ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-452/2021 от 06.04.2021 Боровичского районного суда (Новгородская область)

№ 2а-452/2021

Решение

именем Российской Федерации

г. Боровичи Новгородской области 06 апреля 2021 года

Боровичский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Константиновой Т.Г.,

при секретаре Корнетовой С.С.,

с участием административных истцов ФИО1, ФИО2,

представителя административных истцов ФИО8,

представителя административного ответчика - Администрации Железковского сельского поселения ФИО4,

представителя заинтересованного лица – Администрации Боровичского муниципального района ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 и ФИО2 к Администрации Железковского сельского поселения о признании незаконным постановления от 02.07.2020 г. № 81 «Об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 53:02:0100803:5, 53:02:0100803:6»,

установил:

ФИО1 и ФИО2 обратились в Боровичский районный суд с указанным административным иском, в обоснование указав, что они являются собственниками земельных участков, расположенных в кадастровом квартале в д. Бобровик, <адрес>. ФИО1 принадлежит земельный участок площадью 1853+/- 15кв.м с кадастровым номером , ФИО2 - 2445+/-17кв.м с кадастровым номером 53:02:0100803:5. В соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости данные земельные участки относятся к категории земель - земли населенных пунктов с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства. Администрация Железковского сельского поселения является собственником автомобильной дороги общего пользования, расположенной в д. <адрес> с кадастровым номером , дата государственной регистрации права 02.04.2014 года. Постановлением Администрации Железковского сельского поселения от 02.07.2020 № 81 «Об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 53:02:0100803:5, 53:02:0100803:6 установлен публичный сервитут для обеспечения муниципальных нужд - обеспечения прохода (проезда) к земельным участкам на основании ходатайства собственника автомобильной дороги общего пользования с кадастровым номером 53:02:0000000:10276 - Администрации Железковского сельского поселения сроком на 10 лет площадью 202 кв.м. в отношении земельного участка с кадастровым номером 53:02:0100803:5, площадью 100 кв.м в отношении земельного участка с кадастровым номером 53:02:0100803:6.

Административные истцы полагают, что данное постановление Администрации Железковского сельского поселения является незаконным, поскольку принято неполномочным органом, так как Администрация Железковского сельского поселения не наделена полномочиями на принятие решения об установлении публичного сервитута для размещения автомобильной дороги местного значения сельского поселения.

Также считают, что постановление принято в нарушение условий установления публичного сервитута, предусмотренных земельным законодательством, так как истцу Евгеньевой Л.M. при оформлении прав на принадлежащий ей земельный участок с кадастровым номером 53:02:0130803:6 по ее заявлению от 23.10.2019 г. за № 20 Администрацией Железковского сельского поселения 01 ноября 2019 года была представлена схема расположения земельных участков на графическом материале инвентаризации земель населенных пунктов. В указанной схеме какие-либо сведения о наличие автомобильной дороги общего пользования с кадастровым номером 53:02:0000000:10276 на территории земельного участка с кадастровым номером отсутствуют. Истцу Леонову В.Н. постановлением Администрации Боровичского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении градостроительного плана земельного участка» выдан градостроительный план, который не содержит информации о расположенных в границе земельного участка с кадастровым номером объектах капитального строительства - автомобильном дороги общего пользования (раздел 3 градостроительного плана). На сайте администрации Железковского сельского поселения решения об утверждении проекта планировки территории, предусматривающего размещение автомобильной дороги по территории земельных участков с кадастровыми номерами также не имеется.

Согласно ответу Министерства строительства, архитектуры и имущественных отношений Новгородской области от 25.08.2020 № 36 на обращение истцов по вопросу законности установления публичного сервитута для пользования автомобильной дорогой общего пользования с кадастровым номером 53:02:0000000:10276, земельный участок под объектом недвижимого имущества - автомобильной дорогой не сформирован, из чего следует, что графическое описание местоположения границ публичного сервитута и перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости отсутствует. Данное обстоятельство также подтверждается письмом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области от 07.08.2020 № 6084, согласно которому сведения о координатах характерных точек границ земельных участков внесены в государственный кадастр недвижимости: с кадастровым номером - на основании межевого плана от 11.03.2015 года, с кадастровым номером 53:02:0130803:6 - на основании межевого плана от 21.02.2020 года. Связь с сооружением с кадастровым номером 53:02:0000000:10276 отсутствует.

Таким образом, границы, включающие графическое описание местоположения границ публичного сервитута, и перечень координат характерных точек этих границ в системе координат для автомобильной дороги не определены ответчиком и не были предоставлены к ходатайству об установлении публичного сервитута в соответствии с п. 5 ст. 39.41 Земельного кодекса РФ.

Кроме того, при принятии решения об установлении публичного сервитута не соблюдена процедура уведомления правообладателей земельных участков о возможном установлении публичного сервитута, так как истцы не были извещены о возможном установлении публичного сервитута в порядке, предусмотренном ст. 39.42 Земельного кодекса РФ. Сообщения о возможном установлении публичного сервитута в средствах массовой информации, на официальном сайте администрации Железковского сельского поселения, администрации Боровичского муниципального района, на информационных щитах в д. Бобровик с указанием сведений, предусмотренных пунктами 6 и 7 статьи 39.42 Земельного кодекса РФ, не размещались. На официальном сайте администрации Железковского сельского поселения по данному вопросу 26 июня 2020 была размещена только публикация о том, что 22 июня 2020 года в 17 часов 15 минут в администрации Железковского сельского поселения прошли публичные слушания по вопросу установления публичного сервитута в целях обеспечения прохода (проезда) через земельные участки с кадастровыми номерами 53:02:0130803:5 и 53:02:0130803:6 в кадастровом квартале 53:02:0130803 по адресу: <адрес>, сельское поселение Железковское, д. Бобровик, принято решение об установлении публичного сервитута. Таким образом, изданию Постановления от 02.07.2020 № 81 предшествовала лишь не предусмотренная действующим законодательством для принятия решения об установлении публичного сервитута процедура проведения публичных слушаний. При принятии указанного выше постановления от 02.07.2020 г. № 81 нарушены положения ст. 23 Земельного кодекса РФ в части установления и осуществления публичного сервитута на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием. Постановлением от 02.07.2020 № 81 сроком на 10 лет предусмотрен круглосуточный график доступа, на земельные участки, без учета интересов истцов, в частности Леонова В.Н., у которого на земельном участке расположен индивидуальный жилой дом, в котором он проживает с семьей постоянно.

Попытка разрешить спор по вопросу размещения автомобильной дороги и дальнейшего установления сервитута осуществлялось истцами в порядке досудебных разбирательств путем обращения в компетентные органы, в том числе в администрацию Боровичского муниципального района, Управление Росреестра по Новгородской области, Министерство строительства, архитектуры и имущественных отношений Новгородской области, органы прокуратуры (последний ответ от 26.01.2021 г.), однако оценка законности постановления от 02.07.2020 № 81 указанными органами в полной мере не была дана. Таким образом, истцы считают, что процессуальный срок обжалования незаконного решения пропущен ими по уважительной причине. Просят восстановить пропущенный процессуальный срок для подачи административного искового заявления о признании незаконным постановления Администрации Железковского сельского поселения от 02.07.2020 г. № 81 «Об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков с кадастровыми номерами », признать незаконным постановление Администрации Железковского сельского поселения от 02.07.2020 г. № 81 «Об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков с кадастровыми номерами .

В судебном заседании административные истцы ФИО1 и ФИО2, а также их представитель ФИО8 административное исковое заявление поддержали по изложенным в нем основаниям.

Представитель административного ответчика - Администрации Железковского сельского поселения, - ФИО4 заявленные требования не признала, указав, что срок для подачи административного искового заявления пропущен административными истцами по неуважительной причине, поскольку административные истцы знали о том, что по их земельным участкам проходит автомобильная дорога, о том, что на их земельные участки будет наложен публичный сервитут им было известно после публичных слушаний. ФИО1 около 15 лет не появлялась на своем земельном участке, границы ее земельного участка были не определены, до настоящего времени ее земельный участок не используется, поэтому Администрация Железковского сельского поселения оставляет за собой право изъять указанный земельный участок, кроме того часть земельного участка, по которой проходит автомобильная дорога, принадлежащая сельскому поселению, ФИО1 не обрабатывалась. Автомобильная дорога находится в полномочиях администрации Железковского сельского поселения, внутренними регламентами Администрации предусмотрено, что Администрация полномочна осуществлять ремонт дороги и содержание дорожных сооружений. При установлении публичного сервитута Администрация учитывала интересы иных жителей сельского поселения в части обеспечения подъезда к их земельным участкам, в том числе административного истца ФИО2

Представитель заинтересованного лица – Администрации Боровичского муниципального района, - ФИО5 полагала необходимым отказать в иске, поскольку публичный сервитут установлен Администрацией Железковского сельского поселения с соблюдением требований норм земельного и гражданского законодательства РФ.

Свидетель ФИО6 в судебном заседании пояснила, что лично присутствовала на публичных слушаниях об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков ФИО2 и ФИО1, о предстоящих публичных слушаниях жители сельского поселения были заблаговременно извещены, по результатам публичных слушаний по этому вопросу было принято решение об установлении публичного сервитута для автодороги местного значения для проезда к жилым домом, расположенным левее земельных участков ФИО2 и ФИО1.

Суд, выслушав стороны, исследовав доказательства по делу, приходит следующим выводам.

В силу ч. 3 ст. 23 Земельного кодекса РФ к правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута в рассматриваемом случае применяются нормы Земельного кодекса РФ.

Публичный сервитут может устанавливаться в числе прочего для использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса (п. 8 ч. 4 ст. 23 ЗК РФ).

Согласно п. 4 ст. 39.37 ЗК РФ для использования земельных участков и (или) земель в целях размещение автомобильных дорог и железнодорожных путей в туннелях публичный сервитут устанавливается в порядке, предусмотренном главой V.7 данного кодекса РФ.

Согласно п. 5 ст. 39.38 Земельного кодекса Российской Федерации в случае установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений, являющихся объектами местного значения муниципального района, сельского поселения, размещения автомобильных дорог местного значения муниципального района, сельского поселения в туннелях, а также в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса и не указанных в подпунктах 1 - 3 настоящей статьи, в отношении земельных участков и (или) земель, расположенных в границах сельских поселений, на межселенных территориях муниципального района публичный сервитут в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса устанавливается решением органа местного самоуправления муниципального района.

Таким образом, в силу указанной нормы права в случае установления публичного сервитута для размещения автомобильных дорог местного значения сельского поселения, а также в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса и не указанных в подпунктах 1 - 3 настоящей статьи, в отношении земельных участков и (или) земель, расположенных в границах сельских поселений, на межселенных территориях муниципального района решение принимается органами местного самоуправления муниципального района.

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закон Новгородской области от 23.10.2014 № 637-03 «О закреплении за сельскими поселениями Новгородской области вопросов местного значения» указанные полномочия сельским поселениям также не предоставляют.

В ходе рассмотрения дела установлено, что Администрацией Железковского сельского поселении 02 июля 2020 года вынесено постановление об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 53:02:0100803:5, 53:02:0100803:6, которым установлен публичный сервитут на следующих условиях: целью установления публичного сервитута является использование автомобильной дороги общего пользования с кадастровым номером , местоположение: <адрес>, Железковское сельское поселение, д. Бобровик, для обеспечения муниципальных нужд для обеспечения прохода (проезда) к земельным участкам. Лицом, на основании ходатайства которого принято решение об установлении публичного сервитута, является собственник автомобильной дороги общего пользования с кадастровым номером - Администрация Железковского сельского поселения <адрес>.

Представление ходатайства в орган местного самоуправления, не уполномоченный на установление публичного сервитута для целей, указанных в ходатайстве, а также не приложение документов, предусмотренных пунктом 5 ст. 39.41 Земельного кодекса РФ является в соответствии с п. 9 ст. 39.41 Земельного кодекса РФ основанием для возвращения ходатайства без рассмотрения.

Таким образом, порядок установления публичного сервитута в целях, указанных в статье 39.37 Земельного кодекса РФ, урегулирован положениями главы V.7 Земельного кодекса РФ. Органы, уполномоченные на принятие решений об установлении публичного сервитута, определяются в соответствии со статьей 39.38 Земельного кодекса РФ.

Из анализа указанных норм права в их взаимосвязи следует, что Администрация Железковского сельского поселения не наделена полномочиями на принятие решения об установлении публичного сервитута для размещения автомобильной дороги местного значения сельского поселения, в связи с чем постановление от 02.07.2020 № 81 является незаконным.

Доводы представителя административного ответчика ФИО4 и представителя заинтересованного лица ФИО5 о том, что Администрация Железковского сельского поселения полномочна устанавливать публичный сервитут в отношении земельных участков, расположенных в границах данного сельского поселения, а также о том, что процедура по уведомлению собственников земельных участков об установлении публичного сервитута в отношении принадлежащих им земельных участков была соблюдена, отвергаются судом, поскольку не нашли своего подтверждения в судебном заседании и основаны на неверном толковании закона.

До обращения в суд административные истцы ФИО1 и ФИО2, пытаясь разрешить спор по вопросу размещения автомобильной дороги и дальнейшего установления сервитута в порядке досудебных разбирательств, обращались в администрацию Боровичского муниципального района, Управление Росреестра по Новгородской области, Министерство строительства, архитектуры и имущественных отношений Новгородской области, органы прокуратуры, о чем свидетельствуют их обращения и письменные ответы указанных организаций, представленные административными истцами, в связи с чем, суд признает, что процессуальный срок для обращения в суд административными истцами пропущен по уважительной причине и подлежат восстановлению на основании ст. 95 КАС РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

В соответствии со ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

По настоящему делу имеются судебные расходы в размере 300 рублей, связанные с оплатой административными истцами государственной пошлины за подачу административного иска в суд, которые подлежат распределению по правилам ст. 111 КАС РФ в соответствии со ст. 333.19 НК РФ, а именно, с административного истца Администрации Железковского сельского поселения Боровичского района в пользу административных ответчиков Евгеньевой Л.М. и Леонова В.Н. подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 150 рублей каждому.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Административный иск ФИО1 и ФИО2 удовлетворить.

Признать незаконным постановление Администрации Железковкого сельского поселения от 02.07.2020 г. № 81 «Об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков с кадастровыми номерами ».

Настоящее решение является основанием для исключения из Единого государственного реестра недвижимости сведений о наличии обременения, установленного публичным сервитутом в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 53:02:0100803:5, 53:02:0100803:6.

Взыскать с Администрации Железковского сельского поселения в пользу ФИО1 и ФИО2 судебные расходы по оплате госпошлины по 150 (сто пятьдесят) рублей каждому.

Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Боровичский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 20 апреля 2021 года.

Судья Т.Г. Константинова