ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-451/2022 от 19.07.2022 Улаганского районного суда (Республика Алтай)

Дело № 2а-451/2022

УИД 02RS0006-01-2022-001024-53

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Улаган

19 июля 2022 года

Улаганский районный суд Республики Алтай в составе председательствующего судьи Палагина А.В., при секретаре Язарове А.В., с участием прокурора Болычевой А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Улаганского района в интересах неопределенного круга лиц к Сельской администрации Балыктуюльского сельского поселения Улаганского района Республики Алтай об оспаривании бездействия, обеспечении первичных мер пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Улаганского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Сельской администрации Балыктуюльского сельского поселения Улаганского района Республики Алтай, в окончательной редакции просил признать незаконным бездействие административного ответчика по непринятию мер по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах МО «Балыктуюльское сельское поселение», обязать Сельскую администрацию Балыктуюльского сельского поселения Улаганского района Республики Алтай в течении двух месяцев со дня вступления решения в законную силу принять меры по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах МО «Балыктуюльское сельское поселение», обеспечить соответствие площадки (пирса) для установки пожарных автомобилей в с. Балыктуюль Улаганского района Республики Алтай требованиям Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479; обозначить направление движения к источникам противопожарного водоснабжения указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения; создать вокруг с. Балыктуюль противопожарную минерализованную полосу шириной не менее 10 метров; провести обучение мерам пожарной безопасности ответственных лиц Сельской администрации Балыктуюльского сельского поселения Улаганского района Республики Алтай.

В обоснование исковых требований прокурор указал, что в нарушение требований ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, административный ответчик проявляет бездействие по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах МО «Балыктуюльское сельское поселение». Имеющаяся в с. Балыктуюль площадка (пирс) для установки пожарных автомобилей не соответствует предъявляемым требованиям, направление движения к источнику противопожарного водоснабжения не обозначено указателями, вокруг села не имеется минерализированной полосы шириной не менее 10 метров, ответственные лица сельской администрации не прошли обучение мерам пожарной безопасности, что свидетельствует о противоправном бездействии административного ответчика и ставит под угрозу состояние защищенности неопределенного круга лиц, имущества, общества и государства от пожаров на территории МО «Балыктуюльское сельское поселение».

В судебном заседании помощник прокурора Улаганского района Болычева А.Ю. уточненные административные исковые требования поддержала по указанным в исковом заявлении основаниям.

Надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела административный ответчик явку представителя не обеспечил, об уважительных причинах неявки не сообщил, отложить рассмотрение дела не просил. В силу ст. 150 КАС РФ суд рассматривает дело при имеющейся явке.

Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, оценив доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Предусмотренный ст. 218 КАС РФ судебный способ защиты нарушенных (оспоренных) прав возможен в течении в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов, административное исковое заявление об оспаривании бездействия может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась (ч.ч. 1, 1.1 ст. 219 КАС РФ).

Как усматривается из материалов дела, административный иск подан прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, в пределах сроков, установленных ст. 219 КАС РФ, поскольку у административного ответчика сохраняется обязанность принять меры по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах МО «Балыктуюльское сельское поселение».

Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, отношения между органами власти, организациями, должностными лицами регулирует Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

В статье 1 Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определяет пожарную безопасность как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, а первичные меры пожарной безопасности как реализацию принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

В целях обеспечения пожарной безопасности Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 (далее – Правила противопожарного режима) установлены требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты.

Правила противопожарного режима определяют, что лица допускаются к работе на объекте защиты только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности. Обучение лиц мерам пожарной безопасности осуществляется по программам противопожарного инструктажа или программам дополнительного профессионального образования (пункт 3 Правил).В целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов создаются (обновляются) до начала пожароопасного периода вокруг населенных пунктов противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров (пункт 63 Правил).

В силу ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.

Данное положение реализовано в пункте 75 Правил противопожарного режима, согласно которому органами местного самоуправления городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, внутригородских районов создаются для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.

При наличии на территориях населенных пунктов, а также на других объектах защиты или вблизи них (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (река, озеро, бассейн, градирня и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12 x 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, за исключением случаев, когда территория населенного пункта, объекта защиты и находящиеся на них здания и сооружения обеспечены источниками противопожарного водоснабжения.

Согласно абзацу 3 пункта 48 Правил противопожарного режима, направление движения к источникам противопожарного водоснабжения обозначается указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.

Пункт 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения к вопросам местного значения сельского поселения.

Таким образом, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, в том числе мер, предусмотренных п.п. 3, 48, 63, 75 Правил пожарной безопасности, действующее законодательство возлагает на органы местного самоуправления сельского поселения.

Судом установлено, что на территории МО «Балыктуюльское сельское поселение» имеются нарушения требований пожарной безопасности, населенный пункт с. Балуктуюль не обеспечен первичными мера пожарной безопасности, лица, сельской администрации, ответственные за пожарную безопасность не прошли обучение мерам пожарной безопасности, вокруг с. Балыктуюль отсутствует минерализированная полоса шириной не менее 10 метров, площадка (пирс) для установки пожарных автомобилей в с. Балыктуюль не соответствует требованиям Правил противопожарного режима, направление движения к источнику противопожарного водоснабжения не обозначено указателями, что подтверждается представлением прокурора от 20.05.2022 года № 07-04-2022 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, информацией территориального подразделения МЧС России от 19.05.2022 года, актом внеплановой выездной проверки от 13.05.2022 года № 9, актом осмотра от 18.07.2022 года, фотоснимками площадки (пирса) для установки пожарных автомобилей.

Указанные обстоятельства нарушают требования п.п. 3, 48, 63, 75 Правил пожарной безопасности, ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и свидетельствуют о незаконном бездействии административного ответчика, которое нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, находящихся на территории муниципального образования, поскольку ставит под угрозу состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

В этой связи суд находит обоснованными административные исковые требования прокурора о признании незаконным бездействия административного ответчика, и в целях восстановления нарушенных прав, законных интересов неопределенного круга лиц полагает правильным обязать Сельскую администрацию Балыктуюльского сельского поселения Улаганского района Республики Алтай выполнить указанные в административном иске первичные меры пожарной безопасности в границах МО «Балыктуюльское сельское поселение».

Определяя срок исполнения судебного акта, с учётом характера и объёма необходимых действий, отсутствия возражений административного ответчика, суд полагает разумным для исполнения судебного решения срок в течении двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Разрешая вопрос о распределении судебных расходов, суд учитывает, что решение состоялось в ползу административного истца, освобожденного при обращении в суд от уплаты государственной пошлины, ответчик, являющийся органом местного самоуправления, также имеет льготу по уплате государственной пошлины, в связи с чем, в силу ч. 3 ст. 114 КАС РФ основания для возмещения судебных расходов отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Улаганского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Сельской администрации Балыктуюльского сельского поселения Улаганского района Республики Алтай по непринятию первичных мер пожарной безопасности в границах МО «Балыктуюльское сельское поселение».

Обязать Сельскую администрацию Балыктуюльского сельского поселения Улаганского района Республики Алтай в течении двух месяцев со дня вступления решения в законную силу принять меры по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах МО «Балыктуюльское сельское поселение», обеспечить соответствие площадки (пирса) для установки пожарных автомобилей в с. Балыктуюль Улаганского района Республики Алтай требованиям Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479; обозначить направление движения к источникам противопожарного водоснабжения указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения; создать вокруг с. Балыктуюль Улаганского района Республики Алтай противопожарную минерализованную полосу шириной не менее 10 метров; провести обучение мерам пожарной безопасности ответственных лиц Сельской администрации Балыктуюльского сельского поселения Улаганского района Республики Алтай.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путём подачи жалобы через Улаганский районный суд Республики Алтай.

Мотивированное решение составлено 19.07.2022 года.

Председательствующий

А.В. Палагин