ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-452/2022 от 26.10.2022 Одесского районного суда (Омская область)

дело №2а-452/2022г.

УИД (М) 55RS0025-01-2022-000586-05

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с.Одесское 26 октября 2022 года

Одесский районный суд Омской области в составе:

председательствующего судьи Тарновского А.В.

помощника судьи Семеновой Ю.А.

при секретаре судебного заседания Стрюк В.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Одесского района Омской области в защиту интересов Российской Федерации, муниципального образования к Администрации Ганновского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия выразившегося в необеспечении возможности получения гражданами муниципальных услуг в электронной форме и обязывании обеспечить возможность получения гражданами муниципальных услуг в электронной форме,

УСТАНОВИЛ:

В суд с административным исковым заявлением в защиту интересов Российской Федерации, муниципального образования к Администрации Ганновского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в необеспечении возможности получения гражданами муниципальных услуг в электронной форме и обязывании обеспечить возможность получения гражданами муниципальных услуг в электронной форме обратился прокурор Одесского района Омской области, указав, что в соответствии с п.6 ст.4 Федерального закона №210 от 27.07.2010 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» одним из основных принципов предоставления государственных и муниципальных услуг являются возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации по выбору заявителя.

В силу п.3 ст.5 Федерального закона №210-ФЗ при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.

Подпунктом 2 ч.1 ст.6 Федерального закона №210-ФЗ установлено, что органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны обеспечивать возможность получения заявителем услуги в электронной форме.

Согласно пп.2 п.1 ст.10 Федерального закона №210-ФЗ при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме осуществляется подача запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и иных документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, и прием таких запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и документов органом, предоставляющим государственную услугу, органом, предоставляющим муниципальную услугу, либо подведомственной государственному органу или органу местного самоуправления организацией, участвующей в предоставлении государственной или муниципальной услуги, с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг.

Пунктом 1.2 ч.4 ст.29 Федерального закона №210-ФЗ предусмотрено обеспечение реализации не позднее 1 июля 2012 года органами местного самоуправления требований п.3 ч.1 и п.1 ч.2 ст.6, п.2 ч.1 ст.7 данного Федерального закона в отношении документов и информации, используемых в рамках предоставления услуг. Указанный срок (не позднее 1 июля 2012 года) является общим для всех исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления для обеспечения перехода на межведомственное информационное взаимодействие.

Распоряжением Правительства РФ от 17.12.2009 №1993-р утвержден сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде.

Согласно положениям паспорта национального проекта национальная программа «Цифровая экономика РФ» Федеральный проект «Цифровое государственное управление», утвержденного протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 г. N7 одними из задач которого являются также внедрение гражданского оборота на базе цифровых технологий, а также обеспечение предоставления приоритетных массовых социально значимых государственных (муниципальных) услуг, государственных и иных сервисов в цифровом виде, в том числе в сфере выборов, образования и здравоохранения, в соответствии с целевым состоянием.

В ходе проведения проверки установлено, что администрацией сельского поселения предоставляются муниципальные услуги, часть из которых относится к сводному перечню первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями и организациями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями и организациями - Приложение №1 Распоряжению №1993-р.

Согласно Распоряжению №1993-р переход на предоставление муниципальных услуг в электронном виде должен был быть окончен в 2013 году.

Согласно положениям паспорта национального проекта национальная программа «Цифровая экономика РФ» Федеральный проект «Цифровое государственное управление», утвержденного протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 г. №7 одними из задач которого являются также внедрение гражданского оборота на базе цифровых технологий, а также обеспечение предоставления приоритетных массовых социально значимых государственных (муниципальных) услуг, государственных и иных сервисов в цифровом виде, в том числе в сфере выборов, образования и здравоохранения, в соответствии с целевым состоянием.

В ходе проверки установлено, что администрацией сельского поселения в нарушение указанных требований законодательства не обеспечена возможность получения гражданами указанных муниципальных услуг в электронной форме.

В частности, на региональном портале государственных и муниципальных услуг Омской области (www.pgu.omskportal.ru) отсутствует информация о ряде муниципальных услуг, предоставляемых в электронной форме.

По данному факту прокуратурой района ранее вносилось представление главе поселения, однако действенных мер по устранению нарушений законодательства администрацией сельского поселения не предпринято.

Незаконное бездействие администрации поселения создают административные барьеры для реализации прав граждан и субъектов предпринимательской деятельности, предусмотренных законом о предоставлении муниципальных услуг, что в целом не способствует реализации целей проводимой в Российской Федерации административной реформы, в том числе по повышению качества и допустимости муниципальных услуг,

в связи, с чем прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в их защиту.

Просит признать незаконным бездействие Администрации Ганновского сельского поселения Одесского муниципального района выразившееся в необеспечении возможности получения гражданами муниципальных услуг в электронной форме, а именно разместить на региональном портале государственных и муниципальных услуг Омской области (www.pgu.omskportal.ru) информацию о муниципальных услугах предоставляемых в электронной форме.

Обязать Администрацию Ганновского сельского поселения Одесского муниципального района обеспечить возможность получения гражданами муниципальных услуг в электронной форме, а именно разместить на региональном портале государственных и муниципальных услуг Омской области (www.pgu.omskportal.ru) информацию о муниципальных услугах предоставляемых в электронной форме в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании прокурор Одесского района Омской области Шишкин С.В. поддержал административное исковое заявление по основаниям, изложенным в нем.

Представитель административного ответчика Администрации Ганновского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещён надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела от него в суд не поступало.

Суд считает неявку в судебное заседание представителя административного ответчика Администрации Ганновского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области неуважительной и считает возможным в соответствии со ст.150 КАС РФ дело рассмотреть в его отсутствие.

Выслушав в судебном заседании прокурора Одесского района Омской области и исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Прокурор в силу ст.39 КАС РФ вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

На основании п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Судом установлено, что прокуратурой Одесского района Омской области проведена проверка исполнения законодательства о государственных и муниципальных услугах в деятельности Администрации Ганновского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии с п.6 ст.4 Федерального закона №210 от 27.07.2010 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» одним из основных принципов предоставления государственных и муниципальных услуг являются возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации по выбору заявителя.

В силу п.3 ст.5 Федерального закона №210-ФЗ при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.Подпунктом 2 ч.1 ст.6 Федерального закона №210-ФЗ установлено, что органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны обеспечивать возможность получения заявителем услуги в электронной форме.

Согласно пп.2 п.1 ст.10 Федерального закона №210-ФЗ при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме осуществляется подача запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и иных документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, и прием таких запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и документов органом, предоставляющим государственную услугу, органом, предоставляющим муниципальную услугу, либо подведомственной государственному органу или органу местного самоуправления организацией, участвующей в предоставлении государственной или муниципальной услуги, с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг.

Пунктом 1.2 ч.4 ст.29 Федерального закона №210-ФЗ предусмотрено обеспечение реализации не позднее 1 июля 2012 года органами местного самоуправления требований п.3 ч.1 и п.1 ч.2 ст.6, п.2 ч.1 ст.7 данного Федерального закона в отношении документов и информации, используемых в рамках предоставления услуг. Указанный срок (не позднее 1 июля 2012 года) является общим для всех исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления для обеспечения перехода на межведомственное информационное взаимодействие.

Распоряжением Правительства РФ от 17.12.2009 №1993-р утвержден сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде.

Согласно положениям паспорта национального проекта национальная программа «Цифровая экономика РФ» Федеральный проект «Цифровое государственное управление», утвержденного протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 г. N7 одними из задач которого являются также внедрение гражданского оборота на базе цифровых технологий, а также обеспечение предоставления приоритетных массовых социально значимых государственных (муниципальных) услуг, государственных и иных сервисов в цифровом виде, в том числе в сфере выборов, образования и здравоохранения, в соответствии с целевым состоянием.

Судом установлено, что ходе проведения прокуратурой Одесского района Омской области проверки установлено, что Администрацией Ганновского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области предоставляются муниципальные услуги, часть из которых относится к сводному перечню первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями и организациями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями и организациями - Приложение №1 Распоряжению № 1993-р.

Согласно Распоряжению №1993-р переход на предоставление муниципальных услуг в электронном виде должен был быть окончен в 2013 году.

Согласно положениям паспорта национального проекта национальная программа «Цифровая экономика РФ» Федеральный проект «Цифровое государственное управление», утвержденного протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 г. №7 одними из задач которого являются также внедрение гражданского оборота на базе цифровых технологий, а также обеспечение предоставления приоритетных массовых социально значимых государственных (муниципальных) услуг, государственных и иных сервисов в цифровом виде, в том числе в сфере выборов, образования и здравоохранения, в соответствии с целевым состоянием.

Судом установлено, что Администрацией Ганновского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области в нарушение указанных требований законодательства не обеспечена возможность получения гражданами указанных муниципальных услуг в электронной форме.

В частности, на региональном портале государственных и муниципальных услуг Омской области (www.pgu.omskportal.ru) отсутствует информация о ряде муниципальных услуг, предоставляемых в электронной форме.

По данному факту прокуратурой Одесского района Омской области ДД.ММ.ГГГГ вносилось представление Главе Ганновского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области «Об устранении нарушений федерального законодательства», однако действенных мер по устранению нарушений законодательства администрацией сельского поселения не предпринято (л.д.14-15).

Согласно объяснения Главы Ганновского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области предоставленного прокурору Одесского района Омской области следует, что работы по размещению на региональном портале государственных и муниципальных услуг Омской области (www.pgu.omskportal.ru) информации о ряде муниципальных услуг, предоставляемых в электронной форме Администрацией Ганновского сельского поселения будут проведены во втором полугодии 2022 года (л.д.16).

Согласно ст.1 Устава Ганновского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области–Ганновское сельское поселение имеет правовой статус сельского поселения. Административными центром Ганновского сельского поселения является с.Ганновка Одесского района Омской области (л.д.12-13).

Согласно ч.1 ст.62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Административным ответчиком Администрацией Ганновского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области не представлено доказательств о размещении на региональном портале государственных и муниципальных услуг Омской области (www.pgu.omskportal.ru) информации о муниципальных услугах предоставляемых в электронной форме.

На основании вышеизложенного суд считает необходимым признать незаконным бездействие Администрации Ганновского сельского поселения Одесского муниципального района выразившееся в необеспечении возможности получения гражданами муниципальных услуг в электронной форме, а именно разместить на региональном портале государственных и муниципальных услуг Омской области (www.pgu.omskportal.ru) информацию о муниципальных услугах предоставляемых в электронной форме.

Обязать Администрацию Ганновского сельского поселения Одесского муниципального района обеспечить возможность получения гражданами муниципальных услуг в электронной форме, а именно разместить на региональном портале государственных и муниципальных услуг Омской области (www.pgu.omskportal.ru) информацию о муниципальных услугах предоставляемых в электронной форме.

Суд считает, что незаконное бездействие Администрации Ганновского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области создает административные барьеры для реализации прав граждан и субъектов предпринимательской деятельности, предусмотренных законом о предоставлении муниципальных услуг, что в целом не способствует реализации целей проводимой в Российской Федерации административной реформы, в том числе по повышению качества и допустимости муниципальных услуг, в связи, с чем прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в их защиту.

Суд считает необходимым с учётом требований разумности, процедуры о размещении на региональном портале государственных и муниципальных услуг Омской области (www.pgu.omskportal.ru) информации о муниципальных услугах предоставляемых в электронной форме установить административному ответчику срок для исполнения возложенных обязанностей до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ч.1 ст.114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

В соответствии с п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового Кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Таким образом, административный ответчик Администрация Ганновского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области освобождается от уплаты государственной пошлины по данному делу.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление прокурора Одесского района Омской области в защиту интересов Российской Федерации, муниципального образования к Администрации Ганновского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия выразившегося в необеспечении возможности получения гражданами муниципальных услуг в электронной форме и обязывании обеспечить возможность получения гражданами муниципальных услуг в электронной форме удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Ганновского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области выразившееся в необеспечении возможности получения гражданами муниципальных услуг в электронной форме, а именно разместить на региональном портале государственных и муниципальных услуг Омской области (www.pgu.omskportal.ru) информацию о муниципальных услугах предоставляемых в электронной форме.

Обязать Администрацию Ганновского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области обеспечить возможность получения гражданами муниципальных услуг в электронной форме, а именно разместить на региональном портале государственных и муниципальных услуг Омской области (www.pgu.omskportal.ru) информацию о муниципальных услугах предоставляемых в электронной форме в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Омского областного суда в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Одесский районный суд Омской области.

Судья А.В. Тарновский

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья А.В. Тарновский