ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-450/2021 от 16.07.2021 Качканарского городского суда (Свердловская область)

УИД 66RS0031-01-2021-000590-63

Дело 2а-450/2021

Мотивированное решение изготовлено 16 июля 2021 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 июля 2021 года

Качканарский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Козловой А.В.

при секретаре Захаровой Г.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление и.о. Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Качканарского городского округа о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить допущенное нарушение,

У С Т А Н О В И Л:

В Качканарский городской суд Свердловской области поступило административное исковое заявление и.о. Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Качканарского городского округа (далее – Администрация КГО) о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить допущенное нарушение.

В обоснование требований указано, что Нижнетагильской межрайонной природоохранной прокуратурой проведен мониторинг законности нормативных правовых актов в сфере охраны окружающей среды. В ходе надзорных мероприятий установлено, что на территории Качканарского городского округа не принят и не действует муниципальный правовой акт, регламентирующий порядок государственной регистрации заявлений общественных организаций (объединений) о проведении общественной экологической экспертизы на территории городского округа. В связи с этим, Нижнетагильский межрайонный природоохранный прокурор направил в адрес Главы Качканарского городского округа предложение о принятии указанного муниципального правового акта. Из ответа Главы от 19.05.2021 следует, что у органов местного самоуправления отсутствует необходимость в принятии названного правового акта.

Принимая во внимание требования действующего законодательства об общих принципах организации местного самоуправления и об экологической экспертизе, непринятие органом местного самоуправления муниципального правового акта, регламентирующего порядок государственной регистрации заявлений общественных организаций (объединений) о проведении общественной экологической экспертизы на территории городского округа свидетельствует о бездействии Администрации КГО, а также нарушает права неопределенного круга лиц на получение необходимой и достоверной, полной информации о деятельности органа местного самоуправления, которые с соответствующим заявлением о проведении общественной экологической экспертизы потенциально могут обратиться.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 39, 218 КАС РФ, ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», административный истец просит суд:

1) признать бездействие Администрации КГО, выразившееся в непринятии муниципального правового акта, регламентирующего порядок государственной регистрации заявлений общественных организаций (объединений) о проведении общественной экологической экспертизы на территории Качканарского городского округа, незаконным;

2) возложить на Администрацию КГО обязанность в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда принять муниципальный правовой акт, регламентирующий порядок государственной регистрации заявлений общественных организаций (объединений) о проведении общественной экологической экспертизы на территории Качканарского городского округа.

В судебном заседании административный истец прокурор прокуратуры г. Качканар Нужная Н.В., действующая по поручению Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора требования поддержала по доводам, изложенным в административном исковом заявлении. На удовлетворении требований настаивала.

Представитель административного ответчика Администрации КГО – ФИО1, действующая на основании письменной доверенности и диплома о высшем юридическом образовании ИВС в судебном заседании административные исковые требования не признала и суду пояснила, что порядок регистрации заявлений о проведении общественной экологической экспертизы утвержден федеральным законом и разработки и утверждении дополнительного регламента по данному вопросу не требуется, не считает такую регистрацию муниципальной услугой.

Суд, выслушав вышеуказанных лиц, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.

Федеральный закон № 174-ФЗ от 23.11.1995 года «Об экологической экспертизе» регулирует отношения в области экологической экспертизы, направлен на реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.

Статьей 4 указанного Закона предусмотрено, что в Российской Федерации осуществляются государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза.

В статье 20 Закона «Об экологической экспертизе» закреплено, что общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Общественная экологическая экспертиза осуществляется при условии государственной регистрации заявления общественных организаций (объединений) о ее проведении.

При наличии заявлений о проведении общественной экологической экспертизы одного объекта экологической экспертизы от двух и более общественных организаций (объединений) допускается создание единой экспертной комиссии.

Орган местного самоуправления в семидневный срок со дня подачи заявления о проведении общественной экологической экспертизы обязан его зарегистрировать или отказать в его регистрации. Заявление о проведении общественной экологической экспертизы, в регистрации которого в указанный срок не было отказано, считается зарегистрированным (п.1,2 Закона)

В Качканарском городском округе отсутствует муниципальный правовой акт, регламентирующий порядок государственной регистрации заявлений общественных организаций (объединений) о проведении общественной экологической экспертизы на территории городского округа.

Вместе с тем, предоставление государственных и муниципальных услуг должно осуществляться в соответствии с административными регламентами (закон № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010).

Согласно подп.1 п.1 ст. 16 Закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального, городского округа отнесена к вопросам местного значения.

Административный ответчик, не оспаривая своих полномочий, полагает, что регистрация заявлений о проведении общественной экологической экспертизы не относится к муниципальной услуге. Однако, такое мнение административного ответчика является ошибочным, поскольку предоставление такой муниципальной услуги на него возложено Федеральным законом «Об экологической экспертизе», независимо от утвержденного перечня муниципальных услуг, предоставляемых в Качканарском городском округе. И такая услуга должна оказываться в соответствии с административным регламентом, который в Качканарском городском округе отсутствует. Такой регламент в свою очередь не должен противоречить положениям закона «Об экологической экспертизе».

Таким образом, требования административного истца подлежат удовлетворению.

На основании изложенного,

Руководствуясь ст.ст. 175, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р е ш и л :

Требования и.о. Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Качканарского городского округа удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Качканарского городского округа, выразившегося в непринятии муниципального правового акта, регламентирующего порядок государственной регистрации заявлений о проведении общественной экологической экспертизы на территории Качканарского городского округа Свердловской области.

Возложить на Администрацию Качканарского городского округа обязанность в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда принять муниципальный правовой акт, регламентирующий порядок государственной регистрации заявлений о проведении общественной экологической экспертизы на территории Качканарского городского округа Свердловской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи жалобы через Качканарский городской суд.

Судья Качканарского городского суда А.В.Козлова