ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4515/2021 от 23.09.2021 Индустриального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело №2а-4515/2021

УИД 27RS0004-01-2021-005431-71

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Индустриальный районный суд г. Хабаровска в составе:

председательствующего судьи Гурдиной Е.В.

при секретаре судебного заседания Ковалевой А.Д.

с участием административного истца ФИО1, представителя административного ответчика ФСИН России ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к ФСИН России о признании незаконными действий (бездействий), выразившихся в отсутствии в исправительном учреждении должности начальника отряда, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, возмещении судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к ФКУ «Исправительная колония №6» УФСИН России по Хабаровскому краю (далее- ФКУ ИК-6) о признании незаконными действий (бездействий), выразившихся в отсутствии в исправительном учреждении должности начальника отряда, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, возмещении судебных расходов. В обоснование административного иска указал, что отбывает наказание в ФКУ ИК-6, в настоящем иске оспаривает незаконность действий (бездействия) ответчика, которые выразились в нарушении принципов законности и равенства всех осужденных лиц перед законом, поскольку при отбывания наказания он лишен права и возможности взаимодействия с начальником отряда, поскольку такой должности в ФКУ ИК-6 более нет; оспаривает дискриминационное обращение, поскольку в иных исправительных учреждениях имеются начальники отрядов, но истец этого лишен по факту осуждения к пожизненному лишению свободы; лишение возможности полноценной воспитательной работы, а также мер поощрения или взыскания со стороны начальника отряда в силу частей 2,3 статьи 119 УИК РФ. Оспариваемыми действиями (бездействием) нарушаются его права на равные условия отбывания без какой-либо дискриминации по сравнению с осужденными, отбывающими наказание в иных исправительных учреждениях, в которых начальники отряда имеются, в контексте статей 3 и 14 Конвенции от 04.11.1950. Просил суд признать незаконными действия (бездействия) ответчика в части лишения истца права при отбывании наказания на возможность взаимодействия с начальником отряда и как следствие нарушение принципов законности и равенства всех осужденных лиц перед законом; дискриминационного обращения, поскольку в иных исправительных учреждениях имеются начальники отрядов, но истец этого лишен по факту осуждения к пожизненному лишению свободы; лишения возможности полноценной воспитательной работы, а также мер поощрения (взыскания) со стороны начальника отряда в силу частей 2 и 3 статьи 119 УИК РФ. Признать прямо или по существу, что в результате незаконных действий (бездействия) ответчика были нарушены права истца в контексте статей 3 и 14 Конвенции. Обязать ответчика устранить допущенные нарушения прав истца посредством взаимодействия истца с начальником отряда в полном соответствии с Положением от 30.12.2003 № 259, частей 2 и3 статьи 119 УИК РФ. Взыскать с ответчика понесенные судебные расходы и издержки в виде уплаченной государственной пошлины 300 рублей, почтовые расходы по сумме номинала почтовых марок оплаты на конвертах.

Определением суда от 20.07.2021 к участию в деле в качестве соответчика привлечено УФСИН России по Хабаровскому краю, протокольным определением от 12.08.2021 к участию в деле в качестве соответчика привлечен ФСИН России.

В судебном заседании от 23.09.2021 административный истец указал, что не поддерживает и отказывается от требований к ФКУ ИК-6, УФСИН России по Хабаровскому краю, также отказывается от требований искового заявления о признании незаконными действий (бездействия) ответчика ФКУ ИК-6 в части лишения возможности полноценной воспитательной работы. Последствия отказа от части административного иска, предусмотренные ст.ст. 194, 195 КАС РФ, разъяснены и понятны, после их разъяснения отказ от административного иска поддержан ФИО1 Отказ отчасти требований о признании незаконными действий (бездействия) ФКУ ИК-6 в части лишения возможности полноценной воспитательной работы и требований к ФКУ ИК-6 и УФСИН России по Хабаровскому краю принят судом протокольным определением от 23.09.2021, производство по делу в данной части прекращено.

В судебном заседании административный истец ФИО1 настаивал на заявленных требованиях, просил удовлетворить. Дополнительно пояснил, что в процессе рассмотрения дела установлено, что отсутствие в исправительном учреждении должности начальника отряда связано с действиями ФСИН России, поскольку именно ими утверждено штатное расписание о введении отдела социально-психологической работы вместо должности начальника отряда. Указал, что лишен возможности взаимодействия с начальником отряда, следовательно, возможности зарекомендовать себя перед начальником отряда, получать меры поощрения, взыскания, поскольку он непосредственно может сформировать свое отношение к осужденному, дать оценку.

Представитель ФСИН России ФИО2 с требованиями не согласилась, просила отказать, указала, что подпунктом 4 пункта 11 Положения о ФСИН России установлено, что структуру и штатное расписание территориальных органов ФСИН России, положения о структурных подразделениях ФСИН России, её территориальных органах утверждает директор ФСИН России. Приказом ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ утвержден примерный расчет штатной численности начальствующего состава, рабочих и служащих исправительных колоний (объединений), лечебных исправительных учреждений, финансируемой по смете уголовно-исполнительной системы, согласно которому в исправительных колониях для содержания лиц, отбывающих пожизненное лишение свободы вместо отдела (группы) по воспитательной работе, в котором не предусмотрена должность начальника отряда, а вводится отдел (группа) социально-психологической работы с осужденными. Штатным расписанием ФКУ ИК-6 в данном учреждении введен отдел социально-психологической работы с осужденными.

Выслушав пояснения лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

Между тем, совокупность таких условий как несоответствие оспариваемого действия (бездействия) административного ответчика требованиям закона и нарушение этим бездействием прав и свобод административного истца по настоящему делу не установлена.

Из материалов дела следует, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, осужден приговором Хабаровского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом изменений принятых постановлением Президиума Верховного суда Российской Федерации от 02.12.2009, по <данные изъяты> УК РФ, к пожизненному лишению свободы, с отбыванием первых <данные изъяты> лет в тюрьме, остальной части срока – в исправительной колонии особого режима.

В соответствии с положениями статьи 110 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в исправительных учреждениях осуществляется нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание осужденных к лишению свободы, способствующее их исправлению. Воспитательная работа с осужденными организуется дифференцированно с учетом вида исправительного учреждения, срока наказания, условий содержания в индивидуальных, групповых и массовых формах на основе психолого-педагогических методов.

Указом Президента РФ от 13.10.2004 N 1314 утверждено Положение о Федеральной службе исполнения наказаний, в соответствии с пунктом 1 которого ФСИН России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением лиц, освобожденных условно-досрочно от отбывания наказания, условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений. ФСИН России подведомственна Минюсту России.

Согласно пункту 11 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний директор ФСИН России утверждает структуру и штатное расписание территориальных органов ФСИН России.

Приказом ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ утверждена примерная структура и расчет штатной численности начальствующего состава, рабочих и служащих исправительных учреждений, лечебно-профилактических учреждений, следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы и методические рекомендации по разработке их штатных расписаний.

В соответствии с пунктом 3 Приложения 1 к вышеназванному Приказу в штатную численность начальствующего состава, рабочих и служащих исправительных учреждений, предусмотрены как отдел (группа) по воспитательной работе с осужденными, так и отдел (группа) социально-психологической работы с осужденными. Отдел (группа) по воспитательной работе с осужденными предусматривает должность начальника отряда, которая вводится из расчета 1 должность на 50-100 осужденных.

Приказом ФСИН РФ от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что отдел (группа) по воспитательной работе с осужденными вводится в штатное расписание исправительных колоний, за исключением исправительных колоний для содержания лиц, отбывающих пожизненное лишение свободы. Отдел (группа) социально-психологической работы с осужденными вводится только в штатные расписания исправительных колоний и участков исправительных колоний для содержания лиц, отбывающих пожизненное лишение свободы, вместо отдела (группы) по воспитательной работе с осужденными.

Приказом ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ утверждено штатное расписание ФКУ ИК-6, согласно выписке из указанного штатного расписания в ФКУ ИК-6 действует отдел социально-психологической работы с осужденными, в который входит начальник отдела, старшие специалисты по социальной работе, старший психолог и два психолога.

ДД.ММ.ГГГГ в ФКУ ИК-6 утверждено положение об отделе социально-психологической работы с осужденными ФКУ ИК-6, в соответствии с разделом 3 которого, к основным задачам отдела относится – обеспечение комплексного подхода к организации и проведению осужденными социальной, психологической и воспитательной работы, направленной на достижение целей исправления, предупреждения совершения иных преступлений; обеспечение дифференцированного воспитательного воздействия осужденных с учетом вида ИУ, срока наказания, условий содержания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденных и их поведения; организация общего образования осужденных к лишению свободы и иные задачи.

Согласно положениям статьи 119 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации правом применения перечисленных в статьях 113 и 115 настоящего Кодекса мер поощрения и взыскания в полном объеме пользуются начальники исправительных учреждений или лица, их замещающие.

Частью 2 данной статьи предусмотрено, что начальники отрядов имеют право применять следующие меры поощрения - благодарность; разрешение дополнительно расходовать деньги на покупку продуктов питания и предметов первой необходимости; досрочное снятие взыскания, ранее наложенного начальником отряда. Начальники отрядов имеют право налагать выговор устно.

Действительно согласно части 2 данной статьи начальники отряда вправе применять меры поощрения к осужденным, однако Приказом Минюста России от 30.12.2005 N 262 утверждено Положение о группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы, согласно которому в исправительных колониях для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, старший специалист (специалист) по социальной работе входит вместе со старшим психологом и психологом в состав отдела социально-психологической работы с осужденными и непосредственно подчиняется начальнику отдела. Старший специалист (специалист) по социальной работе имеет право вносить предложения руководству исправительного учреждения о применении к осужденным мер поощрения и взыскания.

Согласно абз. 17 Приказа Минюста России от 30.12.2005 N 262 старший специалист (специалист) по социальной работе обязан, в том числе, осуществлять социальную диагностику, выявлять социальные проблемы конкретных осужденных, их групп и определять пути их разрешения; оказывать осужденным индивидуальную помощь, информировать и консультировать их по вопросам пенсионного, иного социального обеспечения; оказывать содействие осужденным в восстановлении социальных связей с родственниками, трудовыми коллективами и учебными заведениями, общественными и религиозными организациями; своевременно информировать руководство исправительного учреждения о проблемах в сфере социального обеспечения осужденных.

Исходя из действующего Приказа ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ, судом установлено, что в ФКУ ИК-6 на основании данного Приказа введен отдел социально-психологической работы с осужденными, осуществляющий функции воспитательного воздействия на осужденных к лишению свободы. Наличие в исправительном учреждении для лиц отбывающих пожизненное лишение свободы данного отдела исключает введение и действие отдела (группы) по воспитательной работе с осужденными, предусматривающей должность начальника отряда.

Из системного толкования указанных положений Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Приказов Минюста России и ФСИН России следует, что осужденные к пожизненному лишению свободы не лишены права на проведение с ними как воспитательной, психологической, социальной и иной работы; так и применение к ним мер поощрения. Применение мер поощрения осуществляется начальником учреждения, в том числе по предложению старшего специалиста (специалиста) по социальной работе.

Доводы административного истца о нарушении его прав отсутствием в учреждении должности начальника отряда, не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела. Указывая о нарушении своих прав, ФИО1 сослался на то, что в связи с отсутствием возможности взаимодействия с начальником отряда, он лишен возможности проведения воспитательной работы, личного взаимодействия и применения в отношении осужденного мер поощрения и взыскания в соответствии со статьей 119 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.

По делу не установлены обстоятельства, свидетельствующие о какой-либо дискриминации в отношении ФИО1

Согласно справке о поощрениях и взысканиях осужденного ФИО1 за время отбывания наказания к последнему применено благодарностей, принятых приказами начальника учреждений.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что о законности действий ФСИН России по установлению в исправительных учреждениях для лиц, отбывающих пожизненное лишение свободы, отдела социально-психологической работы с осужденными, вместо отдела (группы) по воспитательной работе с осужденными, поскольку отдел социально-психологической работы с осужденными включает в себя должности, предусматривающие проведение с осужденными воспитательной работы.

На основании установленных обстоятельств, при отсутствии установления при рассмотрении дела нарушения прав истца, суд приходит к выводу об отсутствии основания для удовлетворения требований административного искового заявления к ФСИН России о признании незаконными действий (бездействий), выразившихся в отсутствии в исправительном учреждении должности начальника отряда, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, возмещении судебных расходов.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований административного иска ФИО1 к ФСИН России о признании незаконными действий (бездействий), выразившихся в отсутствии в исправительном учреждении должности начальника отряда, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, возмещении судебных расходов – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Индустриальный районный суд г.Хабаровска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Е.В.Гурдина

Дата изготовления мотивированного решения – 30 сентября 2021 года.