ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-450/2021УИД230015-01-2020-004605-13 от 16.03.2021 Ейского городского суда (Краснодарский край)

INCLUDEPICTURE "работа/WINWORD/RUSSIA1.PCX" \* MERGEFORMAT К делу № 2а – 450/2021 УИД 23RS0015-01-2020-004605-13

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Ейск 16 марта 2021 года

Ейский городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Коваленко А.А.

при секретаре ФИО\4

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению администрации Ейского городского поселения <адрес> к Управлению Росреестра по <адрес> межмуниципальный отдел по Ейскому и <адрес>м, заинтересованные лица - Управление архитектуры и градостроительства администрации Ейского городского поселения <адрес>, Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по <адрес>, о признании незаконным отказа в государственном кадастровом учете,-

УСТАНОВИЛ:

Представитель администрации Ейского городского поселения <адрес> обратился в суд и просит признать незаконным решение административного ответчика межмуниципального отдела по Ейскому и <адрес>м Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе осуществления государственного кадастрового учета земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, образованного в результате раздела земельного участка, расположенного по адресному ориентиру: <адрес> с сохранением исходного в измененных границах; обязать административного ответчика осуществить государственный кадастровый учет земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, образованного на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в результате раздела земельного участка, расположенного по адресному ориентиру: <адрес><адрес>), с сохранением исходного в измененных границах на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель заинтересованного лица - Управления архитектуры и градостроительства администрации Ейского городского поселения <адрес> в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом; в письменных возражениях с административными исковыми требованиями администрации Ейского городского поселения <адрес> согласны в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица – Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по <адрес> в судебное заседание не явился, в письменном отзыве просит рассмотреть требования администрации Ейского городского поселения <адрес> в соответствии с положениями действующего законодательства, с учетом представленных сторонами доказательств, судебное заседание провести в отсутствие представителя.

Выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, изучив материалы дела, суд считает, что в удовлетворении административного искового заявления следует отказать, по следующим основаниям.

Представитель административного истца - администрации Ейского городского поселения <адрес> в судебном заседании на административных исковых требованиях настаивает, дополнительно пояснив, что представителем Управления архитектуры и градостроительства администрации Ейского городского поселения <адрес> были предоставлены дополнительные документы, представлено разрешение на строительство многоквартирного дома на данном земельного участке, которое на сегодняшний день отсутствует; также согласно письма Министерства экономического развития от ДД.ММ.ГГГГ и письма Росреестра даны разъяснения о возможности образования земельного участка застроенного именно одним многоквартирным домом, а не многоквартирными домами, на которые ссылается ответчик. Просит административные исковые требования удовлетворить в полном объеме,

Представитель административного ответчика – Управления Росреестра по <адрес> межмуниципальный отдел по Ейскому и <адрес>м в судебном заседании просит в удовлетворении административных исковых требований отказать, поскольку в соответствии с п.4 ч.3 ст. 11.3 ЗК РФ исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельного участка в границах элементах планировочной структуры застроенного многоквартирными домами, в данном случае в границах земельного участка существует многоквартирный дом, значит требуется проект межевания территории. Просит в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.

В судебном заседании установлено, что постановлением администрации Ейского городского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в границах кадастрового квартала , площадью 1590 кв.м., образованного в результате раздела земельного участка площадью 5520 кв.м., с кадастровым номером расположенного по адресному ориентиру: <адрес> с сохранением исходного в измененных границах и присвоен адрес вновь образованному земельному участку: <адрес>. Земельный участок расположен в территориальной зоне «ОД1» - «Зона размещения объектов общественного и, делового и коммерческого назначения» и попадает в зоны с особыми условиями использования территории: «зоны ограничений от авиационного шума-зона В. Установлен основной вид разрешенного использования земельного участка- «Для эксплуатации многоквартирных малоэтажных жилых домов (блокированных и секционных)» (л.д.18,29).

Постановлением администрации Ейского городского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в постановление администрации Ейского городского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, с изложением абзаца второго пункта 1 в новой редакции- «Земельный участок расположен в территориальной зоне «ОД1- «Зона размещения объектов общественного, делового и коммерческого назначения» и попадает в зоны с особыми условиями использования территории «зоны ограничений от авиационного шума- зона В». Категория земель- «земли населенных пунктов (л.д.16).

На основании указанных документов ДД.ММ.ГГГГ кадастровым инженером ФИО\5 был подготовлен межевой план по образованию земельного участка путем раздела земельного участка с кадастровым номером с сохранением исходного в измененных границах, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.19-27).

ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) по <адрес> с заявлением о государственном кадастровом учете земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, одновременно с заявлением предоставлен межевой план земельного участка с приложенными в его состав документами.

Уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, было приостановлено осуществление действий по государственному кадастровому учету до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку в соответствии со ст. 11.3 п.3 Земельного кодекса РФ не были представлены документы – проект планировки территории или проект межевания территории (л.д.9).

Не согласившись с принятыми решением о приостановлении кадастрового учета и государственной регистрации прав от ДД.ММ.ГГГГ, администрация Ейского городского поселения <адрес> обратилась в апелляционную комиссию Управления Росреестра по Краснодарскому с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11).

Решением заседания апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и/или государственной регистрации прав от ДД.ММ.ГГГГ/Р-267 заявление администрации Ейского городского поселения <адрес> об обжаловании решения о приостановлении отклонено на основании п.7 ст.26 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», так как форма и (или) содержание документа, предоставленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав не соответствуют требованиям законодательства РФ. Представленный межевой план от ДД.ММ.ГГГГ подготовлен с целью постановки на государственный кадастровый учет земельного участка, образуемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером , с сохранением исходного земельного участка в измененных границах, при этом вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером «строительство гостиного двора». Согласно информации, содержащейся в межевом плане от ДД.ММ.ГГГГ в границах образуемого земельного участка расположено здание с кадастровым номером , назначение которого «многоквартирный дом» (наименование: Гостиный двор. Двухэтажный 20-ти квартирный гостиный дом по <адрес> в <адрес>). В соответствии с представленным в составе приложения к межевому плану от ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации Ейского городского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: <адрес>» образуемому земельному участку установлен вид разрешенного использования «для эксплуатации многоквартирных малоэтажных жилых домов (блокированных и секционных)». Согласно сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, образуемый земельный участок является земельным участком, на котором расположен многоквартирный жилой дом. В соответствии с п.4 ч.3 ст.11.3 ЗК РФ образование земельных участков границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. Вместе с тем, в представленном межевом плане от ДД.ММ.ГГГГ отсутствует проект межевания территории (л.д.13).

Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ административному истцу отказано в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> на основании ст.27 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости, в связи с не устранением причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета (л.д.7).

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу п. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно части 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с частью 1 статьи 11.3 ЗК РФ, образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; 2) проектная документация лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.

Согласно п.4 ч.3 ст.11.3 ЗК РФ, исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков: в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, за исключением образования земельного участка для целей, предусмотренных статьей 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", образования земельного участка для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, а также образования земельного участка в целях его предоставления собственникам расположенных на нем зданий, сооружений

В соответствии с ч.2 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры общественных обсуждений или публичных слушаний в соответствии со статьями 5.1 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 3 ч.1 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя: проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

В соответствии с п. 7 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно ст.27 Федерального закона от 13.07.2015г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

На основании вышеизложенного, принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд исходит из следующего.

Как установлено в судебном заседании, решением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ административному истцу отказано в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, на основании ст.27 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», поскольку в установленные законом сроки причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета не были устранены, администрацией Ейского городского поселения <адрес> в орган регистрации не были представлены проект планировки территории или проект межевания территории.

Государственный регистратор, руководствуясь п. 4 ч. 3 ст. 11.3 ЗК РФ пришел к выводу, что не допускается использование утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории при образовании земельного участка в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, образование такого земельного участка осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.

Согласно межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного с целью постановки на государственный кадастровый учет земельного участка, образуемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером с сохранением исходного земельного участка в измененных границах, вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером - «строительство гостиного двора». На исходном земельном участке расположены объекты недвижимого имущества с кадастровым номером , , , в результате раздела земельного участка с сохранением исходного в измененных границах, на образуемом земельном участке расположен объект недвижимого здание с кадастровым номером , назначение которого «многоквартирный дом» (наименование: Гостиный двор. Двухэтажный 20-ти квартирный гостиный дом по <адрес> в <адрес>).

При этом, ДД.ММ.ГГГГ Управлением архитектуры и градостроительства Ейского городского поселения <адрес> ООО «Дирекция –МеридианСтройКомплекс» выдано разрешение на строительство № на строительство объекта капитального строительства Гостиный двор. Двухэтажный 16-ти квартирный гостиный дом по <адрес> в <адрес> (л.д.74-75). ДД.ММ.ГГГГ Управлением архитектуры и градостроительства Ейского городского поселения <адрес> ООО «Дирекция –МеридианСтройКомплекс» выдано разрешение на строительство № (ранее выданное разрешение на строительство от ДД.ММ.ГГГГ) (л.д.76-78). Распоряжением начальника управления архитектуры и градостроительства администрации Ейского городского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в разрешение на строительство от ДД.ММ.ГГГГ, заменив в строке «Объект капитального строительства (наименование объекта капитального строительства в соответствии с проектной документации, краткие проектные характеристики) на слова «площадь земельного участка-5520,0 кв.м., площадь застройки – 520,2 кв.м.; общая площадь здания- 806,5 кв.м., строительный объем- 2862,56 куб.м.; количество этажей – 2, количество квартир- 20 (л.д.79). ДД.ММ.ГГГГ Управлением архитектуры и градостроительства Ейского городского поселения <адрес> ООО «Дирекция –МеридианСтройКомплекс» выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ №RU- Гостиный двор. Двухэтажный 20-ти квартирный гостиный дом по <адрес> в <адрес>, расположенного по адресу: <адрес> угол <адрес> (л.д.80-83).

Вместе с тем, постановлением администрации Ейского городского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: <адрес>, Ейский муниципальный район, Ейское городского поселение, <адрес>» образуемому земельному участку установлен вид разрешенного использования «для эксплуатации многоквартирных малоэтажных жилых домов (блокированных и секционных)».

Согласно материалам дела и пояснений административного ответчика, данных в ходе судебного разбирательства, образуемый земельный участок является земельным участком, на котором расположен многоквартирный жилой дом, и подтверждается письмом Управления архитектуры и градостроительства администрации Ейского городского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.17).

В соответствии с п.4 ч.3 ст.11.3 ЗК РФ образование земельных участков границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.

Таким образом, в данном случае образование земельного участка должно осуществляться исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или проектом планировки территории.

При этом, суд принимает во внимание, что Письмо Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ N «О возможности образования земельного участка» (вместе с <Письмом> Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N <адрес> "О рассмотрении обращения"), в соответствии с которым положения пп.4 п.3 ст.11.3 ЗК РФ применяются в случае, если в границах элемента планировочной структуры расположено более одного многоквартирного дома носит рекомендательный характер.

Суд критически относится к доводам административного истца, изложенным в административном исковом заявлении, что в расположенном на образуемом земельном участке многоквартирном доме находятся квартиры, предоставленные детям сиротам, невозможность постановки на кадастровый учет земельного участка препятствует заключению договоров с управляющей компанией на обслуживание данного дома и нарушает их права, поскольку в нарушение положений статей 62, 226 КАС РФ не представил в материалы дела доказательства, подтверждающие данные выводы.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе государственного кадастрового учета не противоречит требованиям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», права и законные интересы административного истца оспариваемым решением не нарушены, основания для признания незаконным решения регистрирующего органа отсутствуют.

В силу положений статей 218, 227 КАС РФ удовлетворение требований рассматриваемых в порядке главы 22 КАС РФ, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица ( незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя.

Между тем, установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о том, что совокупность таких условий как несоответствие оспариваемых решений требованиям закона и нарушение этими решениями прав и свобод административного истца в данном случае отсутствует.

С учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд,-

Р Е Ш И Л:

В признании незаконным решения административного ответчика – межмуниципального отдела по Ейскому и <адрес>м Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе осуществления государственного кадастрового учета земельного участка в границах кадастрового квартала , площадью 1590 кв.м., расположенного по адресу: Россия, <адрес>, Ейский муниципальный район, Ейское городское поселение, <адрес>, образованного в результате раздела земельного участка, площадью 5520 кв.м., с кадастровым номером , расположенного по адресному ориентиру: <адрес> (в створе улиц Грушовой и Тенистой), с сохранением исходного в измененных границах; понуждении административного ответчика - межмуниципального отдела по Ейскому и <адрес>м Управления Росреестра по <адрес> осуществить государственный кадастровый учет земельного участка в границах кадастрового квартала , площадью 1590 кв.м., расположенного по адресу: Россия, <адрес>, Ейский муниципальный район, Ейское городское поселение, <адрес>, образованного на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в результате раздела земельного участка, площадью 5520 кв.м. с кадастровым номером расположенного по адресному ориентиру: <адрес> (в створе улиц Грушовой и Тенистой), с сохранением исходного в измененных границах на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в <адрес>вой суд путем подачи апелляционной жалобы через Ейский городской суд в течение месяца с даты изготовления решения суда в окончательной форме – ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий