Дело № 2а-4552/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 декабря 2017 года г. Комсомольск-на-Амуре
Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края под председательством судьи Жуковой Н.О., при секретаре судебного заседания Захаровой Я.И.,
с участием административного истца ФИО1, представителя административного ответчика ФИО2, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к военному комиссариату города Комсомольска-на-Амуре, военному комиссариату Хабаровского края о признании отказа в выдаче военного билета незаконным, возложении обязанности выдать военный билет,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к военному комиссариату города Комсомольска-на-Амуре о признании отказа в выдаче военного билета незаконным, возложении обязанности выдать военный билет, мотивируя свои требования тем, что истец ранее проживал в (адрес), являлся гражданином Украины. После начала военных действий на территории Украины, в 2014 году он прибыл в г. Комсомольск-на-Амуре, в мае 2017 получил гражданство РФ. В октябре 2017 года он обратился к ответчику с заявлением о выдаче военного билета в связи с принятием гражданства РФ, однако, был получен отказ, по причине того, что у него отсутствуют сведения о снятии с воинского учета по прежнему месту пребывания. Вместе с тем, в связи с военными действиями на территории Украины, он не имел возможности сняться в установленном порядке с воинского учета, т.к. все учреждения были закрыты. Полагает, что в данном случае ответчиком нарушены его права
Определением судьи от (дата) к участию в деле в качестве соответчика привлечен военный комиссариат по Хабаровскому краю.
В судебном заседании истец на иске настаивал, подтвердил изложенные в нем обстоятельства.
Представитель административного ответчика ФИО2, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения иска, пояснив, что действия ответчика соответствуют Инструкции о порядке учета, хранения и выдаче бланков военных билетов и временных удостоверений солдат (матросов), сержантов (старшин), прапорщиков (мичманов) в отделах по муниципальным образованиям, утвержденной директивой штаба округа (№) от (дата). Согласно указанной Инструкции, для получения военного билета, гражданин обязан сняться с воинского учета по мету прежнего пребывания.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу:
Материалами дела установлено, что ФИО1 ранее являлся гражданином Украины.
В августе 2016 года ФИО1 выдано разрешение на временное проживание на территории РФ.
С мая 2017 года ФИО1 является гражданином РФ.
Письменным ответом от (дата) военного комиссара г. Комсомольска-на-Амуре, ФИО1 отказано в выдаче военного билета в связи с принятием гражданства РФ, поскольку в нарушение п. 30 Инструкции о порядке учета, хранения и выдаче бланков военных билетов и временных удостоверений солдат (матросов), сержантов (старшин), прапорщиков (мичманов) в отделах по муниципальным образованиям, утвержденной директивой штаба округа (№) от (дата), истцом не приложен документ, подтверждающий снятие его с воинского учета по месту ранее пребывания.
Положениями ст. 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего … если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из анализа положений статей 218, 226, 227 КАС РФ следует, что для принятия судом решения о признании действий (бездействие) незаконными необходимо наличие двух условий - это несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
В соответствии с п. 30 Инструкции о порядке учета, хранения и выдаче бланков военных билетов и временных удостоверений солдат (матросов), сержантов (старшин), прапорщиков (мичманов) в отделах по муниципальным образованиям, утвержденной директивой штаба округа (№) от (дата), военные билеты гражданам, принявшим гражданство РФ оформляются и выдаются на основании: заявления, объяснительной, результатов прохождения медицинской комиссии, паспорта и его копии... Если гражданин проходил военную службу в другом государстве, необходимо истребовать воинский документ…При этом, гражданин обязательно должен был снят с воинского учета по месту раннего пребывания.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 (ред. от 27.06.2017) "Об утверждении Положения о воинском учете" граждане, подлежащие воинскому учету, обязаны сняться с воинского учета при переезде на новое место жительства или место пребывания.
В соответствии со ст. 64 КАС РФ, обстоятельства, признанные судом общеизвестными, не нуждаются в доказывании.
В ходе судебного разбирательства установлено, что истец не имел возможности в установленном порядке сняться с воинского учета по раннему месту пребывания по причине военных действий на территории Украины.
Ведение военных действий на территории Украины, частности, в (адрес) в 2014 году, является общеизвестным фактом, а потому не подлежит доказываю.
Таким образом, из вышеизложенного следует, что у истца не имеется возможности предоставить сведения о снятии с воинского учета по месту раннего пребывания, вместе с тем, данное обстоятельство препятствует реализации прав истца на получение военного билета, а также исполнению обязанности как гражданина РФ по постановке на воинский учет.
Принимая во внимание, что в ходе судебного разбирательства установлен факт нарушения прав истца, суд приходит к выводу об удовлетворении иска.
Определяя надлежащего ответчика по настоящему делу, исходит из следующего.
В соответствии с положением о военном комиссариате Хабаровского края, последние являются территориальным органом военного управления в субъекте РФ, муниципальных образованиях Хабаровского края, при этом, военный комиссариат г. Комсомольска-на-Амуре является структурным подразделением юридического лица.
В соответствии с Приказом Министерства обороны 18.07.2014 N 495 (ред. от 24.11.2016) "Об утверждении Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации и порядка проведения смотров-конкурсов на лучшую организацию осуществления воинского учета" (приложение № 9, оформление раздела Х, п.34), записи в военном билете заверяются подписью начальника отдела (муниципального) и оттиском гербовой мастичной печати.
Таким образом, полномочиями по выдаче и заполнению военного билета обладает военный комиссар г. Комсомольска-на-Амуре.
Принимая во внимание, что к заявлению о выдаче военного билета необходимо приложить определенный пакет документов, суд приходит к выводу о возложении обязанности на военный комиссариат г. Комсомольска-на-Амуре повторно рассмотреть вопрос о выдаче военного билета ФИО1.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ФИО1 – удовлетворить.
Признать незаконным отказ военного комиссариата г. Комсомольска-на-Амуре в выдаче военного билета ФИО1.
Возложить обязанность на военный комиссариат г. Комсомольска-на-Амуре повторно рассмотреть заявление ФИО1 о выдаче ему военного билета.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Н.О. Жукова