ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-452/2022 от 17.10.2022 Лодейнопольского городского суда (Ленинградская область)

Дело № 2а-452/2022

УИД 47RS0010-01-2022-000486-39

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. ФИО1 17 октября 2022 года

Лодейнопольский городской суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Альшанниковой Л.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Арифулиным К.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Лодейнопольского городского прокурора в защиту неопределенного круга лиц к администрации Доможировского сельского поселения Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области о признании бездействия в части непринятия мер по постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности в установленном законом порядке земельного участка, на котором расположена контейнерная площадка в <адрес>, незаконным и обязании поставить на кадастровый учет и зарегистрировать право собственности в установленном законом порядке земельного участка, на котором расположена контейнерная площадка в п.ст. Оять у дома №71 Лодейнопольского района Ленинградской области,

установил:

Лодейнопольский городской прокурор, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации Доможировского сельского поселения Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области о признании бездействия в части непринятия мер по постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности в установленном законом порядке земельного участка, на котором расположена контейнерная площадка в <адрес>, незаконным и обязании поставить на кадастровый учет и зарегистрировать право собственности в установленном законом порядке земельного участка, на котором расположена контейнерная площадка в <адрес> в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование требований указал, что Лодейнопольской городской прокуратурой проведена проверка исполнения требований земельного законодательства администрацией Доможировского сельского поселения Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области.

В ходе надзорной проверки установлено, что администрацией Доможировского сельского поселения Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области определены места расположения контейнерных площадок на территории поселения. Так, по адресу: <адрес> расположена контейнерная площадка. Вместе с тем, в нарушение требований закона земельный участок на котором расположена контейнерная площадка, не поставлен на кадастровый учет, не проведено межевание данных земельных участков и не определены их границы, право муниципальной собственности на земельный участок не зарегистрировано.

Отсутствие определенных в соответствии с действующим земельным законодательством границ земельного участка, на котором расположена контейнерная площадка, оказывающая экологическую нагрузку на окружающую среду, препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья населения.

Административный истец старший помощник Лодейнопольского городского прокурора Парфенова Т.М. исковые требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении и просила обязать ответчика исполнить решения суда в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.

Ответчик администрация Доможировского сельского поселения Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области в судебное заседание своего представителя не направил, о дате слушания дела извещен надлежащим образом, выразил согласие с заявленными требованиями.

В соответствии со статьей 150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть материалы дела в отсутствие сторон.

Изучив материалы дела, выслушав административного истца, оценив представленные доказательства согласно статье 84 КАС РФ в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными полномочиями или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Круг лиц в интересах, которых обращается прокурор невозможно индивидуализировать поскольку, количество граждан состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях постоянно меняется, в том числе могут быть приняты на учет граждане, имеющие внеочередное право на обеспечение жилым помещением.

В соответствии с требованием ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю.

В силу ст. 6 Земельного кодекса РФ, земельные участки являются объектами земельных отношений. Земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных Земельным кодексом РФ прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Согласно п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с п.п. 18, 21 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся: участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов; присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоеиие наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, местного значения муниципального района), наименований элементам планировочной структуры в границах поселения, изменение, аннулирование таких наименований, размещение информации в государственном адресном реестре.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218 - ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).

Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Государственная регистрация перехода права на объект недвижимости, ограничения права на объект недвижимости, обременения объекта недвижимости или сделки с объектом недвижимости проводится при условии наличия государственной регистрации права на данный объект в Едином государственном реестре недвижимости, если иное не установлено федеральным законом.

Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.

Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

Согласно ст. 4 Федерального закона от 13.07.2015 № 218 – ФЗ, участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, являются собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него, другие лица в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях, в том числе граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица, международные организации, Союзное государство, иностранные государства, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, кадастровые инженеры, нотариусы, судебные приставы-исполнители, с одной стороны, и орган регистрации прав - с другой.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 13.07.2015 № 218 – ФЗ, каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав. Каждая запись о праве на объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, об ограничении права или обременении объекта недвижимости идентифицируется неизменяемым, не повторяющимся во времени и на территории Российской Федерации номером регистрации.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются в том числе:

1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;

2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;

3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;

свидетельства о праве на наследство;

вступившие в законную силу судебные акты;

акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

межевой план;

иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременен ий объектов недвижимости;

наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.

Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с созданием объекта недвижимости, образованием объекта недвижимости,

Согласно ст. 19 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ орган государственной власти или орган местного самоуправления в случае, уполномоченные на принятие решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия такого акта или совершения такой сделки обязан направить в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учете и прилагаемые к нему документы в отношении соответствующего объекта недвижимости.

Как установлено судом, что по адресу: <адрес> расположена контейнерная площадка. Вместе с тем, в нарушение требований закона земельный участок на котором расположена данная контейнерная площадка, не поставлен на кадастровый учет, не проведено межевание данных земельных участков и не определены их границы, право муниципальной собственности на земельный участок не зарегистрировано.

Отсутствие определенных в соответствии с действующим земельным законодательством границ земельного участка, на котором расположена контейнерная площадка, оказывающая экологическую нагрузку на окружающую среду, препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья населения.

Таким образом, судом установлено, что в результате бездействия администрации нарушаются права неопределенного круга лиц на охрану жизни и здоровья, благоприятную среду обитания.

Поскольку бездействие администрации Доможировского сельского поселения Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области в данном случае не отвечает требованиям, земельного законодательства, то суд находит заявленные требования законными и обоснованными и полагает необходимым обязать ответчика поставить на кадастровый учет и зарегистрировать право собственности в установленном законом порядке земельный участок в <адрес> на котором расположена контейнерная площадка.

Суд, учитывая все обстоятельства дела, считает возможным установить срок для устранения выявленных нарушений действующего законодательства – в течение одного года со дня вступления решения в законную силу.

Заявленные прокурором требования обусловлены особым общественным значением поставленного вопроса, разрешение которого затрагивает права значительного числа граждан. В связи с чем, обращение с настоящим административным исковым заявлением в суд Лодейнопольского городского прокурора является законным и обоснованным.

Руководствуясь ст. 174-180 КАС Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Лодейнопольского городского прокурора к администрации Доможировского сельского поселения Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области о признании бездействия в части непринятия мер по постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности в установленном законом порядке земельного участка, на котором расположена контейнерная площадка в <адрес>, незаконным и обязании поставить на кадастровый учет и зарегистрировать право собственности в установленном законом порядке земельного участка, на котором расположена контейнерная площадка в <адрес> удовлетворить.

Признать бездействие администрации Доможировского сельского поселения Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области в части непринятия мер по постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности в установленном законом порядке земельного участка, на котором расположена контейнерная площадка в <адрес> незаконным.

Обязать администрацию Доможировского сельского поселения Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области поставить на кадастровый учет и зарегистрировать право собственности в установленном законом порядке земельный участок в <адрес>, на котором расположена контейнерная площадка в течение одного года со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд через Лодейнопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Л.В. Альшанникова