ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-454/2023 от 01.08.2023 Кирсановского районного суда (Тамбовская область)

Адм.дело №2а-454/2023

УИД 68RS0010-01-2023-000660-75

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Кирсанов 1 августа 2023 года

Кирсановский районный суд Тамбовской области в составе:

судьи Трифоновой А.Ю.,

при секретаре Пятахиной О.А., с участием помощника Кирсановского межрайонного прокурора Соротника Н.В., представителей административных ответчиков – Гоголева С.Н., Камбарова Д.В., Злобина А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям Кирсановского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Марьинского сельсовета Кирсановского района Тамбовской области, администрации Соколовского сельсовета Кирсановского района Тамбовской области, администрации Ковыльского сельсовета Кирсановского района Тамбовской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности разработать порядок оповещения и информирования населения сельсоветов об угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций,

У С Т А Н О В И Л:

Кирсановский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административными исковыми заявлениями к администрации Марьинского сельсовета Кирсановского района Тамбовской области, администрации Соколовского сельсовета Кирсановского района Тамбовской области, администрации Ковыльского сельсовета Кирсановского района Тамбовской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности разработать порядок оповещения и информирования населения сельсоветов об угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций.

В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проверки исполнения органами местного самоуправления законодательства о чрезвычайных ситуациях и гражданской обороне было выявлено, что администрациями Марьинского и Ковыльского сельсоветов Кирсановского района Тамбовской не исполняются требования законодательства по созданию системы оповещения населения сельсоветов. Так на территории указанных сельсоветов не разработан порядок оповещения и информирования населения об угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций.

Указанное бездействие органов местного самоуправления нарушает права населения на своевременное оповещение об угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций, и может повлечь причинение вреда жизни и здоровья граждан, а также материального ущерба.

С учетом измененных административных исковых требований просит признать бездействие незаконным, возложить на администрацию Марьинского сельсовета Кирсановского района Тамбовской и администрацию Ковыльского сельсовета Кирсановского района Тамбовской области обязанность разработать порядок оповещения и информирования населения сельсоветов об угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций. По заявленным требованиям в отношении администрации Соколовского сельсовета Кирсановского района Тамбовской области производство по делу прекратить.

Определением Кирсановского районного суда Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ административные дела по иску Кирсановского межрайонного прокурора к администрациям Марьинского, Соколовского, Ковыльского сельсоветов Кирсановского района Тамбовской области объединены в одно производство для совместного рассмотрения.

В судебном заседании помощник Кирсановского межрайонного прокурора Соротник Н.В. административные исковые требования поддержал.

В судебном заседании представители административных ответчиков - Гоголев С.Н., Камбаров Д.В., Злобин А.А. с измененными административными исковыми требованиями согласились.

Суд, выслушав участников судебного процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Положениями ч. 1 ст. 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Право прокурора на обращение в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц регламентировано ч.1 ст.39, ч.4 ст.218 КАС РФ.

Статья 227 КАС РФ предусматривает, что для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействия) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

В силу пункта 21 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера относятся к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района.

В статье 1 Федерального закона от 12 февраля 1998г. №28-ФЗ «О гражданской обороне» закреплено, что оповещение населения – это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона от 12 февраля 1998г. №28-ФЗ «О гражданской обороне» органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований, в том числе проводят мероприятия по гражданской обороне, обеспечивают своевременное оповещение населения, в том числе экстренное оповещение населения, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Согласно пункту 7 статьи 12 Закона Тамбовской области от 25 февраля 2017г. №86-З «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Тамбовской области» за сельскими поселениями Тамбовской области, наряду с вопросами местного значения, установленными частью 3 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», закреплены вопросы местного значения, в том числе участие в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Судом установлено, что в силу пункта 3.4 Положения об обеспечении своевременного оповещения и информирования исполнительных органов государственной власти области, органов местного самоуправления, организаций, учреждений, предприятий и населения области при угрозе возникновения или возникновении и ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени межмуниципального и регионального характера, утвержденного постановлением администрации Тамбовской области от 24 января 2008г. №106 (в редакции постановления от 3 ноября 2016г.), оповещение на территории области организуется в соответствии с планами оповещения, разработанными в области, муниципальных образованиях и в организациях.

Во исполнение Федерального закона от 12 февраля 1998г. №28-ФЗ «О гражданской обороне» и указанного постановления администрации Тамбовской области от 24 января 2008г. №106 администрацией Кирсановского района Тамбовской области утверждено Положение об обеспечении своевременного оповещения и информирования органов местного самоуправления, организаций, учреждений, предприятий и населения об угрозе возникновения или возникновения чрезвычайных ситуаций и ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени на территории Кирсановского района, утвержденное постановлением администрации Кирсановского района Тамбовской области от 8 сентября 2017г. №709 (л.д.32-36).

Указанное Положение определяет принципы построения, порядок организации системы оповещения и информирования органов местного самоуправления, организаций, учреждений, предприятий и населения района при угрозе возникновения или возникновении и ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, ее задачи, состав сил и средств, обязанности органов местного самоуправления, организаций, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности по использованию, совершенствованию и поддержанию в готовности к применению системы оповещения (пункт 1.1. Положения).

В соответствии с пунктом 3.5.3 указанного Положения, оповещение и информирование остального населения района осуществляется главами сельсоветов с использованием подвижных пунктов оповещения сельсоветов, специально созданными группами оповещения с использованием ручных мегафонов с функцией сирены, обзвоном населения удаленных населенных пунктов с использованием СТС и сотовой связи по заранее подготовленным спискам, звуков колоколов церквей, находящихся на территории сельского поселения, подворового обхода, с привлечением сотрудников администрации сельсоветов, депутатов Совета народных депутатов сельсовета, уличкомов (домкомов).

Распоряжением главы Соколовского сельсовета Кирсановского района Тамбовской области от 11 октября 2021г. №58 в целях оперативного реагирования на возможные чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера на территории Соколовского сельсовета, создана оперативная группа для своевременного оповещения и информирования населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, утвержден её состав и соответствующее положение (л.д.72-76).

На территориях Ковыльского и Марьинского сельсоветов Кирсановского района Тамбовской области такой порядок своевременного оповещения и информирования населения не принят.

При указанных обстоятельствах суд находит заявленные требования прокурора к администрациям Ковыльского и Марьинского сельсоветов Кирсановского района Тамбовской области законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. Аналогичные требования, предъявленные к администрации Соколовского сельсовета Кирсановского района Тамбовской области, следует оставить без удовлетворения.

В судебном заседании помощник Кирсановского межрайонного прокурора Соротник Н.В. полагал прекратить производство по исковым требованиям, предъявленным к администрации Соколовского сельсовета Кирсановского района Тамбовской области, в связи с наличием порядка оповещения населения.

Учитывая, что перечень оснований для прекращения производства по административному делу, содержащийся в статье 194 КАС РФ, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит, суд приходит к выводу, что прекращение производства по делу в данном случае невозможно.

Суд считает необходимым в соответствии с ч.2 ст.178 КАС РФ установить срок исполнения решения суда по удовлетворенным требованиям прокурора - в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административные исковые требования Кирсановского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Марьинского сельсовета Кирсановского района Тамбовской области, администрации Соколовского сельсовета Кирсановского района Тамбовской области, администрации Ковыльского сельсовета Кирсановского района Тамбовской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности разработать порядок оповещения и информирования населения сельсоветов об угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций – удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации Марьинского сельсовета Кирсановского района Тамбовской области, администрации Ковыльского сельсовета Кирсановского района Тамбовской области, выразившееся в не принятии мер по разработке порядка оповещения и информирования населения сельсоветов об угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций.

Обязать администрацию Марьинского сельсовета Кирсановского района Тамбовской области и администрацию Ковыльского сельсовета Кирсановского района Тамбовской области разработать порядок оповещения и информирования населения сельсоветов об угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций.

Административные исковые требования Кирсановского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Соколовского сельсовета Кирсановского района Тамбовской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности разработать порядок оповещения и информирования населения сельсовета об угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций - оставить без удовлетворения.

Об исполнении решения суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу сообщить в Кирсановский районный суд Тамбовской области и Кирсановскому межрайонному прокурору.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Тамбовского областного суда через Кирсановский районный суд Тамбовской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: А.Ю. Трифонова

Мотивированное решение суда составлено: 1 августа 2023 года.

Судья: А.Ю. Трифонова