ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-453/2022 от 25.05.2022 Шарьинского районного суда (Костромская область)

Дело № 2а-453/2022

УИД 44RS0003-01-2022-000653-81

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 мая 2022 года г.Шарья

Шарьинский районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Карповой С.В., при секретаре Долгодворовой Т.А., с участием заместителя Шарьинского межрайонного прокурора Аристовой И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Шарьинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Одоевского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области о признании бездействия администрации в непринятии мер для разработки и утверждения муниципальной программы развития торговли и обязании разработать и утвердить данную программу,

у с т а н о в и л:

Шарьинский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации Одоевского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области о признании бездействия администрации в непринятии мер для разработки и утверждения муниципальной программы развития торговли и обязании в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить муниципальную программу развития торговли на территории Одоевского сельского поселения в порядке, установленном Законом Костромской области от 02.09.2010 №657-4-ЗКО «О государственном регулировании торговой деятельности на территории Костромской области».

В обоснование заявленных требований указано, что межрайонной прокуратурой дана оценка исполнения законодательства о развитии торговой деятельности и защите прав субъектов предпринимательской деятельности органов местного самоуправления.

В соответствии с п.28 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.

Федеральным законом от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» регулируются отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определены понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.

Согласно ст.18 Федерального закона от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в российской Федерации» для содействия развитию торговли органы местного самоуправления разрабатывают муниципальные программы развития торговли, учитывающие социально-экономические, экологические, культурные и другие особенности развития субъектов РФ, муниципальных образований.

Программы развития торговли разрабатываются в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации с учетом требований настоящей статьи.

Статьей 5 Закона Костромской области от 02.09.2010 №657-4-ЗКО «О государственном регулировании торговой деятельности на территории Костромской области» предусмотрено, что муниципальные программы развития торговли разрабатываются местными администрациями муниципальных образований с учетом требований статьи 18 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации". Разработанные проекты муниципальных программ развития торговли до утверждения согласовываются с уполномоченным исполнительным органом Костромской области в области государственного регулирования торговой деятельности.

Администрацией Одоевского сельского поселения муниципальная программа, предусматривающая комплекс мер по развитию торговли на территории муниципального образования, не разработана и не утверждена, в том числе, несмотря на внесенное в адрес главы муниципального образования 03.03.2022 представления об устранении нарушений закона.

Таким образом, органом местного самоуправления полномочия по созданию условий для развития торговой деятельности, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства, не реализуются.

Административный ответчик допускает бездействие, так как им не выполняются возложенные на него указанным федеральным законодательством обязанности. Подобное бездействие, препятствует развитию торговой деятельности, негативным образом отражается на уровне развития предпринимательства.

В судебном заседании заместитель прокурора Аристова И.С. исковые требования поддержала по основаниям указанным в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации Одоевского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области в судебное заседание не явился, уведомлены надлежащим образом о рассмотрении дела (л.д.30), просили о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации (л.д.31). Представили суду пояснения, в которых указали, что в обозначенный в исковом заявлении срок программа будет принята в установленном порядке. Администрацией Одоевского сельского поселения 03.03.2022 года было направлено письмо о согласовании проекта муниципальной программы «Развитие торговли в Одоевском сельском поселении Шарьинского муниципального района Костромской области» в департамент экономического развития Костромской области. Ответа из Департамента экономического развития не поступило

Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему.

Исходя из ч. 4 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов, в том числе неопределенного круга лиц.

Федеральным законом от 24.07.2007 №209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" регулируются отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяются понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.

В соответствии с часть 5 статьи 3 данного Закона поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (далее также - поддержка) - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов публичной власти федеральной территории, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляемая в целях развития малого и среднего предпринимательства в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации и муниципальными программами (подпрограммами), содержащими мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства (далее - государственные программы (подпрограммы) Российской Федерации, государственные программы (подпрограммы) субъектов Российской Федерации, муниципальные программы (подпрограммы), а также деятельность акционерного общества "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства", осуществляемая в соответствии с настоящим Федеральным законом, в качестве института развития в сфере малого и среднего предпринимательства (далее также - корпорация развития малого и среднего предпринимательства), его дочерних обществ и деятельность акционерного общества "Российский экспортный центр" (далее - Российский экспортный центр) по поддержке экспортной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляемая в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом от 8 декабря 2003 года N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", его дочерних обществ;

Согласно части 2 статьи 6 данного Закона Основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются: 1) развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации; 2) обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства; 3) обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства; 4) оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств; 5) увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства; 6) обеспечение занятости населения и развитие самозанятости; 7) увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта; 8) увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

В силу части 3 статьи 6 данного Закона Основными принципами государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются: в том числе 2) ответственность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

В статье 11 данного Закона закреплены полномочия органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства, к которым относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе формирование и осуществление муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей.

В соответствии с ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" условия и порядок оказания поддержки субъектам малого среднего предпринимательства, устанавливаются федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно ст. 5 Закона Костромской области от 02.09.2010 №657-4-ЗКО «О государственном регулировании торговой деятельности на территории Костромской области» предусмотрено, что муниципальные программы развития торговли разрабатываются местными администрациями муниципальных образований с учетом требований статьи 18 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации". Разработанные проекты муниципальных программ развития торговли до утверждения согласовываются с уполномоченным исполнительным органом Костромской области в области государственного регулирования торговой деятельности.

Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования общественных отношений в сфере торговой деятельности устанавливаются Федеральным законом от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Согласно ст.18 данного Федерального закона для содействия развитию торговли органы местного самоуправления разрабатывают муниципальные программы развития торговли, учитывающие социально-экономические, экологические, культурные и другие особенности развития субъектов РФ, муниципальных образований.

Программы развития торговли разрабатываются в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации с учетом требований настоящей статьи.

Согласно п. 28 ч. 1 и ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 6.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и подп. 21 ч. 1 ст. 7 Устава муниципального образования - Одоевского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области, принятого решением Совета депутатов муниципального образования - Одоевского сельское поселение Шарьинского муниципального района Костромской области от 02.07.2018 г., к вопросам местного значения поселения относятся создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.

Исходя из анализа приведенных выше норм следует, что на Одоевское сельское поселение Шарьинского муниципального района Костромской области возложена обязанность по информационной поддержке малого и среднего предпринимательства и невыполнение должностным лицом органа местного самоуправления указанных требований закона нарушает право субъектов малого и среднего предпринимательства на оказание информационной поддержки, а также права и законные интересы неопределенного круга лиц на получение предусмотренной законом информации.

Согласно представления Шарьинского межрайонного прокурора от ДД.ММ. (л.д.6-9) администрации необходимо было устранить допущенные нарушения законодательства указанные в представлении, но до настоящего времени не утверждена муниципальная программа развития торговли, доказательств обратного суду не представлено.

При таких обстоятельствах, факт бездействия администрации муниципального образования Одоевского сельского поселения по непринятию на территории муниципального образования программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства судом установлен и подтвержден материалами дела, по существу не оспаривается ответчиком.

Учитывая данные обстоятельства, суд приходит к выводу, что требования Шарьинского межрайонного прокурора являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Исходя из изложенного, суд считает, что срок для исполнения судебного решения следует установить, как просит прокурор в административном исковом заявлении, административный ответчик, считает срок, указанный в исковом заявлении разумным.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227 КАС РФ, суд

решил:

Исковые требования Шарьинского межрайонного прокурора к администрации Одоевского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области - удовлетворить.

Признать бездействие администрации Одоевского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области в непринятии мер для разработки и утверждения муниципальной программы развития торговли, незаконным.

Обязать администрацию Одоевского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить муниципальную программу развития торговли на территории Одоевского сельского поселения в порядке, установленном Законом Костромской области от 02.09.2010 №657-4-ЗКО «О государственном регулировании торговой деятельности на территории Костромской области».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Шарьинский районный суд Костромской области.

Судья С.В. Карпова

Мотивированное решение изготовлено 25 мая 2022 года.