ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-453/20 от 10.02.2020 Дзержинского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело №***а-453/20 10 февраля 2020 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Дзержинский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Матусяк Т.П.,

при секретаре ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу к Санкт-Петербургскому отделению Общероссийской общественной организации «Союз концертных деятелей РФ» о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц

У С Т А Н О В И Л:

Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу обратилось в суд с административным иском к Санкт-Петербургскому отделению Общероссийской общественной организации «Союз концертных деятелей РФ» о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.

Административные исковые требования обоснованы тем, что Санкт-Петербургское отделение Общероссийской общественной организации «Союз концертных деятелей РФ» зарегистрировано в качестве юридического лица в соответствии с действующим на момент регистрации законодательством Управлением юстиции Санкт-Петербурга **.**.**** за регистрационным №***-ЮР, в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о юридическом лице, зарегистрированном **.**.****, **.**.**** за основным государственным регистрационным №***. Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц организация находится по адресу: 191028, Санкт-Петербург, <адрес>.

Главным управлением на основании плана проведения проверок некоммерческих организаций на 2019 год, утвержденного приказом начальника Главного управления от **.**.****, в соответствии с распоряжением Главного управления от **.**.****№***-р проведена плановая документарная проверка Санкт-Петербургского отделения Общероссийской общественной организации «Союз концертных деятелей РФ». Согласно уведомлению о проведении проверки от **.**.****№*** документы, необходимые для проведения проверки, некоммерческой организации необходимо было представить **.**.**** в 10:00. Организацией не представлена в Главное управление отчетность за 2016, 2017, 2018 годы; организация не представила в Главное управление и не публиковала отчеты об использовании своего имущества в 2016-2018 годах.

По результатам проверки **.**.**** составлен акт №***, который направлен в адрес организации, указанный в Едином государственном реестре юридических лиц, **.**.**** направлялось письменное предупреждение №***, обязывающее устранить выявленные нарушения в срок по **.**.****. Вышеуказанные документы не получены организацией, возвращены в адрес Главного управления, предупреждение до настоящего момента не исполнено организацией, в судебном порядке не обжаловалось.

Организации ранее выносилось предупреждение от **.**.****№***, организация не представила в Главное управление отчетность за 2015-2017 годы. До настоящего момента указанные в предупреждении от **.**.**** нарушения организацией не устранены.

В соответствии с распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от **.**.****№*** Общероссийская общественная организация «Союз концертных деятелей Российской Федерации» исключена из Единого государственного реестра юридических лиц, как признанная прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица на основании решения Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от **.**.****, о чем **.**.**** внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц за государственным регистрационным номером 2187700141561.

Административный истец просит суд ликвидировать Санкт-Петербургское отделение Общероссийской общественной организации «Союз канцерных деятелей РФ», основной государственный регистрационный номер – 1037858028713, ведомственный №*** и исключить сведения о нем из Единого государственного реестра юридических лиц.

Представитель административного истца Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.

Представитель административного ответчика Санкт-Петербургского отделения Общероссийской общественной организации «Союз канцерных деятелей РФ» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, в соответствии с положениями ст. 165.1 ГК РФ. Административному ответчику по адресу его регистрации направлены судебные извещения.

Учитывая вышеизложенное, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца, административного ответчика.

Изучив материалы дела, суд полагает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 30 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Из пп. 66 п. 6 Приказа Минюста России от **.**.****№*** (ред. от **.**.****) «Об утверждении Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня главных управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации» следует, что Главное управление принимает решение о государственной регистрации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, межрегиональных, региональных и местных общественных объединений и их структурных подразделений, местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, религиозных учреждений и организаций, образованных указанными централизованными религиозными организациями, а также иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций).

Главное управление обращается в суд с заявлениями о ликвидации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций, о признании общественных объединений прекратившими свою деятельность в качестве юридического лица (пп. 77 п. 6 Приказа Минюста России от **.**.****№***).

В соответствии с пп. 1, 3 п. 38 Федеральный закон от **.**.**** № 82-ФЗ (ред. от **.**.****) «Об общественных объединениях», орган, принимающий решения о государственной регистрации общественных объединений, осуществляет контроль за соответствием их деятельности уставным целям. При осуществлении данного контроля указанный орган вправе запрашивать у руководящих органов общественных объединений их распорядительные документы; не чаще одного раза в год проводить проверки соответствия деятельности общественных объединений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, их уставным целям в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции, за исключением случая, указанного в части пятой настоящей статьи.

Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от **.**.****№*** «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций» установлено, что к отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора, организацией и проведением проверок некоммерческих организаций, применяются положения Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных Федеральным законом «О некоммерческих организациях».

В соответствии с пп. «а» п. 6 Постановления Правительства РФ от **.**.****№*** «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций», предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями (за исключением политических партий, региональных отделений и иных структурных подразделений политических партий) требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества.

Согласно ст. 29 Федерального закона от **.**.**** № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», общественное объединение обязано представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы; оказывать содействие представителям органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Санкт-Петербургское отделение Общероссийской общественной организации «Союз концертных деятелей РФ» зарегистрировано в качестве юридического лица в соответствии с действующим на момент регистрации законодательством Управлением юстиции Санкт-Петербурга **.**.**** за регистрационным №***-ЮР, в ЕГРЮЛ внесена запись о юридическом лице, зарегистрированном **.**.****, **.**.**** за основным государственным регистрационным №***. Согласно выписке из ЕГРЮЛ организация находится по адресу: 191028, Санкт-Петербург, <адрес>.

Главным управлением на основании плана проведения проверок некоммерческих организаций на 2019 год, утвержденного приказом начальника Главного управления от **.**.****, в соответствии с распоряжением Главного управления от **.**.****№***-р проведена плановая документарная проверка Санкт-Петербургского отделения Общероссийской общественной организации «Союз концертных деятелей РФ».

Согласно уведомлению о проведении проверки от **.**.****№*** документы, необходимые для проведения проверки, некоммерческой организации необходимо было представить **.**.**** в 10:00.

Согласно пункту 11 распоряжения от **.**.****№***-р, установлен перечень документов за период деятельности организации с **.**.**** по **.**.****, а именно: решения руководящих органов организации и распорядительные документы по ее управлению, с указанием даты; сведения о публичных и иных мероприятиях, проводимых Организацией в проверяемый период (периодичность, форма проведения, место проведения, тематика и т.п.); сведения об источниках формирования денежных средств и иного имущества, о наличии иностранных источников финансирования; сведения о программах организации, решения об их утверждении и сведения об их реализации; документы, подтверждающие участие в конкурсах на получение отечественных и зарубежных грантов (в том числе, отчеты по грантам); организационно-штатные документы; информация о сайте организации; материалы об учреждении коммерческих и некоммерческих организаций, средств массовой информации (СМИ); публикации в СМИ, в том числе, в информационно-коммуникационной сети Интернет (при наличии); переписка организации с физическими и юридическими лицами по вопросам осуществления деятельности, направленной на достижение уставных целей; иные организационно-распорядительные документы, относящиеся к деятельности Организации и предмету проверки.

Уведомление о проведении проверки с обозначением указанного срока представления документов, указанных в пункте 11 распоряжения, а также копия распоряжения направлены в адрес организации **.**.****. Копия распоряжения и уведомление не получены организацией, возвращены с отметкой Почты России «истек срок хранения». **.**.**** в 10:00 документы организацией представлены не были.

Согласно п. 5 ст. 5 Федерального закона от **.**.**** № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», юридическое лицо в течение трех рабочих дней с момента изменения сведений обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения.

Исходя из содержания п. 9 ст. 29 Закона об общественных объединениях и п. 5 ст. 5 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в п. 1 ст. 5 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган.

В соответствии с протоколом общего собрания организации от **.**.****, уведомлением Общероссийской общественной организации «Союз концертных деятелей Российской Федерации» от **.**.****, сведениями, указанными в Едином государственном реестре юридических лиц, местом нахождения организации является помещение, расположенное по адресу: 191028, Санкт-Петербург, Моховая улица, <адрес>. Связь с организацией по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, отсутствует.

В нарушение пункта 5 статьи 5, пункта 6 статьи 17 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и абзаца 9 статьи 29 Закона об общественных объединениях, организация соответствующую информацию в Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу не представила.

В соответствии с пунктом 3.2 устава, положениями пунктов 4, 8 статьи 29 Закона об общественных объединениях, общественное объединение обязано ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения:

-о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц;

-об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона от **.**.**** № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании.

Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от **.**.****№***, указанная информация должна представляться некоммерческими организациями ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Организацией не представлена в Главное управление отчетность за 2016, 2017, 2018 годы.

В соответствии с пунктом 3.2 статьи 32 Закона о некоммерческих организациях, некоммерческие организации обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети Интернет или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности или отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган.

Порядок и сроки размещения указанных отчетов и сообщений установлены в Приказе Минюста России от **.**.****№***.

Как следует из материалов дела, организация не размещала в сети Интернет и не представляла средствам массовой информации для опубликования отчетность за 2016-2018 годы.

Согласно пункту 3 статьи 29 Закона об общественных объединениях, общественное объединение обязано ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом.

Организация не представила в Главное управление и не публиковала отчеты об использовании своего имущества в 2016-2018 годах.

По результатам проверки **.**.**** составлен акт №***, который направлен в адрес организации, указанный в Едином государственном реестре юридических лиц, **.**.**** направлялось письменное предупреждение №***, обязывающее устранить выявленные нарушения в срок по **.**.****.

Вышеуказанные документы не получены организацией, возвращены в адрес Главного управления, предупреждение до настоящего момента не исполнено организацией, в судебном порядке не обжаловалось.

Так же материалами дела установлено, что организации ранее выносилось предупреждение от **.**.****№***, организация не представила в Главное управление отчетность за 2015-2017 годы.

До настоящего момента указанные в предупреждении от **.**.**** нарушения организацией не устранены.

Организация в проверяемый период осуществляла свою деятельность на основании устава Общероссийской общественной организации «Союз концертных деятелей Российской Федерации», зарегистрированного Министерством юстиции РСФСР **.**.****.

В соответствии с распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от **.**.****№*** Общероссийская общественная организация «Союз концертных деятелей Российской Федерации» исключена из Единого государственного реестра юридических лиц, как признанная прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица на основании решения Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от **.**.****, о чем **.**.**** внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц за государственным регистрационным номером 2187700141561.

Абзацем 3 статьи 44 Закона об общественных объединениях установлено, что основаниями ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.

Пунктом 3 части 3 статьи 61 ГК РФ установлено, что юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

В соответствии с абзацем 4 пункта 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от **.**.****№*** «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами», к грубым нарушениям следует относить нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом. Например, невозможность принятия решения в порядке, установленном учредительными документами.

Письменные предупреждения, обязывающие устранить нарушения действующего законодательства до настоящего времени организацией не устранены, доказательств обратного суду не представлено.

Таким образом, по совокупности представленных в материалы дела доказательствам суд полагает обоснованным довод административного истца о том, что Санкт-Петербургским отделением Общероссийской общественной организации «Союз концертных деятелей РФ» нормативные правовые акты российского законодательства не соблюдаются, организация не исполняет обязанность, установленную Федеральным законом № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», что свидетельствует о неоднократности допущенных нарушений.

Учитывая вышеизложенное и, руководствуясь ст. 150, 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Ликвидировать Санкт-Петербургское отделение Общероссийской общественной организации «Союз канцерных деятелей РФ», основной государственный регистрационный номер – 1037858028713, ведомственный №*** и исключить сведения о нем из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: Т.П. Матусяк