Мотивированное решение составлено 20.02.2020.
№ 2а-452/20
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 февраля 2020 года г. Верхняя Пышма
Верхнепышминский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Шелеповой Е.А.,
при секретаре Балалихиной В.С.,
с участием представителя административных истцов Невольниченко П.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела по административному исковому заявлению Элькинд Светланы Анатольевны, Элькинд Глеба Леонидовича к Администрации городского округа Верхняя Пышма о признании бездействия незаконным, обязании устранить допущенные нарушения прав,
установил:
Элькинд С.А., Элькинд Г.Л. обратились в суд с административным иском к Администрации городского округа Верхняя Пышма о признании бездействия незаконным, обязании устранить допущенные нарушения прав.
В обоснование требований указано, что Элькинд С.А., Элькинд Г.Л. на праве общей совместной собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: индивидуальная жилая застройка, площадью 787 кв.м., кадастровый №. На указанном земельном участке находится часть жилого дома, состоящая из семи жилых комнат со вспомогательными помещениями и теплый пристрой, которые также принадлежат истцам на праве общей совместной собственности. Назначение объекта недвижимости: жилое, площадь общая 219 кв.м., этажность 2.
В 1994 году на земельном участке, принадлежавшем ранее Элькинд Т.Р. на праве общей долевой собственности с Рожковой Т.Н. был возведен жилой дом. Согласно акту приемки в эксплуатацию части индивидуального жилого дома от 30.03.2005, приемочной комиссией в присутствии застройщика Элькинд Т.Р. и Рожковой Т.Н. осмотрен индивидуальный жилой дом и решено предъявленный к сдаче индивидуальный жилой дом принять в эксплуатацию (фактически после реконструкции).
23.01.2006 Элькинд Т.Р. получено свидетельство о государственной регистрации права на часть жилого дома, расположенного по адресу: г. Верхняя Пышма, пер. Безымянный, 1а.
26.10.2012 между истцами и Элькинд Т.Р. заключен договор купли-продажи указанного объекта недвижимости с использованием заемных денежных средств.
Вторая часть жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности Рожковой Т.Н. При этом ее часть жилого дома располагается на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: индивидуальная жилая застройка, площадью 1000 кв.м., кадастровый №.
06.02.2018 Администрацией городского округа Верхняя Пышма издано постановление № 67 «Об изъятии для муниципальных нужд городского округа Верхняя Пышма земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества», согласно которому административный орган постановляет: изъять для муниципальных нужд городского округа Верхняя Пышма в соответствии с прилагаемым к настоящему постановлению перечнем: 1) земельные участки в соответствии с утвержденными проектами планировки и межевания территории объекта «Строительство и реконструкция улично-дорожной сети со строительством трамвайной линии в границах городского округа Верхняя Пышма и муниципального образования «Город Екатеринбург» с расположенными на них объектами недвижимого имущества; 2) земельные участки, подлежащие образованию из земельных участков, в соответствии с утвержденными проектами планировки и межевания территории с расположенными на них объектами недвижимого имущества.
Согласно Приложению № 67 от 06.02.2018 «Об изъятии для муниципальных нужд городского округа Верхняя Пышма земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества» следует, что в указанный перечень земельные участки, имеющие кадастровые номера № не включены и не подлежали изъятию.
18.10.2019 Администрацией городского округа Верхняя Пышма издано Постановление № 1146 «О внесении изменений в постановление администрации городского округа Верхняя Пышма от 06.02.2018 № 67 «Об изъятии для муниципальных нужд городского округа Верхняя Пышма земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества», согласно которому Администрацией постановлено: внести изменение в постановление администрации городского округа Верхняя Пышма от 06.02.2018 № 67 «Об изъятии для муниципальных нужд городского округа Верхняя Пышма земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества», дополнив приложением № 2 «Перечень изымаемых земельных участков с расположенными на них объектами недвижимого имущества».
Перечень изымаемых земельных участков с расположенными на них объектами недвижимого имущества дополнен следующими объектами недвижимости: - земельный участок с кадастровым номером №, <адрес> - земельный участок с кадастровым номером №, <адрес>
23.10.2019 в адрес Элькинд Г.Л. направлено уведомление об изъятии под номером № согласно которому до истцов доведена информация об изъятии земельного участка с кадастровым номером №, «под магазин», <адрес>
В постановление не включен земельный участок с кадастровым номером 66:36:0111054:63, №, где расположена часть жилого дома, принадлежащая на праве совместной собственности Элькинд Г.Л., Элькинд С.А.
16.12.2019 истцы обратились к ответчику с заявлением, содержащим просьбу включить в Перечень изымаемых земельных участков с расположенными на них объектами недвижимого имущества - объект недвижимости, имеющий кадастровый № и провести соответствующую процедуру по выкупу.
15.01.2020 в адрес истцов направлено уведомление о рассмотрении обращения, согласно которому ответчик не находит правовых оснований для его удовлетворения, что нарушает права истцов. В частности, Постановлением № 1146 не учтено, что на земельном участке с кадастровым номером № расположена только часть жилого дома, которая принадлежит Рожковой Т.Н., а вторая часть жилого дома принадлежит административным истцам и находится на земельном участке с кадастровым номером №. Не включение в перечень изымаемых земельных участков с расположенными на них объектами недвижимого имущества объекта недвижимости с кадастровым номером № нарушает права административных истцов, приведет к невозможности реального изъятия земельного участка и части жилого дома, принадлежащей Рожковой Т.Н. В частности, возможно обрушение части жилого дома, принадлежащего административным истцам. Постановление не содержит сведений о возложении на орган местного самоуправления произвести мероприятия направленные на восстановление объекта недвижимости – части жилого дома административных истцов в случае исполнения Постановления № 1146 от 18.10.2019. Административные истцы полагают, что это недопустимо исходя из действующих градостроительных и технических требований. Часть жилого дома истцов – это не что иное, как составляющая (структурная) часть всего здания (жилого дома) в принципе, расположенная наряду с объектами – двумя частями жилого дома, которые принадлежат на праве собственности разным субъектам.
Проводимая процедура изъятия без земельного участка с кадастровым номером № лишит истцов минимума гарантий на неприкосновенность права частной собственности, свидетельствует о несоразмерном вмешательстве в частную жизнь. Кроме того, на правообладателя оставляемого земельного участка с кадастровым номером № и не включенного в перечень изъятия необоснованно будут отнесены затраты и убытки, связанные с восстановлением жилого дома после изъятия части дома Рожковой Т.Н., потребует получения истцами необходимых согласований и разрешений на строительство (реконструкцию), разрешений впоследствии на ввод в эксплуатацию, то есть затраты, касающиеся вложений в оставляемый земельный участок. Газ проведен как раз со стороны части дома Рожковой Т.Н., это потребует согласительных процедур и получение разрешений от поставщика услуг газоснабжения.
Возложение дополнительных обязанностей на собственника оставляемого земельного участка не предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации. Кроме того, ответчик не может гарантировать истцам, что объект недвижимости после изъятия части жилого дома Рожковой Т.Н. будет безопасен для проживания и будет соответствовать всем действующим нормам. Неясным остается и вопрос о том должны ли будут временно покинуть свою часть жилого дома административные истцы с детьми.
Первоначально жилой дом, расположенный по адресу: г. № возводился гражданкой Элькинд Т.Р. и Рожковой Т.Н. как единый объект недвижимости, право собственности оформлено как право долевой собственности. В последующем Элькинд Т.Р. и Рожковой Т.Н. получены свидетельства о государственной регистрации права на часть жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> что отражено в выданных свидетельствах.
Объект недвижимости возведен на едином фундаменте с использованием техники армирования, имеет общие наружные стены, единые коммуникации. Газ проведен со стороны части дома Рожковой Т.Н. Стена между частями жилого дома не является несущей. Железобетонные плиты перекрытия пола и потолка первого этажа длиной 6 метров конструктивно заходят на обе части дома. Разрушение части здания Рожковой Т.Н. приведет к обвалу стены между частями жилого дома и обрушению кровли, сделает невозможным проживание в оставшейся части дома, так как начнет происходить промерзание оставшейся стены, дом останется без коммуникаций.
В связи с чем, административные истца Элькинд С.А., Элькинд Г.Л. просят признать бездействие Администрации ГО Верхняя Пышма незаконным. Обязать Администрацию ГО Верхняя Пышма в течение 14 календарных дней с момента вступления в законную силу решения суда внести изменения в Приложение № 2 «Перечень изымаемых земельных участков с расположенными на них объектами недвижимого имущества» Постановления от 18.10.2019 № 1146 «О внесении изменений в постановлением администрации городского округа Верхняя Пышма от 06.02.2018 № 67 «Об изъятии для муниципальных нужд городского округа Верхняя Пышма земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества» путем включения в Перечень изымаемых земельных участков с расположенными на них объектами недвижимого имущества, земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: индивидуальная жилая застройка, площадь 787 кв.м., кадастровый №.
Истцы Элькинд С.А., Элькин Г.Л. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом и в срок, доверили представлять свои интересы в суде представителю по доверенности Невольниченко П.П., который в судебном заседании требования и доводы, изложенные в административном исковом заявлении, поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении.
Представитель административного ответчика Администрации городского округа Верхняя Пышма в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом и в срок, о причинах неявки суду не сообщил.
Заинтересованное лица Рожкова Т.Н. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом и в срок, о причинах неявки суду не сообщила.
Представители заинтересованных лиц ПАО «Сбербанк России» и Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом и в срок, представили в суд отзывы на исковое заявление, в которых решение вопроса оставили на усмотрение суда.
Заслушав представителя административных истцов Невольниченко П.П., исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со статьей 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом (часть 1); никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 3).
Подпунктом 3.2 пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 239.2).
Статьей 239.2 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что отчуждение зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, находящихся на изымаемом для государственных или муниципальных нужд земельном участке, либо помещений или машиномест, расположенных в таких зданиях, сооружениях (за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемом земельном участке не противоречит цели изъятия), осуществляется в связи с изъятием земельного участка, на котором расположены такие здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В случае, если собственнику земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, или лицу, которому такой земельный участок принадлежит на ином праве, принадлежат расположенные на таком земельном участке объекты недвижимого имущества, изъятие такого земельного участка и отчуждение таких объектов в соответствии с настоящей статьей осуществляются одновременно.
Отчуждение зданий, сооружений, помещений, расположенных в таких зданиях, сооружениях, объектов незавершенного строительства в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по правилам, предусмотренным для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
В силу пункта 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации, изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством (пункт 3 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с размещением следующих объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов: объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
Согласно п. 1 ст. 56.2 Земельного кодекса Российской Федерации, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решения органов местного самоуправления - в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения.
В силу п. 2 ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным, в том числе, со строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов, в том числе, объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования; автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
В соответствии с ч. 1, ч. 3 ст. 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены: 1) утвержденными документами территориального планирования; 2) утвержденными проектами планировки территории.
Решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд для строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения может быть принято не позднее чем в течение трех лет со дня утверждения проекта планировки территории, предусматривающего размещение таких объектов.
Статьей 56.6 Земельного кодекса предусмотрено, что решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (далее также - решение об изъятии) может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию.
Решение об изъятии принимается в отношении всех объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках, подлежащих изъятию, за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемых для государственных или муниципальных нужд земельных участках не противоречит цели изъятия.
В решении об изъятии должны быть указаны изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие образованию, и расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, а также цель изъятия земельных участков, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие. В случае, если решение об изъятии принимается на основании ходатайства, поданного лицом, указанным в статье 56.4 настоящего Кодекса, в решении об изъятии указывается это лицо. В решении об изъятии указываются сооружения, изъятие которых в соответствии с гражданским законодательством не осуществляется, а также сервитуты, публичные сервитуты, которые установлены в отношении изымаемых земельных участков и которые сохраняются.
В течение десяти дней со дня принятия решения об изъятии уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение: 1) осуществляют размещение решения об изъятии на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; 2) обеспечивают опубликование решения об изъятии (за исключением приложений к нему) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа (муниципального района в случае, если земельные участки, подлежащие изъятию, расположены на межселенной территории) по месту нахождения земельных участков, подлежащих изъятию; 3) направляют копию решения об изъятии правообладателям изымаемой недвижимости письмом с уведомлением о вручении по почтовым адресам, указанным в заявлениях об учете прав на недвижимость, либо в случае отсутствия указанных адресов по почтовым адресам, указанным в Едином государственном реестре недвижимости. В случае, если в связи с изъятием земельных участков изъятию подлежат расположенные на них здания, сооружения, находящиеся в них помещения, копия решения об изъятии направляется также по месту нахождения таких зданий, сооружений, помещений. Если правообладатель изымаемой недвижимости сообщил адрес для связи в виде электронной почты, ему также отправляется копия решения об изъятии в электронной форме. В отсутствие сведений об адресах, указанных в настоящем пункте, копия решения об изъятии по указанным адресам не направляется; 4) направляют копию решения об изъятии в орган регистрации прав; 5) направляют организации, подавшей ходатайство об изъятии, на основании которого осуществляется изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд (при наличии такого ходатайства), копию решения об изъятии, сведения о лицах, подавших заявления об учете их прав на недвижимость, и способах связи с ними, о лицах, являющихся правообладателями земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости, сведения о которых получены на основании предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 56.5 настоящего Кодекса запросов, а также копии документов, подтверждающих права указанных лиц на изымаемые земельные участки и (или) на расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества.
Решение об изъятии может быть обжаловано в суд в течение трех месяцев со дня уведомления правообладателя изымаемой недвижимости о принятом решении об изъятии.
В силу части 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд.
Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления. Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истцам Элькинд С.А., Элькинд Г.Л. на праве общей совместной собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: индивидуальная жилая застройка, площадью 787 кв.м., кадастровый №. На указанном земельном участке находится часть жилого дома, состоящая из семи жилых комнат со вспомогательными помещениями и теплый пристрой, которые также принадлежат истцам на праве общей совместной собственности. Назначение объекта недвижимости: жилое, площадь общая 219 кв.м., этажность 2.
Вторая часть жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности Рожковой Т.Н. При этом ее часть жилого дома располагается на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: индивидуальная жилая застройка, площадью 1000 кв.м., кадастровый №.
06.02.2018 Администрацией городского округа Верхняя Пышма издано постановление № 67 «Об изъятии для муниципальных нужд городского округа Верхняя Пышма земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества», согласно которому административный орган постановляет: изъять для муниципальных нужд городского округа Верхняя Пышма в соответствии с прилагаемым к настоящему постановлению перечнем: 1) земельные участки в соответствии с утвержденными проектами планировки и межевания территории объекта «Строительство и реконструкция улично-дорожной сети со строительством трамвайной линии в границах городского округа Верхняя Пышма и муниципального образования «Город Екатеринбург» с расположенными на них объектами недвижимого имущества; 2) земельные участки, подлежащие образованию из земельных участков, в соответствии с утвержденными проектами планировки и межевания территории с расположенными на них объектами недвижимого имущества.
Согласно Приложению № 67 от 06.02.2018 «Об изъятии для муниципальных нужд городского округа Верхняя Пышма земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества» следует, что в указанный перечень земельные участки, имеющие кадастровые номера № не включены и не подлежали изъятию.
18.10.2019 Администрацией городского округа Верхняя Пышма издано Постановление № 1146 «О внесении изменений в постановление администрации городского округа Верхняя Пышма от 06.02.2018 № 67 «Об изъятии для муниципальных нужд городского округа Верхняя Пышма земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества», согласно которому Администрацией постановлено: внести изменение в постановление администрации городского округа Верхняя Пышма от 06.02.2018 № 67 «Об изъятии для муниципальных нужд городского округа Верхняя Пышма земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества», дополнив приложением № 2 «Перечень изымаемых земельных участков с расположенными на них объектами недвижимого имущества».
Перечень изымаемых земельных участков с расположенными на них объектами недвижимого имущества дополнен следующими объектами недвижимости: - земельный участок с кадастровым номером №, <адрес>; - земельный участок с кадастровым номером №, <адрес>
При этом, в постановление не включен земельный участок с кадастровым номером №, <адрес> где расположена часть жилого дома, принадлежащая на праве совместной собственности Элькинд Г.Л., Элькинд С.А.
16.12.2019 истцы обратились к ответчику с заявлением, содержащим просьбу включить в Перечень изымаемых земельных участков с расположенными на них объектами недвижимого имущества - объект недвижимости, имеющий кадастровый № и провести соответствующую процедуру по выкупу.
15.01.2020 в адрес истцов направлено уведомление о рассмотрении обращения, согласно которому ответчик не находит правовых оснований для его удовлетворения, поскольку объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый № указан как жилое помещение, а не часть его; отсутствуют сведения о том, что объект, принадлежащий Рожковой Т.Н., расположен более чем на одном земельном участке и (или) принадлежит кому-либо помимо Рожковой Т.Н. Такой ответ нарушает права истцов.
Первоначально жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> возводился гражданкой Элькинд Т.Р. и Рожковой Т.Н. как единый объект недвижимости.
Объект недвижимости возведен на едином фундаменте с использованием техники армирования, имеет общие наружные стены, единые коммуникации. Газ проведен со стороны части дома Рожковой Т.Н. Стена между частями жилого дома не является несущей. Железобетонные плиты перекрытия пола и потолка первого этажа длиной 6 метров конструктивно заходят на обе части дома. Разрушение части здания Рожковой Т.Н. приведет к обвалу стены между частями жилого дома и обрушению кровли, сделает невозможным проживание в оставшейся части дома, так как начнет происходить промерзание оставшейся стены, дом останется без коммуникаций.
Часть жилого дома истцов – это не что иное, как составляющая (структурная) часть всего здания (жилого дома) в принципе, расположенная наряду с объектами – двумя частями жилого дома, которые принадлежат на праве собственности разным субъектам.
Проводимая процедура изъятия без земельного участка с кадастровым номером № лишит истцов минимума гарантий на неприкосновенность права частной собственности, свидетельствует о несоразмерном вмешательстве в частную жизнь. Кроме того, на правообладателя оставляемого земельного участка с кадастровым номером № и не включенного в перечень изъятия необоснованно будут отнесены затраты и убытки, связанные с восстановлением жилого дома после изъятия части дома Рожковой Т.Н., потребует получения истцами необходимых согласований и разрешений на строительство (реконструкцию), разрешений впоследствии на ввод в эксплуатацию, то есть затраты, касающиеся вложений в оставляемый земельный участок. Газ проведен со стороны части дома Рожковой Т.Н., это потребует согласительных процедур и получение разрешений от поставщика услуг газоснабжения. Возложение дополнительных обязанностей на собственника оставляемого земельного участка не предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации. Кроме того, ответчик не может гарантировать истцам, что объект недвижимости после изъятия части жилого дома Рожковой Т.Н. будет безопасен для проживания и будет соответствовать всем действующим нормам.
При таких обстоятельствах требование истцов о признании незаконным бездействия Администрации городского округа Верхняя Пышма, выразившегося в не включении в Перечень изымаемых земельных участков с расположенными на них объектами недвижимого имущества, земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: индивидуальная жилая застройка, площадь 787 кв.м., кадастровый №, подлежит удовлетворению. При этом суд не обязывает ответчика внести изменения в Приложение № 2 «Перечень изымаемых земельных участков с расположенными на них объектами недвижимого имущества», поскольку избрание способа устранения допущенных нарушений прав истцов относится к компетенции ответчика, которого суд не должен подменять.
Руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
требования Элькинд Светланы Анатольевны, Элькинд Глеба Леонидовича к Администрации городского округа Верхняя Пышма о признании бездействия незаконным, обязании устранить допущенные нарушения прав, удовлетворить в части.
Признать незаконным бездействие Администрации городского округа Верхняя Пышма, выразившееся в не включении в Перечень изымаемых земельных участков с расположенными на них объектами недвижимого имущества, земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: индивидуальная жилая застройка, площадь 787 кв.м., кадастровый №.
Обязать Администрацию городского округа Верхняя Пышма устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Элькинд Светланы Анатольевны, Элькинд Глеба Леонидовича, об исполнении решения суда сообщить в течение месяца в суд, вынесший решение, административным истцам.
В удовлетворении оставшейся части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Верхнепышминский городской суд Свердловской области.
Судья Е.А. Шелепова.