РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 ноября 2017 года г.Ангарск
Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Сидоренковой Т.Н., при секретаре Швецовой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела №2а-4512/2017 по административному иску ФИО1 к Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в муниципальном образовании «Ангарский городской округ» о признании незаконным постановления,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец обратился с административным исковым заявлением о признании незаконным постановления. В обоснование заявленных требований административный истец указал, что на основании постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав ее семья была поставлена на учет в Банк данных семей, находящихся в социально опасном положении. ФИО1 считает, что данное постановление является незаконным, так как принято с нарушением требований закона. ФИО1 указала, что у нее несовершеннолетний сын, ФИО2, который проходит обучение в МАОУ «Ангарский лицей №2» на основании договора на обучение с применением дистанционных технологий. Условия договора не выполняются, задания сыну не направляются, в результате чего ее сын не аттестован по многим предметам. На заседании комиссии, где рассматривался этот вопрос, ей не были разъяснены права, не разъяснено право на обжалование принятого решения. Также считает, что их семья незаконно поставлена на учет в Банк данных семей, находящихся в социально опасном положении. Просит признать незаконным постановление №18 от 17 мая 2017 года и отменить его.
В дальнейшем ФИО1 уточнила требования, указав, что постановление от 17 мая 2017 года является незаконным, так как при его вынесении были нарушены ее права и права сына на получение образования, договор на обучение нарушается со стороны учебного заведения. Согласие на передачу сведений в Банк данных о семьях и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении она не давала, и для этого не имелось оснований. Ранее к административной ответственности она не привлекалась. Просит признать незаконным постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав №18 от 17 мая 2017 года и отменить его.
В судебном заседании административный истец поддержала свои требования и просила их удовлетворить, так как данное постановление было принято с нарушением требований закона.
Представители административного ответчика, действующие на основании доверенностей ФИО3, ФИО4, считают, что оснований для отмены постановления не имеется, несовершеннолетний ФИО2 не посещает учебное заведение, не аттестован по многим предметам, этот вопрос вынесен на заседание комиссии и ФИО1 была привлечена к административной ответственности, а также принято решение о внесении сведений о семье в банк данных семей, находящихся в социально опасном положении, с целью оказания помощи семье, представили письменные возражения, которые поддержали в судебном заседании.
Рассмотрев материалы дела, выслушав участников процесса, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч.9 ст.226 Кодекса административного судопроизводства РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч.11 ст.226 КАС РФ).
В судебном заседании при рассмотрении дела установлено, что ФИО1 имеет несовершеннолетнего сына ФИО2, ....
17 мая 2017 года на заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривался вопрос неисполнения обязанностей со стороны ФИО1 по воспитанию и обучению своего сына, ФИО2, по результатам рассмотрения комиссией по делам несовершеннолетних было вынесено Постановление №18 на основании которого, семья ФИО1 была поставлена на учет в Банк данных Иркутской области о семьях и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.
Административный истец не согласен с принятым решением, считает, что оснований для вынесения постановления не имелось, постановление было вынесено с нарушением требований закона.
Анализируя представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
ФИО1 имеет несовершеннолетнего сына ФИО2, ....
09 декабря 2016 года между МАОУ «Ангарский лицей №2 им. М.К.Янгеля» и ФИО1 был заключен договор на организацию обучения в очной форме с применением дистанционных технологий.
В соответствии с условиями договора обучающийся обязан выполнять индивидуальный учебный план.
ФИО2 данный учебный план не выполняет, занятия не посещает, в связи с чем, не аттестован по многим предметам.
На этом основании руководитель лицея обращался с представлениями в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, данный вопрос рассматривался на заседаниях комиссии.
В комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав поступили материалы, подготовленные начальником отдела по делам несовершеннолетних отдела полиции №2 УМВД России по Ангарскому городскому округу и МАОУ «Ангарский лицей №2 им М.К.Янгеля» о принятии решения в отношении законного представителя ФИО1, поскольку ее несовершеннолетний сын уклоняется от учебы.
17 мая 2017 года на заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривался вопрос в отношении ФИО1 за неисполнение обязанностей по обучению несовершеннолетнего сына ФИО2 и привлечения ее к административной ответственности.
По итогам заседания комиссии было вынесено два постановления: о назначении ФИО1 административного наказания за ненадлежащее исполнение обязанностей по обучению сына, в соответствии с ч.1 ст.5.35 КоАП РФ ей назначено наказание в виде предупреждения, а также семья была поставлена на учет в Банк данных семей, находящихся в социально опасном положении.
ФИО1 не согласна с принятым постановлением, так как считает, что договор об обучении нарушается со стороны лицея, также просила учесть, что данное постановление вынесено с нарушением требований закона, нарушен порядок привлечения к ответственности и внесении сведений в банк данных семей, находящихся в социально опасном положении, она не была ознакомлена с документами, ей не были разъяснены ее права.
В соответствии со ст.9 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав относится к органам системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в пределах своей компетенции она обязана обеспечить соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществляет их защиту от всех форм дискриминации.
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав действует в соответствии с Положением о районной (городской), районной в городе комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в Иркутской области, утвержденным Постановлением администрации области от 26 марта 2008 года №65-па.
Комиссия является постоянно действующим коллегиальным органом, входящим в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
В соответствии со ст.37 вышеназванного Положения комиссия по вопросам своей компетенции, установленной федеральными нормативными правовыми актами, и в предусмотренных ими случаях готовит заключения и вносит представления, в том числе совместно с иными органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также принимает постановления и выносит определения.
Комиссия по вопросам своей компетенции принимает постановления, обязательные для исполнения органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Также применяет меры воздействия в отношении несовершеннолетних, родителей и иных законных представителей, заседание комиссии считается правомерным, если на нем присутствует не менее половины ее состава.
В соответствии с ч.3 ст.11 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав принимают постановления по отнесенным к их компетенции в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи вопросам, обязательные для исполнения органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
В постановлении комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав указываются выявленные нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних, причины и условия, способствующие безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, меры по их устранению и сроки принятия указанных мер.»
При рассмотрении материалов, касающихся вопроса связанного с обучением несовершеннолетнего ФИО2, было вынесено постановление о передаче сведений о семье в Банк данных семей, находящихся в социально опасном положении.
В целях создания в Иркутской области единой системы учета семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Федеральным законом от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", руководствуясь статьей 67 Устава Иркутской области, Правительство Иркутской области утвердило Положение о банке данных Иркутской области о семьях и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.
Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее - Федеральный закон N 120-ФЗ), Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Федеральный закон N 149-ФЗ) и определяет порядок организации работы по формированию и ведению банка данных Иркутской области о семьях и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении (далее соответственно - Банк данных, семьи и несовершеннолетние).
Банк данных представляет собой информационную систему, содержащую информацию о семьях и несовершеннолетних.
Формирование и ведение Банка данных осуществляется на основании решений о постановке на учет, решений о снятии с учета, принимаемых районными (городскими), районными в городах комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также информации, предоставляемой органом (учреждением) системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, ответственным за работу с конкретной семьей и несовершеннолетним, в порядке, установленном пунктом 8 настоящего Положения (далее соответственно - районные (городские) комиссии, ответственный субъект системы профилактики).
Решения о постановке на учет и решения о снятии с учета принимаются на заседаниях районных (городских) комиссий.
При рассмотрении на заседании районной (городской) комиссии вопроса о постановке семьи и несовершеннолетнего на учет в Банк данных или снятии с учета из Банка данных заслушивается информация субъектов системы профилактики, учитывается мнение несовершеннолетнего, его родителей (законных представителей), изучаются и анализируются имеющиеся документы.
Основанием для принятия оспариваемого постановления послужили материалы отделения по делам несовершеннолетних отдела полиции №2 об уклонении от учебы несовершеннолетнего ФИО2 и принятии решения в отношении законного представителя ФИО1
В целях координации деятельности субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, осуществляющих деятельность на территории Иркутской области, по организации работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, утвержден Порядок межведомственного взаимодействия субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по организации индивидуальной профилактической работы в отношении семей и (или) несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.
В соответствии с п.19 вышеназванного Порядка, в случае подтверждения по результатам проверки наличия признаков нахождения семьи и (или) несовершеннолетнего в социально опасном положении, также в случаях поступления информации в отношении лиц, указанных в статье 5 Федерального закона № 120-ФЗ, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав готовит материалы на семью и (или) несовершеннолетнего для рассмотрения на очередном заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и привлечения родителя (законного представителя) или несовершеннолетнего к административной ответственности.
После вступления в законную силу решения о привлечении к административной ответственности родителя (законного представителя) или несовершеннолетнего на заседание комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав выносится вопрос о постановке семьи и (или) несовершеннолетнего на учет в Банк данных.
В соответствии с п.26 вышеназванного Положения в ходе заседания комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по решению вопросов о постановке на учет, снятии с учета Банка данных СОП, продолжении ИПР в отношении семей и (или) несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении:
1) заслушивается информация ответственного представителя субъекта системы профилактики, осуществившего первичное обследование и составившего Акт первичного обследования, а также информация других субъектов системы профилактики по месту выявления семьи и (или) несовершеннолетнего, находящихся в социально опасном положении;
2) заслушивается и учитывается мнение непосредственно рассматриваемых несовершеннолетнего, родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего;
3) изучается и анализируется Акт первичного обследования и другие имеющиеся документы.
Постановление, вынесенное в отношении ФИО1 о привлечении к административной ответственности на момент рассмотрения вопроса о включении сведений в Банк данных в законную силу не вступило,
Данное постановление было в дальнейшем отменено на основании решения Ангарского городского суда от 30 августа 2017 года.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что при рассмотрении вопроса о постановке семьи несовершеннолетнего на учет в Банк данных был нарушен порядок рассмотрения и принятия решения по данному вопросу.
На момент принятия такого решения ФИО1 не была привлечена к административной ответственности за неисполнение родительских обязанностей.
При рассмотрении данного вопроса необходимо установить, что оспариваемое постановление принято с соблюдением установленного порядка, в пределах предоставленных комиссии полномочий, является законным и обоснованным.
Данные обстоятельства являются существенным нарушением процедуры принятия решения и свидетельствуют о его незаконности.
Поскольку по делу достоверно установлено, что ответчиком - Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав нарушен порядок принятия оспариваемого решения и данное нарушение является существенным, влияющим на существо принятого решения, то при указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что приятое постановление не соответствует требованиям закона.
При этом суд не может принять во внимание доводы представителей ответчика, что установленный порядок решения данного вопроса не является обязательным и носит рекомендательный характер, поскольку он принят органом, имеющим на это полномочия, и при вынесении постановления комиссия по делам несовершеннолетних руководствовалась этим Положением.
Судом, также проверены сроки обращения административного истца в суд с заявлением, нарушений срока не установлено.
В соответствии со статьей 219 Кодекса административного судопроизводства РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 227 КАС РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что имеются основания для признания постановления незаконным, следовательно сведения о семье ФИО1 должны быть исключены из банка данных Иркутской области о семьях и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.175-180,.227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск ФИО1 к Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в муниципальном образовании «Ангарский городской округ» о признании незаконным постановления удовлетворить.
Признать незаконным постановление Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в муниципальном образовании Ангарский городской округ №18 от 17 мая 2017 года о постановке семей несовершеннолетних на учет в банк данных Иркутской области о семьях и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.
Обязать Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав в муниципальном образовании Ангарский городской округ исключить сведения о семье ФИО1 из банка данных Иркутской области о семьях и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение по делу будет изготовлено 5 декабря 2017 года.
Судья: Т.Н.Сидоренкова