ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-452/2022 от 22.09.2022 Локтевского районного суда (Алтайский край)

Дело № 2а-452/2022

22RS0032-01-2022-000102-68

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Горняк 22 сентября 2022 года

Локтевский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Марфутенко В.Г.,

при помощнике судьи Дейнеко Ю.А.,

с участием помощника прокурора Локтевского района АК Баранова И.Д.,

представителя административного ответчика администрации Локтевского района АК - ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Локтевского района Алтайского края с учетом уточнения в интересах муниципального образования Локтевский район к администрации Локтевского района Алтайского края о признании нормативного правового акта не действующим в части,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Локтевского района Алтайского края обратился в суд с административным исковым заявлением с учетом уточнения в интересах муниципального образования Локтевский район к администрации Локтевского района Алтайского края о признании нормативного правового акта не действующим в части.

В обосновании заявленных требований указал, постановлением администрации Локтевского района Алтайского края (далее - Администрация) от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о порядке и условиях предоставления компенсации расходов по оплате услуг теплоснабжения потребителям ресурсоснабжающей организации ООО «Тепловые системы» на территории города Горняка Локтевского район Алтайского края (далее - Положение). На территории района действует 1 организация, заключившая концессионное соглашение, это ООО «Тепловые системы».

Указывают, что в соответствии с п. 3.1 - 3.3 Положения расчет компенсации осуществляется ресурсоснабжающей организацией в соответствии с п.3.10 Положения. Ресурсоснабжающая организация ежемесячно в срок не позднее трех рабочих дней, за который будет начислена компенсация, предоставляет в электронном виде в администрацию Локтевского района реестр получателей денежной компенсации отдельных категорий граждан по оплате услуг по теплоснабжению в соответствии с Приложением №3 к положению. Администрация Локтевского района на основе информации, полученной в соответствии с п. 3.1. настоящего Положения, не позднее трех рабочих дней со дня получения указанной информации перечисляет денежные средства получателю компенсации.

Между тем, в соответствии со ст.1 Гражданского кодекса РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

ООО «Тепловые сети» является хозяйствующим субъектом, осуществляющим приносящую доход деятельность, коммерческой организацией, органы местного самоуправления не наделены действующим законодательством полномочиями на принятие нормативных актов, ограничивающих права юридических лиц, возлагающих на них непредусмотренные законом обязанности. Полагают, что предусмотрев в Положении обязанности ООО «Тепловые сети» по расчету вышеназванной компенсации населению, администрация Локтевского района вышла за пределы собственной компетенции.

Кроме того, указывают, что вопреки Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» несмотря на установленные запреты, Положением на хозяйствующий субъект - ООО «Тепловые системы» возложены полномочия органа местного самоуправления по расчету компенсации, предоставляемой за счет муниципального бюджета.

А так же вышеуказанным Постановлением не предусмотрен порядок контроля за порядком расчета хозяйствующим субъектом указанной компенсации, тем самым исключен контроль за правильностью расходования бюджетных средств, не исключено административное усмотрение при осуществлении указанных расчетов.

В целях устранения указанных нарушений закона, главе Локтевского района ДД.ММ.ГГГГ внесено представление, по результатам рассмотрения которого меры к устранению нарушений закона до настоящего времени не приняты.

Просят признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу пункты 3.1, 3.3 Постановления администрации Локтевского района Алтайского края от 18.01.2021 № 06 «Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления компенсации расходов по оплате услуги теплоснабжения потребителям ресурсоснабжающей oрганизации ООО «Тепловые системы» на территории города Горняка Локтевского района Алтайского края» (в редакции Постановления администрации Локтевского района от 16.11.2021 № 394).

Обязать администрацию Локтевского района в течении 1 месяца после вступления в законную силу решения суда внести в Постановление администрации Локтевского района Алтайского края от 18.01.2021 № 06 «Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления компенсации расходов по оплате услуги теплоснабжения потребителям ресурсоснабжающей организации ООО «Тепловые системы» на территории города Горняка Локтевского района Алтайского края» (в редакции Постановления администрации Локтевского района от 16.11.2021 № 394) изменения, определяющие порядок контроля за расчетами компенсации.

В судебном заседании административный истец помощник прокурора Локтевского района Баранов И.Д. поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в административном исковом заявлении. При этом уточнил исковые требования. Просил признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу пункты 3.1, 3.3 Положения о порядке и условиях предоставления компенсации расходов по оплате услуги теплоснабжения потребителям ресурсоснабжающей oрганизации ООО «Тепловые системы» на территории города Горняка Локтевского района Алтайского края» утвержденного Постановлением администрации Локтевского района Алтайского крал от 18.01.2021 № 06 (в редакции Постановления администрации Локтевского района от 16.11.2021 № 394).

Обязать администрацию Локтевского района в течении 1 месяца после вступления в законную силу решения суда внести в Положение о порядке и условиях предоставления компенсации расходов по оплате услуги теплоснабжения потребителям ресурсоснабжающей oрганизации ООО «Тепловые системы» на территории города Горняка Локтевского района Алтайского края» утвержденного Постановлением администрации Локтевского района Алтайского крал от 18.01.2021 № 06 (в редакции Постановления администрации Локтевского района от 16.11.2021 № 394), изменения, определяющие порядок контроля за расчетами компенсации.

В судебном заседании представитель административного ответчика ФИО1 административные исковые требования не признала, пояснила, что администрация Локтевского района в последнее число месяца передает в ООО «Тепловые системы» реестр получателей компенсации. Этот реестр является приложением к Соглашению «Об информационном обмене» от 28 февраля 2022 года, заключенного между ООО «Тепловые системы» и администрацией Локтевского района. Этот реестр утвержден и Положением о компенсации. В течение 3 рабочих дней ресурсоснабжающая организация вносит в реестр суммы компенсации и направляет реестр с указанными суммами компенсации в администрацию Локтевского района для перечисления указанных компенсаций. Изначально с заявлением о получении компенсации граждане обращаются в администрацию. Администрация формирует реестр получателей компенсации. Затем администрация направляет реестр в ООО «Тепловые системы». ООО «Тепловые системы» осуществляют расчет компенсации и возвращает реестр в администрацию. Бухгалтерия перечисляет компенсацию гражданам. У ООО «Тепловые системы» имеется программа, которая просчитывает сумму компенсации. Администрация района не имеет возможности в ручную просчитывать всех абонентов.

Документы поступают в отдел по ЖКХ.

Функция контроля за ООО «Тепловые системы» по провидению правильности расчета компенсации ни где не закреплена. В обеспечение контроля, непосредственно начальником отдела по ЖКХ делается выборка, в результате которой за месяц проверяются около 12 абонентов. Начальник отдела по формуле проверят правильность расчета компенсации. Расхождений не выявлялось.

Представители заинтересованных лиц ООО «Тепловые системы», администрации города Горняка Локтевского района Алтайского края, Управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов в судебное заседание не явились о дате и времени извещены надлежаще.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, допросив свидетеля, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно пункта 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

В силу ч.8 ст.213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Согласно п.«з» ч.1 ст. 1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", в соответствии с Конституцией Российской Федерации деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципами самостоятельного осуществления своих полномочий органами местного самоуправления.

В силу ч.1, ч.2 ст.19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

Согласно ст.20 вышеуказанного Закона, органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств (ч.3).

Органы местного самоуправления вправе осуществлять расходы за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) на осуществление полномочий, не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона, если возможность осуществления таких расходов предусмотрена федеральными законами.

Органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Финансирование полномочий, предусмотренное настоящей частью, не является обязанностью муниципального образования, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. (ч.5)

Статьей 15 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрены вопросы местного значения муниципального района, к которым отнесено, в том числе, составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального района, утверждение и исполнение бюджета муниципального района, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального района (п. 1 ч.1 ст.15 Закона).

Установление дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи гражданам не отнесено данным законом к вопросам местного значения.

Частью 2 ст.15.1. ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что органы местного самоуправления и муниципального района вправе решать вопросы, указанные в части 1 настоящей статьи, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

Уставом Муниципального образования Локтевский район предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципального района вправе решать вопросы, указанные в части 1 статьи 15.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, участвовать в осуществлениииных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами Алтайского края, за счет доходов районного бюджета, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений (статья 6 Устава).

Согласно ст.20 Устава, структуру органов местного самоуправления составляют: 1.Локтевский районный Совет народных депутатов Алтайского края; 2. глава Локтевского района; 3. Администрация Локтевского района Алтайского края; 4. контрольно-счетная палата Локтевского района.

Статьей 40 Устава предусмотрен правовой статус Администрации района, согласно которому Администрация района является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом муниципального района.

Согласно ст.47 Устава, Администрация района осуществляет иные полномочия по решению вопросов местного значения в соответствии с федеральными законами, законами Алтайского края и Уставом.

Статьей 52 Устава к системе муниципальных правовых актов муниципального района отнесены в том числе постановления и распоряжения Администрации района.

В силу ст.58 Устава Муниципального образования Локтевский район, муниципальные правовые акты вступают в силу в день их принятия, если иной срок не установлен самим правовым актом. Днем принятия муниципальных правовых актов считается день их подписания уполномоченным должностным лицом. Регистрация муниципальных правовых актов и присвоение им соответствующих порядковых номеров осуществляется в день их подписания. Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования. Официальным опубликованием муниципальных правовых актов считается опубликование их полных текстов в газете «К новым рубежам» и (или) в «Сборнике муниципальных правовых актов Локтевского района Алтайского края».

Постановлением администрации Локтевского района Алтайского края (далее - Администрация) от 18.01.2021 № 06 утверждено Положение о порядке и условиях предоставления компенсации расходов по оплате услуг теплоснабжения потребителям ресурсоснабжающей организации ООО «Тепловые системы» на территории города Горняка Локтевского район Алтайского края (далее - Положение).

Положение опубликовано в газете «К новым рубежам» 20.03.2021 №11, а так же на официальном сайте администрации www.loktevskiyiy-rn.ry и действует в редакции постановлений администрации от 22.01.2021 №15, от 30.03.2021 №84, от 16.11.2021 №394.

Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено две формы возмещения затрат на оплату жилья и коммунальные услуг: субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (ст. 159 ЖК РФ) и компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (ст. 160 ЖК РФ).

Согласно ч.3 ст. 160 ЖК РФ компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

В соответствии с п.4 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе, организацияв границах муниципального района электро и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Аналогичные положения закреплены в п.4 ч. 1 ст.5 Устава муниципального образования Локтевский район Алтайского края.

Как было указано ранее, в силу абз.2 ч. 5 ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Постановлением Правительства РФ от 30.04.2014 № 400 «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации» определены принципы и порядок расчета, утверждения и применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях (далее - предельные индексы) и индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федераций, (далее - индексы по субъект Российской Федерации), основания и порядок изменения предельных индексов по субъектам Российской Федерации в течение периода их действия, порядок мониторинга и контроля за соблюдением предельных индексов и индексов по субъектам Российской Федерации; основания и порядок согласования предельных индексов представительными органами муниципальных образований, основания и порядок выплаты компенсаций организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения и обращения с твердыми коммунальными отходами (далее регулируемые организации), за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федераций в связи с изменениями предельных индексов и (или) индексов по субъектам Российской Федерации, порядок опубликования решений об установлении предельных индексов и индексов по субъектам Российской Федерации, а также информации о результатах контроля за соблюдением индексов по субъектам Российской Федерации и государственного жилищного надзора в части предупреждения, выявления пресечения нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.

Фактически право на получение выплат возникают в случае, если тарифы, утвержденные для ресурсоснабжающих организаций, приводят к росту вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги вмуниципальных образованиях.

На территории района действует 1 организация, заключившая концессионное соглашение, это ООО «Тепловые системы».

Договор о концессионном соглашении заключен 27.11.2018 между ООО «Тепловые системы», администрацией Локтевского района - собственником передаваемого по договору имущества, и субъектом РФ - Алтайским краем в лице Губернатора Алтайского края ФИО2

В этой связи постановлением администрации Локтевского района от 18.01.2021 № 06 утверждено Положение, предусматривающее предоставление дополнительной меры социальной поддержки в целях соблюдения предельного индекса платы граждан за коммунальные услуги собственникам жилых помещений, нанимателям жилых помещений либо членам их семей, а так же иным лицам, зарегистрированным в соответствующим жилом помещении, осуществляющим оплату коммунальных услуг.

Так, в соответствии с п. 3.1 - 3.3 Положения расчет компенсации осуществляется ресурсоснабжающей организацией в соответствии с п.3.10 Положения. Ресурсоснабжающая организация ежемесячно в срок не позднее трех рабочих дней, за который будет начислена компенсация, предоставляет в электронном виде в администрацию Локтевского района реестр получателей денежной компенсации отдельных категорий граждан по оплате услуг по теплоснабжению в соответствии с Приложением №3 к положению. Администрация Локтевского района на основе информации, полученной в соответствии с п. 3.1. настоящего Положения, не позднее трех рабочих дней со дня получения указанной информации перечисляет денежные средства получателю компенсации.

В соответствии со ст.1 Гражданского кодекса РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

ООО «Тепловые сети» является хозяйствующим субъектом, осуществляющим приносящую доход деятельность, коммерческой организацией.

По мнению административного истца, предусмотрев в Положении обязанности ООО «Тепловые сети» по расчету вышеназванной компенсации населению, администрация Локтевского района вышла за пределы собственной компетенции, возложив обязанность по расчету денежной компенсации отдельных категорий граждан по оплате услуг по теплоснабжению.

Между тем, судом установлено, что ООО «Тепловые системы» согласно постановления администрации Локтевского района Алтайского края от 08.10.2018 №445 является единой теплоснабжающей организацией в районе, что не оспаривалось сторонами.

28.02.2022 между ООО «Тепловые системы» и администрацией Локтевского района заключено соглашение №30 «Об информационном обмене». Предметом соглашения являются совместные действия Ресурсоснабжающей организации и Администрации, связанные с информационным обменом в формате, предусмотренном Приложением №1 к соглашению при предоставлении компенсации расходов по оплате услуги теплоснабжения.

В рамках соглашения ресурсоснабжающая организация обязуется, ежемесячно в срок не позднее трех рабочих дней с последнего дня месяца, за который будет начислена компенсация, предоставляет в электронном виде в администрацию Локтевского района реестр получателей денежной компенсации отдельных категорий граждан по оплате услуг по теплоснабжению в соответствии с приложением 1 к соглашению. В свою очередь администрация обязуется, ежемесячно в последний рабочий день месяца предоставлять ресурсоснабжающей организации сведения о получателях денежной компенсации по оплате услуг теплоснабжения.

По условиям соглашения, ресурсоснабжающая организация несет ответственность за своевременное предоставление администрации реестра получателей денежной компенсации отдельных категорий граждан по оплате услуг теплоснабжения с начисленным размером компенсации, за правильность и достоверность содержащихся в реестре сведений, а так же за правомерность обработки персональных данных получателей в рамках настоящего соглашения. Администрация несет ответственность за правильность и достоверность сведений реестра получателей денежной компенсации отдельных категорий граждан по оплате услуг теплоснабжения, своевременное предоставление реестра ресурсоснабжающей организации.

При осуществлении взаимодействия в рамках соглашения, расчет между сторонами не производится, то есть осуществляется на безвозмездной основе. Наличие жалоб от населения по сумме начисленной и выплаченной компенсации, судом не установлено, сторонами не представлено.

В судебном заседании 16.03.2022 директор ООО «Тепловые системы» ФИО3 пояснил, что ООО «Тепловые системы» не возражает против того, чтобы их сотрудники осуществляли расчет компенсации, поскольку у них имеется соответствующая программа и это не требует каких либо значительный затрат, это делается в интересах населения района. По данному поводу с администрацией района заключено соглашение об информационном обмене. Каких либо претензий со стороны администрации и граждан относительно начисления не имеется.

Свидетель ФИО4 работающая начальником отдела по ЖКХ администрации Локтевского района ранее в судебном заседании пояснила, что расчет компенсации возложен на теплоснабжающую организацию. Данное решение было связано с тем, что всеми данными, необходимыми для расчета компенсации владеет теплоснабжающая организация. Вопрос о предоставлении данных администрации и расчет компенсации администрацией не рассматривался, так как этот процесс занимает достаточно длительное время.

Теплоснабжающая организация начислят компенсацию с помощью программы. Они обладают всеми данными для начисления компенсации. Также они начисляют ЕДК и ЕДВ, эти данные также необходимы для расчета компенсации. Они параллельно так же считают компенсацию и для социальной защиты.

Таким образом, судом установлено, что в связи с заключением 28.02.2022 между ООО «Тепловые системы» и администрацией Локтевского района соглашения №30 «Об информационном обмене» сторонами урегулирована процедура проведения расчетов и начисления компенсации гражданам. Нарушения прав муниципального образования Локтевский район в интересах которого обращается прокурор судом не установлено.

Кроме того, административным истцом указано на несоответствие в действиях административного ответчика нормам Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», так ч. 1 ст. 15 Закона установлен запрет органам мёстного самоуправления принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействия) которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Часть 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ запрещает наделение хозяйствующих субъектов функциями органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления, в том числе функциями государственного контроля и надзора, если иное не установлено одном из двух Федеральных законов, прямо перечисленных в ней.

При этом, ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ не содержит указание на обязательное наличие негативных последствий или угрозы их наступления, как для конкуренции на каком-либо товарном рынке или торгах, так и на какие-либо другие негативные последствия. То есть этот запрет носит безусловный характер, а описываемые действия запрещены, даже если они оказывают влияние на рынок, конкуренция на котором отсутствует.

Указывают, что в соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федераций, Федеральным конституционным законам, данному Федеральному закону, другим Федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

По мнению административного истца, вопреки перечисленным нормам закона, несмотря на установленные запреты, Положением на хозяйствующий субъект - ООО «Тепловые системы» возложены полномочия органа местного самоуправления по расчету компенсации, предоставляемой за счет муниципального бюджета.

Между тем судом не установлено, что вопреки вышеуказанных норм, административным ответчиком нарушена процедура организации услуги теплоснабжения для населения. Иных организаций желающих оказывать услугу теплоснабжения населению района не имеется.

ООО «Тепловые системы» согласно постановления администрации Локтевского района Алтайского края от 08.10.2018 №445 является единой теплоснабжающей организацией в районе.

В данном случае нарушения части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" не имеется, поскольку наделения хозяйствующего субъекта помимо функций специализированной организации, функциями органа государственной власти, либо органа местного самоуправления, не допущено.

ООО «Тепловые системы» не осуществляло специфических функций, свойственных государственным, либо муниципальным органам, а выполняло технические функции, связанные с проведением расчетов и начисления компенсации гражданам.

Доводы административного истца, о том что положением не предусмотрен порядок контроля за порядком расчета хозяйствующим субъектом указанной компенсации, тем самым исключен контроль за правильностью расходования бюджетных средств, не исключено административное усмотрение при осуществлении указанных расчетов, у суда заслуживают внимание.

Доводы представителя административного ответчика о том, что на основании предоставленных ООО «Тепловые системы» сведений о потребленных гигакалориях, начисленные суммы выборочно проверяются начальником отдела по ЖКХ, поскольку сведениями о том, сколько гигакалорий потребил определенный дом, владеет только ООО «Тепловые системы» признаются судом не состоятельными. Поскольку такая организация работы не способна обеспечить надлежащий контроль, за проведением расчетов. Кроме того, порядок проведения контроля и ответственное лицо за его проведение нормативно не закреплены.

Таким образом, заявленные требования прокурора в данной части подлежат удовлетворению.

При установленных обстоятельствах, суд полагает, что административное исковое заявление прокурора Локтевского района Алтайского края с учетом уточнений в интересах муниципального образования Локтевский район, подлежит частичному удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180,215 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Уточненное административное исковое заявление прокурора Локтевского района Алтайского края удовлетворить частично.

Обязать администрацию Локтевского района Алтайского края в течении 1 месяца после вступления в законную силу решения суда внести в Положение «О порядке и условиях предоставления компенсации расходов по оплате услуги теплоснабжения потребителям ресурсоснабжающей организации ООО «Тепловые системы» на территории города Горняка Локтевского района Алтайского края» (в редакции с учетом Постановления администрации Локтевского района от 16.11.2021 №394) утвержденного Постановлением администрации Локтевского района Алтайского края от 18.01.2021 №06, изменения определяющие порядок контроля за расчетами компенсации.

В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказать.

Апелляционные жалоба, представление на решение могут быть поданы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, в Алтайский краевой суд через Локтевский районный суд Алтайского края.

Судья В.Г. Марфутенко

Мотивированное решение изготовлено 06 октября 2022 года