ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-454/2021 от 27.04.2021 Тбилисского районного суда (Краснодарский край)

К делу № 2а –454/2021

УИД: 23RS0049-01-2021-000543-34

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 апреля 2021 года ст. Тбилисская

Тбилисский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Жукова О.В.,

при секретаре Ворониной М. Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Тбилисском районе Краснодарского края о признании решения о приостановке срока рассмотрения заявления о перерасчете пенсии незаконным и не обоснованным,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в Тбилисский районный суд с административным исковым заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Тбилисском районе Краснодарского края о признании решения о приостановке срока рассмотрения заявления о перерасчете пенсии незаконным и не обоснованным, в котором просил признать незаконным Решение о приостановлении срока рассмотрения заявления о перерасчете пенсии от 03.03.2021 года № 238953/21, вынесенное Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Тбилисском районе Краснодарского края.

Заявленные требования мотивированы тем, что истец в 2011 году пошел на пенсию в связи с достижением пенсионного возраста. По достижении пенсионного возраста им было подано заявление о назначении пенсии. Поскольку на момент достижения пенсионного возраста у него не было трудовой книжки, ему была назначена минимальная пенсия, которая в последующем индексировалась. Трудовая книжка, в которой были сделаны записи о его работе в период времени с января 1969 года по ноябрь 1990 год, у него была украдена. Для того, чтобы сделать правильный запрос и ускорить получение сведений из архива, он обратился к адвокату. 27.10.2020 года на запрос адвоката были высланы архивные справки на его имя на шести листах. Копии архивных справок были заверены нотариусом Тбилисского нотариального округа. После чего, им было написано заявление о перерасчете пенсии на основании имеющихся архивных справок о его зарплате за выше указанный период. Его заявление было рассмотрено УПФР в Тбилисском районе и вынесено решение о приостановлении срока рассмотрения заявления о перерасчете пенсии, однако в связи с чем связано приостановление его заявление в уведомлении указано не было. С данным приостановлением он не согласен и считает его необоснованным. Ссылаясь на п.3 ст.18 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ (ред.от 08.12.2020 года) указывает, что Необходимые для назначения, перерасчета размера и выплаты трудовой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы (сведения, содержащиеся в них) не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. Иные необходимые документы (сведения, содержащиеся в них) запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями в электронной форме, за исключением случаев, если соответствующие документы могут быть представлены на бумажных носителях. Заявитель может представить необходимые для назначения, перерасчета размера и выплаты трудовой пенсии документы в полном объеме по собственной инициативе. Поскольку, в соответствии с законом, он имеет право сам предоставить сведения для перерасчета размера пенсии, ему не понятно, почему его заявление было приостановлено. Считает, что все архивные справки о размере его заработной платы, представлены им в УПФР в надлежаще оформленном виде. В данных справках нет ошибок в его инициалах и т.д.. На основании вышеизложенного, считает Решение о приостановлении срока рассмотрения заявления о перерасчете пенсии от 03.03.2021 года № 238953/21, вынесенное Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Тбилисском районе Краснодарского края не законным и необоснованным.

В судебное заседание административный истец ФИО1 не явился. О дне, месте и времени рассмотрения дела был уведомлен надлежащим образом.

Представитель административного истца ФИО2, действующая на основании доверенности в судебное заседание не явилась, предоставила заявление о рассмотрении данного дела без ее участия.

Представитель административного ответчика - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Тбилисском районе Краснодарского края в судебное заседание не явилась, о дне, месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, до судебного заседания предоставил заявление о рассмотрении данного дела без участия представителя.

Судом не признано и не является обязательным участие в судебном заседание сторон административного спора.

Суд, руководствуясь ч.6 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.

Согласно ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Статьей 218 КАС РФ установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии со ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

Суд, исследовав письменные доказательства, считает административное исковое заявление ФИО1, не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Частью 2 ст. 39 Конституции РФ закрепляет важное правило о том, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Наличие соответствующих федеральных законом является необходимой гарантией реализации конституционного права на социальное обеспечение, то есть в самой Конституции закреплено, что назначение государственных пенсий и социальных пособий осуществляется в соответствии с федеральными законами.
Порядок назначения и перерасчета пенсии установлен Федеральным законом от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Согласно п. 1 ст. 4 указанного Федерального закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Разрешая спор по существу, суд руководствовался положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в соответствии со статьей 8 которого право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 названной статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днём обращения считается день приёма органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Статьей 14 того же закона установлено, что при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации и пункта 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
В случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, даёт лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днём обращения за страховой пенсией считается день приёма заявления о назначении страховой пенсии.
В соответствии с частью 7 статьи 22 Закона № 400-ФЗ заявление о назначении страховой пенсии рассматривается не позднее чем через 10 рабочих дней со дня приема этого заявления органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 Закона № 400-ФЗ, которые он вправе представить по собственной инициативе с учетом положений части 8 статьи 21 вышеуказанного закона, либо со дня представления дополнительно документов в соответствии с частями 3 и 4 настоящей статьи, либо со дня поступления документов, запрошенных органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях.
В случае проведения проверки документов, необходимых для установления страховой пенсии, непредставления государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в установленный срок документов орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе приостановить срок рассмотрения заявления до завершения проверки, представления документов, запрошенных в указанных органах и организациях, но не более чем на три месяца в соответствии с ч. 8 статьи 22 Закона № 400-ФЗ. Решение об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом ПФР на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа ПФР.

Как установлено в судебном заседании 03.03.2021г., ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения обратился в Управление Пенсионного фонда в Тбилисском районе с заявлением о перерасчете страховой пенсии по старости в соответствии с п.1 ст.23 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», предоставив следующие документы: архивную справку от ДД.ММ.ГГГГ; архивную справку от ДД.ММ.ГГГГ о заработной плате за период работы с января 1971 года по май 1971 года в «Сырдарьяэлектросеть»; архивную справку от ДД.ММ.ГГГГ о заработной плате за период работы с января 1977 года по декабрь 1980 года на Автобазе ; архивную справку от ДД.ММ.ГГГГ о заработной плате за период работы с января 1981 года по декабрь 1984 года на Автобазе ; архивную справку от ДД.ММ.ГГГГ о заработной плате за период работы с января 1986 года по май 1989 года на Автобазе ; архивную справку от ДД.ММ.ГГГГ о заработной плате за период работы с января 1990 года по ноябрь 1990 года в Гулистанской грузовой автостанции выданные Государственным архивом Сырдарьинской области Республики Узбекистан.

В соответствии с п.7 ст. 23 Федерального Закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для перерасчета пенсий, а также достоверность содержащихся в них сведений. В случаях проведения проверки достоверности документов, необходимых для перерасчета размера страховой пенсии непредставления государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в установленный срок документов, орган осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе приостановить срок рассмотрения заявления до завершения проверки, представления документов, запрошенных в указанных органах и организациях, но не более чем на три месяца.

Согласно письма Пенсионного фонда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №ЛЧ-25-26/360 « О реализации международных соглашений с бывшими республиками СССР в части подтверждения стажа и заработка» при перерасчете пенсии в части заработной платы в рамках соглашений с бывшими республиками СССР, построенных по принципу территориальности, территориальным органам ПФР рекомендовано во всех случаях осуществлять подтверждение стажа и заработка, приобретенных на территории государств-участников соглашений, путем направления запросов в компетентные учреждения этих государств, это связано с выявлением многочисленных фактов представления гражданами в территориальные органы ПФР в целях пенсионного обеспечения документов, содержащих недостоверные сведения. Вышеуказанное письмо касается лиц, как прибывших в настоящее время из государств-бывших республик СССР, так и являющихся уже гражданами Российской Федерации, чья трудовая деятельность когда-то протекала на территории иностранного государства.

В связи с этим, Управлением ПФР в Тбилисском районе 05.03.2021 года направлен запрос в Государственный архив Сырдарьинской области Республики Узбекистан о подтверждении факта выдачи, а также достоверности архивных справок о заработной плате выданные на имя ФИО1, в связи с перепроверкой документов срок рассмотрения заявления о перерасчете пенсии был приостановлен.

Пенсионный фонд РФ является правоприменительным органом и в своей деятельности обязан строго руководствоваться законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации. Требования законодательства для ПФР являются обязательными к исполнению, право толкования положений законодательства Фонду не предоставлено.

Таким образом, решение о приостановлении срока рассмотрения заявления о перерасчете пенсии вынесено с учетом норм действующего пенсионного законодательства.
Более того, в настоящее время решения об отказе в перерасчете пенсии не принято, проводится проверка предоставленных истцом документов по его заявлению, в связи с чем, суд полагает, что право истца на назначение страховой пенсии не нарушено и
при поступлении документов, подтверждающих обоснованность выдачи вышеуказанных архивных справок на имя ФИО1 из Государственного архива Сырдарьинской области Республики Узбекистан будет произведен перерасчет пенсии в соответствии с положениями части 1 статьи 23 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.

С учетом вышеприведенных норм материального права, а также установленных в суде фактических обстоятельств дела, суд приходит к выводу, что исковые требования ФИО1. не обоснованы и удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Тбилисском районе Краснодарского края о признании решения о приостановке срока рассмотрения заявления о перерасчете пенсии незаконным и не обоснованным - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Тбилисский районный суд, в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий /подпись/

Подлинник решения суда находится в материалах дела № 2а-454/2021.