ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-450/2020КОПИ от 23.10.2020 Александровского городского суда (Пермский край)

Дело № 2а-450/2020 КОПИЯ

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Александровск 23 октября 2020 года

Александровский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Горлановой Н.Н.,

при секретаре судебного заседания Ефимовой И.Л.,

с участием административных истцов ФИО1, ФИО2,

представителя административных истцов ФИО3,

административного ответчика председателя Думы Александровского муниципального округа ФИО4,

представителя административных ответчиков председателя Думы Александровского муниципального округа ФИО4, Думы Александровского муниципального округа – ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Александровске административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к председателю Думы Александровского муниципального округа ФИО4, Думе Александровского муниципального округа

о признании незаконным действия председателя Думы Александровского муниципального ФИО4, выразившегося в отказе ставить на голосование для включения в повестку дня очередного заседания Думы Александровского муниципального округа 02.07.2020 проектов решений, внесенных административными истцами, депутатами Думы Александровского муниципального округа ФИО2 «О проведении приема предложений на должность председателя Контрольно-счетной палаты Александровского муниципального округа» и ФИО1 о внесении изменений в решение Думы Александровского муниципального округа от 16.10.2019 № 8 «Об утверждении Положения о Думе Александровского муниципального округа Пермского края» с целью дальнейшего рассмотрения депутатами Думы Александровского муниципального округа;

о признании незаконным действия председателя Думы Александровского муниципального округа ФИО4, выразившегося в отказе включения в повестку дня очередного заседания Думы Александровского муниципального округа 13.08.2020 проектов решений, внесенных административными истцами, депутатами Думы Александровского муниципального округа ФИО2 «О проведении приема предложений на должность председателя Контрольно-счетной палаты Александровского муниципального округа» и ФИО1 «О внесении изменений в решение Думы Александровского муниципального округа от 16.10.2019 № 8 «Об утверждении Положения о Думе Александровского муниципального округа Пермского края» с целью дальнейшего рассмотрения депутатами Думы Александровского муниципального округа;

о признании незаконным действия председателя Думы Александровского муниципального округа ФИО4, выразившегося в отказе ставить на голосование для включения в повестку дня очередного заседания Думы Александровского муниципального округа 13.08.2020 проектов решений, внесенных административными истцами, депутатами Думы Александровского муниципального округа ФИО2 «О проведении приема предложений на должность председателя Контрольно-счетной палаты Александровского муниципального округа» и ФИО1 «О внесении изменений в решение Думы Александровского муниципального округа от 16.10.2019 № 8 «Об утверждении Положения о Думе Александровского муниципального округа Пермского края» с целью дальнейшего рассмотрения депутатами Думы Александровского муниципального округа;

возложении обязанности на председателя Думы Александровского муниципального округа ФИО4 на ближайшем заседании Думы Александровского муниципального округа поставить на голосование о включении в повестку дня заседания Думы Александровского муниципального округа проектов решений, внесенных административными истцами, депутатами Думы Александровского муниципального округа ФИО2 «О проведении приема предложений на должность председателя Контрольно-счетной палаты Александровского муниципального округа» и ФИО1 «О внесении изменений в решение Думы Александровского муниципального округа от 16.10.2019 № 8 «Об утверждении Положения о Думе Александровского муниципального округа Пермского края», для рассмотрения депутатами и принятия ими решения о возможности включения их в повестку дня заседания Думы Александровского муниципального округа

У С Т А Н О В И Л :

ФИО2 и ФИО1 обратились в суд с административным исковым заявлением, с учетом уточненных административных исковых требований, о признании незаконным действия председателя Думы Александровского муниципального ФИО4, выразившегося в отказе ставить на голосование о включении в повестку дня очередного заседания Думы Александровского муниципального округа 02.07.2020 проектов решений, внесенных административными истцами, депутатами Думы Александровского муниципального округа ФИО2 «О проведении приема предложений на должность председателя Контрольно-счетной палаты Александровского муниципального округа» и ФИО1 о внесении изменений в решение Думы Александровского муниципального округа от 16.10.2019 № 8 «Об утверждении Положения о Думе Александровского муниципального округа Пермского края» с целью дальнейшего рассмотрения депутатами Думы Александровского муниципального округа; признании незаконным действия председателя Думы Александровского муниципального округа ФИО4, выразившегося в отказе включения в повестку дня очередного заседания Думы Александровского муниципального округа 13.08.2020 проектов решений, внесенных административными истцами, депутатами Думы Александровского муниципального округа ФИО2 «О проведении приема предложений на должность председателя Контрольно-счетной палаты Александровского муниципального округа» и ФИО1 «О внесении изменений в решение Думы Александровского муниципального округа от16.10.2019 № 8 «Об утверждении Положения о Думе Александровского муниципального округа Пермского края» с целью дальнейшего рассмотрения депутатами Думы Александровского муниципального округа; признании незаконным действия председателя Думы Александровского муниципального округа ФИО4, выразившегося в отказе ставить на голосование для включения в повестку дня очередного заседания Думы Александровского муниципального округа 13.08.2020 проектов решений, внесенных административными истцами, депутатами Думы Александровского муниципального округа ФИО2 «О проведении приема предложений на должность председателя Контрольно-счетной палаты Александровского муниципального округа» и ФИО1 «О внесении изменений в решение Думы Александровского муниципального округа от 16.10.2019 № 8 «Об утверждении Положения о Думе Александровского муниципального округа Пермского края» с целью дальнейшего рассмотрения депутатами Думы Александровского муниципального округа; возложении обязанности на председателя Думы Александровского муниципального округа ФИО4 на ближайшем заседании Думы Александровского муниципального округа поставить на голосование о включении в повестку дня заседания Думы Александровского муниципального округа проектов решений, внесенных административными истцами, депутатами Думы Александровского муниципального округа ФИО2 «О проведении приема предложений на должность председателя Контрольно-счетной палаты Александровского муниципального округа» и ФИО1 «О внесении изменений в решение Думы Александровского муниципального округа от 16.10.2019 № 8 «Об утверждении Положения о Думе Александровского муниципального округа Пермского края», для рассмотрения депутатами и принятия ими решения о возможности включения их в повестку дня заседания Думы Александровского муниципального округа.

Требования мотивировали тем, что 16.07.2020 административными истцами, депутатами Думы Александровского муниципального округа Пермского края (далее - Дума АМО) на имя председателя Думы АМО в аппарат Думы внесены проекты решений: «О проведении приема предложений на должность председателя Контрольно-счетной палаты Александровского муниципального округа» (проект решения депутата Думы АМО ФИО2); «О внесении изменений в решение Думы Александровского муниципального округа от 16.10.2019 № 8 «Об утверждении Положения о Думе Александровского муниципального округа Пермского края» (проект решения депутата Думы АМО ФИО1) для включения в повестку дня ближайшего очередного заседания Думы АМО 13.08.2020 с целью рассмотрения депутатами и принятия по данным проектам решений Думы АМО либо их отклонению. К данным проектам решений были приложены сопроводительные письма, в которых были указаны фамилии лиц, являющихся инициаторами внесения, фамилии лиц, разработавших данные проекты, а также фамилии докладчиков. Кроме того, к каждому из проектов представлена пояснительная записка, содержащая обоснование необходимости принятия правового акта, а также ссылки на законы или иные нормативные правовые акты, в соответствии с которыми необходимо принять данное решение. 03.08.2020 административным истцам на электронную почту поступил отказ о включении вышеуказанных проектов решений в повестку дня.

Проект решения депутата ФИО2 отклонен для рассмотрения и перенесен на неизвестное время ввиду того, что депутат Думы АМО ФИО6 уже в третий раз вносит свой проект решения «О внесении изменений в Положение о Контрольно-счетной палате Александровского муниципального округа». Ссылка Председателя Думы АМО ФИО4 на то, что в случае непринятия в третий раз проекта решения депутата Думы АМО ФИО6, последняя обратится в суд с целью отстаивания своей правоты, является несостоятельной. У депутата ФИО6 с момента принятия Положения о Контрольно-счетной палате Александровского муниципального округа, утвержденного решением Думы Александровского муниципального округа от 30.01.2020 № 70 «О принятии Положения о Контрольно-счетной палате Александровского муниципального округа» было более полугода для обращения в судебные инстанции для оспаривания, по её мнению, незаконности норм указанного Положения. Своими действиями председатель Думы АМО нарушает права депутатов на равный подход при принятии и рассмотрении проектов решений при их внесении инициаторами в повестку дня.

Проект депутата ФИО1 отклонен председателем Думы АМО по основаниям, что в проекте решения отсутствуют обоснования необходимости принятия правового акта, ссылки на законы и т.д., в соответствии с которыми необходимо принять данное решение, характеристики целей и задач будущего решения. При этом в проекте и пояснительной записке к нему все ссылки на правовые акты сделаны, необходимость принятия данного проекта решения указана.

Ранее вышеуказанные проекты решений вносились административными истцами непосредственно на очередном заседании Думы АМО, которое состоялось 02.07.2020, на основании того, что согласно ч. 1 ст. 13 Регламента Думы АМО закреплено право представления документов по предложениям (вопросам) в повестку дня непосредственно на заседании, если Думой принято решение о включении в повестку дня дополнительных вопросов. Председатель Думы АМО ФИО4 отказалась ставить на голосование вопрос о включении данных проектов в повестку дня заседания ссылаясь на п. 5.4.16 Положения о Думе АМО, утвержденного решением Думы АМО от 16.10.2019 № 8 «Об утверждении Положения о Думе Александровского муниципального округа Пермского края», где указано, что Председатель Думы АМО обладает правом внесения на рассмотрение Думы проектов решений. В данном случае Председатель Думы АМО ФИО4 превысила свои полномочия, чем нарушила право административных истцов на нормативно правовую деятельность, так как она является лишь лицом, организующим работу Думы АМО и полномочиями по единоличному рассмотрению и отклонению нормативных правовых актов, соответствующих установленным законодательством требованиям, не обладает.

На очередном заседании Думы АМО, состоявшемся 13.08.2020, повторно были внесены вышеуказанные проекты решений с просьбой об их включении в повестку дня. Председатель Думы АМО в нарушении ч. 1 ст. 13, ст. 26 Регламента Думы АМО не поставила предложения данных депутатов на голосование. Административные истцы считают, что председатель Думы АМО ФИО4 своими действиями нарушила их права на нормотворческую деятельность, которая гарантируется Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Протокольным определением от 02.09.2020 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен прокурор г. Александровска (л.д. 83-84).

В судебном заседании административный истец ФИО2 уточненные административные исковые требования поддержала в полном объеме. В судебном заседании дополнительно пояснила, что 02.07.2020 на очередное заседание Думы АМО внесла проект решения «О проведении приема предложений на должность председателя Контрольно-счетной палаты Александровского муниципального округа», к которому были проложены сопроводительное письмо и пояснительная записка, непосредственно на заседании Думы АМО 02.07.2020 ФИО2 просила включить в повестку заседания дополнительный вопрос «О проведении приема предложений на должность председателя Контрольно-счетной палаты Александровского муниципального округа», на что председатель Думы АМО ФИО4 отказалась ставить на голосование предложение ФИО2 о включении в повестку заседания данного дополнительного вопроса. 16.07.2020 ФИО2 в аппарат Думы АМО вновь представила свой проект решения для включения его в повестку дня очередного заседания Думы АМО на 13.08.2020. Председатель Думы АМО ФИО4 отказалась включать данный вопрос в повестку заседания Думы АМО 13.08.2020, в своем письме № 159 от 03.08.2020 указала, что временно переносит рассмотрение проекта решения. 06.08.2020 истцом направлено письмо в аппарат Думы АМО о замене докладчика по проекту решения на ФИО7 На очередном заседании Думы 13.08.2020 председатель Думы АМО вновь отказалась ставить на голосование предложение о включении в повестку заседания дополнительного вопроса «О проведении приема предложений на должность председателя Контрольно-счетной палаты Александровского муниципального округа» (проект решения ФИО2). Также пояснила, что она неоднократно вносила свой проект решения для включения его в повестку заседания Думы АМО (в феврале, марте, мае 2020 года), в предварительные повестки заседаний Думы АМО проект решения включали, но непосредственно в заседаниях Думы данного проекта решения истца в повестках уже не было. Проект решения ей не возращен, до настоящего времени так и не включен в повестку заседания Думы АМО.

В судебном заседании административный истец ФИО1 уточненные административные исковые требования поддержал в полном объеме. В судебном заседании дополнительно пояснил, что 02.07.2020 на очередное заседание Думы АМО он внес проект решения «О внесении изменений в решение Думы Александровского муниципального округа от 16.10.2019 № 8 «Об утверждении Положения о Думе Александровского муниципального округа Пермского края», непосредственно на заседании Думы АМО 02.07.2020 ФИО1 просил включить в повестку заседания дополнительный вопрос «О внесении изменений в решение Думы Александровского муниципального округа от 16.10.2019 № 8 «Об утверждении Положения о Думе Александровского муниципального округа Пермского края», на что председатель Думы АМО ФИО4 отказалась ставить на голосование его предложение о включении в повестку заседания данного дополнительного вопроса. 16.07.2020 он вновь представил в аппарат Думы АМО указанный проект решения для включения его в повестку очередного заседания Думы АМО от 13.08.2020. Вместе с проектом решения в аппарат Думы представлены пояснительная записка, сопроводительное письмо, сравнительная таблица. Председатель Думы ФИО4 письмом № 160 от 03.08.2020 вернула ему проект решения для доработки с указанием на то, что в проекте отсутствуют обоснования необходимости принятия правового акта, ссылки на законы и т.д., характеристики целей и задач будущего решения. Однако, в его пояснительной записке указаны ссылки на законы, также цели и задачи принятия данного проекта решения. 11.08.2020 административным истцом повторно внесен данный проект решения в Думу АМО для включения его в повестку очередного заседания Думы АМО 13.08.2020. проект решения внесен на бумажном и электронном носителе, вместе с проектом решения административный истец представил сопроводительное письмо, пояснительную записку. Председатель Думы АМО ФИО4 отказалась включать данный вопрос в повестку заседания Думы АМО 13.08.2020, в письме № 176 от 12.08.2020 председателем Думы АМО ФИО4 ему предложено привести предлагаемый проект решения в соответствие с нормами, указанными в ответе председателя Думы АМО от 03.08.2020. На очередном заседании Думы 13.08.2020 председатель Думы АМО вновь отказалась ставить на голосование предложение ФИО1 о включении в повестку заседания дополнительного вопроса «О внесении изменений в решение Думы Александровского муниципального округа от 16.10.2019 № 8 «Об утверждении Положения о Думе Александровского муниципального округа Пермского края». Также пояснил, что 12.10.2020 в аппарат Думы АМО им вновь внесен проект решения «О внесении изменений в решение Думы Александровского муниципального округа от 16.10.2019 № 8 «Об утверждении Положения о Думе Александровского муниципального округа Пермского края» для включения его в повестку очередного заседания Думы.

Представитель административных истцов ФИО3 в судебном заседании уточненные административные исковые требования поддержал, дополнительно пояснил, что председатель Думы АМО ФИО4 не обладает правом юридической оценки проектов решений, внесенных депутатами Думы АМО на рассмотрение в Думу. Полагает, что действиями председателя Думы АМО ФИО4 нарушены права административных истцов.

Административный ответчик председатель Думы Александровского муниципального округа ФИО4 исковые требования не признала. В судебном заседании пояснила, что проект решения, представленный депутатом ФИО1 не соответствовал требованиям ст. 12 Регламента Думы АМО, в связи с чем был ему возвращен для доработки. Также в нарушение п. 1 ст. 12 Регламента Думы АМО проект депутата ФИО1 не был представлен на электронном носителе, если он был бы представлен на электронном носителе, то данный проект решения она включила бы в повестку заседания Думы. Проект решения депутата ФИО2 также не был представлен на электронном носителе. В своих письмах от 03.08.2020, адресованных депутатам ФИО2 и ФИО1 она не указала о том, что проекты решений не представлены на электронных носителях, но это следует из Регламента Думы АМО, а депутаты обязаны знать Регламент Думы АМО. Также пояснила, что она обладает правом анализировать проекты решений, представляемые депутатами Думы АМО для рассмотрения на заседаниях Думы АМО. Просила учесть, что проект решения ФИО2 «О проведении приема предложений на должность председателя Контрольно-счетной палаты Александровского муниципального округа» не может быть рассмотрен на заседании Думы АМО, поскольку в настоящее время на рассмотрении в Пермском краевом суде находится исковое заявление ФИО6 о признании недействующим в части «Положения о контрольно-счетной палате Александровского муниципального округа», принятого решением Думы Александровского муниципального округа от 30.01.2020 № 70, как несоответствующего законодательству Российской Федерации. Полагает, что она действовала строго по закону, права депутатов ФИО2 и ФИО1 не были нарушены.

Представитель административных ответчиков председателя Думы Александровского муниципального округа, Думы Александровского муниципального округа ФИО5 административные исковые требования не признала, пояснила в судебном заседании, что проекты решений депутатов ФИО2 и ФИО1 поданы в Думу АМО с нарушениями ст. 12 Регламента Думы АМО, не представлены проекты решений на электронном носителе. Восстановление нарушенного права ФИО2 не представляется возможным, поскольку в настоящее время на рассмотрении в Пермском краевом суде находится исковое заявление ФИО6 о признании недействующим в части «Положения о контрольно-счетной палате Александровского муниципального округа», принятого решением Думы Александровского муниципального округа от 30.01.2020 № 70, как несоответствующего законодательству Российской Федерации.

Заинтересованное лицо прокурор г. Александровска в судебное заседание не явился, просил рассмотреть административное дело без его участия (л.д. 108).

Суд, заслушав административных истцов ФИО2, ФИО1, их представителя ФИО3, административного ответчика председателя Думы Александровского муниципального района ФИО4, представителя административных ответчиков ФИО5, исследовав представленные доказательства, материалы дела, считает, что требования административного искового заявления заявлены законно и обоснованно и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

В судебном заседании установлено, что 02.07.2020 депутатами Думы Александровского муниципального округа Пермского края ФИО2 и ФИО1 на очередном заседании Думы АМО внесены предложения о включении в повестку заседания дополнительных вопросов «О проведении приема предложений на должность председателя Контрольно-счетной палаты Александровского муниципального округа» (проект решения депутата ФИО2) и «О внесении изменений в решение Думы Александровского муниципального округа от 16.10.2019 № 8 «Об утверждении Положения о Думе Александровского муниципального округа Пермского края» (проект решения депутата ФИО1), что подтверждается протоколом очередного заседания Думы Александровского муниципального округа от 02.07.2020 № 27 (л.д. 114-120).

Председатель Думы АМО ФИО4 отказалась ставить на голосование вопрос о включении в повестку дня заседания Думы проекта решения депутата ФИО2, ссылаясь на п. 5.4.16 Положения о Думе Александровского муниципального округа (далее - Положение о Думе АМО), утвержденного решением Думы АМО от 16.10.2019 № 8 «Об утверждении Положения о Думе Александровского муниципального округа Пермского края», что подтверждается протоколом очередного заседания Думы АМО от 02.07.2020 (л.д. 114-120).

Председатель Думы АМО ФИО4 отказалась ставить на голосование вопрос о включении в повестку дня заседания Думы проекта решения депутата ФИО1 и отклонила все проекты решений депутата ФИО1, ссылаясь на то, что вопросы требуют юридической проработки, а также на то, что пояснительные записки в к проектам решений, вносимых ФИО1, не содержат убедительных причин для внесения этих вопросов без предварительного рассмотрения, и пользуясь правом председателя Думы АМО, вернула проекты решений инициатору (л.д. 114-120).

16.07.2020 депутатами ФИО2 и ФИО1 на имя председателя Думы АМО в аппарат Думы АМО внесены проекты решений: «О проведении приема предложений на должность председателя Контрольно-счетной палаты Александровского муниципального округа» (проект решения депутата Думы АМО ФИО2), «О внесении изменений в решение Думы Александровского муниципального округа от 16.10.2019 № 8 «Об утверждении Положения о Думе Александровского муниципального округа Пермского края» (проект решения депутата Думы АМО ФИО1) для включения в повестку дня ближайшего очередного заседания Думы АМО 13.08.2020 с целью рассмотрения депутатами и принятия по данным проектам решений Думы АМО либо их отклонению (л.д. 12, 15).

К проекту решения депутата ФИО2 приложены сопроводительное письмо и пояснительная записка (л.д. 13, 14).

К проекту решения депутата ФИО1 приложены сопроводительное письмо, пояснительная записка, сравнительная таблица (л.д. 16, 17, 18).

Председатель Думы АМО ФИО4 03.08.2020. на основании п. 5.4.16 «Положения о Думе АМО» временно перенесла дату рассмотрения проекта решения депутата ФИО2, что подтверждается письмом председателя Думы АМО ФИО4 от 03.08.2020 № 159 (л.д. 19).

Письмом председателя Думы АМО ФИО4 от 03.08.2020 № 160 проект решения депутата ФИО1 возращен для доработки в соответствии с законодательством в связи с тем, что в проекте решения отсутствуют обоснования необходимости принятия правового акта, ссылки на законы и т.д., в соответствии с которыми необходимо принять данное решение, характеристики целей и задач будущего решения (л.д. 20-21).

11.08.2020 депутатом Думы АМО ФИО1 в аппарат Думы АМО представлен проект решения «О внесении изменений в решение Думы Александровского муниципального округа от 16.10.2019 № 8 «Об утверждении Положения о Думе Александровского муниципального округа Пермского края», к которому приложены сопроводительное письмо, пояснительная записка (л.д. 23-24, 25-26, 27).

Письмом председателя Думы АМО ФИО4 от 12.08.2020 № 176 депутату ФИО1 предложено привести проект решения в соответствии с нормами, указанными в ответе от 03.08.2020 (л.д. 28).

Как следует из протокола очередного заседания Думы АМО от 13.08.2020 № 27 депутатом ФИО1 и депутатом ФИО7 (проект решения депутата ФИО2), повторно были внесены предложения о включении в повестку заседания Думы вышеуказанных проектов решений. Председатель Думы АМО ФИО4, пользуясь правом, закрепленным в п. 5.4.16 Положения о Думе АМО, не поставила предложения данных депутатов на голосование о включении в повестку заседания Думы АМО (л.д. 121-130).

03.08.2020 в адрес председателя Думы Александровского муниципального округа ФИО4 заместителем прокурора г. Александровска Легошиным А.А. вынесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере организации местного самоуправления (л.д. ).

Данное представление председателем Думы АМО ФИО4 отклонено, в связи с чем прокурором г. Александровска решается вопрос о возбуждении в отношении председателя Думы Александровского муниципального округа дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ (л.д. 109, 110-113).

Из информации, размещенной на сайте Пермского краевого суда следует, что 24.09.2020 в Пермский краевой суд поступило административное исковое заявление ФИО6 к Думе Александровского муниципального округа о признании недействующим отдельных положений нормативного правового акта органа местного самоуправления, предварительное судебное заседание назначено на 10.11.2020.

В силу требований ч. ч. 1, 2 ст. 46 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» проекты муниципальных правовых актов могут вноситься депутатами представительного органа муниципального образования, главой муниципального образования, иными выборными органами местного самоуправления, главой местной администрации, органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан, а также иными субъектами правотворческой инициативы, установленными уставом муниципального образования.

Порядок внесения проектов муниципальных правовых актов, перечень и форма прилагаемых к ним документов устанавливаются нормативным правовым актом органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления, на рассмотрение которых вносятся указанные проекты.

Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 32 Устава Александровского муниципального округа Пермского края, утвержденного решением Думы Александровского муниципального округа № 23 от 26.11.2019, проекты муниципальных правовых актов могут вноситься депутатами Думы Александровского муниципального округа, группами депутатов Думы Александровского муниципального округа, комиссиями Думы Александровского муниципального округа, главой Александровского муниципального округа, Контрольно-счетной палатой Александровского муниципального округа (по вопросам ее компетенции), избирательной комиссией Александровского муниципального округа (по вопросам ее компетенции), органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан, прокурором города Александровска (по вопросам его компетенции).

Решением Думы Александровского муниципального округа № 33 от 26.11.2019 утвержден Регламент Думы Александровского муниципального округа (далее - Регламент).

В силу положений ст. 11 Регламента заседания могут быть очередными и внеочередными, открытыми и закрытыми, выездными, а также рабочими.

Пунктом 1 ст. 2 Регламента установлено, что деятельность Думы основывается на принципах политического многообразия и многопартийности, свободного обсуждения и коллективного решения вопросов, взаимного уважения и делового контакта при обсуждении вопросов и принятии решений.

Пунктом 3 ст. 3 Регламента установлено, что для реализации своих полномочий на заседаниях Думы депутат имеет право вносить на рассмотрение Думы проекты правовых актов, а также вносить предложения и замечания по повестке дня, по порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов.

В соответствии с п. 1 ст. 13 Регламента документы по предложениям (вопросам) в повестку дня предоставляются не позднее 10 календарных дней до дня проведения очередного заседания Думы (либо непосредственно на заседании, если Думой принято решение о включении в повестку дня дополнительных вопросов).

Согласно ст. 12 Регламента проекты решений и иные предложения в повестку дня заседания Думы вносятся в письменном виде на имя председателя Думы. Вносимый на рассмотрение Думы проект решения Думы и представленные с ним документы должны быть представлены в аппарат Думы на бумажном и электронном носителе (п. 1).

Одновременно с внесением проекта (предложения или вопроса) инициаторы представляют: сопроводительное письмо; лист согласования, подписанный должностными лицами администрации Александровского муниципального округа, в случае, если инициатором внесения проекта (предложения или вопроса) является глава округа; проект решения Думы; фамилии лиц (наименование органов), являющихся инициаторами внесения проекта, а также фамилии лиц (наименование органов), разработавших или принявших участие в его разработке; фамилию и должность докладчика; пояснительную записку, содержащую обоснование необходимости принятия правового акта, ссылки на законы или иные нормативные правовые акты, в соответствии с которыми необходимо принять данное решение, характеристику целей и задач основных положений будущего решения; финансово-экономическое обоснование (если его реализация требует дополнительных финансовых затрат из бюджета округа), размеры и источники финансирования; заключение главы округа в случаях, когда в соответствии с законом или Уставом округа внесение вопроса на рассмотрение Думы возможно только при наличии такого заключения (п. 2).

В том случае, если представленные материалы не отвечают требованиям, изложенным в пункте 2, председатель Думы (заместитель председателя, аппарат Думы) вправе возвратить их инициаторам внесения проекта с указанием причин возврата (п. 3).

Из материалов дела следует, что 16.07.2020 ФИО2 и ФИО1 в аппарат Думы АМО представлены проекты решений: «О проведении приема предложений на должность председателя Контрольно-счетной палаты Александровского муниципального округа» (проект решения депутата ФИО2), «О внесении изменений в решение Думы Александровского муниципального округа от 16.10.2019 № 8 «Об утверждении Положения о Думе Александровского муниципального округа Пермского края» (проект решения депутата ФИО1) для включения в повестку дня ближайшего очередного заседания Думы АМО 13.08.2020 с целью рассмотрения депутатами и принятия по данным проектам решений Думы АМО либо их отклонению. К данным проектам решений были приложены сопроводительные письма, в которых были указаны фамилии лиц, являющихся инициаторами внесения, фамилии лиц, разработавших данные проекты, а также фамилии докладчиков. Кроме того, к каждому из проектов представлена пояснительная записка, содержащая обоснование необходимости принятия правового акта, а также ссылки на законы или иные нормативные правовые акты, в соответствии с которыми необходимо принять данное решение.

Таким образом, проекты решений депутатами ФИО2, ФИО1 внесены в Думу АМО в срок, установленный ст. 13 Регламента, то есть не позднее 10 календарных дней до дня проведения очередного заседания Думы (13.08.2020). Проекты решений депутатами представлены в письменном виде, к ним были приложены сопроводительные письма, в которых были указаны фамилии лиц, являющихся инициаторами внесения, фамилии лиц, разработавших данные проекты, а также фамилии докладчиков, к каждому из проектов представлена пояснительная записка, содержащая обоснование необходимости принятия правового акта, а также ссылки на законы или иные нормативные правовые акты, в соответствии с которыми необходимо принять данное решение, что соответствует требованиям пункта 2 ст. 12 Регламента.

Доводы административных ответчиков о том, что проект решения депутата ФИО1 был возращен ему, так как не соответствовал требованиям ст. 12 Регламента, а именно в проекте решения отсутствовали обоснования необходимости принятия правового акта, ссылки на законы и т.д., в соответствии с которыми необходимо принять данное решение, характеристики целей и задач будущего решения, отклоняются судом. Из проекта решения депутата ФИО1 «О внесении изменений в решение Думы Александровского муниципального округа от 16.10.2019 № 8 «Об утверждении Положения о Думе Александровского муниципального округа Пермского края» следует, что к данному проекту представлена пояснительная записка, содержащая обоснование необходимости принятия правового акта, а также ссылки на законы или иные нормативные правовые акты, в соответствии с которыми необходимо принять данное решение. В связи с чем, суд приходит к выводу, что законных оснований для возврата проекта решения депутата ФИО1 у председателя Думы АМО ФИО4 не имелось.

Доводы административных ответчиков о том, что проект депутата ФИО1 не был представлен на электронном носителе, является не состоятельным, поскольку данное обстоятельство могло бы послужить основанием для возврата документов, как не соответствующих требованиям ст. 12 Регламента. Между тем, из письма председателя Думы АМО ФИО4 от 03.08.2020 № 160 о возврате проекта решения ФИО1 данное обстоятельство (непредставление проекта решения на электронном носителе) не поименовано в качестве основания для возврата.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что действие председателя Думы Александровского муниципального округа ФИО4 по не включению в повестку дня очередного заседания Думы Александровского муниципального округа 13.08.2020 проектов решений, внесенных депутатами Думы Александровского муниципального округа ФИО2 «О проведении приема предложений на должность председателя Контрольно-счетной палаты Александровского муниципального округа» и ФИО1 «О внесении изменений в решение Думы Александровского муниципального округа от 16.10.2019 № 8 «Об утверждении Положения о Думе Александровского муниципального округа Пермского края» с целью дальнейшего рассмотрения депутатами Думы Александровского муниципального округа, являются незаконными, поскольку не соответствуют положениям Регламента Думы Александровского муниципального округа, утвержденного решением Думы Александровского муниципального округа Пермского края № 33 от 26.11.2019.

В силу требований ст. 26 Регламента председатель заседания, в том числе ставит на голосование проекты решений и предложения депутатов по рассматриваемым вопросам. При этом любое предложение депутата или его поправка к проекту ставится на голосование в обязательном порядке с соблюдением правил, установленных настоящим Регламентом.

Пунктом 1 ст. 28 Регламента определено, что вопрос о включении поступивших предложений в повестку дня решается путем открытого голосования по каждому предложению отдельно (или списком) большинством голосов депутатов, присутствующих на заседании.

Вопрос об утверждении повестки дня в целом решается путем открытого голосования большинством голосов депутатов, присутствующих на заседании (ст. 29 Регламента)

В соответствии со ст. 30 Регламента утвержденная повестка дня может быть изменена решением, принятым большинством голосов от числа депутатов, присутствующих на заседании.

Из содержания указанных норм следует, что председатель Думы Александровского муниципального округа должен ставить на голосование проекты решений и предложения депутатов по рассматриваемым вопросам. При этом любое предложение депутата или его поправка к проекту ставится на голосование в обязательном порядке с соблюдением правил, установленных Регламентом Думы Александровского муниципального округа. Вопрос о включении поступивших предложений в повестку дня решается путем открытого голосования по каждому предложению отдельно (или списком) большинством голосов депутатов, присутствующих на заседании.

Как следует из протоколов очередных заседаний Думы Александровского муниципального округа от 02.07.2020 № 23, от 13.08.2020 № 26 депутатами ФИО2, ФИО1 внесены предложения о включении в повестку заседаний Думы АМО дополнительных вопросов «О проведении приема предложений на должность председателя Контрольно-счетной палаты Александровского муниципального округа» и «О внесении изменений в решение Думы Александровского муниципального округа от 16.10.2019 № 8 «Об утверждении Положения о Думе Александровского муниципального округа Пермского края». Председатель Думы АМО ФИО4, не поставила данные предложения на голосование для включения их в повестку заседаний Думы от 02.07.2020 и от 13.08.2020.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что действия председателя Думы Александровского муниципального округа ФИО4, выразившиеся в отказе ставить на голосование для включения в повестку дня очередных заседаний Думы Александровского муниципального округа 02.07.2020, 13.08.2020 проектов решений, внесенных административными истцами, депутатами Думы Александровского муниципального округа ФИО2 «О проведении приема предложений на должность председателя Контрольно-счетной палаты Александровского муниципального округа» и ФИО1 «О внесении изменений в решение Думы Александровского муниципального округа от 16.10.2019 № 8 «Об утверждении Положения о Думе Александровского муниципального округа Пермского края» с целью дальнейшего рассмотрения депутатами Думы Александровского муниципального округа незаконными, поскольку не соответствуют положениям Регламента Думы Александровского муниципального округа, утвержденного решением Думы Александровского муниципального округа Пермского края № 33 от 26.11.2019 и нарушают права административных истцов.

Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении требований административных истцов ФИО2, ФИО1 в полном объеме.

Задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункты 2, 4 статьи 3 КАС РФ). Одним из принципов административного судопроизводства являются законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются не только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, но и получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (пункт 3 статьи 6, статьи 9 КАС РФ).

В соответствии с ч. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

Доводы административных ответчиков о том, что восстановление нарушенного права административного истца ФИО2 не представляется возможным, поскольку в настоящее время на рассмотрении в Пермском краевом суде находится исковое заявление ФИО6 о признании недействующим в части «Положения о контрольно-счетной палате Александровского муниципального округа», принятого решением Думы Александровского муниципального округа от 30.01.2020 № 70, судом отклоняются. В настоящем административном деле обжалуются действия председателя Думы Александровского муниципального округа ФИО4, совершенные в отношении административных истцов ФИО2 и ФИО1, ФИО6 лицом, участвующим в настоящем административном деле, не является, вопрос о законности нормативного правового акта «Положения о контрольно-счетной палате Александровского муниципального округа», принятого решением Думы Александровского муниципального округа от 30.01.2020 № 70 в данном административном деле не затрагивается.

Таким образом, в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд считает необходимым возложить на председателя Думы Александровского муниципального округа ФИО4 на ближайшем заседании Думы Александровского муниципального округа поставить на голосование вопрос о включении в повестку дня заседания Думы Александровского муниципального округа проектов решений, внесенных административными истцами, депутатами Думы Александровского муниципального округа ФИО2 «О проведении приема предложений на должность председателя Контрольно-счетной палаты Александровского муниципального округа» и ФИО1 «О внесении изменений в решение Думы Александровского муниципального округа от 16.10.2019 № 8 «Об утверждении Положения о Думе Александровского муниципального округа Пермского края», для рассмотрения депутатами и принятия ими решения о возможности включения их в повестку дня заседания Думы Александровского муниципального округа.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административные исковые требования ФИО2, ФИО1 удовлетворить в полном объеме.

Признать незаконным действие председателя Думы Александровского муниципального округа ФИО4, выразившееся в отказе ставить на голосование для включения в повестку дня очередного заседания Думы Александровского муниципального округа 02.07.2020 проектов решений, внесенных административными истцами, депутатами Думы Александровского муниципального округа ФИО2 «О проведении приема предложений на должность председателя Контрольно-счетной палаты Александровского муниципального округа» и ФИО1 о внесении изменений в решение Думы Александровского муниципального округа от 16.10.2019 № 8 «Об утверждении Положения о Думе Александровского муниципального округа Пермского края» с целью дальнейшего рассмотрения депутатами Думы Александровского муниципального округа.

Признать незаконным действие председателя Думы Александровского муниципального округа ФИО4, выразившееся в отказе включения в повестку дня очередного заседания Думы Александровского муниципального округа 13.08.2020 проектов решений, внесенных административными истцами, депутатами Думы Александровского муниципального округа ФИО2 «О проведении приема предложений на должность председателя Контрольно-счетной палаты Александровского муниципального округа» и ФИО1 «О внесении изменений в решение Думы Александровского муниципального округа от 16.10.2019 № 8 «Об утверждении Положения о Думе Александровского муниципального округа Пермского края» с целью дальнейшего рассмотрения депутатами Думы Александровского муниципального округа.

Признать незаконным действие председателя Думы Александровского муниципального округа ФИО4, выразившиеся в отказе ставить на голосование для включения в повестку дня очередного заседания Думы Александровского муниципального округа 13.08.2020 проектов решений, внесенных административными истцами, депутатами Думы Александровского муниципального округа ФИО2 «О проведении приема предложений на должность председателя Контрольно-счетной палаты Александровского муниципального округа» и ФИО1 «О внесении изменений в решение Думы Александровского муниципального округа от 16.10.2019 № 8 «Об утверждении Положения о Думе Александровского муниципального округа Пермского края» с целью дальнейшего рассмотрения депутатами Думы Александровского муниципального округа.

Обязать председателя Думы Александровского муниципального округа ФИО4 на ближайшем заседании Думы Александровского муниципального округа поставить на голосование вопрос о включении в повестку дня заседания Думы Александровского муниципального округа проектов решений, внесенных административными истцами, депутатами Думы Александровского муниципального округа ФИО2 «О проведении приема предложений на должность председателя Контрольно-счетной палаты Александровского муниципального округа» и ФИО1 «О внесении изменений в решение Думы Александровского муниципального округа от 16.10.2019 № 8 «Об утверждении Положения о Думе Александровского муниципального округа Пермского края», для рассмотрения депутатами и принятия ими решения о возможности включения их в повестку дня заседания Думы Александровского муниципального округа.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Александровский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий – подпись

Мотивированное решение составлено 27.10.2020.

Судья - подпись

Копия верна.

Судья Н.Н. Горланова