ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4535/18 от 21.12.2018 Шахтинского городского суда (Ростовская область)

Дело № 2а-4535/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 декабря 2018 года

Шахтинский городской суд Ростовской области в составе:

судьи Дорошенко Н.В.,

при секретаре Морозовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску прокурора г. Шахты в интересах неопределенного круга лиц к МКУ «Департамент городского хозяйства» г. Шахты, заинтересованное лицо ГУ МВД России по Ростовской области о признании бездействия незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Шахты обратился в суд с иском по тем основаниям, что 02.09.2013 между МКУ «Департамент ГХ» г. Шахты и ООО «Веселовское ДСУ» заключен муниципальный контракт №2013.142037/157 на выполнение капитального ремонта дороги по пер. Донской в г. Шахты.

По окончанию работ 06.11.2013 ООО «Веселовское ДСУ» МКУ «Департамент ГХ» г. Шахты выдан гарантийный паспорт на автомобильную дорогу (участок) «Капитальный ремонт дороги по пер. Донской (ул. Ионова - ул. Шевченко) на участке от ул. Ионова до ул. Советская в г. Шахты Ростовской области», согласно которому гарантийный срок на асфальтобетонное покрытие установлен 5 лет.

При проведении прокурорской проверки установлено, что состояние асфальтобетонного покрытия на указанном выше участке автомобильной дороги не соответствует требованиям ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 № 221.

В связи с чем, прокурором города 19.06.2017 на имя главы администрации
вносилось представление с целью устранения нарушений, в части ненадлежащей
работы с подрядными организациями в течении гарантийного срока. Только после неоднократного внесения представлений и предъявления прокурором города административного иска в суд, ООО «Веселовское ДСУ» устранило дефекты дорожного покрытия по пер. Донской от ул. Шевченко до ул. Ионова в рамках исполнения гарантийных обязательств по муниципальному контракту
№2013.142037/157 от 02.09.2013.

Однако, как установлено проверками и указывалось в представлениях прокурора, в 2014 году Ростовским центром судебных экспертиз проведено экспертное исследование качества и стоимости выполненных работ по капитальному ремонту дороги - пер. Донской (ул. Ионова - ул. Шевченко) на участке от ул. Ионова до ул. Советская и установлено, что разница между стоимостью работ, заявленных в актах КС-2 и стоимостью фактически выполненных работ составляет 972989,00 руб. Указанные обстоятельства с декабря 2015 известны директору МКУ «Департамент ГХ», что подтверждается письмом заместителя главы администрации города от 08.12.2015 №61/4/1711 на имя начальника отдела Управления ФСБ РФ по РО в г. Шахты о причиненном муниципальному образованию ущербе на сумму 972989 руб.

До настоящего времени мер к взысканию с подрядной организации ООО «Веселовское ДСУ» указанной суммы ущерба предпринято не было.

В результате ненадлежащего выполнения должностными лицами МКУ «Департамент ГХ» г. Шахты своих обязанностей, причиненный бюджету муниципального образования ущерб при проведении капитального ремонта дороги на участке по пер. Донской (ул. Ионова - ул. Шевченко) на участке от ул. Ионова до ул. Советская в г. Шахты Ростовской области, не возмещен.

С целью устранения выявленных нарушений закона, на имя и.о. главы администрации города повторно 02.04.2018 внесено представление об устранении нарушений закона. Согласно ответу на представление от 04.05.2018, 16.03.2018 МКУ «Департамент ГХ» проведено обследование автомобильных дорог, о чем составлен акт обследования и 28.03.2018 в адрес ООО «Веселовское ДСУ» направлено претензионное письмо об устранении выявленных дефектов дорожного покрытия со сроком до 01.05.2018. Однако, мер по взысканию причиненного ущерба так и не принято.

Просит суд признать бездействие МКУ «Департамент городского хозяйства» г. Шахты, в части непринятии мер по взысканию с ООО «Веселовское ДСУ» причиненного при проведении капитального ремонта участка автомобильной дороги по пер. Донской (ул. Ионова - ул. Шевченко) в г. Шахты ущерба в сумме 972989,00 руб. незаконным; обязать МКУ «Департамент городского хозяйства» г. Шахты принять меры ко взысканию с ООО «Веселовское ДСУ» причиненного при проведении капитального ремонта участка автомобильной дороги по пер. Донской (ул. Ионова - ул. Шевченко) в г. Шахты ущерба в сумме 972989,00 руб.

Старший помощник прокурора г. Шахты Кулинич Н.Ю. в суд явилась, административный иск поддержала.

Представитель МКУ «Департамент городского хозяйства» г. Шахты по доверенности ФИО1 в суд явилась, просила в удовлетворении заявленных требований отказать по основаниям, изложенным в письменном возражении на иск.

Представитель ГУ МВД России по Ростовской области в суд не явился, извещен надлежащим образом, возражений по иску не представил.

Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд считает заявленные требования необоснованными и неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом, как указано в пункте 2 той же статьи, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.

Согласно ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относится содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах городского округа.

Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции. Капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, к элементам обустройства которых относятся дорожные знаки. Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке её движения. Статьей 17 данного Федерального закона предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечение сохранности автомобильных дорог.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Статьей 6 Областного закона от 16.08.2000 № 97-ЗС «О безопасности дорожного движения на территории Ростовской области» предусмотрено, что органы местного самоуправления в соответствии с федеральным и областным законодательством в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Частью 4 ст. 6 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.95 «О безопасности дорожного движения» полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В соответствии с подпунктом 5 ч. 1 ст. 6 Устава муниципального образования «Город Шахты» - городского округа Ростовской области, утв. Решением Шахтинской городской Думы № 106 от 08.11.2005 к вопросам местного значения города относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Шахты, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, названными нормативными актами на органы местного самоуправления города Шахты возложено осуществление дорожной деятельности на дорогах местного значения в границах города, содержание автомобильных дорог, решение вопросов по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. С целью выполнения указанных выше публичных полномочий, муниципальные дороги переданы в оперативное управление Департаменту ЖКХ г-. Шахты на основании распоряжения Администрации города Шахты от Шахты от 19.12.2014 №8204.

Судом установлено, что 02.09.2013 между МКУ «Департамент ГХ» г. Шахты и ООО «Веселовское ДСУ» заключен муниципальный контракт №2013.142037/157 на выполнение капитального ремонта дороги по пер. Донской в г. Шахты (л.д. 7-17).

По окончанию работ 06.11.2013 ООО «Веселовское ДСУ» МКУ «Департамент ГХ» г. Шахты выдан гарантийный паспорт на автомобильную дорогу (участок) «Капитальный ремонт дороги по пер. Донской (ул. Ионова - ул. Шевченко) на участке от ул. Ионова до ул. Советская в г. Шахты Ростовской области», согласно которому гарантийный срок на асфальтобетонное покрытие установлен 5 лет (л.д. 19-20).

Актом приемки от 06.11.2013 г. (л.д. 23, 24) отремонтированный участок автомобильной дороги по пер. Донской (ул. Ионова - ул. Шевченко) на участке от ул. Ионова до ул. Советская в г. Шахты Ростовской области, принят в эксплуатацию.

29.05.2014 г. Ростовским центром судебных экспертиз проведено экспертное исследование (л.д. 25-47) качества и стоимости выполненных работ по капитальному ремонту дороги - пер. Донской (ул. Ионова - ул. Шевченко) на участке от ул. Ионова до ул. Советская и установлено, что разница между стоимостью работ, заявленных в актах КС-2 и стоимостью фактически выполненных работ составляет 972989,00 руб.

Определением Арбитражного суда Ростовской области № А53-17275/18 от 10.08.2018 г. (л.д. 55-57) утверждено мировое соглашение, заключенное между МКУ «Департамент ГХ» г. Шахты и ООО «Веселовское ДСУ», в соответствии с которым подрядчик обязался в срок до 30.08.2018 г. безвозмездно устранить дефекты и недостатки дорожного покрытия автомобильной дороги по пер. Донской от ул. Ионова до ул. Советская - разрушение дорожного шва площадью 18,4 кв.м., провал (просадка) люков колодцев 8 шт., сетка трещин асфальто-бетонного покрытия площадью 21 кв.м., выбоины в виде ям площадью 130,5 кв.м., в рамках муниципального контракта №2013.142037/157.

Судом установлено и сторонами не оспаривается, что в настоящее время ООО «Веселовское ДСУ» устранило дефекты дорожного покрытия по пер. Донской от ул. Шевченко до ул. Ионова в рамках исполнения гарантийных обязательств по муниципальному контракту № 2013.142037/157 от 02.09.2013 г.

В настоящее время по факту причинения ущерба Администрации г. Шахты в размере 972000 руб. следственными органами проводится проверка по сообщению о преступлении по ст. 159 УК РФ в отношении директора ООО «Веселовское ДСУ» ФИО9 (л.д. 79-83).

Проанализировав изложенное, суд приходит к выводу о том, что выполненные ООО «Веселовское ДСУ» по муниципальному контракту от 02.09.2013 г. №2013.142037/157 работы были в полном объеме приняты МКУ «Департамент ГХ», оснований для подачи искового заявления в суд о взыскании завышенной стоимости выполненных работ у ответчика не имелось.

Доказательств того, что административный ответчик знал о наличии разницы между стоимостью работ, заявленных в актах, и стоимостью фактически выполненных работ в размере 972989 руб., суду не представлено, поскольку сообщение о причиненном ущербе в Управление ФСБ РФ г. Шахты было направлено от имени заместителя главы Администрации г. Шахты ФИО2, а не от имени МКУ «Департамент городского хозяйства» г. Шахты. Наличие фамилии ФИО7 и ФИО8 в качестве исполнителей указанного сообщения не может служить доказательством того, что ответчик знал о причиненном ущербе.

Кроме того, суд принимает во внимание наличие проверки следственных органов в отношении должностного лица, действующего в своих интересах, а не в интересах ООО «Веселовское ДСУ», поэтому установить кто именно причинил ущерб Администрации г. Шахты в размере 972989 руб. (и как следствие принять меры ко взысканию ущерба), в настоящее время не представляется возможным.

Суд считает заслуживающими внимания доводы ответчика о том, что МКУ «Департамент ГХ» не лишен права обращения с гражданским иском о возмещении причиненного ущерба в суд в рамках судебного процесса по уголовному делу, в том случае, если вина директора ООО «Веселовского ДСУ» ФИО5 будет доказана.

Поскольку бездействия МКУ «Департамент ГХ» в части непринятии мер по взысканию с ООО «Веселовское ДСУ» причиненного ущерба в сумме 972989 руб. судом не установлено, то в удовлетворении настоящего административного иска суд считает необходимым отказать в полном объеме заявленных требований.

Руководствуясь ст. 175-177 КАС РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска прокурора г. Шахты в интересах неопределенного круга лиц к МКУ «Департамент городского хозяйства» г. Шахты, заинтересованное лицо ГУ МВД России по Ростовской области о признании бездействия незаконным - отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Шахтинский городской суд Ростовской области.

Решение в окончательной форме изготовлено 25.12.2018 г.

Судья (подпись)

Копия верна:

Судья - Дорошенко Н.В.