РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес>ДД.ММ.ГГГГ
Ленинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Дурновой Н.Г.
при секретаре Матросовой Л.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № административному исковому заявлению ФИО1 к администрации городского округа Самара о признании незаконным решения об отказе в согласовании публичного мероприятия,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к администрации городского округа Самара о признании незаконным решения об отказе в согласовании публичного мероприятия, указав, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в администрацию городского округа Самара с уведомлением о намерении провести публичное мероприятие в форме митинга в <адрес> в сквере ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ с 18.00 часов до 21.00 часов с предполагаемым количеством участников до 500 человек.
ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик подготовил письмо №, в котором отказал в согласовании публичного мероприятия, не предложив альтернативных мест для его проведения.
Считает, что административный ответчик принял незаконное решение, поскольку Федеральный закон № 54-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О собраниях митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в согласовании публичного мероприятия, к которым относятся случаи, если уведомление подано лицом, которое в соответствии с указанным законом не может быть организатором публичного мероприятия, а также если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором проведение публичного мероприятия запрещается.
Он, как организатор публичного мероприятия, указанный в уведомлении, не относится ни к одной категории лиц, указанных в ч. 2 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ, и подача им заявки не может являться основанием для отказа в согласовании. Кроме того, перечень мест, в которых запрещается проведение публичного мероприятия установлен ч. 2 и 2.2. ст. 8 указанного выше ФЗ. Указанное в уведомлении место проведения публичного мероприятия не относится ни к одной из указанных категорий.
Кроме того, административный ответчик в своем письме ссылается на положение ст.2 ФЗ №, в соответствии с которыми установлено, что целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного ( представительного ) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями. Данным целям полностью соответствует цель, указанная в уведомлении- встреча граждан с политиком Алексеем Навальным с целью информирования о его деятельности.
В связи с этим, считает, что оснований для отказа в согласовании публичного мероприятия у административного ответчика не имелось.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просит суд признать незаконным решение административного ответчика об отказе ФИО3 в согласовании публичного мероприятия в форме митинга в <адрес> в сквере ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ с 18.00 часов до 21.00 часов с предполагаемым количеством участников до 500 человек и обязать администрацию г.о. Самара не препятствовать проведению публичного мероприятия в форме митинга в сквере ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ с 18.00 часов до 21.00 часов с предполагаемым количеством участников до 500 человек.
В судебное заседание административный истец не явился, был уведомлен надлежащим образом. Административным истцом представлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель Администрации городского округа Самара ФИО4, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения требований истца, по основаниям, указанным в отзыве.
Выслушав представителей ответчика, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения требований административного истца по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право гражданина на обращение в суд с требованием об оспаривании решений, действий органа местного самоуправления, если гражданин полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
По смыслу части 2 статьи 227 названного Кодекса суд удовлетворяет вышепоименованное требование гражданина, если признает, что оспариваемые решения, действия органа местного самоуправления не соответствуют нормативным правовым актам и нарушают права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1). При отсутствии таких обстоятельств, суд отказывает в удовлетворении административного иска (пункт 2).
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, как организатор, публичного мероприятия, направил в адрес главы городского округа Самара уведомление о проведении публичного мероприятия, в котором указал о планировании проведения публичного мероприятия в форме митинга ДД.ММ.ГГГГ с 18.00 часов до 21.00 часов, количество участников – до 500 человек, место проведения публичного мероприятия сквер ФИО2. Цель публичного мероприятия - встреча граждан с Алексеем Навальным с целью информирования о его деятельности.
Указанное уведомление было принято административным ответчиком ДД.ММ.ГГГГ.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ администрация городского округа Самара сообщила ФИО1 о том, что цель публичного мероприятия, указанного в уведомлении не соответствует требованиям ФЗ №- ФЗ « О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», поскольку предполагает информирование граждан о деятельности, составляющей основу предвыборной программы, проводимой в целях выдвижения ФИО5 в качестве кандидата в Президенты РФ, которая противоречит ФЗ « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и « О выборах Президента РФ». В связи с этим, ФИО1 было указано на то, что проведение публичного мероприятия не представляется возможным.
Статьей 31 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Статьей 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод также гарантировано право на свободу мирных собраний, как не подлежащее никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Проведение публичных мероприятий регламентируется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон), статья которого в рамках организации публичного мероприятия определяет ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" проведение публичного мероприятия основывается на принципе законности - соблюдении положений Конституции РФ, данного Федерального закона, иных законодательных актов РФ, и добровольности участия.
Информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка сообщается органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления посредством уведомления о проведении публичного мероприятия.
Частью 5 статьи 5 указанного Федерального закона предусмотрено, что организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
Одной из процедур, согласно части 1 статьи 7 Федерального закона, является уведомительный порядок проведения публичных мероприятий на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 2 Федерального закона уведомление о проведении публичного мероприятия это документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.
Организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям названного Федерального закона.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации N 484-О-П от ДД.ММ.ГГГГ указано, что гарантированное Конституцией Российской Федерации, ее статьей 31, право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование является одним из основополагающих и неотъемлемых элементов правового статуса личности в Российской Федерации как демократическом правовом государстве (статьи 1 и 64 Конституции Российской Федерации) и может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации). Данные конституционные требования, как и требование о том, что осуществление названного права не должно нарушать права и свободы других лиц (статья 17, часть 3), по их смыслу во взаимосвязи с предписаниями статьи 18 Конституции Российской Федерации обращены не только к законодателю, но и к правоприменителям, в том числе судам.
Согласно ч. 2 ст. 1 Закона N 54-ФЗ, проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований в целях предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума регулируется настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах.
В соответствии со ст. 44 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», информационное обеспечение выборов и референдумов включает в себя информирование избирателей, участников референдума, предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума и способствует осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов и референдумов.
В силу положений п. 4 ст. 2 Закона N 67-ФЗ, агитация предвыборная (предвыборная агитация) - деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).
В соответствии с п. 19 ст. 2 Закона N 67-ФЗ избирательная кампания - деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования (публикации) решения уполномоченного на то должностного лица, государственного органа, органа местного самоуправления о назначении выборов до дня представления избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов.
Согласно ч. 2 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования на выборах Президента Российской Федерации является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента Российской Федерации и в котором шесть лет тому назад был избран Президент Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» агитационный период начинается со дня представления кандидатом в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации заявления о согласии баллотироваться и прекращается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования.
Как установлено п. 2 ст. 48 Закона N 67-ФЗ предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются: а) призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них); б) выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с пунктом 2 статьи 46 настоящего Федерального закона); в) описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов; г) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями; д) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей; е) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.
Судом установлено, что указанная в уведомлении цель публичного мероприятия (информирование о деятельности Алексея Навального) не соответствует Федеральному закону № 54-ФЗ, поскольку законом предусмотрено только информирование о деятельности специального субъекта - депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования, которым гражданин ФИО5 не является, при этом, как следует из материалов дела, информирование о деятельности Алексея Навального предполагает информирование граждан о деятельности по обеспечению участия в избирательной кампании по выборам Президента Российской Федерации в 2018 году, что противоречит Федеральным законам «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и «О выборах Президента Российской Федерации».
Принимая во внимание данные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что административному истцу правомерно было указано в ответе на то, что проведение публичного мероприятия не представляется возможным, следовательно, права и законные интересы ФИО1 нарушенными не являются.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения требования истца не имеется.
Доводы административного истца об отсутствии законодательно установленного запрета на проведение заявленного публичного мероприятия, безосновательны. Как указано выше, цель публичного мероприятия, указанная истцом в уведомлении, не соответствует ФЗ №- ФЗ « О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», поскольку предполагает информирование граждан о деятельности, составляющей основу предвыборной программы, проводимой в целях выдвижения ФИО5 в качестве кандидата в Президенты РФ, которая противоречит ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и « О выборах Президента РФ». В связи с этим, ФИО1 обоснованно было указано на то, что проведение публичного мероприятия не представляется возможным.
Ссылки административного истца на то, что ему не было предложено альтернативное место проведения публичного мероприятия, суд оценивает критичнски. Как указано выше, цель публичного мероприятия, заявленная истцом, противоречит требованиям ФЗ №- ФЗ « О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». При указанных обстоятельствах, иное место проведения публичного мероприятия не могло быть предложено в связи с тем, что организатором публичного мероприятия не устранено несоответствие закону цели публичного мероприятия. Изложенные обстоятельства свидетельствуют о законности оспариваемого ответа и об отсутствии нарушения прав и законных интересов административного истца.
Также не состоятельны доводы истца о том, что перечень оснований для отказа является исчерпывающим и отказ возможен лишь в том случае, если уведомление о проведении публичного мероприятия подано лицом, которое в соответствии с ФЗ № не вправе быть организатором публичного мероприятия либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с данным ФЗ или законом субъекта РФ проведение публичного мероприятия запрещается, однако данных обстоятельств не имеется.
В данном случае истцу не было отказано в проведении публичного мероприятия, а был дан ответ, что цель указанная в уведомлении не соответствует ФЗ №- ФЗ « О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», в связи с чем, согласование данного мероприятия является не возможным.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что административным ответчиком прав административного истца не нарушено, не создано и препятствий для реализации его прав, в связи с чем, требования административного истца удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований ФИО1 к администрации городского округа Самара о признании незаконным решения об отказе в согласовании публичного мероприятия в форме митинга в <адрес> в сквере «ФИО2» ДД.ММ.ГГГГг. с 18 час.00 мин. до 21.час. 00 мин. с предполагаемым количеством участников 500 человек и обязании ответчика не препятствовать проведению данного публичного мероприятия отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Самарский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение принято в окончательном виде ДД.ММ.ГГГГ
Судья подпись Дурнова Н.Г.
КОПИЯ ВЕРНА
Судья
Секретарь