ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4533/2017 от 12.12.2017 Новоуренгойского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 декабря 2017 года в г. Новый Уренгой Новоуренгойский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Сметаниной О. Ю., при секретаре Сергеевой В. В., с участием представителя административных истцов Фаткуллиной Р. Ш., представителя административных ответчиков Ведерниковой А. Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-4533/2017 по административному исковому заявлению Лозового Е.В., Лозовой Т.С. об оспаривании решения органа местного самоуправления, возложении обязанности произвести социальную выплату,

установил:

Лозовой Е. В., Лозовая Т. С. обратились в суд с административным иском к департаменту городского хозяйства администрации города Нового Уренгоя об оспаривании решения органа местного самоуправления, возложении обязанности произвести социальную выплату. В обоснование исковых требований указали, что 25 мая 2017 года, в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей», Лозовым было выдано свидетельство МС-Ф [суммы изъяты] о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства на сумму 1.529.532 рубля сроком действия до 4 сентября 2017 года. В соответствии с письмом МКУ «Дирекция капитального строительства и жилищной политики» от 19 июня 2017 года [суммы изъяты], Лозовым было сообщено об отказе в перечислении средств социальной выплаты. Причиной отказа явилось то обстоятельство, что жилой объект приобретён в собственность членов семьи Лозовых у отца Лозовой Т. С. Административный ответчик сослался на то, что согласно изменениям, внесенным постановлением Правительства РФ от 20.05.2017 № 609 в Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, социальная выплата, предоставляемая в рамках подпрограммы не может быть использована на приобретение жилого помещения у близких родственников (супруга (супруги), дедушки (бабушки), внуков, родителей (в том числе усыновителей), детей (в том числе усыновленных), полнородных и неполнородных братьев и сестёр). С данным отказом административные истцы не согласны, так как указанное постановление Правительства РФ вступило в законную силу после получения Лозовыми свидетельства на социальную выплату. Нормативно-правовой акт, по общему правилу, обратной силы не имеет. Более того, не имеет обратной силы правовой акт, ухудшающий правовое положение сторон. Таким образом, причиной отказа явилось незаконное и необоснованное применение нормативно-правового акта к уже сложившимся отношениям. С учётом изложенного, административные истцы просят признать незаконным решение об отказе в перечислении социальной выплаты, выраженное в протоколе заседания жилищной комиссии при департаменте городского хозяйства [суммы изъяты] от 15 июня 2017 года. Обязать департамент городского хозяйства администрации города Нового Уренгоя устранить допущенные нарушения путём перечисления средств социальной выплаты на приобретение жилого помещения на счёт покупателя по договору купли-продажи от 4 июня 2017 года.

Определением судьи от 13 ноября 2017 года к участию в деле в качестве ответчика привлечена администрация города Нового Уренгоя как представитель муниципального образования город Новый Уренгой.

Административные истцы Лозовой Е. В. и Лозовая Т. С. в судебное заседание не явились, дело просили рассмотреть в их отсутствие, с участием их представителя Фаткуллиной Р. Ш., что суд находит возможным. В письменном заявлении указали, что настаивают на заявленных требованиях в полном объёме.

В судебном заседании представитель административных истцов Фаткуллина Р. Ш. (действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, выданной сроком на один год) на удовлетворении требований административного иска настаивала по основаниям, изложенным в административном иске.

Представитель административных ответчиков администрации города Нового Уренгоя и департамента городского хозяйства администрации города Нового Уренгоя – Ведерникова А. Ф. (действующая на основании доверенности [суммы изъяты] от ДД.ММ.ГГГГ, выданной сроком до ДД.ММ.ГГГГ, доверенности [суммы изъяты] от ДД.ММ.ГГГГ, выданной сроком до ДД.ММ.ГГГГ, соответственно) требования административного иска не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях, приобщённых к материалам настоящего дела.

Заслушав участников судебного заседания, исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений п.1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, действия и решения могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Как установлено, 2 февраля 2017 года приказом департамента строительства и жилищной политики ЯНАО [суммы изъяты]-ОДЖ молодая семья Лозовых (состав 5 человек: супруг – Лозовой Е.В., супруга – Лозовая Т.С., дочь – ФИО3, дочь – ФИО4, сын - ФИО5) включена в список молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в 2017 году в рамках подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы.

25 мая 2017 года Лозовыми получено свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создания объекта индивидуального жилищного строительства на сумму 1.529.532 рубля. Срок действия свидетельства до 4 сентября 2017 года. Свидетельство сдано в банк 1 июня 2017 года.

4 июня 2017 года между ФИО6, ФИО7, именуемых продавцами, и Лозовым Е.В., Лозовой Т.С., именуемых покупатели, заключён договор купли-продажи квартиры, согласно которому продавец обязуется передать, а покупатель принять в общую долевую собственность в равных долях и оплатить в соответствии с условиями договора следующее недвижимое имущество: квартиру, состоящую из трёх комнат, расположенную по адресу: ЯНАО, г. Новый Уренгой, <адрес>. Цена договора установлена в размере 4.500.000 рублей. Расчет между сторонами производится в следующем порядке: денежные средства в сумме 2.167.442 рублей передаются покупателям продавцу за счёт собственных средств до подписания договора; денежные средства в размере 1.529.532 рублей подлежат перечислению на реквизиты продавца, указанная сумма является социальной выплатой на приобретение жилья, выделяемой на основании Свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства серии МС-Ф [суммы изъяты], выданного 25 мая 2017 года администрацией города Нового Уренгоя; денежные средства в сумме 453.026 рублей подлежат перечислению на реквизиты продавца, указанная сумма является материнским (семейным) капиталом, право на который принадлежит Лозовой Т. С. на основании Государственного сертификата на материнский (семейный) капитал серии МК-6 [суммы изъяты], выданного на основании решения ГУ - Отдела ПФР в городе Новом Уренгое от 19 мая 2014 года; денежные средства в сумме 350.000 рублей подлежат перечислению на реквизиты продавца, указанная сумма является материнским (семейным) капиталом, право на который принадлежит Лозовой Т. С. на основании свидетельства на материнский капитал [суммы изъяты]-НУ от 9 декабря 2014 года, выданного Управлением по труду и социальной защите населения администрации города Нового Уренгоя.

11 июня 2017 года договор зарегистрирован в установленном законом порядке.

15 июня 2017 года на заседании жилищной комиссии при департаменте городского хозяйства администрации города Нового Уренгоя (протокол [суммы изъяты] от 15 июня 2017 года) было принято решение отказать Лозовым в получении социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в соответствии с п. 2 (1) Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья, утверждённых постановлением Правительства от 17 декабря 2010 года № 1050 (приобретение жилого помещения у близких родственников).

Вышеперечисленные обстоятельства послужили основанием для обращения Лозовых в суд с настоящим иском.

Разрешая заявленные требования, суд принимает во внимание следующее.

Согласно п.п. «ж, к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита; жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Во исполнение предписаний ст. 40 (ч. 2) Конституции РФ, конкретизированных в ст. 2 ЖК РФ, и в целях формирования рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, а также выполнения государственных обязательств по обеспечению жильём установленных федеральным законодательством категорий граждан Правительство Российской Федерации постановлением от 17.09.2001 № 675 утвердило федеральную целевую программу «Жилище» на 2002 - 2010 годы, в качестве её составной части - отдельную подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей», включающую Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, а затем постановлением от 17.12.2010 № 1050 утвердило новую федеральную целевую программу на 2011 - 2015 годы, а в последующем на 2015 - 2020 годы и соответствующие Правила.

В соответствии с ч. 1 ст. 179 Бюджетного кодекса РФ долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счёт средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Закрепив в вышеназванных Правилах право молодых семей на получение за счёт средств федерального бюджета социальной выплаты и определив условия его возникновения, Правительство Российской Федерации было вправе, как это следует из ст. 38 (ч. 1), 40 и «в», «ж» ч. 1) Конституции Российской Федерации, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, предусмотреть и специальные условия для получения выплаты. Такое регулирование нельзя расценивать как нарушающее права граждан.

В силу п. 3 Правил право молодой семьи - участницы подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы (далее - подпрограмма) на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом - свидетельством о праве на получение социальной выплаты, которое не является ценной бумагой.

Выдача свидетельства о праве на получение социальной выплаты по форме согласно приложению № 1 к Правилам на основании решения о включении молодой семьи в список участников подпрограммы осуществляется органом местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме (далее - орган местного самоуправления), в соответствии с выпиской из утвержденного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.

Срок действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты составляет не более 7 месяцев с даты выдачи, указанной в этом свидетельстве (п. 4, 5 Правил).

Размер социальной выплаты рассчитывается на дату утверждения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты, указывается в свидетельстве о праве на получение социальной выплаты и остается неизменным в течение всего срока его действия (п. 17).

В силу п. 35 социальная выплата предоставляется владельцу свидетельства о праве на получение социальной выплаты в безналичной форме путем зачисления соответствующих средств на его банковский счет, открытый в банке, на основании заявки банка на перечисление бюджетных средств. Владелец свидетельства о праве на получение социальной выплаты в течение 1 месяца со дня его выдачи сдает это свидетельство в банк.

Распорядитель счёта имеет право использовать социальную выплату для приобретения у любых физических и (или) юридических лиц жилого помещения как на первичном, так и на вторичном рынках жилья или для строительства жилого дома, отвечающих требованиям, установленным ст.ст. 15 и 16 ЖК РФ, благоустроенных применительно к условиям населенного пункта, в котором приобретается (строится) жилое помещение для постоянного проживания.

Приобретаемое жилое помещение должно находиться или строительство жилого дома должно осуществляться на территории субъекта Российской Федерации, орган исполнительной власти которого включил молодую семью - участницу подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты (п. 38).

В силу п. 46 Правил банк в течение 5 рабочих дней со дня получения документов, предусмотренных пунктами 39 - 42, 44 и подпунктами «а» и «б» пункта 45 настоящих Правил, осуществляет проверку содержащихся в них сведений, включающую проверку соответствия приобретаемого жилого помещения (строящегося жилого дома) условиям отнесения жилых помещений к жилью экономического класса, утвержденным Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Согласно п. 47 Правил орган местного самоуправления в течение 5 рабочих дней со дня получения от банка заявки на перечисление средств из местного бюджета на банковский счет проверяет ее на соответствие данным о выданных свидетельствах о праве на получение социальной выплаты и при их соответствии перечисляет банку средства, предоставляемые в качестве социальной выплаты. При несоответствии данных перечисление указанных средств не производится, о чём орган местного самоуправления в указанный срок письменно уведомляет банк.

Перечисление средств с банковского счёта лицу, в пользу которого распорядитель счета должен осуществить платёж, осуществляется в безналичной форме в течение 5 рабочих дней со дня поступления средств из местного бюджета для предоставления социальной выплаты на банковский счёт (п. 48).

Таким образом, само по себе получение молодой семьёй свидетельства на получение социальной выплаты не означает получение такой семьёй в собственность денежных средств в сумме, предусмотренной свидетельством. Социальная выплата, право на получение которой предусмотрено свидетельством, может быть использована исключительно в целях, предусмотренных подпрограммой.

На уровне Ямало-Ненецкого автономного округа Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2013 года 1099-П утверждена государственная программа ЯНАО «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014-2020 года», в состав которой включена подпрограмма «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе». В целях реализации подпрограммы «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014-2020 годы » утверждён Порядок предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в Ямало-Ненецком автономном округе (далее - Порядок).

Вышеперечисленные нормативные акты направлены на предоставление государственной финансовой поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям на основании аккумулирования средств самих молодых семей и средств соответствующих бюджетов. Право молодой семьи на получение государственной поддержки в рамках всех перечисленных жилищных программ возникает и может быть реализовано исключительно по основаниям, на условиях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации.

Разрешая спор, суд исходит из того, что действующими нормативно-правовыми актами, регулирующими спорные правоотношения, возможность получения социальной выплаты на приобретение жилого помещения у близких родственников, не предусмотрена.

Так, п. 2 (1) Правил, введённый постановлением Правительства РФ от 20.05.2017 № 609, положения которого вступили в действие 3 июня 2017 года, предусматривает, что социальная выплата не может быть использована на приобретение жилого помещения у близких родственников (супруга (супруги), дедушки (бабушки), внуков, родителей (в том числе усыновителей), детей (в том числе усыновленных), полнородных и неполнородных братьев и сестёр).

То обстоятельство, что жилое помещение – квартира, состоящая из 3 комнат, расположенная по адресу: ЯНАО, г. Новый Уренгой, <адрес>, приобретена семьей Лозовых у близкого родственника – отца истицы Лозовой Т. С. подтверждено материалами дела и не оспаривалось самими истцами.

Как следует из п. 2 ст. 2 ЖК РФ, органы государственной власти обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в частности, используют бюджетные средства и иные не запрещённые законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путём предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

Как было указано ранее, реализация подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы осуществляется на условиях софинансирования.

Высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации не предоставлено право использовать субсидии из федерального бюджета, предоставленные на условиях софинансирования, для осуществления молодым семьям социальных выплат на цели, не предусмотренные подпрограммой «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы.

Поэтому использование средств федерального бюджета для осуществления социальных выплат участникам долгосрочной целевой программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014-2020 года» является правомерным только при условии соответствия положений данной Программы правилам, установленным на федеральном уровне.

Учитывая, что социальная выплата могла быть использована для покупки жилья, в том числе и у близких родственников, исключительно до 3 июня 2017 года, а квартира по адресу: ЯНАО, г. Новый Уренгой, <адрес>, приобретена 4 июня 2017 года, правовых оснований для удовлетворения административного иска не имеется. Возможность использования социальной выплаты на приобретение жилого помещения у близких родственников с 3 июня 2017 года, федеральным законодателем не предусмотрена; правом изменять условия предоставления социальной выплаты, установленные Правительством РФ, суд не наделён.

Доводы стороны административных истцов о том, что семья Лозовых приобрела право на получение социальной выплаты и стала участником программы до издания Постановления Правительства РФ от 20.05.2017 № 609, в связи с чем это право должно быть реализовано по ранее действующим Правилам, основаны на неверном толковании действующего законодательства, поэтому не могут быть приняты во внимание.

Свидетельство о праве на получение социальной выплаты удостоверяет лишь право молодой семьи на использование социальной выплаты на цели, предусмотренные долгосрочной программой, в пределах, выделенных на их реализацию из бюджета средств. Данное свидетельство не является ценной бумагой (в силу положений п. 3 Правил). Приобретение жилого помещения у близких родственников после введения 3 июня 2017 года запрета на использование социальной выплаты при совершение подобных сделок, влечёт за собой нецелевое использование средств федерального бюджета.

Утверждения истцов о том, что они не были проинформированы об изменении условий программы также не способны повлиять на выводы суда, поскольку ни Положение о порядке предоставления социальных выплат, ни Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства не устанавливали обязанность органов местного самоуправления доводить до сведения участников подпрограмм информацию о возможном изменении условий Положения и Правил.

Учитывая, что бюджетные средства имеют адресный и целевой характер, то норма, на основании которой установлен запрет на приобретение жилого помещения у близких родственников, принята в целях недопущения нецелевого использования бюджетных средств.

Кроме того, суд приходит к выводу о пропуске административными истцами срока, предусмотренного ч. 3 ст. 219 КАС РФ для обращения в суд с административным исковым заявлением, что при отсутствии доказательств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска срока для подачи административного искового заявления в суд, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трёх месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Так, о предполагаемом нарушении своих прав оспариваемым решением органа местного самоуправления, Лозовым достоверно было известно на момент получения соответствующего уведомления [суммы изъяты] от 19 июня 2017 года – 19 июня 2017 года. Соответственно, срок, предусмотренный ч. 1 ст. 219 КАС РФ на обращение в суд с административным исковым заявлением, в данном случае истекал 19 сентября 2017 года, в то время как административное исковое заявление по настоящему делу поступило в суд 9 ноября 2017 года.

Факт обращения в суд с аналогичным иском, который не был принят к производству суда, не является основанием для прерывания или приостановления течения срока обращения в суд, не свидетельствует о наличии уважительных причин его пропуска.

Доводы представителя административных истцов о своевременном обращении в суд со ссылкой на то, что срок должен исчисляться с момента получения истцами ответа на их жалобу, поданную в вышестоящий в порядке подчинённости орган, основаны на неверном применении норм права, поскольку положения КАС РФ не обуславливают право лица на обращения в суд, предшествующим обращением в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу с жалобой по тому же предмету.

При установленных судом обстоятельствах нарушений прав Лозовых суд не усматривает, а их требования удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 272-273 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административных исковых требований Лозового Е.В., Лозовой Т.С. отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано сторонами в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме 18 декабря 2017 года путём подачи апелляционной жалобы через Новоуренгойский городской суд.

Председательствующий: