Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Шадринский районный суд Курганской области в составе: председательствующего судьи Шадриной Е.Ю. при секретаре Быковой Т.А.,
с участием представителя административного истца - помощника Шадринского межрайонного прокурора Родионова А.С.,
представителя административного ответчика - ФИО1, действующей на основании доверенности от ....2020г. и диплома о высшем юридическом образовании,
заинтересованного лица ФИО2,
рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Шадринске Курганской области
26 августа 2020 года
административное дело по исковому заявлению Шадринского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Шадринской городской Думе о признании незаконным решения, возложении обязанности по рассмотрению вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата,
УСТАНОВИЛ:
Шадринский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Шадринской городской Думе о признании незаконным решения и возложении обязанности по рассмотрению вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата.
В заявлении указал, что 23 августа 2019г. прокуратурой в адрес председателя Шадринской городской Думы на основании поступившего в прокуратуру 25 июля 2019г. обращения ФИО3, ФИО4 3.3., ФИО5 направлена информация для решения вопроса о проведении проверки соблюдения депутатом ФИО2 требований о предотвращении и урегулировании конфликта интересов в порядке, установленном решением Шадринской городской Думы от 21.02.2018г. №306 «Об утверждении Положения о проверке соблюдения лицами, замещающими муниципальные должности в муниципальном образовании - город Шадринск, запретов и ограничений, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими должностных обязанностей, установленных действующим законодательством (далее Положение о проверке).
Решением Шадринской городской Думы от 24.09.2019г. № 465 в отношении депутата ФИО2 организована проверка в соответствии с Положением о проверке на предмет соблюдения последней требований об урегулировании конфликта интересов. По результатам проверки главным специалистом, ответственным за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений в Шадринской городской Думе подготовлен доклад №, в котором констатирован факт конфликта интересов ФИО2
Указано, что депутат ФИО2 при наличии возникшей личной заинтересованности при исполнении ею должностных обязанностей депутата, в выделении денежных средств из бюджета муниципального образования - город Шадринск по статье расходов «технологическое присоединение к тепловым сетям площадки для строительства жилого дома по ул.Ст.Разина в сумме 1677,9 тыс. рублей», застройщиком которого является ООО «Айсберг», где она занимает
руководящую должность, а руководитель и учредитель общества является ее супругом, не приняла 11 декабря 2018г., 23 мая и 28 мая 2019 г. мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, не сообщила об этом в установленном законом порядке.
На заседании Шадринской городской Думы 19.12.2019г. рассмотрен указанный доклад о результатах проверки в отношении депутата ФИО2, который решением Шадринской городской Думы от 19.12.2019г. №514 принят к сведению.
Решением Шадринской городской Думы от 16.01.2020г. № 525 определено не применять к ФИО2 мер ответственности.
Данное решение Шадринской городской Думы является незаконным, поскольку противоречит требованиям действующего законодательства.
На основании изложенного, прокурор просил признать незаконным решение Шадринской городской Думы от 16.01.2020г. №525 «О не применении к лицу, замещающему муниципальную должность в Шадринской городской Думе, ФИО2 мер ответственности», возложить на Шадринскую городскую Думу обязанность повторно рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО2 в соответствии с требованиями ч.П ст.40 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В судебном заседании представитель административного истца помощник Шадринского межрайонного прокурора Родионов А.С. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске. Полагает, что имеются основания для признания незаконным решения Шадринской городской Думы и возложении обязанности на Шадринскую городскую Думу повторно рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО2. В обоснование доводов пояснил следующее.
Признаки конфликта интересов в деятельности ФИО2 были установлены в ходе проверки, проведенной уполномоченным специалистом Шадринской городской Думы. Прокуратурой была направлена информация, поступившая от заявителей о наличии в действиях ФИО2 признаков конфликта интересов, поскольку противодействие коррупции органами местного самоуправления осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами. Согласно докладу, признаки конфликта интересов выразились в том, что ФИО2, действуя в интересах ООО «Айсберг», учредителем и руководителем которого является ее супруг, включив в решение о бюджете определенную статью расходов, рассчитывала на то, что данная организация получит денежные средства. В результате, денежные средства были включены в расходную статью бюджета, но по другому дому. Но, тем не менее, ФИО2 полагала, что, отстояв свою позицию на заседании комиссии в преддверии заседания Шадринской городской Думы, она добьется того, что ООО «Айсберг» выделят бюджетные денежные средства на технологическое присоединение дома к инженерным сетям. Представленные документы позволили сделать вывод о том, что в действиях депутата ФИО2 имеются признаки конфликта интересов, меры по урегулированию которого она не предприняла в установленном муниципальным правовым актом порядке. Исходя из протокола заседания комиссии Думы от 23 мая 2019 года усматривается, что депутат ФИО2 действовала как сотрудник ООО «Айсберг» и побуждала депутатов проголосовать за включение в статью расходов данной суммы.
Согласно Федеральному закону №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», досрочное прекращение з
полномочий депутата возможно лишь на основании решения Думы. То есть законом не возложена обязанность принимать такое решение судом, поскольку в противном случае это будет противоречить гарантированному Конституцией РФ принципу разделения властей.
Представитель административного ответчика ФИО6, являясь председателем Шадринской городской Думы на момент рассмотрения дела судом 16.03.2020г., исковые требования прокурора не признал по следующим основаниям.
Оспариваемое прокурором решение Шадринской городской Думы от 16 января 2020г. принято большинством голосов от списочного состава депутатов, поэтому является законным. Оснований ставить данный вопрос на разрешение Думы повторно не имеется, поскольку 14 депутатов высказались за то, чтобы не применять меры ответственности к депутату ФИО2 В вину ФИО2 ставится не то, что были выделены денежные средства на техническое присоединение строящегося жилого дома, а то, что она, будучи депутатом и исполняя свои обязанности, не предприняла мер, требуемых законодательством для сообщения о наличии конфликта интересов и последующем его разрешении. В соответствии с положением она должна была подать заявление в аппарат Думы о том, что у нее имеется конфликт интересов, принять меры по его разрешению либо сложить с себя полномочия. Включение данных денежных средств в бюджет не играет главной роли. ООО «Айсберг» в 2018г. решило строить жилой дом по ул. Степана Разина как долевое строительство, то есть за счет средств покупателей квартир. Как и любой другой дом, он должен быть подсоединен к электроснабжению, водоснабжению, теплоснабжению. В смете расходов строительства данного дома из 50 миллионов рублей заложены расходы застройщика на подсоединение к теплосетям в сумме 1677000 рублей. В соответствии с Федеральным законом «О теплоснабжении» после этого возникают отношения между застройщиком, желающим подключить дом к какой-либо коммунальной системе, и поставщиком ресурсов, в данном случае ПАО «Курганская генерирующая компания» (ПАО «КГК»). Согласно указанному закону, застройщик должен был обратиться в теплоснабжающую организацию с заявлением о техническом подсоединении строящегося дома и в последующем заключить договор. Ресурсоснабжающая организация должна посмотреть свои схемы и определить, имеется ли техническая возможность подсоединить дом к теплоцентрали. Если такая возможность имеется, то подсоединение производится за плату застройщика, которая составляет 460 рублей. Если технической возможности подсоединить дом к теплосети нет, то поставщик ресурсов должен обратиться к своему инвестиционному плану о развитии теплосетей г. Шадринска. В случае, если строительство теплосети на данном участке уже запланировано, то это производится за счет ресурсоснабжающей организации, а понесенные затраты представляются в тарифную комиссию. В противном случае теплоснабжающая организация сначала должна выйти с заявлением к Администрации г. Шадринска о подготовке плана-схемы развития теплосетей в г. Шадринске, а в последующем - с ходатайством к Правительству Курганской области о внесении дополнительных расходов в инвестиционный план на строительство недостающей тепловой сети. Бюджет г.Шадринска не должен тратиться на это ни пои каких обстоятельствах. Сумма 1677000 рублей включена в смету застройщиком по его усмотрению, но бюджет не может тратить денежные средства на развитие сетей частной собственности ПАО «КГК». Имеется ошибочное мнение, что денежные средства в размере 16770000 предназначались для ООО «Айсберг». Эти средства необходимы для развития теплосетей ПАО «КГК» Поэтому в действиях, депутата ФИО2 со стороны законодательства по с коррупцией имеются нарушения только в том, что она не предприняла мер по урегулированию конфликта интересов.
Представитель Шадринской городской Думы ФИО1 в судебном заседании 26.08.2020г. просила в удовлетворении заявленных прокурором требований отказать по следующим основаниям. Считает решение Шадринской городской Думы, принятое 16.01.2020г. законным, поскольку процедура и сроки принятия решения были соблюдены. Она участвовала в заседании Шадринской городской Думы, когда рассматривался вопрос о выделении денежных средств по техническому присоединению жилого дома к теплоснабжению. Шадринская городская Дума это коллегиальный орган и повлиять на мнение всех депутатов невозможно. Многие депутаты являются руководителями муниципальных предприятий и можно каждое решение о принятии бюджета, о внесение изменений в бюджет, признавать незаконным. Говорить о том, что была личная заинтересованность, конфликт интересов в виде получения финансовой выгоды ФИО2, невозможно. Депутат ФИО2, кроме получения заработной платы, не имела дополнительной финансовой выгоды. На заседании Шадринской городской Думы при рассмотрении вопроса о выделении денежных средств из бюджета муниципального образования ФИО2 только отвечала на вопросы с разрешения председательствующего в рамках своей компетенции, так как работает в ООО «Айсберг». Считает, что, поскольку депутаты Шадринской городской Думы приняли решение, что конфликта интересов в данной ситуации нет, то законных оснований повторно рассматривать данный вопрос не имеется. ФИО2 получала заработную плату за работу в ООО «Айсберг», никаких дополнительных премий не получала. Нет ни одного факта финансовой выгоды.
Заинтересованное лицо ФИО2 требования Шадринского межрайонного прокурора не признала, пояснив следующее.
Вопрос о выделении денежных средств рассматривался на комиссии, докладчиками выступали "ТТМ". и "БТА". Из протокола данного заседания видно, что "ТТМ". говорила, что эти средства не конкретно для дома № 49 по ул. Степана Разина, речь шла об участке между ул. Свердлова и ул. Степана Разина. На заседании комиссии она предоставила лишь квитанцию об оплате с личными данными ФИО2, показывала письма, которые направляли в адрес Правительства Курганской области и Администрации г. Шадринска, а также договор, заключенный между ООО «Айсберг» и КСиА Администрации г. Шадринска. Когда депутаты задавали ей вопросы, она отвечала, что все вопросы следует задавать "ТТМ"., а она лишь представила документы, которых у "ТТМ" нет. Это также отображено в протоколе. Никаких действий, побуждающих депутатов выделить денежные средства конкретно на данный дом, ею не предпринималось. Считает, что с ее стороны отсутствует какой-либо конфликт интересов, подобные вопросы неоднократно рассматривались на других комиссиях, и никто из депутатов никогда не писал заявлений. Проверку в отношении нее проводил человек без специального образования, и на основании только этого заключения депутаты не обязаны были делать выводы. В договоре, заключенном между КСиА Администрации г.Шадринска и ПАО «КГК» на присоединение жилого дома к тепловым сетям, была указана сумма 460000 рублей, из которых 268000 рублей внес ФИО2, а остальную сумму по программе софинансирования должен был предоставить город. На заседании комиссии "ТТМ". пояснила, что денежные средства в размере 1677000 рублей было необходимо выделить не конкретно на этот дом, а на усиление теплоподачи для других домов.
Заинтересованные лица ФИО3, ФИО4 3.3., ФИО7 в судебное заседание не явились, судебные повестки вернулись в суд в связи с истечением срока хранения.
Ранее в судебном заседании ФИО3 исковые требования Шадринского межрайонного прокурора поддержал, пояснил, что он присутствовал на заседании комиссии по бюджету, налогам и финансам и по экономической политике, на котором рассматривался вопрос о выделении денежных средств на строительство и подключение дома, застройщиком которого является ООО «Айсберг», а его учредителем и руководителем ФИО2 Его супруга депутат ФИО2 работает по трудовому договору в ООО «Айсберг». После того, как руководитель КСиА Администрации г.Шадринска "ТТМ". и депутат ФИО2, занимавшая активную позицию, пролоббировали данное решение на заседании Шадринской городской Думы 28 мая 2019 года, они узнали о включения в расходные обязательства бюджета суммы 1677000 рублей. Они посчитали данное решение незаконным и обратились в прокуратуру с ходатайством о проведении проверки, чтобы установить соответствие требованиям Федерального закона «О противодействии коррупции» действий ФИО2 Из прокуратуры был получен ответ о том, что ФИО2 действительно занимала активную позицию и выступала за включение в расходные обязательства бюджета 1677000 рублей. Далее была проведена проверка, по результатам которой был представлен доклад. На заседании Думы 16.01.2020г. вопрос о применении мер ответственности к ФИО2 по результатам проверки о соблюдении требований по предотвращению или урегулированию конфликта интересов был вынесен на голосование, депутаты проголосовали против решения, в соответствии с которым предлагалось лишить депутата ФИО2 депутатского мандата. Считает это решение незаконным, т.к. в данном случае имеется конфликт интересов.
Заинтересованное лицо ФИО4 3.3. ранее в судебном заседании пояснил, что на заседании комиссии 23.05.2019г. ФИО2 вела себя очень активно, раздавала членам комиссии какие-то бумаги, агитировала их на то, чтобы они проголосовали за выделение денежных средств. Председательствующий делал ФИО2 замечания. На заседании комиссии по вопросу выделения денежных средств выступала руководитель КСиА Администрации г.Шадринска "ТТМ"., она была инициатором выделения этих денежных средств, а ФИО2 ее активно поддержала. Считает, что сумма 1677000 рублей предназначалась именно ООО «Айсберг» для подключения построенного им многоквартирного дома к тепловым сетям.
Допрошенный в качестве свидетеля ФИО2 пояснил, что является директором ООО «Айсберг», которое являлось застройщиком многоквартирного дома №49 по ул.С.Разина в г.Шадринске. Подключение дома осуществляется за счет застройщика. Но существует программа помощи жилищному строительству, когда дома присоединяются к теплоснабжению за счет средств муниципалитета. В данной ситуации подключение к теплоснабжению составляло сумму 1677000 рублей, до теплопункта расходы должны были осуществляться застройщиком, это ориентировочно 500000 рублей, от теплопункта до остальных домов, в том числе и на школу №20, для увеличения подачи теплоснабжения необходима была остальная сумма. Им было предложено поучаствовать в программе «помощь индивидуальным предпринимателям» в части доплаты 50% к региональному бюджету. Поэтому 500000 рублей разделили следующим образом: он как физическое лицо заплатил 268000 рублей финансовой помощи на подключения дома в Администрацию города.
:
Региональный бюджет в свою очередь доплатил 268000 рублей городу, тем самым покрыв средства, которые предназначались для присоединения дома. Соответственно, сумма, указанная в договоре на техприсоединение, 1677000 рублей, состоит из суммы, выплаченной городом на расширение отопления района, из региональной помощи предпринимателям и его денежных средств.
Суд, заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных Шадринским межрайонным прокурором требований по следующим основаниям.
Из материалов проверки в отношении депутата Шадринской городской Думы шестого созыва ФИО2 судом установлено следующее.
Решением территориальной избирательной комиссии № от 23 апреля 2018г. ФИО2 избрана депутатом Шадринской городской Думы шестого созыва.
25.07.2019г. ФИО3, ФИО4 3.3., ФИО5 на имя Шадринского межрайонного прокурора направлено заявление о принятии мер прокурорского реагирования в виде досрочного прекращения полномочий депутата ФИО2 в связи с нарушением законодательства (л.д....).
Указанная информация 23.08.2019г. направлена прокурором председателю Шадринской городской Думы ФИО6 для ее рассмотрения и решения вопроса о проведении проверки в отношении ФИО2 в порядке, предусмотренном решением Шадринской городской Думы от 21.02.2018г. №306 (л.д....).
На основании решения Шадринской городской Думы от 24.09.2019г. №465 в отношении депутата ФИО2 главным специалистом Шадринской городской Думы, ответственным за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений в Шадринской городской Думе и Контрольной палате МО - город Шадринск, "ТВВ" проведена проверка соблюдения ФИО2 запретов и ограничений, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ею должностных обязанностей (л.д....
По результатам проверки составлен доклад от 16.12.2019г., согласно которому сделан вывод, что в соответствии с правилами п. 15 Положения о проверке соблюдения лицами, замещающими муниципальные должности в муниципальном образовании - город Шадринск, запретов и ограничений, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими должностных обязанностей, установленных действующим законодательством, в отношении депутата Шадринской городской Думы ФИО2 должны быть применены меры ответственности, предусмотренные Федеральными законами от 06.10.2003г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, от 25.12.2008г. №273-Ф3 «О противодействии коррупции» и Устава муниципального образования - город Шадринск (л.д....).
Решением Шадринской городской Думы от 16.01.2020г. №525 решено не применять к депутату ФИО2 мер ответственности (л.д....).
Из протокола совместного заседания комиссий по бюджету, налогам и финансам и по экономической политике Шадринской городской Думы от 23.05.2019г. следует, что при обсуждении вопроса о внесении изменений в решение Шадринской городской Думы от 13.12.2018г. №385 «О бюджете города Шадринска на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», руководитель КСиА Администрации г.Шадринска "ТТМ" пояснила о том, что застройщиком ООО «Айсберг» для подключения дома №49 по ул.С.Разина к системе теплоснабжения была уплачена сумма 268 тыс. руб. Необходима замена части магистрали для качественного обеспечения теплоснабжением также и соседних домов. Для этого необходима сумма 1677000 глей. На этот участок был заключен договор технического присоединения с тем, чтобы застройщик дальше смог осуществлять строительство (л.д....).
Из материалов проверки в отношении многоквартирного дома, находящегося по «фесу: <...>, следует, что застройщиком дома является ООО «Айсберг», его директором и учредителем - супруг ФИО2 - ФИО2 ФИО2 работает в указанном предприятии руководителем отдела продаж (л.д....).
30 марта 2018г. ООО «Айсберг» КСиА Администрации города Шадринска выдано разрешение на строительство многоквартирного дома по вышеуказанному адресу (л.д...).
30 августа 2018г. Комитетом по строительству и архитектуре Курганской области ООО «Айсберг» выдано заключение № о соответствии застройщика и проектной декларации на многоквартирный жилой дом по адресу: <...>, требованиям, установленным ч.2 ст.З, ст.ст.20,21 Федерального закона от 30.12.2004г. №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (л.д....).
25 июля 2019г. Администрацией города Шадринска ООО «Айсберг» выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (л.д....).
Согласно договору № о подключении объекта капитального строительства к тепловым сетям, заключенному между ПАО «Курганская генерирующая компания» (далее ПАО «КГК») и КСиА Администрации города Шадринска, предметом договора является подключение объекта капитального строительства - многоквартирного жилого дома, находящегося по адресу: <...>, к тепловым сетям и выполнение действий по подготовке системы теплоснабжения к подключению построенного здания и фактическому подключению многоквартирного жилого дома к эксплуатируемым ПАО «КГК» сетям теплоснабжения (л.д....). Размер платы за подключение многоквартирного жилого дома к сетям инженерной инфраструктуры определен на основании постановления Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области №25-1 от 12.07.2017г. и составляет 1677481 руб. 39 коп. Указанная плата за подключение включает в себя затраты Исполнителя - ПАО «КГК» за осуществление действий по увеличению мощности или пропускной способности своих сетей с целью подключения Объекта к тепловым сетям, включая (при необходимости) создание новых объектов.
Из сведений руководителя Финансового отдела Администрации города Шадринска "БТА". следует, что в 2018 году от ФИО2 поступили безвозмездно денежные средства в сумме 260000 рублей на подключение жилого дома по ул.Степана Разина, 49 (л.д....
Из сообщения Главы Администрации города Шадринска ФИО8, направленного на имя прокурора, следует, что на территории города Шадринска действует муниципальная программа «Стимулирование развития жилищного строительства в городе Шадринске на 2018-2020 годы», утвержденная постановлением Администрации города Шадринска от 26.12.2017г. № 251. Программой были внесены изменения в Ведомственную структуру расходов бюджета города Шадринска на 2019 год, предусмотрены расходы на «Технологическое присоединение к тепловым сетям с заменой части магистральных трубопроводов по ул.Февральской (Урицкого - ФИО9) для стабильного теплоснабжения северовосточного микрорайона центральной части города и подключения строящегося жилого дома по ул. Ст.Разина и других жилых домов» в сумме 1677,9 тыс. руб. Указанная плата, согласно Договору № от 14.06.2019г., включает в себя затраты Исполнителя - ПАО «КГК» на осуществление действий по увеличению мощности или пропускной способности своих с целью подключения Объекта к тепловым сетям, включая (при необходимости) создание новых объектов (л.д....).
Из обращения директора ООО «Айсберг» ФИО2, направленного 26 апреля 2019г. директору Департамента строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области, следует, что жилой дом по адресу: <...>, строительство которого производится в рамках Федерального закона от 30.12.2004г. №214-ФЗ, готов к подаче теплоносителя. Все квартиры реализованы, срок ввода дома в эксплуатацию II квартал 2019г. (л.д....). Оплата за подключение объекта внесена в размере 268000 руб. Остальная часть денежных средств необходима для смены теплотрассы и увеличения теплоподачи для данного района города, включая МОУ №20. Работы ПАО «КГК» по подключению дома выполнены в 2018г.
На обращение ФИО2 Департаментом строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области дан ответ, из которого следует, что решением Шадринской городской Думы от 28.05.2019г. № 424 КСиА Администрации города Шадринска выделены ассигнования на технологическое присоединение к тепловым сетям с заменой части магистральных трубопроводов по ул.Февральская (Урицкого - ФИО9) для стабильного теплоснабжения северовосточного микрорайона центральной части города и подключения, в том числе, указанного объекта в сумме 1,6779 млн. руб. (л.д....).
На совместном заседании комиссий по бюджету, налогам и финансах и по экономической политике Шадринской городской Думы от 23 мая 2019г. рассматривался вопрос о внесении изменений в решение Шадринской городской Думы от 13.12.2018г. № 385 «О бюджете города Шадринска на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годы», в том числе, в части включения в бюджет расходов по техническому присоединению к тепловым сетям площадки для строительства жилого дома по ул.Степана Разина в сумме 1677,9 тыс. руб., которые включены в муниципальную программу «Стимулирование развития жилищного строительства в городе Шадринске на 2018-2020 годы» (л.д. ...).
Постановлением Администрации города Шадринска № 953 от 24 мая 2019г. в бюджете города утверждена сумма 1677900 рублей для технологического присоединения к тепловым сетям до границы земельного участка с целью подключения строящегося жилого дома по ул.Ст.Разина в г.Шадринске (л.д....).
Из сведений Финансового отдела Администрации города Шадринска следует, что от ФИО2 поступили безвозмездно денежные средства на подключение жилого дома по ул.Степана Разина, 49, в сумме 268000 руб. (л.д....).
В соответствии с ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть оожалованы в суд.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности..
Согласно ст.226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом.
При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление
2) соблюдены ли сроки обращения в суд
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия)
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены правовыми
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с ч.ч.1,2 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Из материалов дела следует, что по результатам проведения прокурорской проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции в деятельности Шадринской городской Думы, Шадринским межрайонным прокурором в адрес председателя Думы ФИО6 23.08.2019г. была направлена информация о наличии в действиях депутата ФИО2 нарушений требований Федерального закона от 25.12.2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Предлагалось решить вопрос
о проведении проверки в отношении депутата. В числе выявленных нарушений законодательства о противодействии коррупции указано на осуществление ФИО2 деятельности в отделе продаж ООО «Айсберг», учредителем и руководителем которого является ее супруг ФИО2 Поскольку на заседании комиссии по бюджету, налогам, финансам и экономической политике Шадринской городской Думы от 23.05.2019г. в числе остальных вопросов рассматривался вопрос о выделении бюджетных денежных средств застройщику жилого дома №49 по ул.С.Разина в г.Шадринске ООО «Айсберг» и при рассмотрении данного вопроса активно участвовала депутат ФИО2, имеется конфликт интересов.
На основании решения Шадринской городской Думы от 24.09.2019 г. № 465 в отношении депутата ФИО2 главным специалистом Шадринской городской Думы, ответственным за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений в Шадринской городской Думе и Контрольной палате МО - город Шадринск, "ТВВ" проведена проверка соблюдения ФИО2 запретов и ограничений, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ею должностных обязанностей, по результатам которой составлен доклад от 16.12.2019 г., в котором сделан вывод о наличии оснований для применения в отношении ФИО2 мер ответственности, предусмотренных Федеральными законами от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Устава муниципального образования - город Шадринск.
Согласно п. 14 Положения о проверке соблюдения лицами, замещающими муниципальные должности в муниципальном образовании - город Шадринск, запретов и ограничений, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими должностных обязанностей, установленных действующим законодательством, утвержденным Шадринской городской Думой решением от 21.02.2018 г. № 306 (л.д....), уполномоченное лицо представляет информацию о результатах проверки в форме доклада в Шадринскую городскую Думу не позднее 65 календарных дней со дня принятия решения о проведении проверки, а в случае продления сроков проведения проверки - не позднее 95 календарных дней со дня принятия решения о ее проведении.
В соответствии с п. 16 Положения доклад рассматривается на очередном заседании Шадринской городской Думы. При наличии оснований для досрочного прекращения полномочий лица, замещающего муниципальную должность, вопрос о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего муниципальную должность, выносится на рассмотрение Шадринской городской Думы в порядке, предусмотренном Регламентом Шадринской городской Думы, в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Уставом муниципального образования - город Шадринск.
В соответствии со ст.6 Регламента Шадринской городской Думы (далее Регламент), утвержденного решением Шадринской городской Думы № 430 от 17.07.2012г., проекты правовых актов (решений) вносятся в Думу субъектами права правотворческой инициативы. Правом правотворческой инициативы обладают депутаты Думы, Глава города Шадринска - глава Администрации города Шадринска, постоянные депутатские комиссии, структурные подразделения Администрации города Шадринска, жители города Шадринска, прокурор.
Согласно п.4 ст. 18 Регламента при рассмотрении проекта решения на заседании Думы обсуждаются его основные положения, вопрос о необходимости его принятия, дается общая оценка концепции проекта, определяется соответствие его законодательству.
Согласно п.9 ст. 18 Регламента по проекту правового акта Думы может быть принято одно из следующих решений: принять решение отложить рассмотрение проекта решения в связи с необходимостью доработки в установленный срок отклонить проект решения.
В соответствии со ст.20 Регламента решения Думы по вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральным законодательством, законодательством Курганской области и Уставом муниципального образования - город Шадринск принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов Думы, кроме случаев, предусмотренных статьями 2 и 32 Устава муниципального образования -город Шадринск.
Согласно ст.21 Регламента решение Думы принимается на ее заседаниях с применением следующих видов голосования: открытого и тайного. По форме голосование может быть простым либо количественным. Количественное голосование представляет собой голосование, при котором все три варианта ответа «за», «против», «воздержался» ставятся на голосование. Подсчет голосов и оглашение результатов производятся по каждому варианту ответа.
На заседание Шадринской городской Думы председателем Шадринской городской Думы ФИО6 был направлен проект решения по рассмотрению Доклада уполномоченного лица "ТВВ" по проведению проверки в отношении депутата ФИО2 о применении или не применении к ФИО2 мер ответственности. Из протокола заседания Шадринской городской Думы №59 от 16 января 2020г., на котором рассматривался доклад уполномоченного лица "ТВВ" по проведению проверки соблюдения требований законодательства депутатом ФИО2, участвовал 21 депутат Шадринской городской Думы (протокол - т.№ л.д....). За применение к ФИО2 мер ответственности проголосовало 5 депутатов, против - 14 депутатов, воздержался 1 депутат, 1 депутат не голосовал. За не применение мер ответственности проголосовало 14 депутатов, против 3 депутата, 2 депутата воздержались, 2 депутата не голосовали.
В связи с чем, Шадринской городской Думой принято решение № 525 от 16.01.2020г. о не применении мер ответственности к депутату ФИО2 Суд находит данное решение принятым в соответствии с п.20 Регламента Шадринской городской Думы, поскольку за него проголосовало большинство от установленной численности депутатов Думы.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ депутат является лицом, замещающим муниципальную должность.
В соответствии с частью 7.1 статьи 40 Федерального Закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ (в редакции Федерального закона от 03.11.2015 № 303-ФЗ), депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.
Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения
ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
В соответствии со статьей 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, прекращаются досрочно, в том числе, в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами (пункт 10 части 10 статьи 40), а также в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом (часть 10.1 статьи 40). Аналогичные основания досрочного прекращения полномочий депутата Шадринской городской Думы прописаны в пункте 4.1 статьи 42 Устава муниципального образования - город Шадринск (л.д....).
Оценив исследованные доказательства, принимая во внимание, что при рассмотрении проекта решения №525 от 16 января 2020г. депутаты Шадринской городской Думы большинством голосов приняли решение о не применении мер ответственности к депутату ФИО2 в связи с отсутствием в ее деятельности как депутата Шадринской городской Думы нарушений Федерального закона от 25.12.2008г. №273-Ф3 «О противодействии коррупции», суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных прокурором исковых требований. При этом суд учитывает, что процедура принятия Шадринской городской Думой оспариваемого прокурором решения не нарушена. Решение вынесено в соответствии с Уставом муниципального образования - город Шадринск, Положением о проверке соблюдения лицами, замещающими муниципальные должности в муниципальном образовании - город Шадринск, запретов и ограничений, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими должностных обязанностей, установленных действующим законодательством, Регламентом Шадринской городской Думы.
Доказательств нарушения депутатом ФИО2 требований Федерального закона от 25.12.2008г. №273-Ф3 «О противодействии коррупции» судом не установлено. Исследованные материалы дела свидетельствуют об отсутствии у депутата ФИО2 какой-либо личной заинтересованности при рассмотрении вопроса о выделении денежных средств на техническое присоединение к сети теплоснабжения домов в связи со строительством многоквартирного дома №49 по ул.С.Разина в г.Шадринске, застройщиком которого являлось ООО «Айсберг». Материалы дела свидетельствуют о том, что сумма 1677900 руб., вопрос о включении которой в бюджет города Шадринска рассматривался на заседании Шадринской городской Думы, включала не только расходы по техническому присоединению к тепловым сетям площадки для строительства вышеуказанного жилого дома, но и расходы на технологическое присоединение к тепловым сетям с заменой части магистральных трубопроводов для стабильного теплоснабжения северо-восточного микрорайона центральной части города, который был включен в муниципальную программу «Стимулирование развития жилищного строительства в городе Шадринске на 2018-2020 годы».
Согласно пункту 2 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом может быть принято решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными. По смыслу закона такое решение принимается в случае отсутствия нарушений требований законодательства со стороны указанных органов и лиц.
В силу приведенных норм закона и с учетом установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным решения Шадринской городской Думы №525 от 16.01.2020г. «О не принятии к лицу, замещающему муниципальную должность в Шадринской городской Думе, ФИО2 мер ответственности», так как принятое решение соответствует требованиям Федерального закона № 131-ФЗ «О местном самоуправлении в Российской Федерации», порядок принятия решения не нарушен..
В соответствии с п.1 ч.2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
По смыслу статей 39, 227 КАС РФ решения и действия (бездействие) органа, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, могут быть признаны соответственно недействительными, незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действия (бездействия) закону и нарушения такими решением, действием (бездействием) прав и законных интересов административного истца.
Таким образом, при недоказанности хотя бы одного из названных условий заявление не может быть удовлетворено.
На основании изложенного, учитывая, что Шадринской городской Думой вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО2 уже был рассмотрен на заседании 16.01.2020г., оснований для возложения на Шадринскую городскую Думу обязанности повторно рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО2 не имеется.
В связи с чем, исковые требования Шадринского межрайонного прокурора удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.175,178,180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Шадринского межрайонного прокурора Курганской области, заявленных в интересах неопределенного круга лиц, к Шадринской городской Думе о признании незаконным решения Шадринской городской Думы № 525 от 16 января 2020г. «О не применении к ФИО2 мер ответственности», возложении обязанности рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО2, отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Курганского областного суда с подачей апелляционной жалобы через Шадринский районный суд Курганской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Е.Ю. Шадрина