ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-454/19 от 27.02.2019 Елизовского районного суда (Камчатский край)

Дело № 2а-454/2019

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Елизовский районный суд Камчатского края в составе:

председательствующего судьи Соловьёва А.Н.,

при секретаре судебного заседания Чаяло А.А.,

представителя административного истца (по доверенности) старшего помощника Елизовского городского прокурора ФИО1.,

представителей административного ответчика (по доверенности) ФИО2., ФИО3.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя Елизовского городского прокурора (с учётом уточнений от 27.02.2019) в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц к администрации Елизовского городского поселения о признании незаконным бездействие администрации Елизовского городского поселения и возложении обязанности принять и опубликовать административный регламент по предоставлению муниципальной услуги, по признанию граждан малоимущими в целях постановки на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу,

у с т а н о в и л:

заместитель Елизовского городского прокурора в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением (с учётом уточнений от 27.02.2019) к администрации Елизовского городского поселения о признании незаконным бездействие администрации Елизовского городского поселения и возложении обязанности принять и опубликовать административный регламент по предоставлению муниципальной услуги, по признанию граждан малоимущими в целях постановки на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проверки проведенной Елизовской городской прокуратурой по обращению гражданина по вопросу законности действий сотрудников администрации Елизовского городского поселения в части признания заявителя малоимущим установлено, что признание администрацией поселения граждан малоимущими осуществляется в соответствии с Законом Камчатского края от 04.05.2008 №53 «О порядке признания граждан малоимущими в целях предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда в Камчатском крае по договорам социального найма». При этом административный регламент, в соответствии с которым осуществляется предоставление муниципальной услуги по признании граждан малоимущими в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на территории Елизовского городского поселения отсутствует. Признание граждан по их заявлениям малоимущими в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, является муниципальной услугой. Проверкой установлено, что администрацией Елизовского городского поселения соответствующий административный регламент о признании граждан малоимущими в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, не разработан, не утвержден и не опубликован, в связи с чем 12 апреля 2018 года прокуратурой в адрес главы администрации Елизовского городского поселения внесено представление об устранении допущенных нарушений. Данное представление рассмотрено, однако до настоящего времени достаточных мер, направленных на устранение нарушений администрацией не принято, регламент не утвержден, что свидетельствует о длительном бездействии со стороны органа местного самоуправления. Изложенное нарушает вышеуказанные требования действующего законодательства, влечёт нарушение прав граждан (неопределенного круга лиц) на качественное получение соответствующих муниципальных услуг, выраженное в необоснованных отказах при рассмотрении заявлений в отсутствие четкой регламентации действий, связанных с предоставлением такой услуги, порядка и сроков ее предоставления, обуславливает возможность коррупционных проявлений в действиях должностных лиц администрации ввиду широты дискреционных полномочий, диспозитивного установления возможности совершения органами местного самоуправления действий в отношении граждан, возможности необоснованного установления исключений из общего порядка по усмотрению органов местного самоуправления, установлению неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам.

В судебном заседании старший помощник Елизовского городского прокурора ФИО1., заявленные требования поддержал по изложенным в заявлении доводам.

Представители административного ответчика (по доверенности) ФИО2., ФИО3., в судебном заседании заявленные требования не признали, поддержали доводы, изложенные в возражении на административное исковое заявление.

Выслушав участвующих в деле лиц, изучив представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

В силу ч. 4 ст. 218 КАС РФ, предусмотрено, что прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с п.2 ст.2 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований.

Согласно статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Согласно п.6 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

В силу ч.1 ст.14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Признание администрацией поселения граждан малоимущими осуществляется в соответствии с Законом Камчатского края от 04.05.2008 №53 «О порядке признания граждан малоимущими в целях предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда в Камчатском крае по договорам социального найма».

Согласно Закона Камчатского края от 04.05.2008 №53 «О порядке признания граждан малоимущими в целях предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда в Камчатском крае по договорам социального найма» уполномоченные органы местного самоуправления - органы местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае, уполномоченные вести учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и распределение жилых помещений муниципального жилищного фонда.

В силу п.4 ст.2 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.

Согласно ст.6 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

В силу части 15 статьи 13 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг, устанавливается местной администрацией.

Согласно подп.2 ч.2 ст.12 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» структура административного регламента должна содержать разделы, устанавливающие стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.

Согласно п.п.7, 8 ст.14 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги предусматривает исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги; исчерпывающий перечень оснований для приостановления предоставления государственной или муниципальной услуги или отказа в предоставлении государственной или муниципальной услуги.

В силу ч.1 ст.29 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» административные регламенты должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в соответствующие реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг в течение двух лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В судебном заседании установлено, что Елизовской городской прокуратурой проводилась проверка по обращению гражданина по вопросу законности действий сотрудников администрации Елизовского городского поселения в части признания заявителя малоимущим. Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ гражданин обратился в администрацию Елизовского городского поселения с заявлениями о признании малоимущим и принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией Елизовского городского поселения заявителю дан ответ (исх.) об отказе в рассмотрении вышеуказанных заявлений со ссылкой на оспаривание администрацией Елизовского городского поселения решения Елизовского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу о выселении с предоставлением другого жилого помещения. Как установлено в ходе проверки, признание администрацией поселения граждан малоимущими осуществляется в соответствии с Законом Камчатского края от 04.05.2008 №53 «О порядке признания граждан малоимущими в целях предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда в Камчатском крае по договорам социального найма». Вместе с тем, в указанном законе отсутствуют основания для отказа в рассмотрении заявления, изложенные в письме от ДД.ММ.ГГГГ, при этом административный регламент в соответствии с которым осуществляется предоставление муниципальной услуги по признании граждан малоимущими, в целях приятия на учёт, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на территории Елизовского городского поселения отсутствует. Проверкой установлено, что администрацией Елизовского городского поселения соответствующий административный регламент о признании граждан малоимущими в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, не разработан, не утвержден и не опубликован, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой в адрес главы администрации Елизовского городского поселения внесено представление об устранении допущенных нарушений законодательства (л.д.19-22).

ДД.ММ.ГГГГ администрацией Елизовского городского поселения рассмотрено представление от ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения заместителю прокурора сообщено, что доводы, изложенные в представлении, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. Администрацией разрабатывается проект постановления «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по признанию граждан малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории Елизовского городского поселения». Проект указанного постановления будет направлен Елизовскому городскому прокурору для проведения правовой и антикоррупционной экспертизы. Кроме того сообщено в ответе, что рассмотрен вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностного лица виновного в допущенных нарушениях. (л.д.23)

С учётом вышеуказанного ответа главы администрации Елизовского городского поселения, в целом согласившегося с выявленными надзирающим прокурором нарушениями законодательства, суд признаёт доводы представителя административного ответчика о необоснованности представления заместителя Елизовского городского прокурора, не обоснованными.

В возражениях администрация Елизовского городского поселения указывает, что на 25 февраля 2019 года разработан административный регламент предоставления администрацией Елизовского городского поселения муниципальной услуги по признанию граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, проект которого 13 февраля 2019 года направлен в Елизовскую городскую прокуратуру на проведение антикоррупционной и правовой экспертизы нормативных правовых актов. Данный проект административного регламента размещен 13 февраля 2019 года на официальном сайте администрации Елизовского городского поселения для независимой экспертизы физическими и юридическими лицами. Также в настоящее время Управлением финансов и экономического развития администрации Елизовского городского поселения проводится экспертиза на соответствие проекта административного регламента требованиям Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», требованиям иных нормативных правовых актов, регулирующих порядок предоставления соответствующей муниципальной услуги, а также требованиям указанным в Порядке предъявляемым к административному регламенту, в том числе оценке учета результатов независимой экспертизы, а также наличия и актуальности сведений о соответствующей муниципальной услуги в перечне муниципальных услуг. После правовой экспертизы, проводимой Управлением делами администрации Елизовского городского поселения, и при наличии полного соответствия вышеперечисленным условиям, выносится заключение, служащее основанием для утверждения административного регламента в форме постановления администрацией Елизовского городского поселения. Таким образом, полагают бездействие администрации Елизовского городского поселения отсутствует.

Вместе с тем, в силу части 1 статьи 29 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» административные регламенты должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в соответствующие реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг в течение двух лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В нарушение указанных требований законодательства, проект административного регламента только 13 февраля 2019 года направлен в Елизовскую городскую прокуратуру на проведение антикоррупционной и правовой экспертизы нормативных правовых актов, проект административного регламента размещен 13 февраля 2019 года на официальном сайте администрации Елизовского городского поселения для независимой экспертизы физическими и юридическими лицами, в настоящее время проводится экспертиза на соответствие проекта административного регламента требованиям Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ, требованиям иных нормативных правовых актов.

Представление прокуратурой внесено 12 апреля 2018 года.

До настоящего времени административный регламент не принят, информация о нем не включена в соответствующие реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг.

Установленные судом обстоятельства указывают на обоснованность доводов прокурора о длительном бездействии администрации Елизовского городского поселения по исполнению обязанности принять и опубликовать административный регламент по предоставлению муниципальной услуги, по признанию граждан малоимущими в целях постановки на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В целях устранения в полном объёме допущенного нарушения, суд считает необходимым возложить на администрацию Елизовского городского поселения обязанность, принять и опубликовать административный регламент по предоставлению муниципальной услуги, по признанию граждан малоимущими в целях постановки на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административные исковые требования заместителя Елизовского городского прокурора (с учётом уточнений от 27.02.2019) в интересах неопределённого круга лиц к администрации Елизовского городского поселения о признании незаконным бездействие администрации Елизовского городского поселения и возложении обязанности - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Елизовского городского поселения по принятию и опубликованию административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по признанию граждан малоимущими в целях постановки на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Обязать администрацию Елизовского городского поселения принять и опубликовать административный регламент по предоставлению муниципальной услуги, по признанию граждан малоимущими в целях постановки на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Елизовский районный суд Камчатского края в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.

В мотивированной форме решение суда изготовлено - 04 марта 2019 года.

Судья А.Н. Соловьёв