ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4532/18 от 16.10.2018 Ленинскогого районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

Дело № 2а-4532/18

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 октября 2018г. г. Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе судьи Т.Л. Грачевой,

при секретаре Ю.А. Фирсовой,

с участием: представителя административного истца, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации города Ульяновска о признании незаконным бездействия, возложении обязанности предоставить сведения в орган государственного кадастрового учета,

УСТАНОВИЛ:

Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился с административным иском в суд к Администрации г.Ульяновска о признании незаконным бездействия ответчика, выраженное в непредставлении соответствующих документов в орган государственного кадастрового учета, содержащих сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы особо охраняемой природной территории местного значения «Детский парк им. А. Матросова» для постановки на государственный кадастровый учет и обязании предоставить в орган государственного кадастрового учета документы, содержащие сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы особо охраняемой природной территории местного значения «ПКО «Юность» для постановки на государственный кадастровый учет, в обоснование указав следующее.

Прокуратурой проведена проверка в сфере соблюдения требований законодательства об особо охраняемых природных территориях на территории г.Ульяновска и выявлены основания для прокурорского реагирования.

В соответствии с Федеральным законом от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории (далее - ООПТ) - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. ООПТ относятся к объектам общенационального достояния.

Так, Решением Ульяновской Городской Думы от 25.12.2002 №222 утверждено Положение «О территориальной охране природы г. Ульяновска», согласно приложению № 3 которого определен Перечень особо охраняемых природных территорий местного значения города Ульяновска. Указанный перечень содержит сведение об ООПТ местного значения города Ульяновска - «ПКО «Юность».

Категории ООПТ местного значения в Ульяновской области определены ст. 2.1 Закона Ульяновской области от 09.07.2007 № 96-30 «О правовом регулировании отдельных вопросов в сфере организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения в Ульяновской области и об установлении категорий особо охраняемых природных территорий местного значения». К ним относятся: эколого-рекреационные зоны, экологические парки, ландшафтные парки, лесопарки и природно-исторические парки.

Постановлением администрации г. Ульяновска от 18.10.2016 № 2855 установлены категории особо охраняемых природных территорий местного значения муниципального образования «Город Ульяновск». Так, данным постановлением ООПТ местного значения «ПКО «Юность» отнесен к категории «лесопарк».

В соответствии с п. 3, 4 Порядка ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 19.03.2012 № 69 государственный кадастр ООПТ является систематизированным сводом документированной информации об ООПТ федерального, регионального и местного значения. Государственный кадастр ООПТ является государственным информационным ресурсом. Сведения государственного кадастра ООПТ носят открытый характер, за исключением сведений, отнесенных законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа. Пунктом 35 вышеуказанного Порядка установлено, что сбор, обработка, обновление и представление сведений об ООПТ для ведения Кадастра осуществляется по ООПТ местного значения - учреждениями, осуществляющими деятельность в области управления, охраны и использования особо ООПТ местного значения.

Согласно Государственного кадастра ООПТ регионального и местного значения, ведение которого осуществляется Министерством сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, а сведения, в который предоставляются уполномоченным органом - Администрацией города Ульяновска, ООПТ местного значения «ПКО «Юность» имеет описание границ и установленную площадь.

Согласно ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся такие дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества как сведения о том, что земельный участок расположен в границах особо охраняемой природной территории.

В силу ст. 32 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов): об утверждении положения об особо охраняемой природной территории; об установлении или изменении границ особо охраняемой природной территории.

Однако, согласно Раздела 1 «Сведения о характеристиках объекта недвижимости» Выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 26.04.2018 в строке «Сведения о том, что земельный участок расположен в границах особо охраняемой природной территории, охотничьих угодьях, лесничеств, лесопарков» данные отсутствуют.

Таким образом, до настоящего времени Администрацией города Ульяновска все необходимые мероприятия по постановке на государственный кадастровый учет ООПТ местного значения «ПКО «Юность» не приняты.

Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратурой в адрес главы администрации города Ульяновска 23.03.2018 внесено представление об устранении нарушений закона. Однако до настоящего времени нарушения не устранены, соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости не представлены и не включены.

Отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений об ООПТ местного значения может привести к нарушениям требований земельного законодательства и законодательства об особо охраняемых природных территориях, связанным с предоставлением физическим, юридическим и иным лицам в собственность, аренду, пользование, владение земельных участков в границах существующих ООПТ и нарушениям в связи с этим режима их использования. За неимением достоверных, полных сведений о географическом положении и границах имеющихся ООПТ, созданы условия для нарушения правового режима их использования, что может привести к их фактической утрате, потере эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности.

Также следствием отсутствия сведений об ООПТ местного значения в государственном кадастре недвижимости является ненадлежащее осуществление Администрацией города Ульяновска муниципального контроля в области охраны и использования ООПТ.

Исходя из положения преамбулы Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

Таким образом, непринятие мер со стороны Администрации города Ульяновска нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.

На основании изложенного прокурор обратился в суд с настоящим административным иском.

В судебном заседании представитель административного истца Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратуры на удовлетворении иска настаивал, привел в обоснование доводы, аналогичные изложенным в иске.

Представители административного ответчика в судебном заседании не присутствовал, извещен.

Представитель заинтересованного лица ФГКУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области» в судебном заседании не присутствовал, о дне рассмотрения дела извещен.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.4 ст.218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу положений ч.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Как предусмотрено ч.2 указанной нормы, обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:

1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);

2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;

3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

Судом установлено, что Решением Ульяновской Городской Думы от 25.12.2002 №222 утверждено Положение «О территориальной охране природы г. Ульяновска», согласно приложению № 3 которого определен Перечень особо охраняемых природных территорий (ООПТ) местного значения города Ульяновска. Указанный перечень содержит сведение об ООПТ местного значения города Ульяновска - «ПКО «Юность».

Постановлением администрации г. Ульяновска от 18.10.2016 № 2855 установлены категории особо охраняемых природных территорий местного значения муниципального образования «Город Ульяновск». Так, данным постановлением ООПТ местного значения «ПКО «Юность» отнесен к категории «лесопарк».

Согласно Государственного кадастра ООПТ регионального и местного значения, ведение которого осуществляется Министерством сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, а сведения, в который предоставляются уполномоченным органом - Администрацией города Ульяновска, ООПТ местного значения «ПКО «Юность» имеет описание границ и установленную площадь.

Согласно Разделу 1 «Сведения о характеристиках объекта недвижимости» Выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 26.04.2018 в строке «Сведения о том, что земельный участок расположен в границах особо охраняемой природной территории, охотничьих угодьях, лесничеств, лесопарков» данные отсутствуют.

По мнению суда, заявленные исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в связи со следующим.

Статьей 58 Федерального закона "Об охране окружающей среды" установлено, что природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.

В соответствии с Федеральным законом от 14.03.1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

Частью 3 ст.7 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.

В соответствии со ст. 56 Земельного кодекса РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным Земельным кодексом и иными федеральными законами. При этом могут устанавливаться ограничения прав на землю в виде особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в зонах с особыми условиями использования территории. Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Согласно ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся такие дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества как сведения о том, что земельный участок расположен в границах особо охраняемой природной территории.

В силу ст. 32 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов): об утверждении положения об особо охраняемой природной территории; об установлении или изменении границ особо охраняемой природной территории.

Таким образом, администрация города Ульяновска, как орган местного самоуправления муниципального образования «Город Ульяновск» обязана предоставлять сведения об особо охраняемых природных территориях местного значения в соответствующий регистрирующий орган.

Доказательств возложения указанных полномочий на другое уполномоченное лицо суду ответчиком не представлено.

В соответствии с ч. 2 ст. 178 КАС РФ при принятии решения суд определяет нормы права, подлежащие применению в данном административном деле, устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле, решает, подлежит ли административный иск удовлетворению; при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.

В данном случае, с целью избежания неопределенности в исполнении решения суда, суд считает необходимым установить для исполнения ответчиком обязанности двадцатичетырехмесячный срок с момента вступления решения в законную силу.

Руководствуясь ст.ст. 218 - 228 КАС РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

Административный иск Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации города Ульяновска, выразившееся в непредставлении соответствующих документов в орган государственного кадастрового учета, содержащих сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы особо охраняемой природной территории местного значения «ПКО «Юность» для постановки на государственный кадастровый учет.

Обязать Администрацию города Ульяновска в течение 24 месяцев со дня вступления в силу настоящего решения суда предоставить в орган государственного кадастрового учета документы, содержащие сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы особо охраняемой природной территории местного значения «ПКО «Юность» для постановки на государственный кадастровый учет.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Т.Л. Грачева