ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-452/18 от 16.07.2018 Среднеахтубинского районного суда (Волгоградская область)

Дело №2а-452/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 июля 2018 года р.п. Средняя Ахтуба

Среднеахтубинский районный суд Волгоградской области в составе:

председательствующего судьи Кердан Л.Н.

при секретаре Семеновой И.Е.,

с участием административного истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 <.....> к администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности выдать извещение об отсутствии возможности в предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с настоящим административным иском в обоснование заявленных требований указав, что ДД.ММ.ГГГГ обратился в администрацию Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области с заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно в соответствии с действовавшим Законом Волгоградской области от 16 декабря 2011 года.

До настоящего времени земельный участок с указанным видом разрешенного использования ему не предоставлен. В связи с чем, административный истец обратился к ответчику с заявлением о выдаче извещения об отсутствии возможности предоставить на территории Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области земельный участок в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства. Однако письмом от ДД.ММ.ГГГГ в выдаче указанного извещения ему отказано.

Административный истец считает данный отказ незаконным, противоречащим требованием Закона Волгоградской области от 14 июля 2015 года № 123-ОД «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно».

На основании изложенного, просит возложить на администрацию Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области обязанность выдать извещение об отсутствии возможности предоставить на территории Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области земельный участок в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства, а также взыскать с ответчика судебные расходы по составлению искового заявления и расходы на оплату государственной пошлины в размере 560 рублей.

В ходе судебного заседания административный истец поддержал заявленные требования. Пояснил, что в р.п.Средняя Ахтуба Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области отсутствуют земельные участки, которые могли бы быть ему предоставлены в соответствии Законом Волгоградской области от 14 июля 2015 года № 123-ОД, в связи с чем настаивает на удовлетворении заявленных требований.

Представитель административного ответчика администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области в судебное заседания не явился, в представленных возражениях просили рассмотреть дело в их отсутствие, одновременно указано на отсутствие оснований для удовлетворения административного иска.

Представитель заинтересованного лица – администрации городского поселения р.п. Средняя Ахтуба Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области, в судебное заседание не явились, представлено заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, также представлены возражения относительно данного административного иска, в которых заинтересованное лицо просит в иске отказать.

Суд, выслушав участвующих лиц, исследовав письменные доказательства, имеющееся в материалах дела, приходит к следующему.

В силу статьи 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года, каждый, чьи права и свободы, признанные в настоящей Конвенции, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.

Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд, что прямо предусмотрено частями 1,2 статьи 46 Конституции Российской Федерации.

На основании части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, ФИО1 в соответствии с постановлением администрации Среднеахтубинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете граждан с целью последующего предоставления на территории Среднеахтубинского муниципального района в собственность бесплатно земельного участка.

ДД.ММ.ГГГГ в порядке предоставления гражданам, имеющих трех и более детей, административному истцу предложено выбрать земельный участок с видом разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, с последующем предоставлением его в собственность. Однако от предложенных земельных участков ФИО1 отказался.

С <.....> года полномочиями по предоставлению земельных участков в собственность бесплатно льготной категории граждан, проживающих в городских поселениях, наделены органы местного самоуправления - администрации городских поселений. В связи с чем, в администрацию городского поселения р.п. Средняя Ахтуба были переданы материалы дел граждан, состоящих на учете в администрации Среднеахтубинского муниципального района в период <.....> г.г. и проживающих на территории городского поселения р.п. Средняя Ахтуба, для дальнейшего предоставления земельных участков по месту жительства.

В связи с тем, что на территории городского поселения р.п. Средняя Ахтуба отсутствуют как сформированные земельные участки, так и иные земли, из которых можно сформировать участки для бесплатной передачи в собственность льготным категориям граждан ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ выдано извещение об отсутствии возможности предоставить на территории городского поселения р.п.Средняя Ахтуба Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области земельный участок в собственность бесплатно.

Согласно сообщению администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ земельные участки, предлагаемые к предоставлению гражданам в собственность бесплатно на территории Среднеахтубинского района, расположены на территориях Рахинского сельского поселения (с.Рахинка) и Красного сельского поселения (п.Стандартный).

В виду указанного, ДД.ММ.ГГГГ административному истцу предложено подать заявление о согласии на предоставление в собственность бесплатно земельного участка на территории одного из вышеуказанных поселений.

По правилам части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Проверяя соблюдение административным истцом срока на обращение в суд с рассматриваемыми требованиями суд учитывает общие положения части 1 статьи 219 КАС РФ, по смыслу которых если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

С настоящим административным иском о возложении обязанности ввиду принятого решения ответчика от ДД.ММ.ГГГГ, административный истец обратился ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, при обращении с административным иском административный истец установленный законом срок обжалования три месяца не пропустил.

Оценивая требования административного иска по существу, суд учитывает, следующее.

Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории Волгоградской области в собственность бесплатно, а также порядок постановки граждан, имеющих право на предоставление земельных участков, на учет и снятия с учета, основания для отказа в таком предоставлении и предельные размеры предоставляемых земельных участков,во исполнение подпунктов 6 и 7 статьи 39.5 и статьи 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации, определены Законом Волгоградской области от 14 июля 2015 года № 123 - ОД «О предоставлении земельный участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно»

Согласно пунктам 1, 3 статьи 3 Закона от 14 июля 2015 года № 123 – ОД гражданин, изъявивший желание получить в собственность бесплатно земельный участок в случаях, установленных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 1 настоящего Закона, подает заявление о постановке на учет в целях последующего предоставления ему земельного участка в собственность бесплатно.Заявление подается в уполномоченный орган по месту жительства заявителя.

В случае отсутствия на территории городского поселения, в котором проживает заявитель, земель, из которых могут быть сформированы земельные участки с целью предоставления в собственность граждан бесплатно в соответствии с настоящим Законом, уполномоченный орган городского поселения в течение 15 дней со дня подачи гражданином заявления направляет заявителю извещение об отсутствии возможности предоставить земельный участок в собственность бесплатно на территории городского поселения по месту жительства заявителя и по требованию заявителя возвращает приложенные к заявлению документы. При этом гражданин вправе обратиться с заявлением в уполномоченный орган муниципального района, в границах которого расположено городское поселение, в котором проживает заявитель, или уполномоченный орган иного городского поселения этого муниципального района, приложив оригинал извещения об отсутствии возможности предоставить земельный участок в собственность бесплатно на территории городского поселения по месту жительства гражданина.

С учетом приведенных норм права, суд приходит к выводу, что административный истец в соответствии действующим законодательством имеет право на получение земельного участка, предназначенного для бесплатного предоставления в собственность граждан в соответствии с требованиями Закона Волгоградской области от 14.07.2015 года № 123 – ОД.

Вместе с тем, разрешая вопрос об обоснованности заявленных требований, суд учитывает, что статьей 1, пунктом 2 статьи 3 КАС РФ, определена основная задача административного судопроизводства — защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Как неоднократно указывал Конституционных суд РФ, обращение в суд за защитой нарушенного права как реализация неотчуждаемого права у человека — права на судебную защиту, выступающего одновременно процессуальной гарантией всех других прав и свобод и наиболее достоверным способом охраны достоинства личности, предполагает, как это следует из закрепляющей данное право статьи 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 19 (часть 1), 47 (часть 1), 123 (часть 3), возможность на основе принципов равенства всех перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон судопроизводства получить реальную судебную защиту в форме восстановления нарушенных прав и свобод в соответствии с законодательно установленными критериями.

Целью судебной защиты с учетом требований ч. 3 ст.17, ч.1 ст.19, ч. 3 ст.55 Конституции РФ, является восстановлением нарушенных или оспариваемых прав, при этом защита такого права в судебном порядке должна обеспечивать, как соразмерность нарушенного права и способа его защиты, так и баланс интересов всех участников спора.

В силу положений ст. 11 ГК РФ и ст. 226 КАС РФ, обращаясь в суд административный истец должен доказать, что его права или законные интересы были нарушены. Судебной защите подлежит только нарушенное право. При этом, нарушения прав должны носить реальный, а не мнимый характер. Способы защиты прав должны быть разумными и соразмерными.

В ходе судебного разбирательства, административный истец не оспаривал, что обращался с заявлением о постановке на учет в целях последующего предоставления земельного участка в собственность бесплатно в администрацию Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области. В связи с тем, что с <.....> года полномочия по предоставлению земельных участков в собственность бесплатно льготной категории граждан, проживающих в городских поселениях, переданы администрациям городских поселений, материалы дела ФИО1 были переданы в администрацию городского поселения р.п. Средняя Ахтуба, по месту жительства административного истца.

С учетом приведенных норм права, установленных обстоятельств дела суд приходит к выводу, что вопреки требованиям административного истца действующее законодательство не предусматривает полномочия администраций муниципальных образований, в том числе Среднеахубинского муниципального района Волгоградской области, по выдаче извещения об отсутствии возможности предоставить на территории Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области земельный участок в собственность бесплатно, поскольку, в случае ФИО1, они делегированы городскому поселению.

При этом, предоставление земельного участка не по месту жительства ФИО1, возможно только в случае отсутствия на территории городского поселения р.п. Средняя Ахтуба, земель, из которых могут быть сформированы земельные участки с целью предоставления в собственность граждан бесплатно и выдачи уполномоченным органом городского поселения извещения об отсутствии возможности предоставить земельный участок в собственность бесплатно на территории городского поселения. Однако гражданину необходимо обратиться с заявлением в уполномоченный орган муниципального района, в границах которого расположено городское поселение, в котором проживает заявитель, а в случае отсутствия земель данной категории - в уполномоченный орган иного городского поселения этого муниципального района, приложив оригинал извещения.

Однако в судебном заседании установлено, что в уполномоченный орган иных городских поселений муниципального района, ФИО1 не обращался.

Поскольку нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца на настоящее время не установлено, суд приходит к выводу о том, что основания для возложения обязанности восстановить нарушенное право отсутствуют. Требования административного истца в полном объеме удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 181, 218 - 228 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении требований ФИО1 <.....> к администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности выдать извещение об отсутствии возможности в предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно - отказать.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Среднеахтубинский районный суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья подпись Кердан Л.Н.

Решение в окончательной форме изготовлено 17 июля 2018 года.

Судья подпись Кердан Л.Н

Копия верна:

Судья Кердан Л.Н.

Подлинник данного документа

подшит в деле № 2а-452/18,

которое находится в

Среднеахтубинском районном суде.