ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4529/2021 от 23.11.2021 Индустриального районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

Дело ***а-4529/2021

УИД 22RS0065-02-2021-005628-08

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 ноября 2021 года г. Барнаул

Индустриальный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе

председательствующего судьи Суворова Д.А.,

при секретаре Чуваковой Е.А.,

представителя административного ответчика Управления имущественных отношений Алтайского края - Паутовой Е.Д.,

представителя заинтересованного лица ПАО "Россети Сибирь" - "Алтайэнерго" - Паклиной М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению представителя административного истца Жигальцовой И.В. - Галандиной Д.С. к Управлению имущественных отношений Алтайского края, заместителю начальника Управления имущественных отношений Алтайского края Теплову Александру Владимировичу о признании решения незаконным, взыскании судебных расходов,

У С Т А Н О В И Л :

Представитель административного истца Жигальцовой Ирины Владимировны - Галандина Диана Сергеевна обратилась в суд с уточненным административным исковым заявлением к административному ответчику Управлению имущественных отношений Алтайского края, в котором просит признать незаконным и отменить решение Управления имущественных отношений Алтайского края от 08.06.2021 года № 48/5915 по заявлению Жигальцовой И.В. об отказе в предварительном согласовании предоставления в собственность без торгов земельного участка, общей площадью 1998 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>; взыскать с административного ответчика в пользу истца сумму в размере 300 рублей за уплаченную государственную пошлину (л.д. 4-5).

В обоснование административного искового заявления представитель административного истца указывает, что административный истец Жигальцова И.В. обратилась в Управление имущественных отношений Алтайского края с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность без торгов обозначенного земельного участка для индивидуального жилищного строительства в соответствии со ст. 11.10, пп. 6 ст. 39.5, ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, Законом Алтайского края от 09.11.2015 № 98-ЗС «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков».

Ответом Управления имущественных отношений Алтайского края № 48/5915 от 08.06.2021 г. в удовлетворении обращения Жигальцовой И.В. отказано.

Свои требования представитель административного истца мотивирует тем, что данный отказ, по её мнению, является незаконным и необоснованным, поскольку в обоснование отказа в согласовании предоставления земельного участка в собственность административным ответчиком приведены ссылки на ряд нормативных актов, которым должен соответствовать предоставляемый в собственность для индивидуального жилищного строительства земельный участок. Уполномоченный орган пришел к выводу, что образование спорного земельного участка приведет к нарушению строительных, санитарных, противопожарных и иных норм и правил, а также к нарушению п. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому образование земельных участков не должно приводить к изломанности границ, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам.

Вышеназванные обстоятельства, якобы препятствующие предоставлению спорного земельного участка, являются голословными и не подтверждены при вынесении отказа со стороны административного ответчика объективными данными, расчетами, схемами и иными документами.

В отказе административного ответчика не отражено, какие именно положения п. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации нарушаются выделением испрашиваемого участка, в чем именно выразятся такие нарушения. Кроме того, не ясно, каким образом в случае наличия вышеуказанных объектов от них высчитывалось расстояние до подлежащего возведению на испрашиваемом участке жилого дома, иных строений, учитывая отсутствие даже проекта их возведения.

Все перечисленное позволяет административному истцу прийти к выводу о формальном характере отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка, его необоснованности, а в связи с этим и незаконности. Надлежащий отказ должен раскрывать суть конкретных нарушений градостроительных норм и правил, раскрывать содержание таких нарушений, содержать подтверждающие такие нарушения конкретные сведения. В рассматриваемом случае ввиду формальности и неподтвержденности обстоятельств отказа конкретными данными административный истец не имеет возможности проверить, имеются ли реальные основания отказа в согласовании предоставления земельного участка, и считает такой отказ незаконным. Названные действия административного ответчика нарушают право административного истца на безвозмездное получение в собственность земельного участка.

Определением Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 08.10.2021 г. к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен заместитель начальника Управления имущественных отношений Алтайского края Теплов А.В., в качестве заинтересованных лиц - Комитет по строительству и развитию г. Барнаула, Власихинская сельская администрация Индустриального района г. Барнаула, ПАО "Россети Сибирь" - "Алтайэнерго" (л.д. 56).

В судебное заседание административный истец Жигальцова И.В., представитель административного истца Жигальцовой И.В.- Галандина Д.С., представитель заинтересованного лица - Комитета по строительству, архитектуре и развитию г. Барнаула, Власихинской сельской администрации Индустриального района г. Барнаула, административный ответчик- заместитель начальника Управления имущественных отношений Алтайского края Теплов А.В. не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще.

В соответствии с положениями ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судом определено о рассмотрении административного дела в отсутствие административного истца Жигальцовой И.В., представителя административного истца Жигальцовой И.В.- Галандиной Д.С., административного ответчика- заместителя начальника Управления имущественных отношений Алтайского края Теплова А.В., представителей заинтересованных лиц - Комитета по строительству, архитектуре и развитию г. Барнаула.

Представитель административного ответчика Паутова Е.Д. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве на административное исковое заявление (л.д. 28-31), пояснив, что по информации, представленной Комитетом по строительству, архитектуре и развитию г. Барнаула, в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденными решением Барнаульской городской Думы от 25.12.2019 N 447,испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-4).

Земельный участок расположен в охранной зоне инженерных коммуникаций (реестровый номер 22:00-6.349). Также, по информации филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Алтайэнерго» испрашиваемый земельный участок частично расположен в охранной зоне воздушной линии электропередачи напряжением 10 кВ Л-20-18 в пролете опор №№ 112-113, находящейся на балансе ПАО «Россети Сибирь» - «Алтайэнерго».

Согласно подп. «б» п. 8, пп. «а», «в» п. 10 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 № 160 (далее - Правила), в охранных зонах запрещается размещать любые объекты и предметы (материалы) в пределах созданных в соответствии с требованиями нормативно-технических документов проходов и подъездов для доступа к объектам электросетевого хозяйства, а также проводить любые работы и возводить сооружения, которые могут препятствовать доступу к объектам электросетевого хозяйства, без создания необходимых для такого доступа проходов и подъездов, также в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещается, в том числе, строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений, а также посадка и вырубка деревьев и кустарников.

Для Воздушной линии 10 кВ ширина охранной зоны составляет 10 метров от крайних проводов при их неотклоненном положении. Решение о согласовании использования испрашиваемого земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства с ПАО «Россети Сибирь» - «Алтайэнерго» отсутствует.

Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка явилось то обстоятельство, что схема испрашиваемого земельного участка разработана с нарушением предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ к образуемым земельным участкам, а также что данный земельный участок находится в границах зон градостроительных ограничений и иных территорий, в которых в соответствии с действующим законодательством не допускается и (или) ограничивается размещение объекта либо осуществление деятельности, указанной в заявлении в качестве цели предоставления земельного участка (за исключением зон с особыми условиями использования территории).

Представитель заинтересованного лица ПАО «Россети Сибирь- «Алтайэнерго» Паклина М.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве на административное исковое заявление (л.д. 88-90), пояснив, что согласно "Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон"), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 160 от 24.02.2009, в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров, в том числе размещать любые объекты и предметы (материалы) в пределах созданных в соответствии с требованиями нормативно-технических документов проходов и подъездов для доступа к объектам электросетевого хозяйства, а также проводить любые работы и возводить сооружения, которые могут препятствовать доступу к объектам электросетевого хозяйства, без создания необходимых для такого доступа проходов и подъездов. Согласно пункту 10 вышеуказанных Правил, в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам, запрещаются строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений, посадка и вырубка деревьев и кустарников. Строительство с нарушением установленных минимальных расстояний от постройки до проводов высоковольтных линий В охранной зоне (то есть в месте, вовсе не предназначенном для строительства) создает угрозу для жизни и здоровья человека и неопределенного круга лиц, а кроме того, затрудняет проезд крупногабаритной техники для обслуживания и ремонта ВЛ, нарушает права Российской Федерации на обеспечение надежного функционирования общероссийской электрической сети.

В соответствии с нормами Правил для получения письменного решения о согласовании осуществления действий, в охранных зонах, заинтересованные лица обращаются с письменным заявлением к сетевой организации (ее филиалу, представительству или структурному подразделению), ответственной за эксплуатацию соответствующих объектов электросетевого хозяйства, не позднее чем за 15 рабочих дней до осуществления необходимых действий. В адрес филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Алтайэнерго» поступило письмо Управления имущественных отношений Алтайского края от 14.05.2021 N 48/4736 о предоставлении информации о согласовании (отказе в согласовании) использовании образуемого земельного участка в границах кадастрового квартала 22:61:000000, расположенного по адресу: Российская Федерация, Алтайский край, г. Барнаул, с. Власиха, ул. Берестовая, 40а.

В ходе рассмотрения данного письма установлено, что данный земельный участок частично расположен в охранной зоне воздушной линии электропередачи напряжением 10 кВ Л-20-18, состоящей на балансе ПАО «Россети Сибирь»- «Алтайэнерго». Решением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.09.20211 № 17-17 в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 года № 160 согласованы границы охранной зоны ВЛ 10 кВ Л-20-18 и установлены вдоль воздушной линии электропередач в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте опор воздушных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линий электропередач от крайних проводов при неотклоненном их положении на расстоянии 10 метров. Уведомлением Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Алтайскому краю от 16.12.2011 № 21-12/361 сведения о границах охранной зоны ВЛ 10 кВ Л-20-18 поставлены на государственный регистрационный учет недвижимого имущества, номер кадастрового учета 22.00.2.3. В Управление имущественных отношений Алтайского края филиалом ПАО «Россети Сибирь» - «Алтайэнерго» направлен ответ от 21.05.2021 № 1.1/05/4049, где указано про ВЛ 10 кВ Л-20-18, а также сообщено о том, что для принятия решения о согласовании использования земельного участка для целей ведения личного подсобного хозяйства необходимо представить графическую информацию о планируемом расположении объектов строительства на данном земельном участке с указанием функционального назначения самих объектов, так и территории земельного участка. В адрес филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Алтайэнерго» заявление Жигальцевой И.В. за получением письменного решения о согласовании осуществления действий в охранной зоне не поступило.

Представитель заинтересованного лица Власихинской сельской администрации Индустриального района г. Барнаула в судебное заседание не явилась, предоставила письменный отзыв (л.д. 108-110), в котором указала, что требования административного истца о признании незаконным решения Управления имущественных отношений Алтайского края от 08.06.2021 года № 48/5915об отказе в предварительном согласовании предоставления в собственность без торгов земельного участка не подлежат удовлетворению, также, обращая внимание, что испрашиваемый земельный участок расположен в охранной зоне воздушной линии электропередачи, находящейся на балансе ПАО «Россети Сибирь» - «Алтайэнерго». Согласно пп. «б» п. 8, пп. «а», «в» п. 10 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 №160 (далее - Правила), в охранных зонах запрещается размещать любые объекты и предметы (материалы) в пределах созданных в соответствии с требованиями нормативно-технических документов проходов и подъездов для доступа к объектам электросетевого хозяйства, а также проводить любые работы и возводить сооружения, которые могут препятствовать доступу к объектам электросетевого хозяйства, без создания необходимых для такого доступа проходов и подъездов, также в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещается, в том числе, строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений, а также посадка и вырубка деревьев и кустарников. Решение о согласовании использования испрашиваемого земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства ПАО «Россети Сибиры» - «Алтайэнерго» отсутствует, в связи с чем Управлением имущественных отношений Алтайского края было принято правильное решение об отказе в утверждении схемы и предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства.

Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, проанализировав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом (ч. 7 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В ходе рассмотрения дела установлено, что предусмотренный действующим законодательством срок на обжалование отказа от 08.06.2021 года № 48/5915 в рассматриваемом случае не пропущен, поскольку с настоящим административным исковым заявлением в суд представитель административного истца Жигальцовой И.В.- Галандина Д.С. обратилась 07.09.2021 г., то есть в предусмотренные законодательством сроки.

Пунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

Согласно части 3.3 статьи 3 Закона Алтайского края от 9 ноября 2015 года № 98-ЗС «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» (в редакции Закона Алтайского края от 03.07.2019 № 56-ЗС) граждане, имеющие трех и более детей и состоящие на учете в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, имеют право на предоставление в собственность бесплатно самостоятельно выбранного ими земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства независимо от места постоянного проживания таких граждан на территории Алтайского края.

Предоставление земельного участка в случае, указанном в части 3.3 настоящей статьи, осуществляется без учета очередности в порядке, предусмотренном статьями 39.14 - 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации (часть 3.4 статьи 3 Закона Алтайского края «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков»).

Статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 1 Закона Алтайского края от 23 декабря 2014 года № 102-ЗС «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципального образования город Барнаул Алтайского края и органами государственной власти Алтайского края» орган исполнительной власти Алтайского края в сфере управления и распоряжения земельными участками осуществляет полномочия органов местного самоуправления муниципального образования город Барнаул Алтайского края по предоставлению земельных участков, находящихся в границах муниципального образования город Барнаул Алтайского края, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением земельных участков, предоставляемых для завершения строительства индивидуальных жилых домов, для эксплуатации индивидуальных жилых домов, в том числе самовольно созданных, а также земельных участков, предоставляемых для эксплуатации погребов, гаражей и гаражных боксов, машино-мест, парковочных мест, иных объектов, расположенных в составе объектов недвижимости гаражного назначения, для размещения металлических, сборных железобетонных гаражей, индивидуальных погребов и хозяйственных построек, палаток, лотков, киосков, комплексов мелкорозничной торговли и иных объектов розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания, право собственности на которые не подлежит государственной регистрации в установленном законом порядке; а также земельных участков, предоставляемых гражданам для огородничества, садоводческим, огородническим некоммерческим организациям или их членам в собственность.

В силу пункта 1.1 Указа Губернатора Алтайского края от 03 ноября 2016 года № 131 «Об утверждении Положения об управлении имущественных отношений Алтайского края» Управление имущественных отношений Алтайского края в соответствии с полномочиями, предусмотренными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Алтайского края и настоящим Положением, является органом исполнительной власти Алтайского края, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом Алтайского края, в том числе по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в собственности Алтайского края, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, по участию в проведении государственной политики на территории Алтайского края в указанной сфере.

Как установлено в судебном заседании, административный истец относится к категории граждан, имеющих трех и более детей, что не оспаривается административным ответчиком.

В судебном заседании установлено, что 11.05.2021 г. Жигальцова И.В. обратилась в Управление имущественных отношений Алтайского края с заявкой № 5367 о предварительном согласовании предоставления ей в собственность без торгов земельного участка, общей площадью 1998 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> (согласно предоставленной схеме), для ведения личного подсобного хозяйства в соответствии со ст. 11.10, п.п. 6 ст. 39.5, ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации и Законом Алтайского края от 09.11.2015 № 98-ЗС (л.д. 12, 49, 50).

Письмом за подписью заместителя начальника Управления имущественных отношений Алтайского края Теплова А.В. № 48/5915 от 08.06.2021 г. заявителю Жигальцовой И.В. отказано в утверждении схемы расположения земельного участка и в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка общей площадью 1998 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> (согласно предоставленной схеме), для ведения личного подсобного хозяйства по основаниям, предусмотренным подп. 3 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, подп. 1 п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации (л.д. 14-16, 32-34).

В обоснование отказа указано, что согласно информации Комитета по строительству, архитектуре и развитию г. Барнаула в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденными решением Барнаульской городской Думой от 25.12.2019 № 447, испрашиваемый административным истцом земельный участок расположен в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж4). Земельный участок расположен в охранной зоне инженерных коммуникаций (реестровый номер 22:00-6.349). Также, по информации филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Алтайэнерго» сообщается, что испрашиваемый земельный участок частично расположен в охранной зоне воздушной линии электропередачи напряжением 10 кБ Л - 20-18 в пролете опор №№ 112-113, находящейся на балансе ПАО «Россети Сибирь» - «Алтайэнерго».

Согласно ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В соответствии со ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в том числе на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.

Пунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

Согласно ч. 3 статьи 3 Закона Алтайского края от 9 ноября 2015 года № 98-ЗС «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства имеют граждане, имеющие трех и более детей, нуждающиеся в жилых помещениях, совместно проживающие с детьми, состоящие на учете в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства и проживающие на территории Алтайского края не менее двух лет до даты подачи заявления о постановке на учет в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков.

В соответствии с ч. 3.3 статьи 3 Закона Алтайского края от 9 ноября 2015 года № 98-ЗС «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» (в редакции Закона Алтайского края от 03.07.2019 № 56-ЗС) граждане, имеющие трех и более детей и состоящие на учете в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, имеют право на предоставление в собственность бесплатно самостоятельно выбранного ими земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства независимо от места постоянного проживания таких граждан на территории Алтайского края.

Предоставление земельного участка в случае, указанном в части 3.3 настоящей статьи, осуществляется без учета очередности в порядке, предусмотренном статьями 39.14 - 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации (часть 3.4 статьи 3 Закона Алтайского края «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков»).

В силу ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются: документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия; схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; иные документы, перечисленные в п. 2 этой же статьи.

В срок не более, чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа (п. 7 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно подпункту 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;

Ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства в отношении инженерных коммуникаций установлены Правилами охраны электрических сетей, размещенных на земельных участках, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 № 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон".

Согласно п. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные ЗК РФ, другими федеральными законами, в том числе, указанные в п. 2 ст. 11.10 ЗК РФ, Федеральном законе от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В силу пп. 3 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, является разработка схемы с нарушением предусмотренных ст. 11.9 Кодекса требований к образуемым земельным участкам.

В соответствии с пп. 1 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ, основания для отказа в утверждении схемы земельного участка являются основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Согласно п. 7 ч. 11 ст. 7 Закона Алтайского края от 9 ноября 2015 года № 98-ЗС нахождение земельного участка или части земельного участка в границах зон градостроительных ограничений и иных территорий, в которых в соответствии с действующим законодательством не допускается и (или) ограничивается размещение объекта либо осуществление деятельности, указанной в заявлении в качестве цели предоставления земельного участка (за исключением зон с особыми условиями использования территории);

Согласно подп. «б» п. 8, пп. «а», «в» п. 10 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 № 160 (далее - Правила), в охранных зонах запрещается размещать любые объекты и предметы (материалы) в пределах созданных в соответствии с требованиями нормативно-технических документов проходов и подъездов для доступа к объектам электросетевого хозяйства, а также проводить любые работы и возводить сооружения, которые могут препятствовать доступу к объектам электросетевого хозяйства, без создания необходимых для такого доступа проходов и подъездов, также в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещается, в том числе, строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений, а также посадка и вырубка деревьев и кустарников.

В судебном заседании достоверно установлено, что подтверждается находящимися в материалах административного дела документам, что испрашиваемый земельный участок расположен в охранной зоне воздушной линии электропередачи напряжением 10 кВ Л-20-18 в пролете опор №№ 112-113, находящейся на балансе ПАО «Россети Сибирь» - «Алтайэнерго». Для Воздушной линии 10 кВ ширина охранной зоны составляет 10 метров от крайних проводов при их неотклоненном положении. Решение о согласовании использования испрашиваемого земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства с ПАО «Россети Сибирь» - «Алтайэнерго» отсутствует. Как пояснил в судебном заседании представитель ПАО «Россети Сибирь» - «Алтайэнерго» Паклина М.В. Жигальцева И.В. в адрес филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Алтайэнерго» с заявлением о получении письменного решения о согласовании осуществления действий в охранной зоне не обращалась.

В связи с тем, что на момент принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка и предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства имелись предусмотренные законом основания для отказа, суд не находит оснований для признания незаконным и отмены обжалуемого решения Управления имущественных отношений Алтайского края № 48/5915 от 08.06.2021 г., принятого по заявлению Жигальцовой Ирины Владимировны о предварительном согласовании предоставлении ей в собственность без торгов земельного участка, общей площадью 1998 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> (согласно предоставленной схеме), для ведения личного подсобного хозяйства.

Требования представителя административного истца о взыскании с административного ответчика в пользу административного истца суммы государственной пошлины в размере 300 рублей, также не подлежат удовлетворению, поскольку согласно ч. 1 ст. 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд присуждает стороне, в пользу которой состоялось решение суда, с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ст. 107 и ч. 3 ст. 109 настоящего Кодекса.

В связи с вышеизложенным административное исковое заявление удовлетворению не подлежит в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административного искового заявления представителя административного истца Жигальцовой Ирины Владимировны - Галандиной Дианы Сергеевны к Управлению имущественных отношений Алтайского края, заместителю начальника Управления имущественных отношений Алтайского края Теплову Александру Владимировичу о признании незаконным решения Управления имущественных отношений Алтайского края от 08.06.2021 года № 48/5915 об отказе в утверждении схемы и предварительном согласовании предоставления в собственность без торгов земельного участка общей площадью 1998 кв.м в кадастровом квартале *** расположенного по адресу: <адрес> (согласно схемы), для ведения личного подсобного хозяйства, взыскании с Управления имущественных отношений Алтайского края 300 рублей за уплаченную государственную пошлину отказать в полном объёме.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Алтайского краевого суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Индустриальный районный суд г. Барнаула Алтайского края.

Судья Д.А. Суворов

Мотивированное решение изготовлено 07.12.2021.

Верно, судья: Д.А. Суворов

Верно, секретарь судебного заседания: Е.А. Чувакова

По состоянию на 07.12.2021 решение в законную силу не вступило.

Оригинал решения хранится в материалах административного дела № 2а-4529/2021 Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края.

Верно, секретарь судебного заседания: Е.А. Чувакова