Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Дело №2а-450/2018
р.п. Ардатов 25 декабря 2018 года
Ардатовский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Минеевой И.А., с участием представителя административного истца ПАО «ТНС Энерго НН» Борисовой И.В., представителя административного ответчика, административного соответчика прокурора Ардатовского района Нижегородской области Давыдова Д.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем Панкратовой Т.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело
по административному исковому заявлению ПАО «ТНС энерго НН» к прокуратуре Ардатовского района Нижегородской области, прокуратуре Нижегородской области о признании незаконным представления об устранении нарушений федерального законодательства от 21.09.2018 г. в части,
У С Т А Н О В И Л:
ПАО «ТНС энерго НН» обратилось в суд с административным иском к прокуратуре Ардатовского района Нижегородской области о признании незаконным представления об устранении нарушений федерального законодательства от 21.09.2018 г. № 365ж-2018 в части, указав в обоснование следующее:
01 октября 2018 года в адрес ПАО «ТНС энерго НН» поступило представление № 365ж от 21.09.2018 г. прокурора Ардатовского района Нижегородской области об устранении нарушений федерального законодательства.
С указанным представлением ПАО «ТНС энерго НН» несогласно в части необходимости осуществления перерасчёта сумм, направленных на погашение расходов по введению ограничения и возобновлению потребления электрической энергии по лицевому счёту № ..., по следующим основаниям.
Между гарантирующим поставщиком - ПАО «ТНС энерго НН» и потребителем, заключён договор энергоснабжения электрической энергией в порядке ст. 540 ГК РФ, т. е. в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключённым с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединённой сети.
В соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса РФ - размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учёта, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
В Выксунском отделении ПАО «ТНС энерго НН» по адресу: ..., открыт лицевой счёт № ....
Расчёт платы за электрическую энергию производится в соответствии с показаниями прибора учёта Меркурий 201.5 № 19268360, установленного 19 августа 2014 года.
В квитанции за июнь 2017 года потребитель был уведомлён о наличии задолженности по оплате потреблённой электрической энергии по состоянию на 30 июня 2017 года в размере 7175,95 руб. и о возможном полном ограничении потребления электроэнергии с 07 августа 2017 года.
07.07.2017 года потребитель оплатил текущие платежи в сумме 700 руб., следовательно, квитанция потребителем была получена своевременно, информация им была принята к сведению.
В соответствии с п. 117 Правил исполнитель вправе ограничить или приостановить предоставление коммунальной услуги в случае неполной оплаты коммунальной услуги. Согласно п. 118 Правил под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из нормативов потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учёта и тарифа на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги.
Поскольку задолженность своевременно не была оплачена потребителем, 08 августа 2017 года подача электроэнергии в жилой дом, расположенный по адресу: ..., была приостановлена работниками ПАО «МРСК Центра и Приволжья».
09.08.2017 года потребителем была внесена оплата на сумму 7859,07 руб. При этом потребитель не оплатил расходы ПАО «ТНС энерго НН», связанные с приостановлением подачи электроэнергии и возобновлением подачи электроэнергии. В этот же день - 09.08.2017 г. - работники ПАО «МРСК Центра и Приволжья» восстановили подачу электрической энергии в указанный жилой дом.
На момент внесения потребителем 09 августа 2017 г. платы за электроэнергию долг по лицевому счёту составлял 7859,07 руб. Сумма была внесена в полном объёме.
Далее при формировании квитанции за август 2017 г. в счёт была включена стоимость услуг по ограничению подачи электрической энергии в размере 4336,37 руб. Оплаченная потребителем сумма 7859,07 руб. была перераспределена следующим образом:
- 4336,37 руб. - в счёт возмещения расходов на оплату услуг по введению ограничения подачи электрической энергии,
- 3522,7 руб. - в счёт погашения части долга.
Таким образом, задолженность по оплате потреблённой электроэнергии составила 5040,27 руб.
В квитанции за август 2017 года потребителю вновь было направлено уведомление о наличии задолженности по оплате услуги «электроснабжение». В квитанции за октябрь 2017 года уведомление было продублировано. Кроме того, в квитанцию за октябрь 2017 года были выставлены к оплате расходы по возобновлению подачи электроэнергии в жилой дом, расположенный по адресу: ..., на сумму 5063,25 руб.
Действительно, в квитанции за октябрь 2017 г. ошибочно были повторно выставлены к оплате расходы по ограничению подачи электроэнергии на сумму 4336,37 руб. Однако в квитанции за ноябрь 2017 г. ошибочно выставленная к оплате сумма 4336,37 руб. была убрана, оплаченная потребителем 1000 руб. была зачтена в счёт оплаты задолженности за электроэнергию.
В ноябре и декабре 2017 года потребителем были внесены 479 руб. и 642,19 руб. соответственно. Указанные денежные средства были отнесены на возмещение расходов, связанных с возобновлением подачи электрической энергии. Больше платежей по лицевому счёту № ... не поступало.
17 января 2018 года в связи с неоплатой задолженности за потреблённую электрическую энергию подача электроэнергии в жилой дом, расположенный по адресу: ..., вновь была ограничена.
В квитанции за январь 2018 года потребителю были выставлены к возмещению расходы по оплате услуг сетевой организации по ограничению подачи электроэнергии в сумме 500 руб. В настоящее время поступления денежных средств по лицевому счёту № ... отсутствуют.
ПАО «ТНС энерго НН» возобновило подачу электроэнергии в жилой дом, расположенный по адресу: ..., без оплаты потребителем услуг по ограничению/возобновлению подачи электроэнергии.
Расходы, понесённые ПАО «ТНС энерго НН» на оплату услуг по введению ограничения режима потребления электрической энергии, а также на оплату услуг по возобновлению режима потребления электрической энергии, подлежат возмещению потребителем в соответствии с п. 120 Правил № 354, а именно: предоставление коммунальных услуг возобновляется в течение 2 календарных дней со дня устранения причин, послуживших основанием для ограничения подачи электроэнергии, полного погашения задолженности и оплаты расходов исполнителя по введению ограничения, приостановлению и возобновлению предоставления коммунальной услуги.
Поскольку потребитель при возобновлении подачи электроэнергии оплатил только задолженность по оплате потреблённой электроэнергии, и не внёс плату за ограничение режима потребления и возобновления режима потребления электроэнергии, плата за указанные выше услуги была выставлена потребителю к оплате в последующем. Направление поступающих по лицевому счёту денежных средств на возмещение расходов ПАО «ТНС энерго НН», связанных с ограничением и возобновлением режима потребления электроэнергии, правомерно и основано на нормах действующего законодательства.
Просят признать предписание прокурора Ардатовского района Нижегородской области № 365ж-2018 от 21.09.2018 г. незаконным в части необходимости осуществления перерасчёта сумм, направленных на погашение расходов по введению ограничения и возобновлению потребления электрической энергии по лицевому счету № ....
К участию в деле в качестве административного соответчика привлечена Прокуратура Нижегородской области, в качестве заинтересованного лица- Исаева Д.А.
В судебном заседании представитель административного истца Борисова И.В. административный иск поддержала, дала пояснения по тексту иска и просила его удовлетворить.
Представитель административного ответчика, представитель административного соответчика прокурор Ардатовского района Давыдов Д.Ю. административные исковые требования ПАО «ТНС энерго НН» не признал, представив письменный отзыв.
Заинтересованное лицо Исаева Д.А., извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в суд не явилась, причина неявки неизвестна.
В соответствии с п.6 ст.226 КАС РФ, лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
С учетом изложенного, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, оценив, согласно ст., ст.60-61 КАС РФ, относимость, допустимость, достоверность каждого из представленных доказательств в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к убеждению, что административное исковое заявление ПАО «ТНС энерго НН» не подлежит удовлетворению.
При этом, суд исходит из следующего:
Как предусмотрено ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Ардатовского района Нижегородской области на основании обращения Исаевой Д.А., проживающей по адресу: ..., проведена проверка исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В ходе рассмотрения обращения Исаевой Д.А., было установлено, что
в квитанции за июнь 2017 года потребитель по адресу: ..., уведомлен о наличии по состоянию назадолженности за потребленную электроэнергию в сумме 7 175,95 рублей и о возможном полном отключения потребления электроэнергии с 07.08.2017. Согласно квитанции за июль 2017 года сумма задолженности за электроснабжение вместе с пени составляла 7 859,07 рублей. Поскольку задолженность своевременно не оплачена потребителем,
подача электроэнергии в жилой дом, расположенный по адресу: ..., приостановлена.
Потребителем было оплачено в счет погашения задолженности за электроснабжение 7 859,07 рублей. При этом, из указанной суммы ПАО «ТНС Энерго НН» в одностороннем порядке 4 336,37 рублей списаны в счет расходов на «введение ограничения», которые включены в квитанцию за август. При фактической полной оплате потребителем задолженности за коммунальную услугу электроснабжения 09.08.2017, у потребителя накапливался долг за данную коммунальную услугу и начислялись пени.
В последующем в квитанцию за октябрь 2017 года включены строки «введение ограничения» в сумме 4 336,37 рублей, «возобновление потребления» в сумме 5 063,25 рублей и платеж потребителя в счет погашения задолженности за электроснабжение в размере 1 000 рублей списан в счет расходов на «введение ограничения». При этом оплата за введения ограничения была списана с потребителя в полном объеме ещё в августе 2017 года. В ноябре 2017 г. указанное нарушение было устранено и платеж в размере 1000 рублей зачислен в счет погашения задолженности за электроснабжение. Вместе с тем в квитанцию за ноябрь 2017 года включена строка «возобновление потребления» в сумме 5 063,25 рублей и платеж потребителя в счет погашения задолженности за электроснабжение в размере 479 рублей в одностороннем порядке списан в счет расходов на «возобновление потребления». В квитанцию за декабрь 2017 года включена строка «возобновление потребления» в сумме 4 584,25 рублей и платеж потребителя в счет погашения задолженности за электроснабжение в размере 642,19 рублей в одностороннем порядке списан в счет расходов на «возобновления потребления».
Следовательно, в период с августа по декабрь 2017 года ПАО «ТНС Энерго НН» списано в счет погашения расходов на «введение ограничения» и на «возобновление ограничения» 5 457,56 рублей, которые были оплачены в счет погашения задолженности за коммунальную услугу - электроснабжение.
Исходя из анализа счетов на оплату энергоснабжения, выставляемых ПАО «ТНС Энерго НН» по вышеуказанному адресу, следует, что потребитель коммунальной услуги полагал, что оплачивает коммунальную услугу электроснабжение, однако данная сумма направлена ПАО «ТНС Энерго НН» на погашение долга за иные услуги: «введение ограничения», «возобновление потребления». При этом, у потребителя накапливается долг за коммунальную услугу «электроснабжение».
На основании части 1 статьи 153, пункта 1 части 2 статьи 155 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение, коммунальные услуги вносится на основании платежных документов.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила).
В соответствии с п. 2 Правил под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Коммунальные услуги - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Коммунальные ресурсы - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Правила № 354 определяют, какая информация должна содержаться в платежных документах.
Согласно пункту 69 Правил № 354 в платежном документе указываются:
а) почтовый адрес жилого (нежилого) помещения, сведения о собственнике (собственниках) помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества физического лица), а для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов - сведения о нанимателе жилого помещения (с указанием фамилии, имени и отчества нанимателя);
б) наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети.. Интернет;
в) указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов (при применении в расчетах за коммунальные услуги по горячему водоснабжению тарифов на горячую воду, состоящих из компонента на холодную воду, используемую в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, - величина каждого из компонентов, единицы измерения, объема (количества) горячей воды и тепловой энергии в натуральных величинах);
г) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг, определенные в соответствии с данными Правилами;
д) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды в расчете на каждого потребителя, и размер платы за каждый вид таких коммунальных услуг, определенные в соответствии с данными Правилами;
е) общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения);
ж) сведения о размере перерасчета (доначисления или уменьшения) платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе в связи с: пользованием жилым помещением временно проживающими потребителями; предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность; временным отсутствием потребителя в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета; уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), установленных федеральными законами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; иными основаниями, установленными в данных Правилах;
з) сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды;
и) сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок (до перехода к предоставлению субсидий и компенсаций или иных мер социальной поддержки граждан в денежной форме);
к) сведения о рассрочке и (или) отсрочке внесения платы за коммунальные услуги, предоставленной потребителю в соответствии с пунктами- 72 и 75 данных правил;
л) другие сведения, подлежащие в соответствии с данными правил, нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, включению в платежные документы.
Таким образом, в пункте 69 Правил № 354 предусмотрен ограниченный перечень - информации, подлежащей включению в платежные документы.
При проведении проверки, административный ответчик пришел к обоснованному выводу, что «введение ограничения» и «возобновление потребления» не являются размером определенных законом или договором, содержащим положение о предоставлении коммунальных услуг, неустоек (штрафов, пеней) за нарушение потребителем условий такого договора, что также свидетельствует об отсутствии оснований для внесения сумм расходов по их осуществлению в платежный документ на оплату коммунальной услуги. Следовательно, включение в платежный документ указания на «введение ограничения» и «возобновление потребления» не соответствует требованиям пункта 69 Правил и нарушает права потребителя коммунальной услуги, денежные средства которого, внесенные в счет оплаты электроснабжения, в одностороннем порядке списаны обществом в счет расходов на «введение ограничения» и «возобновление потребления».
Выявленные нарушения являются существенными, влекут нарушение прав и законных интересов потребителя электроэнергии, увеличение задолженности за потребленный коммунальный ресурс, неправомерное взимание платы за оказание некоммунальных услуг.
Ссылка ПАО «ТНС Энерго НН» на то, что ПАО «ТНС Энерго НН» возобновило подачу электроэнергии в жилой дом по адресу: ..., без оплаты потребителем услуг по ограничению/возобновлению подачи электроэнергии, не может быть принята во внимание как основание направления денежных средств, внесенных в счет погашения задолженности за коммунальную услугу, в счет оплаты затрат по «введению ограничения», «возобновления потребления».
На основании п. 120 Правил предоставление коммунальных услуг возобновляется в течение 2 календарных дней со дня устранения причин ограничения подачи электроэнергии, полного погашения задолженности и оплаты расходов исполнителя по введению ограничения, приостановлению и возобновлению предоставления коммунальной услуги. На момент возобновления потребления электроэнергии 09.08.2017 причины ограничения потребления устранены частично, оплачено «введение ограничения», задолженность за электроэнергию не в полном объеме.
Указанные действия ПАО «ТНС Энерго НН» нарушают права потребителя коммунальной услуги, денежные средства которого, внесенные в счет оплаты электроснабжения, в одностороннем порядке списаны в счет расходов на «введение ограничения», «возобновление потребления».
С учетом изложенного, административное исковое заявление ПАО «ТНС Энерго НН» к прокуратуре Ардатовского района Нижегородской области, прокуратуре Нижегородской области о признании незаконным представления об устранении нарушений федерального законодательства от 21.09.2018 г. в части необходимости осуществления перерасчёта сумм, направленных на погашение расходов по введению ограничения и возобновлению потребления электрической энергии по лицевому счету № ... удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 226-228 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления ПАО «ТНС Энерго НН» к прокуратуре Ардатовского района Нижегородской области, прокуратуре Нижегородской области о признании незаконным представления об устранении нарушений федерального законодательства от 21.09.2018 г. в части отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Ардатовский районный суд Нижегородской области в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Судья: Минеева И.А.