ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4501/2016 от 28.07.2016 Ленинскогого районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

№ 2а-4501/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 июля 2016 года г. Ростов-на-Дону

Ленинский районный суд города Ростова-на-Дону в составе:

Председательствующего судьи Лепетюх А.В.,

при секретаре судебного заседания Трушниковой В.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению финансового управляющего "Н". - Соколова А.С. к административному ответчику – УФМС России по Ростовской области о признании незаконным решения об отказе в представлении персональных данных,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец обратился в суд с заявлением к административному ответчику, обосновывая свои требования следующим. Определением Арбитражного суда Ростовской области от 04.04.2016 по делу №А53-1533/16 в отношении "Н" введена процедура, применяемая в деле о банкротстве - реструктуризация долгов гражданина. Финансовым управляющим Должника утвержден Соколов А.С. Решением заместителя начальника отдела адресно справочной информации УФМС России по Ростовской области Романенко С.Г. в письме № МС-21/1-12695 от 27.04.2016 года, в предоставлении Соколову А.С. по его запросу адресно-справочной информации в отношении "Н" отказано. Считает указанный ответ незаконным, необоснованным и подлежащим отмене в связи с тем, что запрашивая информацию о должнике, арбитражный управляющий действует на основании и во исполнение судебного акта о введении процедуры банкротства в целях исполнения возложенных на него Законом о банкротстве обязанностей, в связи с чем, согласие должника на обработку (получение) его персональных данных не требуется. На основании изложенного просит признать незаконным решение заместителя начальника отдела адресно справочной информации УФМС России по Ростовской области Романенко С.Г., изложенное в письме от 27.04.2016 года № МС-21/1-12695, в предоставлении информации о должнике по запросу финансового управляющего "Н", обязать административного ответчика в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца предоставить запрошенную адресно-справочную информацию в отношении "Н", взыскать с административного ответчика в пользу административного истца понесенные административным истцом судебные расходы, состоящие из государственной пошлины в размере 300 рублей.

Административный истец, представитель административного ответчика, надлежаще извещенные о судебном разбирательстве, в судебное заседание не явились, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в порядке ст. 226 КАС РФ.

Суд, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Как установлено судом, Определением Арбитражного суда Ростовской области от 04.04.2016 по делу №А53-1533/16 в отношении "Н" введена процедура, применяемая в деле о банкротстве -реструктуризация долгов гражданина.

Финансовым управляющим должника утвержден Соколов А.С.

04.04.2016 года Соколов А.С. направил в УФМС России по РО запрос за исх. № А53-1533/2016/001 о предоставлении информации об адресе регистрации (временной регистрации) и дате рождения должника "Н", о данных ее паспорта, о наличии у нее загранпаспорта и его данных.

Решением заместителя начальника отдела адресно справочной информации УФМС России по Ростовской области Романенко С.Г. в письме № МС-21/1-12695 от 27.04.2016 года в предоставлении запрошенной адресно-справочной информации в отношении "Н" отказано.

Как следует из ст. 2 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" финансовый управляющий - арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для участия в деле о банкротстве гражданина.

В соответствии со ст. 213.9 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" участие финансового управляющего в деле о банкротстве гражданина является обязательным.

Финансовый управляющий вправе: подавать в арбитражный суд от имени гражданина заявления о признании недействительными сделок по основаниям, предусмотренным статьями 61.2 и 61.3 настоящего Федерального закона, а также сделок, совершенных с нарушением настоящего Федерального закона; заявлять возражения относительно требований кредиторов; участвовать в ходе процедуры реструктуризации долгов в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне гражданина во всех делах в судах по спорам, касающимся имущества (в том числе о взыскании денег с гражданина или в пользу гражданина, об истребовании или о передаче имущества гражданина либо в пользу гражданина); получать информацию об имуществе гражданина, а также о счетах и вкладах (депозитах) гражданина, в том числе по банковским картам, об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств от граждан и юридических лиц (включая кредитные организации), от органов государственной власти, органов местного самоуправления; требовать от гражданина информацию о его деятельности по исполнению плана реструктуризации долгов гражданина; созывать собрание кредиторов для решения вопроса о предварительном согласовании сделок и решений гражданина в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; обращаться в арбитражный суд с ходатайством о принятии мер по обеспечению сохранности имущества гражданина, а также об отмене таких мер; заявлять отказ от исполнения сделок гражданина в порядке, установленном настоящим Федеральным законом; получать информацию из бюро кредитных историй и Центрального каталога кредитных историй в порядке, установленном федеральным законом; привлекать других лиц в целях обеспечения осуществления своих полномочий только на основании определения арбитражного суда, рассматривающего дело о банкротстве гражданина, на договорной основе в порядке, установленном настоящей главой; осуществлять иные права, связанные с исполнением возложенных на него обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом.

Финансовый управляющий обязан: принимать меры по выявлению имущества гражданина и обеспечению сохранности этого имущества; проводить анализ финансового состояния гражданина; выявлять признаки преднамеренного и фиктивного банкротства; вести реестр требований кредиторов; уведомлять кредиторов о проведении собраний кредиторов в соответствии с пунктом 5 статьи 213.8 настоящего Федерального закона; созывать и (или) проводить собрания кредиторов для рассмотрения вопросов, отнесенных к компетенции собрания кредиторов настоящим Федеральным законом; уведомлять кредиторов, а также кредитные организации, в которых у гражданина-должника имеются банковский счет и (или) банковский вклад, включая счета по банковским картам, и иных дебиторов должника о введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина не позднее чем в течение пяти рабочих дней со дня, когда финансовый управляющий узнал о наличии кредитора или дебитора; рассматривать отчеты о ходе выполнения плана реструктуризации долгов гражданина, предоставленные гражданином, и предоставлять собранию кредиторов заключения о ходе выполнения плана реструктуризации долгов гражданина; осуществлять контроль за ходом выполнения плана реструктуризации долгов гражданина; осуществлять контроль за своевременным исполнением гражданином текущих требований кредиторов, своевременным и в полном объеме перечислением денежных средств на погашение требований кредиторов; направлять кредиторам отчет финансового управляющего не реже чем один раз в квартал, если иное не установлено собранием кредиторов; исполнять иные предусмотренные настоящим Федеральным законом обязанности.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной миграционной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2012 N 711 "О вопросах Федеральной миграционной службы" Федеральная миграционная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции, правоприменительные функции, функции по федеральному государственному контролю (надзору) и предоставлению (исполнению) государственных услуг (функций) в сфере миграции.

Управление является территориальным органом Федеральной миграционной службы.

В своей деятельности Федеральная миграционная служба руководствуется Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по предоставлению адресно-справочной информации, утвержденным Приказом ФМС России от 20.01.2014 N 18, введенным в действие с 13.04.2014 г., в пунктах 1 и 2 которого указано, что данный административный регламент определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) территориальных органов ФМС России и их структурных подразделений по предоставлению адресно-справочной информации, которая представляет собой информацию о регистрационном учете граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

В соответствии со статьей 3 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, ведет базовый государственный информационный ресурс регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, содержащий в себе информацию, полученную от граждан, федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных полномочных органов, органов местного самоуправления, а также учреждений, осуществляющих в соответствии со статьей 5 настоящего Закона регистрацию и снятие граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания.

Информация, содержащаяся в базе данных, подлежит защите в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательством Российской Федерации о государственной тайне, коммерческой тайне и иной охраняемой законом тайне, а также законодательством Российской Федерации в области персональных данных.

В базе данных содержится следующая информация: фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии); дата и место рождения; пол; адрес и дата регистрации (снятия с регистрационного учета) по месту жительства (месту пребывания); данные основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (в отношении лиц, не достигших четырнадцатилетнего возраста, реквизиты свидетельства о рождении: серия, номер, дата выдачи и кем выдано); реквизиты свидетельства о смерти (серия, номер, дата выдачи и кем выдано) - при снятии с регистрационного учета умершего; наименование и дата решения (приговора) суда, вступившего в законную силу, - при снятии с регистрационного учета по месту жительства гражданина Российской Федерации, признанного безвестно отсутствующим, либо выселенного из занимаемого жилого помещения или признанного утратившим право пользования жилым помещением, либо осужденного к лишению свободы; страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования (при наличии).

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных", под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация.

Пунктом 10 названной статьи указанного Закона установлено, что конфиденциальность персональных данных - это обязательное для соблюдения оператором или иным получившим доступ к персональным данным лицом требование не допускать их распространения.

В соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 года № 188 утвержден Перечень сведений конфиденциального характера, согласно которого к таким сведениям относятся сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях (пункт 1 Перечня)

Согласно статье 7 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ операторами и третьими лицами, получающими доступ к персональным данным, должна обеспечиваться конфиденциальность таких данных.

Административным регламентом, утв. Приказом ФМС России от 20.01.2014 N 18, определена форма обращений о предоставлении адресно-справочной информации и формы ответов на обращения.

Согласно пункту 19.3 Регламента в целях получения адресно-справочной информации в отношении другого лица физическое лицо предоставляет документ, удостоверяющий личность, письменное (электронное) заявление.

Пунктом 25 Регламента предусмотрены случаи отказа в предоставлении адресно-справочной информации: отсутствие согласия субъекта персональных данных на предоставление запрашиваемых о нем сведений, несоответствие поступившего заявления, в том числе поданного в форме электронного документа с использованием единого портала, требованиям пунктом 48 - 51 Регламента.

Согласно действующему законодательству финансовый управляющий не относится к числу полномочных органов, которым подразделения адресно-справочной работы ФМС России предоставляют адресно-справочную информацию по запросам, без согласия субъекта персональных данных.

При этом, как следует из содержания ст. 213.9 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" гражданин обязан предоставлять финансовому управляющему по его требованию любые сведения о составе своего имущества, месте нахождения этого имущества, составе своих обязательств, кредиторах и иные имеющие отношение к делу о банкротстве гражданина сведения в течение пятнадцати дней с даты получения требования об этом.

При неисполнении гражданином указанной обязанности финансовый управляющий направляет в арбитражный суд ходатайство об истребовании доказательств, на основании которого в установленном процессуальным законодательством порядке арбитражный суд выдает финансовому управляющему запросы с правом получения ответов на руки.

Как установлено п. 4 ст. 66 АПК РФ лицо, участвующее в деле и не имеющее возможности самостоятельно получить необходимое доказательство от лица, у которого оно находится, вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством об истребовании данного доказательства.

В ходатайстве должно быть обозначено доказательство, указано, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, могут быть установлены этим доказательством, указаны причины, препятствующие получению доказательства, и место его нахождения.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 41 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 13.10.2015 N 45 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан", при неисполнении гражданином обязанности предоставления финансовому управляющему истребованных сведений, имеющих отношение к делу о банкротстве гражданина сведений, финансовый управляющий вправе обратиться в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, с ходатайством об истребовании доказательств у третьих лиц (абзац второй пункта 9 статьи 213.9 Закона о банкротстве). Данное ходатайство предъявляется финансовым управляющим и рассматривается судом по правилам статьи 66 АПК РФ, по результатам его рассмотрения суд может выдать финансовому управляющему запросы с правом получения ответов на руки.

Таким образом, законодательством предусмотрена процедура получения финансовым управляющим в том числе указанной категории информации.

Кроме того, суд считает необходимым отметить, что Соколовым А.С. не обоснована как в запросе, так и в административном исковом заявлении необходимость запрошенных сведений для исполнения возложенных на него обязанностей финансового управляющего с учетом наличия части истребованной информации в материалах дела № А53-1533/2016/001, что отражено в представленном в материалы настоящего административного дела определении Арбитражного суда Ростовской области от 04.04.2016 г. по делу № А53-1533/2016/001, вынесенного в рамках рассмотрения дела, инициированного "Н", о признании несостоятельным (банкротом).

На основании изложенного суд приходит к выводу, что исполнение государственным органом обязательных требований законодательства не может характеризовать его действия как незаконные.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования административного истца удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 175 – 180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление Соколова А.С. к административному ответчику – УФМС России по Ростовской области о признании незаконным решения об отказе в представлении персональных данных, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г.Ростова-на-Дону в течение месяца с момента изготовления решения в окончательном виде.

Решение в окончательной форме изготовлено 01 августа 2016 года.

Судья Лепетюх А.В.