Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 апреля 2018 года г. Ломоносов
Ломоносовский районный суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Смирнова А.С.,
при секретаре Мелешковой Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Астапковой Татьяны Михайловны к Главе МО Горбунковское сельское поселение МО Ломоносовский муниципальный район <адрес> и местной администрации МО Горбунковское сельское поселение МО Ломоносовский муниципальный район <адрес> о признании незаконным постановления Главы МО Горбунковское сельское поселение от ДД.ММ.ГГГГ№ «О принятии решения о проведении публичных слушаний по установлению постоянного сервитута на части земельного участка с кадастровым номером 47:14:0414004:36 для проектирования и строительства подземного водопровода»,
УСТАНОВИЛ:
Астапкова Т.М. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Совету депутатов МО Горбунковское сельское поселение МО Ломоносовский муниципальный район <адрес>, Главе МО Горбунковское сельское поселение, местной администрации МО Горбунковское сельское поселение, в котором просила признать незаконными решение совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об установлении постоянного сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером 47:14:04140004:36, для проектирования, строительства и эксплуатации подземного водопровода (линейного объекта местного значения)» и постановление главы муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ№ «О принятии решения о проведении публичных слушаний по установлению постоянного сервитута на части земельного участка с кадастровым номером 47:14:0414004:36 для проектирования и строительства подземного водопровода».
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ выделены в отдельное производство требования Астапковой Т.М. к Главе МО Горбунковское сельское поселение и местной администрации МО Горбунковское сельское поселение о признании незаконным постановления главы муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ№. Исковое заявление Астапковой Т.М. в части требований к Совету депутатов МО Горбунковское сельское поселение о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ№ возвращено истцу.
В административном исковом заявлении Астапкова Т.М. указала, что ДД.ММ.ГГГГ в газете «Балтийский луч» было опубликовано постановление главы муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ№, а на официальном сайте МО Горбунковское сельское поселение опубликовано решение Совета депутатов МО Горбунковское сельское поселение от ДД.ММ.ГГГГ№, которым установлен постоянный публичный сервитут в отношении части земельного участка с кадастровым номером 47:14:04140004:36, а главе местной администрации поручено обеспечить государственную регистрацию сервитута.
Собственником указанного земельного участка, относящегося к землям сельскохозяйственного назначения, предназначенного для дачного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, Горбунковское сельское поселение, ЗАО «Племптицезавод «Большевик», фактически используемого под дорогу (проезд) является Астапкова Т.М. Также ей принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 47:14:04140004:58 и 47:14:04140004:35, на которые в случае проведения водовода будет устанавливаться 50 метровая санитарно-защитная зона от оси, в которой допускается строительство дачных домов с дополнительными ограничениями. Установление сервитута не даст истцу в полной мере использовать участки по назначению.
Истец отмечает, что генеральным планом МО Горбунковское сельское поселение не предусмотрена трасса водовода по её участку. Для строительства сетей водоснабжения с резервуарами чистой воды публичные сервитуты по Земельному кодексу РФ не устанавливаются. Соглашение об установлении сервитута с истцом органы местного самоуправления заключать не предлагали. Нормативный акт о порядке установления сервитута в МО Горбунковское сельское поселение не принят. Также истец ссылается на нарушения процедуры и порядка проведения публичных слушаний, что о публичных слушаниях ничего не знала и не была уведомлена, результаты слушаний опубликованы не были.
С учетом изложенного Астапкова Т.М. просит судебной защиты своих прав избранным способом.
В судебное заседание административный истец Астапкова Т.М., представители административных ответчиков Главы МО Горбунковское сельское поселение и местной администрации МО Горбунковское сельское поселение не явились, о месте и времени рассмотрения дела были извещены, о причинах неявки не сообщили, об отложении рассмотрения дела не просили.
Представитель административного истца Астапковой Т.М. – Астапкова Л.Х., действующая на основании доверенности, поддержали заявленные требования по доводам, изложенным в иске.
С учетом надлежащего извещения не явившихся лиц суд нашел возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ст. 274 Гражданского кодекса РФ (далее- ГК РФ) собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).
Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
Согласно ч. 1 ст. 23 Земельного кодекса РФ сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.
В силу ч 2 ст. 23 Земельного кодекса РФ публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.
В части 3 ст. 23 Земельного кодекса РФ указан исчерпывающий перечень случаев для установления публичного сервитута, а именно для:
1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;
2) использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;
3) размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;
4) проведения дренажных работ на земельном участке;
5) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;
6) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;
7) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;
8) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);
9) временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений ст. 227 КАС РФ, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действий (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в отношении которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, законодатель предусмотрел, что удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 КАС РФ, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица и реального нарушения при этом прав заявителя.
Судом установлено и подтверждается представленными в материалы дела документами, что Астапковой Т.М. на праве общей долевой собственности (1/15 доля в праве) принадлежит земельный участок с кадастровым №, площадью 7843 кв.м, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для дачного строительства, расположенный по адресу: <адрес>, МО Горбунковское сельское поселение, ЗАО «Племптицзавод «Большевик», уч.9/1. Кроме того, Астапковой Т.М. на праве собственности принадлежат два земельных участка с кадастровым №, площадью 1203 кв.м, и с кадастровым № площадью 1205 кв.м, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для дачного строительства, расположенные по адресу: <адрес>, МО Горбунковское сельское поселение, ЗАО «Племптицзавод «Большевик», уч.9/1. Право собственности истца зарегистрировано в установленном законом порядке о чем истцом представлены соответствующие свидетельства о государственной регистрации права.
В газете «Балтийский луч» № от ДД.ММ.ГГГГ опубликовано постановление Главы МО Горбунковское сельское поселение МО Ломоносовский муниципальный район <адрес>ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ№ «О принятии решения о проведении публичных слушаний по установлению постоянного сервитута на части земельного участка с кадастровым номером 47:14:0414004:36 для проектирования и строительства подземного водопровода».
Из содержания указанного оспариваемого постановления следует, что в целях создания бесперебойного центрального водоснабжения населенных пунктов назначены публичные слушания по установлению постоянного сервитута на часть земельного участка с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>, МО Горбунковское сельское поселение, ЗАО «Племптицзавод «Большевик», уч.9/1, для проектирования и строительства подземного водопровода.
Этим же постановлением поручено и.о. главы местной администрации МО Горбунковское сельское поселение ФИО5 опубликовать постановление в газете «Балтийский луч» и на официальном сайте муниципального образования Горбунковское сельское поселение, организовать и провести публичные слушания с оформлением результатов публичных слушаний, уведомить правообладателей земельного участка с кадастровым № о проведении публичных слушаний, обеспечить участие на публичных слушаниях компетентного представителя ЗАО «ПИИ «Алтайводпроект».
Срок проведения публичных слушаний установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Постановлено общественные обсуждения провести ДД.ММ.ГГГГ в 17 часов 30 минут по адресу: <адрес>, дом культуры, актовый зал.
Согласно пункту 5 оспариваемого постановления, оно вступает в силу со дня официального опубликования в газете «Балтийский луч».
Контроль за выполнением постановления возложен на и.о. главы местной администрации МО Горбунковское сельское поселение ФИО5
Из содержания письма администрации МО Ломоносовский муниципальный район <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№‑5696/17‑0‑1, на которое имеется ссылка в оспариваемом постановлении, усматривается, что вопрос организации и проведения общественных слушаний по установлению публичного сервитута не отнесен к полномочиям администрации МО Ломоносовский муниципальный район <адрес> в соответствии с п. 15 ст. 13 Устава МО Ломоносовский муниципальный район <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№.
Во исполнение оспариваемого постановления в актовом зале дома культуры <адрес> в период с 17 часов 30 минут до 18 часов 15 минут проведены общественные слушания по установлению постоянного сервитута на часть земельного участка с кадастровым №, для проектирования и строительства подземного водопровода, о чем составлен протокол.
О результатах публичных (общественных) слушаний составлено заключение, утвержденное ДД.ММ.ГГГГ и.о. главы местной администрации МО Горбунковское сельское поселение ФИО5 Согласно изложенным в заключения выводам и рекомендациям публичные слушания состоялись, замечания населения и заинтересованных лиц по установлению сервитута отсутствовали, местной администрации рекомендовано обнародавать заключение и направить необходимые материалы в уполномоченный орган власти для установления постоянного сервитута на часть земельного участка с кадастровым №, для проектирования и строительства подземного водопровода.
Решением Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№ установлен постоянный публичный сервитут площадью 598,97 кв.м в отношении части земельного участка с кадастровым номером №, в целях проектирования, строительства и последующей эксплуатации и обслуживания подземного водопровода (линейного объекта местного значения: «Строительство сетей водоснабжения с резервуарами чистой воды в д.<адрес>»).
Согласно положениям ч. 1 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.
Публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования.
Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования - главой муниципального образования (ч. 2 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ).
В соответствии с ч. 4 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ порядок организации и проведения публичных слушаний по проектам и вопросам, указанным в части 3 настоящей статьи, определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.
В силу ч. 1 ст. 15 Устава МО Горбунковское сельское поселение (далее - Устава) для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей поселения советом депутатов, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.
Частью 2 ст. 15 Устава предусмотрено, что публичные слушания проводятся по инициативе, в том числе, главы муниципального образования и в этом случае назначаются им же.
Согласно ч. 12 ст. 15 Устава решение о назначении публичных слушаний должно содержать: вопросы, выносимые на публичные слушания, дату и место их проведения, сведения об инициаторах слушаний, предполагаемый состав участников, форму оповещения жителей поселения о проведении слушаний, порядок ознакомления и получения документов, предполагаемых к рассмотрению на публичных слушаниях.
В соответствии со ст. 31 Устава МО Горбунковское сельское поселение глава поселения (муниципального образования) выступает с инициативой о проведении собраний граждан, назначает собрания граждан, в пределах своих полномочий издает постановления и распоряжения.
Решением Совета депутатов МО Горбунковское сельское поселение от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждено Положение о публичных слушаниях в МО Горбунковское сельское поселение (далее - Положение).
Указанным Положением также предусмотрено право главы муниципального образования выступать с инициативой о проведении публичных слушаний (пункт 2.1.).
В силу п. 2.9. Положения в муниципальном нормативном правовом акте (решении, постановлении) о назначении публичных слушаний указываются: тема публичных слушаний; дата, время и место проведения; инициатор проведения слушаний и орган, ответственный за организацию публичных слушаний; сроки и адрес направления предложений по проектам муниципальных правовых актов, выносимых на слушания, а также заявок на участие в публичных слушаниях.
Принимая во внимание изложенные положения ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статей 15 и 31 Устава, а также нормы Положения, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление Главы МО Горбунковское сельское поселение от ДД.ММ.ГГГГ№ о проведении публичных слушаний по установлению постоянного сервитута на части земельного участка было принято в пределах полномочий указанного должностного лица местного самоуправления, поскольку ему предоставлено право выступать с инициативой о проведении публичных слушаний и принятию соответствующего постановления.
Оспариваемое постановление содержит необходимые сведения, предусмотренные ч. 12 ст. 15 Устава и п. 2.9. Положения, а именно: выносимый на публичные слушания вопрос, дата, время и место их проведения, сведения об инициаторе слушаний и органе, ответственном за их организацию, об участниках, а также порядок оповещения жителей поселения.
Требования к форме правового акта, принятого в целях необходимости обеспечения интересов местного населения, и порядку его принятия и введения в действие соблюдены.
Ссылки административного истца о нарушениях процедуры и порядка проведения публичных слушаний не могут быть приняты во внимание и не влияют на законность оспариваемого постановления от ДД.ММ.ГГГГ о проведении публичных слушаний, поскольку Астапковой Т.М. не оспариваются протокол проведения публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний.
Доводы Астапковой Т.М., касающиеся невозможности установления публичного сервитута для целей строительства водопровода, отсутствия со стороны органа местного самоуправления предложения заключить соглашение об установлении сервитута, также являются несостоятельными, не влияют на законность оспариваемого постановления, поскольку могут являться предметом исследования при оспаривании решения совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об установлении постоянного сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером 47:14:04140004:36, для проектирования, строительства и эксплуатации подземного водопровода (линейного объекта местного значения)».
Таким образом, оспариваемое постановление само по себе не повлекло для Астапковой Т.М. соответствующих неблагоприятных последствий, не привело к нарушению её прав и свобод, созданию препятствий к осуществлению ее прав и свобод, возложению на нее какой-либо обязанности или незаконному привлечению к ответственности. Поэтому требование Астапковой Т.М., оспаривающей правовой акт, не затрагивающий ее права и свободы, не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении требований Астапковой Татьяны Михайловны к Главе МО Горбунковское сельское поселение МО Ломоносовский муниципальный район <адрес> и местной администрации МО Горбунковское сельское поселение МО Ломоносовский муниципальный район <адрес> о признании незаконным постановления Главы МО Горбунковское сельское поселение от ДД.ММ.ГГГГ№ «О принятии решения о проведении публичных слушаний по установлению постоянного сервитута на части земельного участка с кадастровым номером № для проектирования и строительства подземного водопровода».
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ломоносовский районный суд Ленинградской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: А.С. Смирнов