ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4531/2016 от 24.10.2016 Ленинскогого районного суда г. Самары (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Самара 24 октября 2016 года

Ленинский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Фоминой И.А.,

при секретаре Чудесовой Н.О.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-4531/2016 по административному исковому заявлению ФИО1 к Нотариальной <адрес> о признании незаконным отказа в ознакомлении с результатами проверки тестового задания на должность стажера нотариуса, возложении обязанности предоставить для ознакомления оригинал теста в бумажном варианте,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к Нотариальной <адрес> о признании незаконным отказа в ознакомлении с результатами проверки тестового задания ФИО1 на должность стажера нотариуса, возложении обязанности выдать для ознакомления результаты тестирования, указав, что ДД.ММ.ГГГГ в помещении Управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> по адресу: <адрес>, проводился прием экзамена с целью выявления наиболее подготовленных лиц, претендующих на должность стажера нотариуса в форме тестирования. В нарушение пункта 31 Порядка проведения экзамена для лиц, претендующих на должность стажера нотариуса, утвержденного Президентом Нотариальной <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного начальником Управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, ему было отказано в ознакомлении с результатами проверки его тестового задания. По мнению административного истца, предоставленная электронная копия экзаменационного листа, выведенная на экран монитора, не является правильной. Полагает, что тест был сфальсифицирован. Результаты теста не были представлены истцу, в связи с чем просил суд с учетом уточнений признать незаконным отказ Нотариальной палаты в ознакомлении с результатами проверки тестового задания на должность стажера нотариуса и возложить обязанность на административного ответчика предоставить для ознакомления оригинал теста на бумажном носителе.

Административный истец в судебном заседании поддержал уточненные заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в ранее представленном отзыве, просил отказать в удовлетворении административного искового заявления в полном объеме.

В силу ст.150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.

Изучив материалы дела с учетом доводов лиц, участвующих в деле, приходит к выводу, что административный иск ФИО1 не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 218 КАС Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 226 КАС РФ, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с ч.1 ст.19 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате" стажером нотариуса может быть гражданин Российской Федерации, получивший высшее юридическое образование в имеющей государственную аккредитацию образовательной организации высшего образования.

Приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ N 151 "Об утверждении Порядка прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса" (вместе с "Порядком прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса", утв. решением правления ФНП от ДД.ММ.ГГГГ, приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ N 151) утвержден Порядок прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в помещении Управления Минюста России по <адрес> по адресу: <адрес>, проведен экзамен с целью выявления наиболее подготовленных лиц, претендующих на должность стажера нотариуса. Экзамен проведен в рамках требований п.8 Порядка прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса, утвержденного Решением Правления ФНП от ДД.ММ.ГГГГ, приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Порядок прохождения стажировки).

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГФИО1 был допущен к сдаче экзамена в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес>.

Полномочиями по приему экзамена у лиц, претендующих на должность стажера, наделена квалификационная комиссия, на основании приказа Управления от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении персонального состава комиссии по приему экзаменов на право прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса, и квалификационного экзамена у лиц, прошедших стажировку и желающих заниматься нотариальной деятельностью» (в редакции приказов Управления от 05.02.2015г. , от 20.02.2015г. , от22.03.2016г. , от 19.05.2016г. ).

Комиссия осуществляла приём экзамена в соответствии со своими полномочиями, предусмотренными абз.4 п.10 Порядка прохождения стажировки и п.2 Положения о квалификационной комиссии, утверждённого приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ.

В состав комиссии на паритетных началах входят представители нотариальной палаты (4 нотариуса) и представители территориального органа (4 государственных гражданских служащих), а также 2 представителя научного сообщества (к.ю.н., доценты кафедр уголовного права и криминологии, гражданского и предпринимательского права Самарского университета).

В день проведения экзамена кворум составил 8 человек, заседание комиссии признано правомочным, что подтверждается выпиской из протокола заседания квалификационной комиссии по приёму экзамена для лиц, претендующих на должность стажера нотариуса от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно Выписке из протокола заседания квалификационной комиссии по приему экзамена для лиц, претендующих на должность нотариуса, количество вопросов в тесте (максимальное количество баллов) – 40, количество набранных баллов претендентом по итогам тестирования – 23, итог экзамена – «Не зачислен на должность стажера нотариуса на основании п.11 Порядка прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса, утв. Приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ».

ДД.ММ.ГГГГФИО1 явился в Нотариальную <адрес> по адресу: <адрес>, с заявлением о предоставлении заверенной копии теста на сдачу экзамена для стажера нотариуса и порядок проведения тестирования.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО1 Нотариальной <адрес> направлен письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, в том числе с указанием порядка ознакомления с материалами проверки теста (исх. от 27.05.2016г.).

ДД.ММ.ГГГГФИО1 в заранее определенное и согласованное время явился в Нотариальную <адрес> по адресу: <адрес>, с целью ознакомления с материалами проверки его тестового задания.

В присутствии президента Нотариальной <адрес> и работника нотариальной палаты ФИО1 была предоставлена электронная копия его экзаменационного теста, выведенная на экран монитора компьютера, находящегося на рабочем месте президента. Однако ФИО1 настаивал на подлиннике теста.

В соответствии с пунктами 10, 31 Порядка проведения экзамена, экзаменационная комиссия, работники нотариальной палаты и Управления Минюста России по <адрес> в целях исполнения требований Порядка проведения экзамена для лиц, претендующих на должность стажера нотариуса, обязаны обеспечивать осуществление необходимых организационных и технических мер для защиты перечня вопросов, предлагаемых претендентам от неправомерного или случайного доступа к нему, уничтожения, изменения, копирования, распространения вопросов, а также от иных неправомерных действий.

Согласно п. 2 статьи 1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со статьей 25 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, нотариальная палата организует стажировку лиц, претендующих на должность нотариуса.

В соответствии с пунктом 51 Положения об управлении Министерства юстиции по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, управление Минюста России совместно с нотариальной палатой субъекта Российской Федерации организует прохождение стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса.

Согласно пункту 10 Порядка прохождения стажировки полномочиями по приему экзамена у лиц, претендующих на должность стажера, может наделяться квалификационная комиссия, сформированная в соответствии с Положением о квалификационной комиссии.

В соответствии с пунктом 9 Порядка прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса, утвержденного Приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ N 151, экзамен проводится в форме тестирования. Порядок проведения экзамена и перечень вопросов, включаемых в тесты, определяются нотариальной палатой по согласованию с территориальным органом

В соответствии с п. 11 Порядка проведения экзамена успешно прошедшим тестирование считается лицо, ответившее правильно не менее, чем на тридцать два вопроса, включенных в экзаменационный тест.

В соответствии с п. 32 Порядка проведения экзамена в течение двух рабочих дней со дня сдачи экзамена в общедоступных местах в помещении нотариальной палаты и управления юстиции в сети «Интернет» размещается информация о лицах, зачисленных на должность стажера. В соответствии с пунктом 34 Порядка проведения экзамена, лица, не выдержавшие экзамен, допускаются к следующему экзамену на общих основаниях.

В соответствии с пунктом 31 Порядка проведения экзамена, экзаменуемый для ознакомления с результатами проверки тестовых заданий вправе обратиться в нотариальную палату. В присутствии члена экзаменационной комиссии или работника нотариальной палаты экзаменуемому представляется на обозрение копия его экзаменационного теста. В целях предотвращения распространения заданий экзаменационного теста, снимать копии, изготавливать иным способом экземпляры с экзаменационного теста запрещается.

Судом установлено, что административным истцом было реализовано право на ознакомление с результатами проверки его теста.

Порядок проведения экзамена для лиц, претендующих на должность стажера нотариуса, утвержденный решением Правления НПСо от ДД.ММ.ГГГГ (Протокол ) и начальником Управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, не предусматривает возможности получения претендентами результатов проверки теста на руки.

Пунктом 31 названного Порядка установлен прямой запрет на снятие копий, изготовление иным способом экземпляров с экзаменационного теста в целях предотвращения распространения заданий экзаменационного теста.

Также согласно пункту 32 названного Порядка результат экзамена доводится до претендента в виде решения о сдаче (не сдаче) экзамена путем размещения общедоступных местах в помещении нотариальной палаты и управления юстиции и в сети «Интернет» информации о лицах, зачисленных на должность стажера, что свидетельствует об отсутствии у Нотариальной <адрес> предусмотренной законом обязанности по выдаче истцу (прошедшему экзамен) текста вопросов пройденного им квалификационного экзамена и его неверные ответы на них.

По смыслу положений ст.227 КАС РФ для признания незаконным решения Нотариальной <адрес> необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемого решения нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Суд, принимая во внимание изложенные обстоятельства, приходит к выводу, что оспариваемое решение административного ответчика основано на нормативных правовых актах, издано в пределах компетенции Нотариальной <адрес>, права, свободы и законные интересы административного истца не нарушает.

Согласно п.34 Порядка проведения экзамена для лиц, претендующих на должность стажера нотариуса, лица, не выдержавшие экзамен, допускаются к следующему экзамену на общих основаниях.

Довод ФИО1 о том, что было нарушено его право на труд, поскольку результаты тестирования ему не представлены и не разъяснены, опровергаются установленными судом обстоятельствами.

При этом ДД.ММ.ГГГГ на обращение ФИО1 был дан ответ Минюстом России, из которого следует, что нарушений в работе комиссии по приему экзаменов на право прохождения стажировки не усматривается.

Учитывая изложенное, не имеется законных оснований для удовлетворения административного искового заявления ФИО1 к Нотариальной <адрес> о признании незаконным отказа в ознакомлении с результатами проверки тестового задания на должность стажера нотариуса, возложении обязанности предоставить для ознакомления оригинал теста в бумажном варианте, в связи с чем, в удовлетворении административного иска следует отказать.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 - 180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Нотариальной <адрес> о признании незаконным отказа в ознакомлении с результатами проверки тестового задания на должность стажера нотариуса, возложении обязанности предоставить для ознакомления оригинал теста в бумажном варианте – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г.Самары.

Мотивированное решение изготовлено 29 октября 2016 года.

Судья (подпись) И.А.Фомина

Копия верна:

Судья