ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-453/2021 от 21.09.2021 Называевского городского суда (Омская область)

Дело № 2а-453/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Называевск 21 сентября 2021 года

Называевский городской суд Омской области

в составе председательствующего судьи Ю.В. Булгаковой,

с участием прокурора Цыценко П.Д.

при помощнике судьи Ивановой С.В.

секретаре судебного заседания Бершауэр Л.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием аудиопротоколирования административное исковое заявление Называевского межрайонного прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к ФИО1 сельского поселения Называевского муниципального района <адрес> о признании незаконным бездействия, возложении обязанности принять и утвердить нормативно-правовые акты «Порядок организации и проведения торгов на право заключения договоров в отношении земельных участков, находящихся в собственности сельского поселения», «Порядок разработки проекта рекультивации и консервации земель и земельных участков в отношении земельных участков, находящихся в собственности сельского поселения», административных регламентов предоставления муниципальной услуги «Принятие уведомления о планируемом сносе объекта капитального строительства», «Осуществление муниципального контроля на территории сельского поселения в сфере благоустройства» в срок до 01.10.2021,

УСТАНОВИЛ:

Называевский межрайонный прокурор обратился в Называевский городской суд Омской области с указанным административным иском к ответчику, в обоснование, указав, что прокуратурой района в августе 2021 года проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства в деятельности Администрации Старинского сельского поселения, в результате которой установлено, что в нарушение требований действующего законодательства администрацией Старинского сельского поселения Порядок организации и проведения торгов на право заключения договоров в отношении земельных участков, находящихся в собственности сельского поселения, до настоящего времени не принят; органами местного самоуправления поселения не определены порядки разработки проекта рекультивации земель и обеспечения рекультивации земель, разработки проекта консервации земель и обеспечения консервации земель - в отношении земель и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам, а также в отношении земель и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам, в случае ухудшения качества земель в результате воздействия природных явлений при условии, что арендаторами, землепользователями, землевладельцами принимались меры по охране земель в соответствии с земельным законодательством.

Также не определен порядок согласования лицами, указанными в п. 3 или пп. «б» п. 4 Правил, проектов рекультивации земель и консервации земель до их утверждения с органом местного самоуправления, уполномоченным на предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, в случае проведения рекультивации, консервации в отношении земель и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

Кроме того, межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований градостроительного законодательства. Установлено, что администрацией поселения регламент предоставления муниципальной услуги по принятию уведомлений о планируемом сносе объекта капитального строительства не утвержден.

Также межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства о защите прав юридических и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля. По результатам проверки установлено, что Администрацией Старинского сельского поселения административный регламент осуществления муниципального контроля в сфере благоустройства не принят.

Таким образом, отсутствие нормативной базы влечет нарушение прав граждан юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при организации и осуществлении муниципального контроля, осуществлении полномочий по сносу самовольных построек.

Все выявленные в ходе проверки нарушения свидетельствуют о ненадлежащем исполнении ответственных должностных лиц своих обязанностей, а также ненадлежащем контроле главы поседения.

В связи с выявленными нарушениями прокуратурой района в адрес главы администрации Старинского сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений законодательства, которое рассмотрено и удовлетворено.

В ходе повторной проверки установлено, что до настоящего времени администрацией Старинского сельского поселения указанные нормативные правовые акты не приняты и не утверждены.

Просит признать незаконным бездействие администрации Старинского сельского поселения Называевского муниципального района Омской области, выразившееся в непринятии следующих нормативных правовых актов:

- «Порядок организации и проведения торгов на право заключения договоров в отношении земельных участков, находящихся в собственности сельского поселения»;

- «Порядок разработки проекта рекультивации и консервации земель и земельных участков в отношении земельных участков, находящихся в собственности сельского поселения»;

- Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Принятие уведомлений о планируемом сносе объекта капитального строительства»;

- Административный регламент «Осуществление муниципального контроля на территории сельского поселения в сфере благоустройства».

Обязать Администрацию Старинского сельского поселения Называевского муниципального района Омской области устранить выявленные нарушения законодательства путем принятия и утверждения в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ следующих нормативных правовых актов:

- «Порядок организации и проведения торгов на право заключения договоров в отношении земельных участков, находящихся в собственности сельского поселения»;

- «Порядок разработки проекта рекультивации и консервации земель и земельных участков в отношении земельных участков, находящихся в собственности сельского поселения»;

- Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Принятие уведомлений о планируемом сносе объекта капитального строительства»;

- Административный регламент «Осуществление муниципального контроля на территории сельского поселения в сфере благоустройства».

В судебном заседании прокурор административные исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был надлежаще уведомлен, возражений относительно заявленных исковых требований не представил.

Выслушав заключение прокурора, изучив доводы административного искового заявления и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 3 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям.

Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Статьей 15 Конституции Российской Федерации определено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 №1З1-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

В силу ч. 3 ст. 7 Федерального закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.

В соответствии с ч. 4 ст. 2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) на основании и во исполнение данного Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

Частью 1 ст. 39.3 ЗК РФ закреплено, что продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов.

Согласно ч. 1 ст. 39.11 ЗК РФ решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.

В ч.3 ст. 39.11 ЗК РФ регламентирован Порядок образования земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона по инициативе органа государственной власти или органа местного самоуправления и подготовка к проведению аукциона.

Частью 4 ст. 39.11 ЗК РФ закреплено, что проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица. Кроме того, установлен Порядок образования земельного участка и подготовка аукциона.

В ст. 1 Федерального закона от 21.12.2001 №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее - Федеральный закон №178-ФЗ) указано, что под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Частью 2 ст. 2 Федерального закона №178-ФЗ закреплено, что государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе.

Статьей 18 Федерального закона N2 178-ФЗ урегулирован порядок продажи государственного или муниципального имущества на аукционе.

В ст. 2 Постановление Правительства РФ от 27.08.2012 № 860 «Об организации и проведении продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме» закреплено, что органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют функции по продаже имущества, а также своими решениями поручают юридическим лицам, указанным в подпункте 8.1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона о приватизации, организовывать от имени собственника в установленном порядке продажу приватизируемого имущества, находящегося в собственности субъектов РФ или муниципальных образований, и (или) осуществлять функции продавца имущества.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой района в августе 2021 года проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства в деятельности Администрации Старинского сельского поселения, в результате которой установлено, что в нарушение требований действующего законодательства администрацией Старинского сельского поселения Порядок организации и проведения торгов на право заключения договоров в отношении земельных участков, находящихся в собственности сельского поселения, до настоящего времени не принят.

В соответствии с п. 1 ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

В силу п.1 ст. 13 ЗК РФохрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

Согласно п.5 ст. 13 ЗК РФ, лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.

В силу п. 6 ст. 13 ЗК РФ порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

При этом пунктом 7 ст. 13 ЗК РФопределено, что в случае, если негативное воздействие на земли привело к их деградации, ухудшению экологической обстановки и (или) нарушению почвенного слоя, в результате которых не допускается осуществление хозяйственной деятельности, а устранение таких последствий путем рекультивации невозможно, допускается консервация земель в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок проведения рекультивации земель и порядок консервации земель установлены постановлением Правительством Российской Федерации от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель», которым утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель (далее - Правила).

В соответствии с пп. «в п. 4 Правил, в случае если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и у правообладателей земельных участков, исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, отсутствует информация о таких лицах, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, уполномоченными на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, - в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам, а также в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и непредоставленных гражданам или юридическим лицам, в случае ухудшения качества земель в результате воздействия природных явлений при условии, что арендаторами, землепользователями, землевладельцами принимались меры по охране земель в соответствии с земельным законодательством.

Согласно пп. «в» п. 15 Правил проект рекультивации земель, за исключением случаев подготовки проекта рекультивации в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства и случаев, предусмотренных п. 23 Правил, проект консервации земель до их утверждения подлежат согласованию с исполнительным органом государственной власти и органом местного самоуправления, уполномоченным на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в случае проведения рекультивации, консервации в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, лицами, указанными в пункте 3 или подпункте «б» пункта 4 настоящих Правил.

Пунктом 30 Правил определено, что завершение работ по рекультивации земель, консервации земель подтверждается актом о рекультивации земель, консервации земель, который подписывается лицом, исполнительным органом государственной власти, органом местного самоуправления, обеспечившими проведение рекультивации в соответствии с пунктами 3 или 4 настоящих Правил. Такой акт должен содержать сведения о проведенных работах по рекультивации земель, консервации земель, а также данные о состоянии земель, на которых проведена их рекультивация, консервация, в том числе о физических, химических и биологических показателях состояния почвы, определенных по итогам проведения измерений, исследований, сведения о соответствии таких показателей требованиям, предусмотренным пунктом 5 настоящих Правил.

Также установлено, что в нарушение вышеуказанных пунктов Правил органами местного самоуправлении поселения не определены порядки разработки проекта рекультивации земель и обеспечения рекультивации земель, разработки проекта консервации земель и обеспечения консервации земель - в отношении земель и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам, а также в отношении земель и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам, в случае ухудшения качества земель в результате воздействия природных явлений при условии, что арендаторами, землепользователями, землевладельцами принимались меры по охране земель в соответствии с земельным законодательством.

Также не определен порядок согласования лицами, указанными в п. 3 или пп. «б» п. 4 Правил, проектов рекультивации земель и консервации земель до их утверждения с органом местного самоуправления, уполномоченным на предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, в случае проведения рекультивации, консервации в отношении земель и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

В судебном заседании также установлено, что межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований градостроительного законодательства, в ходе которой установлено следующее.

В соответствии с положениям ст.55.31 Градостроительного кодекса РФ (далее по тексту - ГрК РФ снос объекта капитального строительства осуществляется в соответствии с проектом организации работ по сносу объекта капитального строительства после отключения объекта капитального строительства от сетей инженерно-технического обеспечения в соответствии с условиями отключения объекта капитального строительства от сетей инженерно-технического обеспечения, выданными организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, а также после вывода объекта капитального строительства из эксплуатации в случае, если это предусмотрено федеральными законами.

Работы по договорам подряда на осуществление сноса выполняются только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по сносу объектов капитального строительства по договорам подряда на осуществление сноса обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о сносе объектов капитального строительства, заключенным с лицами, не являющимися застройщиками, техническими заказчиками, лицами, ответственными за эксплуатацию здания, сооружения, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, может выполнять работы по договорам подряда на осуществление сноса в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает одного миллиона рублей.

Согласно ч. 9 статьи 55.31 ГрК РФ в целях сноса объекта капитального строительства застройщик или технический заказчик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в орган местного самоуправления поселения по месту нахождения объекта капитального строительства или в случае, если объект капитального строительства расположен на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в соответствующий орган местного самоуправления посредством почтового отправления или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемом сносе объекта капитального строительства не позднее чем за семь рабочих дней до начала выполнения работ по сносу объекта капитального строительства.

Орган местного самоуправления, в который поступило уведомление о планируемом сносе объекта капитального строительства, в течение семи рабочих дней со дня поступления этого уведомления проводит проверку наличия документов, указанных в части 10 настоящей статьи, обеспечивает размещение этих уведомления и документов в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности и уведомляет о таком размещении орган регионального государственного строительного надзора. В случае непредставления документов, указанных в части 10 настоящей статьи, данный орган местного самоуправления запрашивает их у заявителя (ч. 10 ст. 55.31 ГрК РФ).

Статьей 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Федеральный закон № 21 О-ФЗ) определено, что муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение. вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.

На основании п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 210 ­ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

Однако администрацией поселения регламент предоставления муниципальной услуги по принятию уведомлений о планируемом сносе объекта капитального строительства не утвержден.

Судом также установлено, что межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства о защите прав юридических и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля, в ходе которой установлено следующее.

Федеральным законом от 11.06.2021 № 170-ФЗ внесены изменения в п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которым на администрации сельских поселений возложены обязанности по осуществлению муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории поселения, требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг.

По результатам проверки установлено, что Администрацией Старинского сельского поселения административный регламент осуществления муниципального контроля в сфере благоустройства не принят.

Таким образом, отсутствие нормативной базы влечет нарушение прав граждан юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при организации и осуществлении муниципального контроля, осуществлении полномочий по сносу самовольных построек.

Все выявленные в ходе проверки нарушения свидетельствуют о ненадлежащем исполнении ответственных должностных лиц своих обязанностей, а также ненадлежащем контроле главы поселения.

В связи с выявленными нарушениями прокуратурой района в адрес главы администрации Старинского сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений законодательства, которое рассмотрено и удовлетворено.

В ходе повторной проверки установлено, что до настоящего времени администрацией Старинского сельского поселения указанные нормативные правовые акты не приняты и не утверждены.

При указанных обстоятельствах исковые требования Называевского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

Согласно ч.3 ст. 114Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

В соответствии с п.19 ч.1 ст. 333.16 Налогового Кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Таким образом, поскольку административный ответчик в лице администрации сельского поселения освобожден от уплаты государственной пошлины, она не подлежит взысканию.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 218, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Называевского межрайонного прокурора Омской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Старинского сельского поселения Называевского муниципального района Омской области, выразившееся в непринятии следующих нормативных правовых актов:

- «Порядок организации и проведения торгов на право заключения договоров в отношении земельных участков, находящихся в собственности сельского поселения»;

- «Порядок разработки проекта рекультивации и консервации земель и земельных участков в отношении земельных участков, находящихся в собственности сельского поселения»;

- Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Принятие уведомлений о планируемом сносе объекта капитального строительства»;

- Административный регламент «Осуществление муниципального контроля на территории сельского поселения в сфере благоустройства».

Обязать Администрацию Старинского сельского поселения Называевского муниципального района Омской области устранить выявленные нарушения законодательства путем принятия и утверждения в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ следующих нормативных правовых актов:

- «Порядок организации и проведения торгов на право заключения договоров в отношении земельных участков, находящихся в собственности сельского поселения»;

- «Порядок разработки проекта рекультивации и консервации земель и земельных участков в отношении земельных участков, находящихся в собственности сельского поселения»;

- Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Принятие уведомлений о планируемом сносе объекта капитального строительства»;

- Административный регламент «Осуществление муниципального контроля на территории сельского поселения в сфере благоустройства».

Освободить администрацию Старинского сельского поселения Называевского муниципального района Омской области от уплаты государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путём подачи апелляционной жалобы через Называевский городской суд Омской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 24.09.2021.

Судья Ю.В. Булгакова