Дело N 2а-450/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
26 марта 2018 года город Набережные Челны
Тукаевский районный суд Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Зверевой О.П.,
при секретаре Ахметовой Д.М.,
с участием административного истца ФИО1, представителя административного ответчика Тукаевского отдела управления Росреестра по Республике Татарстан – ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 ФИО7 к Тукаевскому отделу Управления Росреестра по Республике Татарстан о признании незаконными действий по включению сведений содержащих ограничения в использовании прав на земельный участок с кадастровым номером №
установил:
ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Тукаевскому отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Татарстан (далее – Тукаевский отдел Управления Росреестра по Республике Татарстан), указывая, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу<адрес> Согласно договору купли-продажи в отношении данного земельного участка наложены ограничения прав на земельный участок, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации, «Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участок, расположенных в границах таких зон», утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 №160, ВЛ/КЛ 6кВт ПС Биклянь фидер 14, зона с особыми условиями использования территорий, 16.39.2.51, Постановление «Об установлении особых условий использования земельных участков, попадающих в охранные зоны линий электропередачи, принадлежащих ОАО «Сетевая компания»» № от ДД.ММ.ГГГГ. Как видно из свидетельства о государственной регистрации права на вышеуказанный земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ предоставленный бывшим собственником земельного участка, ограничений (обременений) прав не зарегистрировано. Наложенные постановлением от ДД.ММ.ГГГГ ограничения, внесены в реестр ДД.ММ.ГГГГ. Считает действия Тукаевского отдела Управления Росреестра по Республике Татарстан выразившиеся в наложении ограничений в пользовании земельным участком с кадастровым номером №, расположенном по адресу: ФИО8 незаконными, обязать устранить допущенные нарушения.
В судебном заседании ФИО1 административные исковые требования поддержала, просит иск удовлетворить, полагая, что Тукаевский отдел Управления Росреестра по Республике Татарстан наложил ограничения лишь ДД.ММ.ГГГГ, к ее земельному участку не имеет никакого отношения. На опоре электропередач имеется табличка с надписью 10 кВ, согласно сведениям из ЕГРП линия, мощностью 6 кВ.
Административный ответчик – представитель Тукаевского отдела Управления Росреестра по Республике Татарстан ФИО2 просила в удовлетворении административного искового заявления отказать, данные ограничения были внесены на основании постановления руководителя Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ№, согласно которому были установлены особые условия использования земельных участков попадающих в охранные зоны линий электропередачи, согласно «Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 № 160 в соответствии с приложением №1. Согласно перечню охранных зон линий электропередач 6-10 кВ Тукаевского РЭС Нижнекамских электрических сетей филиала ОАО «Сетевая компания» по Тукаевскому муниципальному району данный земельный участок подпадает под линию электропередач ВЛ/КЛ6 кВ ПС Биклянь фидер 14. На основании данного постановления охранная зона была внесена в документы государственного кадастрового учета сведений о ее границах. Ограничение наложено на 751 кв.м.
Представитель заинтересованного лица Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан ФИО4 административный иск поддержала, суду пояснила, что на основании приложения №1 к постановлению № от ДД.ММ.ГГГГ данный земельный участок подпадает под линию электропередач ВЛ/КЛ 10 кВ ПС Биклянь фидер 14.
Выслушав объяснения административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Из материалов дела усматривается, что административный истец ФИО5 на основании договора купли-продажи является собственником земельного участка с кадастровым номером № и жилого дома с кадастровым номером № расположенных по адресу: <адрес> (л.д.9-10)
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка с кадастровым номером № ограничений (обременений) прав не зарегистрировано. (л.д.11)
Как видно из заключения специалиста ООО «Кадастровый Центр» от ДД.ММ.ГГГГ в ходе геодезической съемки земельного участка, расположенного в <адрес> выявлено: на земельном участке с кадастровым номером № установлен столб линии электропередач. На данном столбе ЛЭП установлена информационная табличка, в которой указано, «ВЛ 10 кВ ф.14 ПС Биклянь, оп.№12 Охранная зона 10 м. От крайних проводов Тукаевского РЭС». Согласно выписке из ЕГРН, линия имеет следующие характеристики: «ВЛ/КЛ 6 кВ ПС Биклянь фидер 14». (л.д.12)
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости на земельном участке с кадастровым номером 16:39:160702:2372 установлены три ограничения: 1) ограничения прав на земельный участок, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации, «Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участок, расположенных в границах таких зон», утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 №160, ВЛ/КЛ 6кВт ПС Биклянь фидер 14, зона с особыми условиями использования территорий, 16.39.2.51, Постановление «Об установлении особых условий использования земельных участков, попадающих в охранные зоны линий электропередачи, принадлежащих ОАО «Сетевая компания»» № 1034а от 23.03.2011 площадью 751 кв.м; 2) площадью 37 кв.м на основании свидетельства о государственной регистрации права № 841338 от 23.12.2014 (охранная зона ВЛ0,4 кВ КТП-682 Л.1, Л.2, Л.3, зона с особыми условиями использования территорий, № 1, 16.39.2.538); 3) площадью 77 кв.м на основании постановления Правительства РФ «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» № 160 от 24.02.2009 (охранная зона КТП-682, зона с особыми условиями использования территорий, № 16:39:160702, 16.39.2.1097). (л.д. 13-22)
Постановлением руководителя Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ№ установлены особые условия использования земельных участков попадающих в охранные зоны линий электропередачи, согласно «Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 № 160 в соответствии с приложением №1.
Согласно перечню охранных зон линий электропередач 6-10 кВ Тукаевского РЭС Нижнекамских электрических сетей филиала ОАО «Сетевая компания» по Тукаевскому муниципальному району данный земельный участок подпадает под линию электропередач ВЛ/КЛ6 кВ ПС Биклянь фидер 14.Сопроводительным письмом от 28.03.2011 №1053 в соответствии с п.6 ст.15 ФЗ от 24.07.2007 №227-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и п.13 Постановления Правительства РФ от 18.08.2008 № 618 «Об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости», Палата имущественных и земельных отношений Тукаевского муниципального района предоставила Земельной кадастровой палате сведения о зонах с особыми условиями использования территорий (охранных зонах линий электропередачи, принадлежащих ОАО «Сетевая компания») к которому были приложены: постановление № от ДД.ММ.ГГГГ, карта (план) охранной зоны 67 книг, CD-диск с информацией в электронном виде.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ открытому акционерному обществу «Сетевая компания» на праве собственности принадлежат воздушные линии 6-10 кВ протяженностью 84040 м; 0,4 кВ – 45540 м.
Суд считает данное решение государственного регистратора законным и обоснованным, исходя из следующего.
Согласно п. 2 ст. 89 Земельного кодекса РФ для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электросетевого хозяйства (согласно ст. 3 Федерального закона "Об электроэнергетике" объектами электросетевого хозяйства являются, в частности, линии электропередачи) и иных определенных законодательством РФ об электроэнергетике объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категории земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством РФ.
Согласно п. 3 ст. 87 Земельного кодекса РФ земельные участки, которые включены в состав охранных зон, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон.
Орган местного самоуправления уполномочен на установление зон с особыми условиями использования земель, находящихся в муниципальной собственности (пункт 5 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 89 Земельного кодекса РФ надзор за соблюдением особых условий использования земельных участков в границах охранных зон объектов электроэнергетики осуществляется федеральным органом исполнительной власти, на который возложены функции по федеральному государственному энергетическому надзору (Ростехнадзор).
Охранные зоны относятся к зонам с особыми условиями использования территорий (пункт 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с главой 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации установление, изменение границ охранных зон (зон с особыми условиями использования) находится в компетенции органов местного самоуправления. Основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об охранных зонах являются правовые акты органов местного самоуправления, которыми устанавливаются данные зоны, либо в случаях, установленных действующим законодательством и правилами охраны отдельных объектов, обращения правообладателей этих объектов.
Согласно статье 56 Земельного кодекса РФ ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном Земельным кодексом РФ для охранных зон.
Обязательным приложением к решению об установлении зоны с особыми условиями использования территории являются сведения о границах такой зоны, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра объектов недвижимости (пункт 5.1 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации).
В Единый государственный реестр недвижимости сведения о зонах с особыми условиями использования территории вносятся, в соответствии со статьей 32 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", на основании документов, воспроизводящих сведения, содержащиеся в решении об установлении границ ЗОУИТ, с обязательным приложением подготовленных в электронной форме текстового и графического описания местоположения границ ЗОУИТ, а также перечня координат характерных точек таких зон.
Согласно подпункту 5.2. статьи 87 Земельного кодекса РФ подготовка текстового и графического описаний местоположения границ зоны с особыми условиями использования территории, устанавливаемых в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации указанных в пункте 3 настоящей статьи объектов, перечня координат характерных точек границ такой зоны обеспечивается правообладателями указанных объектов или иными лицами на основании договора с такими правообладателями.
Согласно пункту 10 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года N 160, в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещаются: строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений.
На основании пункта 6 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 года N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" границы охранной зоны в отношении отдельного объекта электросетевого хозяйства определяются организацией, которая владеет им на праве собственности или ином законном основании.
Сетевая организация обращается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный энергетический надзор, с заявлением о согласовании границ охранной зоны в отношении отдельных объектов электросетевого хозяйства и представленными в виде электронного документа и в бумажном виде сведениями о границах охранной зоны, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ такой зоны, а также перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости. Решение о согласовании границ охранной зоны принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный энергетический надзор, в течение 15 рабочих дней со дня поступления указанных заявления и сведений.
После согласования границ охранной зоны федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный энергетический надзор, направляет в течение 5 рабочих дней в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в решении о согласовании границ охранной зоны в отношении отдельных объектов электросетевого хозяйства, включая их наименование и содержание ограничений использования объектов недвижимости в их границах, с приложением текстового и графического описаний местоположения границ такой зоны, а также перечня координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости, на основании которого указанный федеральный орган исполнительной власти принимает решение о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о границах охранной зоны.
Из материалов дела и объяснений представителя административного ответчика следует, что все необходимые сведения об утвержденных границах охранных зон с соответствующей схемой и материалами межевания приложены к постановлению руководителя исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан при обращении с заявлением о постановке на кадастровый учет зон с особыми условиями использования.
Кадастровый учет этих зон осуществлен, как видно из выписки единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости - земельного участка с кадастровым номером № Из него следует, что на часть этого участка площадью <данные изъяты> кв. м права ограничены в связи с наличием охранной зоны линий электропередачи.
Сведения о местоположении границ зон с особыми условиями использования территории подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости до ДД.ММ.ГГГГ (часть 2 статьи 5 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 252-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"), поэтому нарушений закона в действиях административного ответчика в связи с внесением соответствующих сведений не имеется.
При таких обстоятельствах, суд считает, что правовых оснований для удовлетворения заявленных ФИО5 административных исковых требований к Тукаевскому отделу Управления Росреестра по Республике Татарстан не имеется, так как внесение изменений в документы государственного кадастрового учета сведений о границах охранных зон осуществлено в соответствии с законом, в пределах полномочий, права, свободы и законные интересы административного истца нарушены не были.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление ФИО3 ФИО9 к Тукаевскому отделу Управления Росреестра по Республике Татарстан о признании незаконными действий по включению сведений содержащих ограничения в использовании прав на земельный участок с кадастровым номером № оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Тукаевский районный суд Республики Татарстан в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: