрацией и Советом депутатов МО «Череновское» правовых актов, и следовательно возложении на администрацию МО «Череновское» обязанности предоставить в прокуратуру района копии правовых актов, принятых исполнительным и представительным органами местного самоуправления МО «Череновское» Устьянского района Архангельской области за период с 10 апреля 2020 г. по 31 декабря 2021 г.
В соответствии с ч. 1 ст. 43.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные нормативные правовые акты, в том числе оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, организация и ведение которого осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Порядок ведения регистра определяет Закон Архангельской области от 29.10.2008 № 592-30-ОЗ «Об организации и ведении регистра муниципальных нормативных правовых актов муниципальных образований Архангельской области» (далее - Закон № 592-30-ОЗ), а также «Регламент организации работы по ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов муниципальных образований Архангельской области», утвержденный постановлением Правительства Архангельской области от 23.08.2011 № 295-пп (далее - Регламент).
Регистр ведется в целях обеспечения верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов, учета и систематизации муниципальных нормативных правовых актов муниципальных образований Архангельской области, реализации конституционного права граждан на получение достоверной информации и создания условий для получения информации о муниципальных нормативных правовых актах органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами и организациями (ст.1 Закона № 592-30-ОЗ).
В ст. 2 Закона № 592-30-ОЗ определен перечень муниципальных нормативных правовых актов, подлежащих включению в регистр, согласно которой для целей данного закона к муниципальным нормативным правовым актам относятся и подлежат включению в регистр: устав муниципального образования Архангельской области; решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан) и оформленные в виде правовых актов; нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования; нормативные правовые акты главы муниципального образования; нормативные правовые акты главы местной администрации (принятые до приведения устава муниципального образования Архангельской области в соответствие с Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 281-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»), нормативные правовые акты местной администрации; нормативные правовые акты иных органов и должностных лиц местного самоуправления, которые уставом муниципального образования наделены правом принимать нормативные правовые акты; муниципальные нормативные правовые акты органов местного самоуправления об утверждении соглашений между органами местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области о передаче осуществления части своих полномочий (далее - соглашения) с приложением указанных соглашений.
В соответствии со ст. 4 Закона № 592-30-ОЗ регистр ведется администрацией Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области.
Согласно ч. 1 ст. 5 Закона № 592-30-ОЗ лицом, ответственным за предоставление информации, необходимой для включения в регистр, является глава соответствующего муниципального образования Архангельской области, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2-4 статьи.
Решением Совета депутатов МО «Череновское» ... от 29 ноября 2019 г. главой МО «Череновское» избран ФИО2
В силу п. 3 ч. 4 ст. 6 Закона № 592-30- ОЗ в связи с ведением регистра органы и должностные лица местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области обязаны своевременно, полно и безвозмездно предоставлять уполномоченному органу необходимую и достоверную информацию для включения в регистр.
Согласно ст. 7 Закона № 592-30-ОЗ в целях ведения регистра лицо, ответственное за предоставление информации, необходимой для включения в регистр, направляет в уполномоченный орган информацию, предусмотренную подпунктами 2-4 пункта 1, подпунктами 2-7 пункта 2 статьи 3 закона, в отношении каждого муниципального правового акта (соглашения), за исключением муниципальных правовых актов (соглашений), содержащих сведения, составляющие государственную тайну. Муниципальные нормативные правовые акты направляются в уполномоченный орган в электронном виде и на бумажных носителях (ч. 1).
В случае, если муниципальным нормативным правовым актом вносятся изменения или дополнения в другие муниципальные нормативные правовые акты, лицо, ответственное за предоставление информации, необходимой для включения в регистр, помимо информации, указанной в пункте 1 статьи, направляет в уполномоченный орган текст муниципального нормативного правового акта, в который внесены изменения или дополнения, в редакции с учетом внесенных изменений или дополнений (ч. 2).
Сроки предоставления информации, необходимой для включения в регистр регламентированы статьей 8 Закона № 592-30-ОЗ.
Так, реквизиты муниципального нормативного правового акта, текст муниципального нормативного правового акта подлежит направлению в уполномоченный орган в течение семи дней со дня подписания соответствующих муниципальных правовых актов (соглашений) (ч. 1 ст. 8 Закона № 592-30- ОЗ).
Согласно п. 12 Регламента юридическим фактом, являющим основанием для включения муниципального акта в регистр, является поступление муниципального акта на бумажном носителе и в электронном виде или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
В соответствии со ст. 13 Закона № 592-30-ОЗ доступ к текстам муниципальных нормативных правовых актов, содержащихся в регистре, обеспечивается через портал Министерства юстиции Российской Федерации «Нормативные правовые акты в Российской Федерации» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://pravo-minjust.ru, http://право-минюст.рф).
Согласно предоставленному в дело скриншоту с сайта Министерства юстиции Российской Федерации «Нормативные правовые акты в Российской Федерации» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://pravo-miniust.ru) в регистре по МО «Череновское» размещены только нормативные правовые акты, принятые 06 мая 2019 г. и ранее.
Исходя из информации правового департамента администрации Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области с апреля 2020 г. главой сельского поселения «Череновское» муниципальные нормативные акты органов местного самоуправления сельского поселения, а также сведения об их официальном опубликовании (обнародовании) для включения в регистр не предоставляются. Специалисты правового департамента регулярно обращались в администрацию сельского поселения по предоставлению муниципальных нормативных актов органов местного самоуправления сельского поселения «Череновское» для включения в регистр.
По указанному нарушению прокурором района в адрес главы МО «Череновское» 20 июля 2021 г. вносилось представление ....
Сведений об исполнении данной обязанности на момент рассмотрения дела суду не предоставлено.
Бездействие главы МО «Череновское» по непредставлению муниципальных нормативных правовых актов, поименованных в ст. 2 Закона № 592-30-03, в регистр муниципальных нормативных правовых актов муниципальных образований Архангельской области нарушает конституционные права граждан на получение полной и достоверной информации о муниципальных правовых актах, права органов государственной власти, местного самоуправления, организаций на получение информации о муниципальных нормативных правовых актах, влечет нарушение интересов Российской Федерации, субъекта РФ, поскольку соответствующими органами государственной власти осуществляется ведение регистра в целях обеспечения верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов.
В связи с вышеизложенным, требования прокурора о признании незаконным бездействия главы администрации МО «Череновское» ФИО2, выразившееся в непринятии мер по направлению в период с апреля 2020 г. по настоящее время в администрацию Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области муниципальных нормативных правовых актов для включения в регистр муниципальных нормативных правовых актов муниципальных образований Архангельской области, суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Для устранения нарушений суд считает необходимым удовлетворить требования прокурора и возложить обязанность на главу МО «Череновское» ФИО2 предоставить в администрацию Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области муниципальные нормативные правовые акты, принятые представительным и исполнительным органами местного самоуправления муниципального образования «Череновское» с апреля 2020 г. по декабрь 2021 г. в соответствии с требованиями Закона Архангельской области от 29.10.2008 N 592-30-ОЗ «Об организации и ведении регистра муниципальных нормативных правовых актов муниципальных образований Архангельской области».
В соответствии со ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
Прокурор Устьянского района просит установить срок для исполнения решения в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Административный ответчик не возражал против установления указанного в иске срока исполнения решения суда.
Учитывая, что на принятие мер, направленных на исполнение решения суда, требуется время, суд полагает указанный прокурором срок для устранения выявленных нарушений при сложившихся обстоятельствах разумным и способствующим реальному исполнению решения суда, поэтому устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено - один месяц с момента вступления решения суда в законную силу.
Прокурор в соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ освобождается от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ также освобождаются от уплаты государственной пошлины. Следовательно, государственная пошлина не полежит взысканию с административных ответчиков.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление прокурора Устьянского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Череновское», к главе муниципального образования «Череновское» Устьянского района Архангельской области ФИО2 удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Череновское» Устьянского района Архангельской области по непринятию мер по разработке и утверждению административного регламента предоставления муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования «Череновское» о местных налогах и сборах.
Возложить на администрацию муниципального образования «Череновское» Устьянского района Архангельской области разработать и утвердить административный регламент предоставления муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования «Череновское» о местных налогах и сборах в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Череновское» Устьянского района Архангельской области, выразившееся в ненаправлении в прокуратуру Устьянского района проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления для проведения правовой и антикоррупционной экспертизы, а также принятых администрацией и Советом депутатов МО «Череновское» правовых актов.
Возложить на администрацию муниципального образования «Череновское» Устьянского района Архангельской области обязанность предоставить в прокуратуру района копии правовых актов, принятых исполнительным и представительным органами местного самоуправления МО «Череновское» Устьянского района Архангельской области за период с 10 апреля 2020 г. по 31 декабря 2021 г. в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Признать незаконным бездействие главы администрации МО «Череновское» Устьянского района Архангельской области ФИО2, выразившееся в непринятии мер по направлению в период с апреля 2020 г. по декабрь 2021 г. в администрацию Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области муниципальных нормативных правовых актов для включения в регистр муниципальных нормативных правовых актов муниципальных образований Архангельской области.
Возложить на главу администрации МО «Череновское» Устьянского района Архангельской области ФИО2 обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу предоставить в администрацию Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области муниципальные нормативные правовые акты, принятые представительным и исполнительным органами местного самоуправления муниципального образования «Череновское» с апреля 2020 г. по декабрь 2021 г. в соответствии с требованиями Закона Архангельской области от 29.10.2008 N 592-30-ОЗ "Об организации и ведении регистра муниципальных нормативных правовых актов муниципальных образований Архангельской области".
Обязать администрацию МО «Череновское» Устьянского района Архангельской области, главу администрации МО «Череновское» ФИО2 в течение одного месяца с даты окончания исполнения обязательства сообщить об исполнении решения суда прокурору Устьянского района и в Устьянский районный суд Архангельской области.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельском областном суде в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Устьянский районный суд Архангельской области.
Председательствующий Шерягина С.Н.
Мотивированное решение изготовлено 26 января 2022 года.