№ 2а-4503/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Гатчина 11 сентября 2017 года
Гатчинский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Гиренко М. В.,
с участием представителя административного истца ФИО1,
с участием представителя административного ответчика ФИО2 на основании доверенности № № от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ,
при секретаре Цирулеве С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Гатчинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «город Коммунар» Гатчинского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным бездействия администрации МО «город Коммунар» Гатчинского муниципального района Ленинградской области, обязании администрации МО «город Коммунар» Гатчинского муниципального района Ленинградской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ создать страховой фонд документации муниципального образования «город Коммунар»,
установил:
Истец обратился с настоящим исковым, в котором просит признать незаконным бездействия административного ответчика и обязать его совершить определенные действия, а именно: обязать административного ответчика в срок до ДД.ММ.ГГГГ создать страховой фонд документации муниципального образования «город Коммунар» (л.д. №).
Представитель административного истца в судебное заседание явился, на заявленных исковых требованиях настаивал и просил удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика в суд явился, исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении по мотивам, изложенным в возражениях о том, что обязанность по созданию страхового фонда документации нормами закона, приведенными в возражениях, не предусмотрена. Перечень вопросов местного значения для видов муниципальных образований является закрытым (исчерпывающим). Это означает, что он не может быть расширен никаким другим правовым актом, включая иной федеральный закон. На территории МО «город Коммунар» создан и действует архив администрации МО «город Коммунар», в обязанности которого входит сохранение документов, изданных на территории МО «город Коммунар». К полномочиям органов местного самоуправления никаким образом не относится решение вопросов о ворожении и военной технике. В настоящее время вопрос создания страхового фонда документации муниципального образования первого уровня не урегулирован законодательно на уровне субъекта федерации, не определен порядок, бюджет и перечень документации. Полагают, что до момента урегулирования вопроса путем принятия соответствующих актов субъектов федерации, создание страхового фонда документации городского поселения преждевременно (л. д. №).
Суд, выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Гатчинской городской прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о гражданской обороне, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, противодействия терроризму, в ходе которой в деятельности администрации административного ответчика выявлены нарушения действующего законодательства РФ: проведенной проверкой установлено, что на территории МО «город Коммунар» не создан страховой фонд документации.
Суд не может согласиться с возражениями административного ответчика о том, что обязанность по созданию страхового фонда документации законом не предусмотрено, и в настоящее время этот вопрос муниципальными образованиями первого уровня не урегулирован законодательно на уровне субъекта федерации, не определен порядок, бюджет и перечень документации, поэтому суд находит заявленные требования административного истца подлежащими удовлетворению, поскольку в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 26.02.1997 г. № 31-ФЗ (ред. от 22.02.2017 г.) «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» под мобилизационной подготовкой в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, подготовке органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, подготовке Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время в соответствии с Федеральным законом «Об обороне» специальных формирований (далее – специальные формирования) к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время.
В содержание мобилизационной подготовки и мобилизации входят, согласно ст. 2 Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ, в том числе, создание и сохранение страхового фонда документации на вооружение и военную технику, важнейшую гражданскую продукцию, объекты повышенного риска, системы жизнеобеспечения населения и объекты, являющиеся национальным достоянием.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 № 804 утверждено Положение о гражданской обороне в Российской Федерации, определяющее основные мероприятия по гражданской обороне.
Согласно п. 20 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства России от 26.11.2007 № 804 к основным мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемым в целях решения задачи, связанной с обеспечением устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, относится, в том числе, создание страхового фонда документации.
Определение страхового фонда законодательно не закреплено, однако согласно определению, данному в ГОСТе Р 33.505-2003 «Государственный стандарт Российской Федерации. Единый российский страховой фонд документации. Порядок создания страхового фонда документации, являющейся национальным научным, культурным и историческим наследием», принятом и введенным в действие постановлением Госстандарта России от 29.07.2003 № 255-ст., страховой фонд документации, являющейся национальным научным, культурным и историческим наследием – это совокупность находящихся в государственной собственности классифицированных, систематизированных и безопасно хранимых страховых копий особо ценных и уникальных документов Архивного фонда Российской Федерации, а также особо уникальных и информационно значимых документов библиотечных фондов Российской Федерации, в том числе не входящих в состав Архивного фонда Российской Федерации, создающая стратегический информационный ресурс и предназначенная для сохранения национального научного, культурного и исторического наследия народов Российской Федерации в условиях военного времени, чрезвычайных и экстремальных ситуаций.
В соответствии со ст. 5 Закона о противодействии терроризму федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
Согласно ст. 5.2 Закона о противодействии терроризму, п. 7.1 ч. 1 ст. 14, 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма отнесена к компетенции органов местного самоуправления, как городских и сельских поселений, так и к полномочием органов местного самоуправления муниципального района.
Организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в силу п. 23 ч. 1 ст. 14, п. 21 ч. 1 ст. 15 Закона о местном самоуправлении, также отнесена к вопросам местного значения городского поселения и муниципального района.
Положением об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденным приказом МЧС России от 14.11.2008 № 687 (п.п. 2, 5), предусмотрено, что мероприятия по гражданской обороне организуются в муниципальных образованиях в рамках подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в муниципальных образованиях. Ведение гражданской обороны на муниципальном уровне заключается в выполнении мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории муниципального образования от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Как указано в п. 15, п. 15.14 названного Положения, органы местного самоуправления в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют, в том числе мероприятия по обеспечению устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, в которые, в том числе включено создание страхового фонда документации.
В соответствии с абз. 3 п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 № 804 мероприятия по гражданской обороне в Российской Федерации организуются и проводятся на всей территории страны на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и в организациях в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Административным ответчиком не оспаривалось, что страховой фонд документации не создан, но представитель административного ответчика ссылалась на то, что на территории муниципального образования «город Коммунар» создан и действует архив администрации муниципального образования город Коммунар, в обязанности которого входит сохранение документов, изданных на территории муниципального образования город Коммунар. Также администрация считает, что обязанность по созданию страхового фонда документации законом не предусмотрено, и до момента урегулирования вопроса путем принятия соответствующих актов субъектов федерации, создание страхового фонда документации городского поселения преждевременно.
Суд считает правомерными доводы административного истца о том, что отсутствие на территории МО «город Коммунар» Гатчинского муниципального района Ленинградской области страхового фонда документации в случае возникновения чрезвычайной ситуации, военных действий или террористических актов, может привести к утрате источников национального, культурного и исторического наследия, а также к утрате технологических данных, что будет являться нарушением прав неопределенного круга лиц.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 218-227 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск Гатчинского городского прокурора Ленинградской области удовлетворить, признать незаконным бездействие администрации МО «город Коммунар» Гатчинского муниципального района Ленинградской области, выразившееся в отсутствии страхового фонда документации муниципального образования «город Коммунар».
Обязать администрацию МО «город Коммунар» Гатчинского муниципального района Ленинградской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ создать страховой фонд документации муниципального образования «город Коммунар».
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы или представления через канцелярию Гатчинского городского суда.
Судья:
Мотивированное решение суда изготовлено 13.09.2017 г.