ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-450/19 от 01.04.2019 Сокольского районного суда (Вологодская область)

Дело № 2а-450/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

01 апреля 2019 года г. Сокол

Сокольский районный суд Вологодской области в составе судьи Лукинской Н.Н.,

при секретаре Пекарской И.И.,

с участием представителя административных ответчиков ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Сокольскому территориальному отделу государственного лесничества, Департаменту лесного комплекса <адрес> о признании незаконным бездействия органа власти,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2 было подано заявления о принятии решения о подготовке договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан в Сокольский территориальный отдел государственного лесничества. Заявление от 31.08.2018 года принято Сокольским территориальным отделом государственного лесничества - ДД.ММ.ГГГГ, о чем имеется отметка в заявлении. Также на заявлении имеется отметка начальника Сокольского государственного лесничества ФИО4 об удовлетворении требования заявителя и заключении договора срок до ДД.ММ.ГГГГ. Однако договор купли-продажи лесных насаждений не заключен. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился с претензией в Сокольским территориальный отдел государственного лесничества, ответом от 12.12.2018 ему отказано в заключении договора, ввиду отсутствия расчетного объема лесосеки.

В связи с чем,ФИО2 просит признать незаконным отказ административного ответчика Сокольского территориального отдела государственного лесничества от ДД.ММ.ГГГГ в заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан в установленные сроки, предусмотренные Порядком заключения гражданами договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, утвержденным постановлением Правительства Вологодской области № 363 от 19.03.2007 года;

обязать административного ответчика Сокольский территориальный отдел государственного лесничества устранить допущенные нарушения его прав и законных интересов, обязав административного ответчика заключить договор купли-продажи
лесных насаждений для собственных нужд граждан на основании заявления от 31.08.2018 года не превышающий семь дней с момента вступления решения в законную силу

Административный истец ФИО2 в судебное заседание не явился,судом надлежаще извещен,ходатайств об отложении дела в суд не поступило..

Представитель административных ответчиков ФИО1 с иском не согласился, пояснив, что Сокольский территориальный отдел не является надлежащим ответчиком по делу.Заявления истца о принятии решения о подготовке договора купли-продажи в отделе не имеется,поэтому ответа не было предоставлено истцу.Оснований для заключения договора купли-продажи не имеется.

Представителем административного ответчика Департамента лесного комплекса Вологодской области ФИО3 суду представлен отзыв,где указано о не согласии с иском.Сокольский территориальный отдел государственного лесничества не может быть ответчиком по делу, поскольку является структурным подразделением Департамента лесного комплекса и не является отдельным юридическим лицом.Порядок заключения гражданами договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд на территории Вологодской области утвержден постановлением Правительства Вологодской области от 19.03.2007 № 363. Данный Порядок определяет процедуру заключения договоров купли-продажи лесных насаждений гражданами для собственных нужд на территории Вологодской области, в частности, устанавливает перечень документов, которые необходимо предоставить гражданину в лесничество в зависимости от цели заключения договора, а также основания для отказа в заключении договора. Решение, которое было вынесено по заявлению административного истца было принято начальником Сокольского территориального отдела государственного лесничества ФИО7 неправомерно. Согласно приложению 1 к лесохозяйственному регламенту Сокольского лесничества на территории Вологодской области, утвержденному приказом Департамента от 19 мая 2011 года № 378 (в редакции, действующей на момент рассмотрения заявлений административных истцов), для заготовки древесины гражданами для собственных нужд закреплены определенные кварталы с общим ежегодным допустимым объемом изъятия древесины - расчетной лесосеки 50,5 тыс.куб. м., в том числе по хвойному хозяйству в объеме 8,8 тыс. куб.м., на площади 23433 га. В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона для строительства жилых домов и хозяйственных строений гражданам предоставляются лесные насаждения с учетом обязательного наличия в общем объеме не менее половины деловой хвойной древесины (то есть расчетная лесосека по хвойному хозяйству).

Расчетная лесосека по хвойному хозяйству, закрепленная лесохозяйственным регламентом для удовлетворения собственных нужд граждан, на 2018 год закончилась в январе 2018 года после рассмотрения заявления от ДД.ММ.ГГГГ.

Принимая решения об удовлетворении заявления ФИО2 начальником Сокольского территориального отдела - государственного лесничества ФИО7 нарушены права граждан, которым было отказано в заключении договоров в 1 квартале текущего года по причине отсутствия лесных насаждений. Так, по состоянию на 1 марта 2018 года в лесничество поступило 92 заявления о принятии решения о заключении договоров на строительство жилого дома, по 61 заявлению принято решение об отказе в заключении договора в связи с отсутствием лесных насаждений, достаточных для заготовки заявленных объемов древесины, в кварталах, закрепленных лесохозяйственным регламентом лесничества для удовлетворения собственных нужд граждан в древесине; поступило 218 заявлений на строительство хозяйственных строений, на ремонт жилых домов и ремонт хозяйственных строений, по 174 принято решение об отказе в заключении договора в связи с отсутствием лесных насаждений, достаточных для заготовки заявленных объемов древесины, в кварталах, закрепленных лесохозяйственным регламентом лесничества для удовлетворения собственных нужд граждан в древесине.

Кроме того, нарушены права граждан, по заявлениям которых вынесено решение о подготовке договора, но договоры с ними так и не заключены. Из 42 заявлений, в отношении которых принято решение о заключении договора в 1 квартале 2018 года, договоры заключены только с 13 гражданами. Департаментом в октябре 2018 года выявлены факты принятия начальником Сокольского территориального отдела - государственного лесничества ФИО7 аналогичных необоснованных решений, в том числе, по заявлению административного истца, в результате чего начальником Департамента по заявлениям, которые были в наличии в Сокольском территориальном отделе-государственном лесничестве, принято 55 решений об отмене решений о заключении договоров, а в адрес заявителей направлены соответствующие уведомления. Кроме того, в декабре 2018 года Департаментом направлена информация в Управление Федеральной службы безопасности по Вологодской области о выявленных нарушениях.По заявлению ФИО2 решение об отмене решения о подготовке договора начальником Департамента не выносилось ввиду отсутствия в лесничестве самого заявления и прилагаемых к нему документов,в результате чего не представлялось возможным проверить обоснованность принятых начальником лесничества решений.При наличии в лесничестве заявлений начальник Департамента вынес бы решение об отмене незаконного решения о подготовке договора и принял бы новое решение об отказе в заключении договора по основанию,указанному подпункте 10.2 пункта 10 Порядка.Учитывая изложенное,бездействие Департамента по незаключению договоров не является незаконным.

Суд, исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителя административных ответчиков, пришел к следующим выводам.

Судом установлено, что 31.08.208 от ФИО2 в адрес Сокольского территориального отдела - государственного лесничества поступило заявление с просьбой заключить договор купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд в Кадниковском лесничестве в объеме 200 куб.м.

На заявлении стоит отметка с визой начальника Сокольского гос.лесничества ФИО5 «Удовлетворить и заключить договор в срок до 06.11.2018».

В соответствии с п.1 ст.25 Лесного кодекса Российской Федерации заготовка древесины является одним из видов использования лесов.

Согласно ч.1 ст.30 названного Кодекса граждане вправе заготовлять древесину для целей отопления,строений и иных собственных нужд.

В силу ч.4,5 статьи 30 Лесного кодекса Российской Федерации граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.Порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд устанавливается законами субъектов Российской Федерации.

При этом, как предусмотрено п. 4 ст. 77 Лесного кодекса РФ граждане заключают договоры купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд прописаны в законе Вологодской области от 12.01.2007 №1551-03 «Об установлении порядка и нормативов заготовки древесины, порядка заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, порядка заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений на территории Вологодской области гражданами для собственных нужд».

Согласно ч. 1 ст. 2 указанного Закона под собственными нуждами граждан понимается потребность в древесине для отопления, строительства, ремонта и реконструкции жилых домов и строений, строительства хозяйственных строений и сооружений и иных хозяйственных нужд. Нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд установлены в ч. 2 ст. 2 Закона, в частности, для строительства жилых домов в случае документально подтвержденного пожара или стихийного бедствия, которое повлекло утрату или повреждение жилого помещения, принадлежащего гражданину на праве собственности, являющегося (являвшегося) для него единственным местом постоянного проживания, и если он и члены его семьи не имеют на праве собственности иных жилых помещений, за исключением жилых домов и строений на садовом, дачном и огородном земельном участке, установлен норматив до 300 куб. м древесины (пп. 4 ч. 2 ст. 2 Закона).

Порядок заключения гражданами договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд на территории Вологодской области утвержден постановлением Правительства Вологодской области от 19.03.2007 № 363. Данный Порядок определяет процедуру заключения договоров купли-продажи лесных насаждений гражданами для собственных нужд на территории Вологодской области, в частности, устанавливает перечень документов, которые необходимо предоставить гражданину в лесничество в зависимости от цели заключения договора, а также основания для отказа в заключении договора.

Согласно п. 10 Порядка основаниями для отказа в заключении договора являются:

- превышение заявленных к заготовке объемов древесины по отношению к нормативам заготовки гражданами древесины для собственных нужд, установленным Законом;

- отсутствие лесных насаждений, достаточных для заготовки заявленных объемов древесины, в кварталах, закрепленных лесохозяйственным регламентом лесничества для удовлетворения собственных нужд граждан в древесине, за исключением случаев обращения граждан, утративших жилые помещения в результате документально подтвержденного пожара или стихийного бедствия;

- представление заявления с нарушением требований, установленных пунктами 3, 7, 8 Порядка;

отсутствие документально подтвержденного в соответствии с пунктом 3 Порядка права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан на условиях и в пределах нормативов заготовки древесины, установленных Законом, исходя из целей ее использования, указанных в Заявлении;

отсутствие лесных насаждений, достаточных для заготовки заявленных объемов древесины, в пределах расчетной лесосеки лесничества (ежегодного допустимого объема изъятия древесины) при рубке спелых и перестойных лесных насаждений в случае обращения граждан, утративших жилые помещения в результате документально подтвержденного пожара или стихийного бедствия.

Постановлением Губернатора Вологодской области от 30.12.2013 № 635 утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги по принятию Департаментом лесного комплекса Вологодской области решения о подготовке договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан. В соответствии с п. 2.9.2 Административного регламента основанием для принятия решения лесничества об отказе в заключении договора являются, в числе прочих, отсутствие в указанном заявителем лесничестве лесных насаждений, достаточных для заготовки заявленных объемов древесины.

Как предусмотрено статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями..., если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В ходе рассмотрения дела установлено,что расчетная лесосека по хвойному хозяйству,закрепленная лесохозяйственным регламентом для удовлетворения собственных нужд граждан на 2018 год закончилась в январе 2018 года,после рассмотрения заявления от 09.01.2018 за №44.Таким образом,заявление административного истца за №1732,поступившее ДД.ММ.ГГГГ в адрес лесничества,не может быть удовлетворено,исходя из периода его поступления.

В связи с чем,подпись начальника отдела лесничества ФИО4на копии заявления,представленного суду,об удовлетворении и заключении договора в срок до 06.11.2018,не может являться основанием для удовлетворения заявленного требования,поскольку на 31.08.2018 не имелось правовых оснований для заключения договора с истцом.

При этом каких-либо нарушений административными ответчиками прав и законных интересов административного истца не установлено.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, Главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования ФИО2 к Сокольскому территориальному отделу государственного лесничества, Департаменту лесного комплекса Вологодской области о признании незаконным отказа административного ответчика Сокольского территориального отдела государственного лесничества от ДД.ММ.ГГГГ в заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан,возложении обязанности на административного ответчика устранить допущенные нарушения его прав и законных интересов,обязать заключить договор купли- продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан на основании заявления от 31.08.2018, в срок не превышающий 7 дней с момента вступления решения суда в законную силу,оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Сокольский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 03.04.2019

Судья Н.Н. Лукинская