ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4532/18 от 27.12.2018 Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ (Республика Бурятия)

Дело № 2а-4532/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 декабря 2018 года г. Улан-Удэ

Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Доржиевой С.Л., при секретаре Тюрюхановой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии к Государственной инспекции труда в Республике Бурятия о признании незаконным и отмене представления № ... от 01.11.2018,

у с т а н о в и л:

Обращаясь с иском в суд, административный истец Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии просит признать незаконным и отменить представление Государственной инспекции труда в Республике Бурятия от 01.11.2018 № ... об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, вынесенное в адрес заместителя министра экономического и развития РФ – руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии <данные изъяты> Требования мотивированы тем, что вынесение представления обусловлено совершением Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия (далее по тексту – Управление Росреестра по РБ) административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, выразившееся в нарушении требований ст. 140 ТК РФ в части несвоевременной выплаты расчета и компенсации за задержку выплаты расчета гражданскому служащему. Законом или иным нормативным правовым актом не установлено право руководителя Ресреестра издавать индивидуальные правовые акты по устранению причин и условий, способствовавших совершению нарушения Управлением Росреестра по РБ законодательства о государственной гражданской службе и трудового законодательства РФ. В данном случае необходимых полномочий у руководителя Росреестра не имеется, ввиду чего представление не соответствует закону и нарушает права и законные интересы истца.

В ходе судебного разбирательства административный истец, дополняя основания к иску, указал, что представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушения, имеет ту же правовую природу, что и частное определение суда, т.е. представляет процессуальное решение, адресованное конкретному лицу и содержащее обязательные предписания, за невыполнение которых лицо может быть привлечено к административной ответственности по ст. 19.6 КоАП РФ. В оспариваемом представлении не приводится указание на то, какими своими действиями (бездействием) руководитель Росреестра способствовала совершению административного правонарушения, отсутствует указание на причины и условия, созданные руководителем Росреестра, которые могли бы привести к совершению Управлением Росреестра по РБ административного правонарушения. Внесение представления в адрес вышестоящего должностного лица исключительно в целях понуждения к принятию мер в отношении подведомственного органа противоречит цели ст. 29.13 КоАП РФ. Обжалуемое представление не отвечает требованиям о мотивированности, конкретизированности, объективной исполнимости, в связи с чем является незаконным и подлежит отмене. Представление основано, в том числе, на обстоятельствах, не относящихся к событию вмененного правонарушения.

Представитель административного истца по доверенности ФИО1, представляющая также интересы заинтересованного лица Управлением Росреестра по РБ, исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям. Дополнительно пояснила, что представление является неисполнимым, поскольку надлежаще не мотивировано, не конкретизировано. В представлении не указаны меры, которые необходимо принять в целях недопущения нарушений трудового законодательства.

Главный государственный инспектор труда в Республике Бурятия ФИО2, представляющий также интересы Государственной инспекции труда в Республике Бурятия, иск не признал, мотивируя тем, что представление внесено им на основании положений ст. 29.13 КоАП РФ. Должностными лицами Управления Росреестра по РБ нарушены требования трудового законодательства при увольнении <данные изъяты> окончательный расчет с последним произведен с нарушением установленных законом сроков. При вынесении представления руководствовался Положением об Управлении государственной гражданской службы и кадров Росреестра, утвержденным приказом № П/0276 от 29.06.2018, в чьи задачи входит реализация законодательства о государственной гражданской службе и о труде. Совершенное правонарушение свидетельствует о недостаточном уровне контроля со стороны руководства Управления Россреестра по РБ за работой ответственных работников и игнорировании требований трудового законодательства ответственными лицами, что в свою очередь явилось следствием ненадлежащего исполнения своих функций и задач Управлением государственной гражданской службы и кадров Росреестра, чью работу контролирует руководитель Росреестра. Именно, поэтому представление было адресовано непосредственно руководителю Росреестра.

Заслушав стороны, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее по тексту - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных специальными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно с. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Как установлено судом и подтверждено материалами дела, по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности за 2017 год, проведенной в Управлении Росреестра по РБ, Управлением федерального казначейства по Республике Бурятия направлена информация в Государственную инспекцию труда по Республике Бурятия о выявлении признаков нарушения нормативного правового акта, регулирующего трудовые отношения, в части нарушений требований ст. 140 ТК РФ, а именно, не выплаты денежных сумм, причитающихся уволенному сотруднику <данные изъяты> при прекращении трудового договора в день увольнения 17.11.2017, окончательный расчет с уволенным сотрудником осуществлен 21.11.2017.

23.10.2018 по данному факту в отношении Управления Росреестра по РБ составлен протокол об административном правонарушении по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ.

Постановлением № ... от 25.10.2018 юридическое лицо - Управление Росреестра по РБ признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде предупреждения.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, главным инспектором труда в Республике Бурятия ФИО3 01.11.2018

внесено представление № ... заместителю министра экономического развития РФ – руководителю Росреестра <данные изъяты> Данным представлением предлагается принять необходимые меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. Предложено рассмотреть представление в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах. Аресат предупрежден о том, что непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, влечет за собой административную ответственность, предусмотренную ст. 19.6 КоАП РФ.

Данное представление направлено в адрес заместителя министра экономического развития РФ – руководителю Росреестра <данные изъяты> письмом от 06.11.2018.

Согласно ч. 1 ст. 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

Из содержания указанной статьи следует, что основанием для внесения должностным лицом представления об устранении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, является рассмотрение этим должностным лицом дела об административном правонарушении и установление факторов, способствовавших его совершению.

Целью внесения представления является предупреждение совершения новых правонарушений путем устранения причин и условий, способствовавших совершению рассмотренного должностным лицом правонарушения.

Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.

Указанные представления по своей природе являются процессуальными решениями, адресованными конкретным лицам и содержащими обязательные предписания, за невыполнение которых указанные лица могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 19.6 КоАП РФ, и безусловно, затрагивают права и свободы граждан и законные интересы организаций, в адрес которых они вынесены.

При этом по смыслу закона, представление должно быть мотивированным и содержать в себе указание на конкретные причины и условия, способствовавшие совершению административного правонарушения и конкретные реально исполнимые меры, которые должна принять организация в целях устранения конкретных причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Однако, в данном случае оспариваемое представление № ... от 01.11.2018 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, не отвечает требованиям о мотивированности и исполнимости. Так, в представлении не указаны обстоятельства совершенного Управлением Росреестра по РБ административного правонарушения, отсутствует указание на то какие именно действия (бездействие) заместителя министра экономического развития РФ – руководителя Росреестра <данные изъяты> привели к нарушению Управлением Росреестра по РБ требований ст. 140 ТК РФ. Из оспариваемого представления не следует, что именно действия (бездействие) указанного должностного лица привели к нарушению требований ст. 140 ТК РФ должностными лицами Управления Росреестра по РБ и явились причинами и условиями, способствовавшими совершению административного правонарушения последним. Только в ходе судебного разбирательства административный ответчик заявил о том, что представление внесено руководителю Росреестра, который в силу должностных полномочий вправе принять меры по надлежащему исполнению Управлением государственной гражданской службы и кадров Росреестра функций и задач, предусмотренных Положением об Управлении государственной гражданской службы и кадров Росреестра, утвержденным приказом № П/0276 от 29.06.2018.

Таким образом, установленные по делу фактические обстоятельства свидетельствуют об обоснованности заявленных истцом требований, в рассматриваемом случае заместитель министра экономического развития РФ – руководитель Росреестра <данные изъяты> не является лицом, на которого в силу ст. 29.13 КоАП РФ может быть возложена обязанность по устранению причин и условий, способствовавших совершению Управлением Росреестра по РБ административного правонарушения. Более того, вследствие немотивированности и недостаточной информативности, обжалуемое представление № ... от 01.11.2018 фактически является неисполнимым, что недопустимо, так как за неисполнение представления предусмотрена административная ответственность.

При таких обстоятельствах, обжалуемое представление главного государственного инспектора труда в РБ ФИО3 представление не может быть признано законным, поскольку требованиям ст. 29.13 КоАП РФ не соответствует, по своему содержанию не влечет достижение надлежащего правового результата в виде устранения причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, а потому оно подлежит отмене.

Руководствуясь ст. ст. 175-178, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административное исковое заявление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии к Государственной инспекции труда в Республике Бурятия о признании незаконным и отмене представления № ... от 01.11.2018 удовлетворить.

Признать незаконным и отменить представление Государственной инспекции труда в Республике Бурятия № ... от 01.11.2018 об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, внесенное Руководителю Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Бурятия через Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья С.Л.Доржиева

Решение суда в окончательной форме принято 09.01.2019.