ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4519/18 от 01.06.2018 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2А-4519/18

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Хабаровск 01 июня 2018 г.

Центральный районный суд города Хабаровска в составе:

председательствующего судьи Шевцовой О.В.,

при секретаре судебного заседания Егай Н.Р.,

с участием представителя административного истца помощника прокурора Железнодорожного района г. Хабаровска Васильевой Е.А.,

представителя административного ответчика МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО ФИО1,

представителя заинтересованного лица администрации г. Хабаровска ФИО2,

рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Железнодорожного района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области о признании право федеральной собственности на объект культурного наследия, признании незаконным бездействие, выраженное в неоформлении права федеральной собственности на объект культурного наследия, о возложении обязанности зарегистрировать в установленном порядке право федеральной собственности на объект культурного наследия, внести сведения об объекте культурного наследия федерального значения в реестр федерального имущества в установленном законом порядке,

установил:

прокурор Железнодорожного района города Хабаровска обратился с административным иском в защиту нарушенных прав и законных интересов неопределенного круга лиц к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровскому крае и Еврейской автономной области о признать право федеральной собственности на объект культурного наследия федерального значения - Братскую могилу жертв белогвардейского террора в «Овраге смерти», 1918-1921 гг., признании незаконным бездействие Межрегионального территориального управления Росимущества в Хабаровском крае и Еврейской автономной области, выраженное в неоформлении права федеральной собственности на объект культурного наследия - Братскую могилу жертв белогвардейского террора в «Овраге смерти», 1918-1921 гг., о возложении обязанности зарегистрировать в установленном законом порядке право федеральной собственности на указанный объект культурного наследия федерального значения, внести сведения о данном объекте в реестр федерального имущества в установленном законом порядке, указав, что прокуратурой Железнодорожного района г. Хабаровска по поручению прокуратуры Хабаровского края проведена проверка исполнения законодательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в ходе которой установлено, что на территории Железнодорожного района г. Хабаровска, по адресу: <...> между домами №134 и №136, расположен объект культурного наследия федерального значения - Братская могила жертв белогвардейского террора в «Овраге смерти», 1918-1921 гг. Указанный объект внесен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Российской Федерации. Данная информация освещена на официальном сайте Управления государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края - http://nasledie27.ru/. Объект культурного наследия - Братская могила жертв белогвардейского террора в «Овраге смерти», 1918-1921 гг., поставлен на государственную охрану Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 №624. Проверкой установлено, что сохранение, использование и популяризация объекта культурного наследия не осуществляется. Согласно сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю, информация о вышеуказанном объекте культурного наследия отсутствует. В реестре федерального имущества объект не значится. Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. Памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения, относящиеся в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2010 г. №327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» к имуществу религиозного назначения); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; объекты археологического наследия. Объекты культурного наследия федерального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия. На основании изложенного сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия возможно только в отношении объектов, находящихся в собственности. Объект культурного наследия федерального значения - Братская могила жертв белогвардейского террора в «Овраге смерти», поставлен на государственную охрану Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 №624. Таким образом, на момент принятия Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 №3020-1, Братская могила жертв белогвардейского террора в «Овраге смерти», существовала и обладала соответствующим статусом. Изложенное свидетельствует о том, что Братская могила жертв белогвардейского террора в «Овраге смерти», 1918-1921 гг., как памятник и объект культурного наследия относится исключительно к федеральной собственности в силу прямого указания закона. Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Хабаровском крае и Еврейской автономной области, осуществляет действия по приобретению в установленном порядке имущества в федеральную собственность и передаче имущества, находящегося в федеральной собственности, в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность; осуществляет в установленном порядке учет федерального имущества, ведение реестра федерального имущества и выдачу выписок из указанного реестра, обеспечивает передачу данной информации в Агентство. Неоформление права собственности на объект культурного наследия более 25 лет исключает возможность осуществлять уполномоченным органом его сохранение, использование и популяризацию и не способствует реализации конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.

В судебном заседании помощник прокурора Железнодорожного района г.Хабаровска заявленные административные требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить по основаниям, указанным в иске, дополнений, изменений не имела.

Представитель административного ответчика административные исковые требования не признала, просила в иске отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве, доводы которого поддержала.

Представитель заинтересованного лица согласилась с заявленными административными требованиями, считает их законными и обоснованными.

Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, отзывы на административное исковое заявление, суд приходит к следующему.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», который направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.

Согласно указанному Федеральному закону объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.

В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Согласно ст. ст. 9, 9.2, 9.3 указанного Федерального закона к полномочиям федеральных органов государственной власти в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся: установление в случаях, определенных настоящим Федеральным законом, ограничений при пользовании объектами культурного наследия и земельными участками или водными объектами, в границах которых располагаются объекты археологического наследия; сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности; государственная охрана объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации; принятие решений о включении объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия федерального значения или об отказе во включении объекта культурного наследия в указанный реестр, об изменении категории историко-культурного значения объекта культурного наследия в случаях и порядке, установленных пунктом 1 статьи 22 настоящего Федерального закона, об исключении объекта культурного наследия из указанного реестра, о перемещении объекта культурного наследия или о воссоздании утраченного объекта культурного наследия за счет средств федерального бюджета; установление порядка организации и осуществления федерального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия федерального значения (далее - федеральный государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия); осуществление федерального государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия в отношении отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации; установление порядка использования информации, содержащейся в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, при формировании иных государственных реестров и подготовке нормативных правовых актов; иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Согласно ч. 2 ст. 9 указанного Федерального закона, полномочия федеральных органов государственной власти в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, предусмотренные настоящим Федеральным законом, осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, если иное не установлено федеральными законами.

Статьей 40 указанного Федерального закона установлено, определено, что сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

Согласно ст. 63 указанного Федерального закона при реализации пункта 4 статьи 2 настоящего Федерального закона в отношении объектов культурного наследия федерального значения, являвшихся недвижимыми памятниками истории и культуры государственного (общесоюзного и республиканского) значения до 27 декабря 1991 года, Правительство Российской Федерации утверждает перечни объектов культурного наследия, которые необходимы для обеспечения осуществления субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями установленных федеральными законами полномочий, а также в отношении которых должно быть оформлено право собственности Российской Федерации.

Указанные перечни объектов культурного наследия федерального значения (далее в настоящем пункте - перечни объектов) формируются по предложениям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры и историко-культурного наследия.

Указанные предложения по перечням объектов оформляются на основании данных государственного учета объектов, представляющих историко-культурную ценность, и должны быть представлены в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению федеральным имуществом, не позднее 1 декабря 2007 года.

При рассмотрении дела установлено, что прокуратурой Железнодорожного района г. Хабаровска по поручению прокуратуры Хабаровского края проведена проверка исполнения законодательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в ходе которой установлено, что на территории Железнодорожного района г. Хабаровска, по адресу: <...> между домами №134 и №136, расположен объект культурного наследия федерального значения - Братская могила жертв белогвардейского террора в «Овраге смерти», 1918-1921 гг.

Указанный объект внесен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Российской Федерации.

Объект культурного наследия - Братская могила жертв белогвардейского террора в «Овраге смерти», 1918-1921 гг., поставлен на государственную охрану Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 № 624.

Также установлено, что сохранение, использование и популяризация указанного объекта культурного наследия не осуществляется.

Согласно сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю, информация о вышеуказанном объекте культурного наследия отсутствует. В реестре федерального имущества объект не значится.

Объект культурного наследия федерального значения - Братская могила жертв белогвардейского террора в «Овраге смерти», поставлен на государственную охрану Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 №624.

Таким образом, на момент принятия Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 №3020-1, Братская могила жертв белогвардейского террора в «Овраге смерти», существовала и обладала соответствующим статусом.

Изложенное свидетельствует о том, что Братская могила жертв белогвардейского террора в «Овраге смерти», 1918-1921 гг., как памятник и объект культурного наследия относится исключительно к федеральной собственности в силу прямого указания закона.

Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Хабаровском крае и Еврейской автономной области, осуществляет действия по приобретению в установленном порядке имущества в федеральную собственность и передаче имущества, находящегося в федеральной собственности, в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность; осуществляет в установленном порядке учет федерального имущества, ведение реестра федерального имущества и выдачу выписок из указанного реестра, обеспечивает передачу данной информации в Агентство.

В соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, не указанные в соответствующих приложениях к данному постановлению, передаются в государственную собственность краев, областей и республик в составе Российской Федерации, а до момента определения соответствующего собственника таких объектов они относятся к федеральной собственности (п. 3).

Неоформление соответствующими государственными органами и должностными лицами соответствующих прав не может свидетельствовать о выбытии соответствующих объектов из государственной собственности.

Приказом Минкультуры СССР от 13.05.1986 №203 утверждена Инструкция о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, согласно п. 31 которой мероприятия по обеспечению сохранности памятников истории и культуры, не переданных в пользование предприятиям, учреждениям, организациям, гражданам и не находящиеся в их собственности (в том числе памятников, которые не могут быть использованы в практических целях), проводятся за счет специальных средств государственных органов охраны памятников, средств государственного бюджета, а также средств, выделяемых обществами охраны памятников истории и культуры в соответствии с их уставами.

Учитывая изложенное, объект культурного наследия федерального значения - Братская могила жертв белогвардейского террора в «Овраге смерти», 1918-1921 гг. относится к федеральной собственности, и уполномоченный орган государственной власти должен осуществить регистрацию права собственности на данный объект, а также внести данный объект в реестр федерального имущества.

Учитывая, что объект культурного наследия федерального значения - Братская могила жертв белогвардейского террора в «Овраге смерти», 1918-1921 гг. относится к федеральной собственности, требование административного истца о признании права федеральной собственности на указанный объект культурного наследия федерального значения удовлетворению не подлежат.

Кроме того, в силу ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Вопрос о признании права федеральной собственности на спорный объект культурного наследия, не может разрешаться в порядке, предусмотренном для рассмотрения дел, вытекающих из публичных правоотношений, то есть в порядке административного судопроизводства.

В остальной части исковые требования, принимая во внимание вышеизложенное, суд находит подлежащим удовлетворению, как заявленные законно и обоснованно.

Заявленные доводы административного ответчика в возражениях на административное исковое заявление, на основании которых ответчик просил в удовлетворении административных требований прокурора отказать, не опровергают вышеуказанные обстоятельства, установленные судом при рассмотрении дела, не являются основанием для отказа в удовлетворении заявленных административных требований.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

заявленные административные исковые требования удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области, выраженное в неоформлении права федеральной собственности на объект культурного наследия - Братскую могилу жертв белогвардейского террора в «Овраге смерти», 1918-1921 гг.

Обязать территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области зарегистрировать в установленном законом порядке право федеральной собственности на объект культурного наследия - Братскую могилу жертв белогвардейского террора в «Овраге смерти», 1918-1921 гг.

Обязать территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области зарегистрировать внести сведения об объекте культурного наследия - Братскую могилу жертв белогвардейского террора в «Овраге смерти», 1918-1921 гг. в реестр федерального имущества в установленном законом порядке.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Центральный районный суд г. Хабаровска.

Мотивированное решение составлено 07.06.2018.

Судья О.В. Шевцова