Дело № 2а-451/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25.01.2018 года город Балаково
Балаковский районный суд Саратовской области в составе
судьи Комарова И.Е.,
при секретаре судебного заседания Жебревой Н.Б.,
с участием
административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика ФИО2,
представителя заинтересованного лица ФИО3, ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Межрайонной ИФНС России №2 по Саратовской области, заинтересованные лица, УФНС России по Саратовской области, Федеральная Налоговая Служба России, об оспаривании решения,
установил:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к заместителю руководителя ФПС России ФИО5 и Федеральной налоговой службе и просил признать решение заместителя руководителя Федеральной налоговой службы России (далее ФНС России) ФИО6 № * от 04.09.2017 года незаконным, удовлетворив его требования о доначислении и выплате процентов за нарушение сроков возврата излишне уплаченных налогов за период с 06 мая 2015 года по 06 сентября 2015 года и возместить ему судебные расходы.
С согласия административного истца административные ответчики заместитель руководителя ФПС России ФИО5 и Федеральная налоговая служба заменены в порядке ст.43 КАС РФ на Межрайонную ИФНС России №2 по Саратовской области (л.д.*). В уточненном административном иске административный истец определил срок, за который подлежат начислению проценты считать с 06 июня 2015 года по 06 сентября 2015 года (л.д.*).
Свои требования административный истец обосновывает тем, что в 2014 году на основании статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) по факту отсутствия ФИО1 в Российской Федерации более 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев налоговый агент удержал с его заработной платы налог в размере 30 % как имеющего статус «нерезидента». Но по налоговому периоду (календарный год) ФИО1 оставался налоговым резидентом Российской Федерации. Следовательно, в 2014 году с него был излишне удержан НДФЛ по повышенной ставке 30 %, в связи с чем в 2015 году излишне уплаченный НДФЛ подлежал возврату с перерасчетом по ставке 13 %. 05.05.2015 года ФИО1 в порядке, предусмотренном пунктом 1.1 статьи 231 НК РФ подал заявление в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России № 2 по Саратовской области (далее МИФНС № 2 по Саратовской области) о возврате излишне удержанного налога. Возврат излишне удержанных с административного истца сумм налога был произведен налоговым органом лишь 16.09.2015 года, то есть спустя 4 месяца 6 дней с момента подачи соответствующего заявления. 27 апреля 2017 года он обратился в МИФНС № 2 по Саратовской области с заявлением о начислении процентов за задержку возврата излишне уплаченного налога в 2015 году, но получил отказ в форме письма от 30 мая 2017 года. Обосновывая длительный срок возврата, налоговый орган сослался на то, что по представленной налоговой декларации проводилась камеральная проверка, срок которой на основании статьи 88 НК РФ установлен в три месяца. После обжалования отказа МИФНС № 2 по Саратовской области в начислении процентов за задержку возврата излишне уплаченного налога в УФНС России по Саратовской области он получил решение МИФНС № 2 по Саратовской области от 13 июля 2017 года о начислении процентов за период с 06 сентября 2015 года по 16 сентября 2015 года в размере 351,26 рублей.
УФНС России по Саратовской области своим решением от 26 июля 2017 года удовлетворило его жалобу в части обжалования действий МИФНС № 2 по Саратовской области, выразившихся в нарушении установленного п.6 ст.78 НК РФ срока возврата излишне удержанного налога и неначислении процентов в сумме 351,26 рублей за период с 06 сентября 2015 года по 16 сентября 2015 года. При этом налоговый орган ссылается на пункт 11 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.12.2005 года № 98 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 НК РФ", согласно которому месячный срок возврата налога должен исчисляться со дня завершения камеральной налоговой проверки.
Не согласившись с решениями налоговых органов, административный истец обжаловал их действия в ФНС России, от которой получил ответ заместителя руководителя ФНС России ФИО5 № * от * года, с которым административный истец не согласен, поскольку полагает, что сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления на основании статьи 78 НК РФ. В связи с нарушением сроков возврата излишне уплаченных налогов налоговым органом должны быть выплачены проценты по ставке рефинансирования Центрального Банка РФ на сумму возвращенных излишне уплаченных сумм НДФЛ за период с 06.06.2015 год по 06.09.2015 года.
Административный истец в судебном заседании поддержали заявленные требования.
Представитель административного ответчика - МИФНС № 2 по Саратовской области - в судебном заседании просит в удовлетворении административного иска отказать по основаниям, указанным в возражениях на административное исковое заявление, а именно: доводы административного истца о том, что возврат денежных средств должен быть произведен только по положениям статьи 78 НК РФ являются неправомерными, поскольку статья 78 НК РФ устанавливает порядок зачета или возврата сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа; а статья 231 НК РФ - порядок возврата сумм налога на доходы физических лиц, излишне удержанных налоговым агентом из дохода налогоплательщика. Переплата сумм налога, возникшая у налогоплательщика в результате действий налогового агента подлежит возврату в особом порядке по пункту 1 статьи 231 НК РФ. В пункте 1.1 статьи 88 НК РФ указан единственный случай, при котором камеральная налоговая проверка не проводится, а именно: за налоговый (отчетный) период, за который проводится налоговый мониторинг, поэтому доводы административного истца о том, что проведение камеральной налоговой проверки для подтверждения возврата денежных средств является необязательным, считает также неправомерным. Налоговый агент административного истца (АО «Русатом Сервис») пересчитал удержанный налог по итогу налогового периода (2014г.) в соответствии с приобретённым Административным истцом статусом налогового резидента Российской Федерации, в таком случае возврат суммы налога налогоплательщику производится налоговым органом, в котором он был поставлен на учёт по месту жительства (месту пребывания), при подаче налогоплательщиком налоговой декларации по окончании указанного налогового периода, а также документов, подтверждающих статус налогового резидента Российской Федерации в этом налоговом периоде, в порядке, установленном статьей 78 настоящего Кодекса (п. 1.1). Следовательно, представление налоговой декларации является обязательным условием для возврата налога на основании п. 1.1. ст.231 НК РФ. 05.05.2015 года административный истец представил налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц за 2014г. по форме 3-НДФЛ (далее по тексту - Декларации). По данным налогоплательщика возврату из бюджета денежных средств подлежит 129 505руб. в связи с изменением статуса физического лица (с 30% на 13%). 06.05.2015г. Административным истцом в Инспекцию было предоставлено заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога за 2014г. (вх.№23534920 от 06.05.2015г.). Если Административный истец подал заявление о возврате налога одновременно с налоговой декларацией, то указанный в п.6 ст.78 НК РФ месячный срок начинает исчисляться не со дня подачи налоговой декларации вместе с заявлением, а со дня принятия Инспекцией соответствующего решения по результатам камеральной проверки или с момента истечения срока камеральной проверки (Письмо ФНС России от 26.10.2012 N ЕД-4-3/18162@; п. 11 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 98). В соответствии с п.1 ст.88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчётов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Согласно п.2 ст.88 НК РФ срок проведения камеральной налоговой проверки составляет три месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, подтверждающих право налогоплательщика на налоговые вычеты. Камеральная проверка представленной Административным истцом Декларации окончена 05.08.2015г., т.е. в установленный законодательством срок. Право налогоплательщика на получение налогового вычета по налогу на доходы физических лиц было подтверждено Инспекцией в ходе проведения камеральной налоговой проверки Декларации. Поскольку, заявление о возврате излишне уплаченной суммы налога представлено налогоплательщиком одновременно с налоговой декларацией, то осуществить возврат указанной суммы налога Инспекция обязана в течение месяца с момента завершения камеральной налоговой проверки. На основании вышеизложенных норм налогового законодательства возврат денежных средств Инспекция должна была осуществить не позднее 06.09.2015г. 09.09.2015г. Инспекцией принято решение №6439001345 о возврате денежных средств в сумме 129505 руб. Денежные средства в размере 129 505руб. поступили на счёт Административного истца 16.09.2015г., что подтверждается платёжным поручением от 16.09.2015г. №*. Таким образом, возврат излишне уплаченной суммы налога Инспекцией был произведён несвоевременно. В целях устранения указанного нарушения 13.07.2017г. Инспекцией принято решение №* от *. об уплате процентов в сумме 351,26руб. за период просрочки возврата налога (06.09.-16.09.2015 года).
Представители заинтересованного лица УФНС России по Саратовской области считают административный иск не подлежащим удовлетворению по основаниям, указанным в отзыве на административное исковое заявление и аналогичным правовой позиции административного ответчика. Дополнительно в судебном заседании пояснили, что при проверке жалобы ФИО1 были проверены действия МИФНС № 2 по Саратовской области с использованием системы электронного документооборота, где было видно, что по Декларации формы 3-НДФЛ ФИО1 в период с 05 мая 2015 года по 05 августа 2015 года была проведена камеральная проверка, по результатам которой было принято решение о возврате излишне уплаченного налога.
Представители привлеченной в качестве заинтересованного лица ФНС России в судебном заседании считают административный иск не подлежащим удовлетворению по основаниям, указанным в отзыве на административное исковое, а именно действия налоговых органов соответствуют требованиям налогового законодательства.
Суд, выслушав стороны, изучив предоставленные материалы, находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Частью 1 ст.218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
По смыслу ст. 57 Конституции РФ в системной связи с ее статьями 1 (часть 1), 15 (ч. ч. 2 и 3), 19 (ч. ч. 1 и 2) законы о налогах должны содержать четкие и понятные нормы. Налоговый кодекс Российской Федерации предписывает, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (п. 7 ст. 3).
Налоговые обязательства граждан являются прямым следствием их деятельности в экономической сфере, а их возникновению предшествует, как правило, вступление лица в гражданские правоотношения, на которых налоговые обязательства основаны, либо с которыми они тесно связаны.
Налогообложение доходов физических лиц осуществляется в соответствии с положениями главы 23 Налогового кодекса РФ.
Согласно п. 2 ст. 207 Налогового кодекса РФ налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
В случае нахождения физического лица в Российской Федерации менее 183 дней в течение 12 месяцев, предшествующих дате получения дохода, такое лицо не будет признаваться налоговым резидентом Российской Федерации, и его доходы от источников в Российской Федерации подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц по ставке 30 процентов.
Доходы от источников в Российской Федерации, получаемые физическими лицами, признаваемыми налоговыми резидентами Российской Федерации на дату выплаты дохода, подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц по ставке 13 процентов.
Налоговый агент исчисляет сумму налога на доходы физических лиц с учетом налогового статуса налогоплательщика, определяемого на каждую дату выплаты дохода, т.е. если на дату выплаты дохода работник признан налоговым резидентом Российской Федерации исходя из фактического времени нахождения его на территории Российской Федерации, его доходы от источников в Российской Федерации подлежат налогообложению по ставке 13 процентов.
В случае если по итогам налогового периода физическое лицо является налоговым резидентом Российской Федерации, налог на доходы физических лиц подлежит перерасчету по налоговой ставке 13 процентов.
В соответствии с п. 1.1 ст. 231 Налогового кодекса РФ возврат суммы налога на доходы физических лиц налогоплательщику в связи с перерасчетом по итогу налогового периода в соответствии с приобретенным им статусом налогового резидента Российской Федерации производится налоговым органом, в котором он был поставлен на учет по месту жительства (месту пребывания), при подаче налогоплательщиком налоговой декларации по окончании указанного налогового периода, а также документов, подтверждающих статус налогового резидента Российской Федерации в этом налоговом периоде, в порядке, установленном статьей 78 Кодекса.
Документами, подтверждающими фактическое нахождение физических лиц на территории Российской Федерации, в частности, могут являться: справки с места работы, подготовленные на основании сведений из табеля учета рабочего времени, копии паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы, квитанции о проживании в гостинице, другие документы, оформленные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, на основании которых можно установить длительность фактического нахождения физического лица в Российской Федерации.
При этом перерасчет сумм удержанного налога в соответствии с приобретенным статусом налогового резидента Российской Федерации производится налогоплательщиком самостоятельно. Сумма налога, подлежащая возврату налогоплательщику, определенная в результате указанного перерасчета, отражается им в налоговой декларации.
В судебном заседании установлено, что в 2014 году на основании статьи 207 НК РФ по факту отсутствия ФИО1 в Российской Федерации более 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев налоговый агент удержал с его заработной платы налог в размере 30 % как имеющего статус «нерезидента». Но по налоговому периоду (календарный год) ФИО1 оставался налоговым резидентом Российской Федерации. 05.05.2015 года ФИО1 представил в МИФНС № 2 по Саратовской области налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц за 2014г. по форме 3-НДФЛ (л.д.*). По данным налогоплательщика возврату из бюджета денежных средств подлежит 129 505руб. в связи с изменением статуса физического лица (с 30% на 13%). 06.05.2015 года административным истцом в МИФНС № 2 по Саратовской области было предоставлено заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога за 2014г. (л.д.*).
09.09.2015 года МИФНС № 2 по Саратовской области принято решение №* о возврате денежных средств в сумме 129505 рублей (л.д.*). Денежные средства в размере 129505 рублей поступили на счёт административного истца 16.09.2015 года, что не оспаривается административным истцом.
ФИО1 обратился в МИФНС № 2 по Саратовской области с заявлением от 27 апреля 2017 года о начислении процентов за задержку возврата излишне уплаченного налога в 2015 году (л.д.*), поступившее в МИФНС № 2 по Саратовской области 16 мая 2017 года.
МИФНС № 2 по Саратовской области в ответе от 30 мая 2017 года не приняла решение об удовлетворении заявления ФИО1 (л.д.*).
10 июля 2017 года ФИО1 обратился с жалобой в УФНС России по Саратовской области (л.д.*).
Решением УФНС России по Саратовской области от 26 июля 2017 года удовлетворена жалоба ФИО1 в части обжалования действий МИФНС № 2 по Саратовской области, выразившихся в нарушении установленного п.6 ст.78 НК РФ срока возврата излишне удержанного налога и неначислении процентов в сумме 351,26 рублей за период с 06 сентября 2015 года по 16 сентября 2015 года, а в остальной части жалоба ФИО1 оставлена без удовлетворения (л.д.*).
В период рассмотрения УФНС России по Саратовской области жалобы ФИО1 МИФНС № 2 по Саратовской области принято решение №* от 13.07.2017г. об уплате процентов в сумме 351,26 руб. за период просрочки возврата налога с 06.09.2015 года по 16.09.2015 года (л.д.*).
03 августа 2017 года ФИО1 обратился с жалобой в ФНС России (л.д.*), на которую получил ответ за подписью заместителя руководителя ФНС России ФИО5 № * года (л.д.*).
Из предоставленных административным ответчиком распечаток страниц АИС Налог следует, что в период с 05 мая 2015 года по 05 августа 2015 года по заявлению ФИО1 проводилась камеральная проверка его Декларации формы 3-НДФЛ (л.д.*). Аналогичная информация предоставлена УФНС России по Саратовской области (л.д.*).
Таким образом, судом установлено, что административный истец подал заявление о возврате налога одновременно с налоговой декларацией, и указанный в п.6 ст.78 НК РФ месячный срок начинает исчисляться не со дня подачи налоговой декларации вместе с заявлением, а со дня принятия Инспекцией соответствующего решения по результатам камеральной проверки или с момента истечения срока камеральной проверки согласно Письму ФНС России от 26.10.2012 N ЕД-4-3/18162@.
В соответствии с п.1 ст.88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчётов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Кроме того, в п. 1.1. ст.88 НК РФ указан единственный случай, при котором камеральная налоговая проверка не проводится, а именно, за налоговый (отчётный) период, за который проводится налоговый мониторинг.
Согласно п.2 ст.88 НК РФ срок проведения камеральной налоговой проверки составляет три месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, подтверждающих право налогоплательщика на налоговые вычеты.
Судом установлено, что камеральная проверка представленной административным истцом Декларации окончена 05.08.2015г., т.е. в установленный законодательством срок.
Поскольку, заявление о возврате излишне уплаченной суммы налога представлено налогоплательщиком одновременно с налоговой декларацией, то осуществить возврат указанной суммы налога Инспекция обязана в течение месяца с момента завершения камеральной налоговой проверки.
На основании вышеизложенных норм налогового законодательства, суд приходит к выводу, что возврат денежных средств МИФНС № 2 по Саратовской области должна была осуществить не позднее 06.09.2015года.
Поскольку приведенный срок был нарушен, за период с 06 сентября 2015 года по 16 сентября 2015 года ФИО1 начислены проценты в размере 351,26 рублей.
Суд приходит к выводу о соответствии действий МИФНС № 2 по Саратовской области по начислению процентов ФИО1 за задержку возврата излишне уплаченных налогов требованиям налогового законодательства и отсутствии оснований для удовлетворения административного иска.
В связи с отказом в удовлетворении административного иска не подлежат удовлетворению и требования о возмещении судебных расходов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Межрайонной ИФНС России №2 по Саратовской области, заинтересованные лица, УФНС России по Саратовской области, Федеральная Налоговая Служба России, об оспаривании решения отказать.
В течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме на решение может быть подана апелляционная жалоба в Саратовский областной суд через Балаковский районный суд.
Судья И.Е. Комаров