ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4552/17 от 24.08.2017 Центрального районного суда г. Тюмени (Тюменская область)

Дело № 2а-4552/2017

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Тюмень 24 августа 2017 года

Центральный районный суд г. Тюмени в составе:

председательствующего судьи Жижина А.А.,

при секретаре: Гавриш Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ИФНС России по г.Тюмени к ФИО1 о взыскании задолженности на налогу на доходы физических лиц,

У С Т А Н О В И Л :

Административный истец ИФНС России по г. Тюмени обратился в суд с иском к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц за 2015 год в размере 1 359 766 рублей 93 копейки.

Мотивируя заявленные требования тем, что согласно учетным данным административный ответчик ФИО1 состоит на налоговом учете в ИФНС России по г.Тюмени в качестве физического лица с ДД.ММ.ГГГГ. Согласно п. 1 ст.207 НК РФ ФИО1 является налогоплательщиком налога на доходы физических лиц. На основании п.1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. В соответствии с п. 1 ст. 207 НК РФ плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ. Согласно ст. 815 ГК РФ по соглашению сторон заемщик может выдать вексель, удостоверяющий ничем не обусловленное обязательство векселедателя (простой вексель) либо иного указанного в векселе плательщика (переводной вексель) выплатить по наступлении предусмотренного векселем срока полученные взаймы денежные суммы. На основании п. 2 ст. 142 ГК РФ вексель является ценной бумагой. Согласно п. 1 ст. 208 НК РФ доходы, полученные от реализации ценных бумаг в РФ, относятся к доходам от источников в РФ. Согласно п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 представлена налоговая декларация по форме № 3-НДФЛ за 2015 год, согласно которой к возврату из бюджета подлежит налог в сумме 67 802 рублей. В налоговой декларации отражен доход от операций с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг в размере 10 000 000 рублей, а также заявлена сумма расходов связанных с приобретением, реализацией, хранением, погашением ценных бумаг в размере 9 970 000 рублей. Сумма налога удержанная отражена в размере 71 702 рубля, сумма налога, подлежащая возврату из бюджета, составляет 67 802 рубля. Согласно предоставленным документам (справка о доходах физического лица за 2015 год от ДД.ММ.ГГГГ, заявление о погашении векселей ПАО «МДМ Банк» от ДД.ММ.ГГГГ, простой вексель от ДД.ММ.ГГГГ, письмо ПАО МДМ Банк от ДД.ММ.ГГГГ) налогоплательщиком в 2015 году погашен простой вексель ПАО «МДМ Банк» от ДД.ММ.ГГГГ (срок платежа ДД.ММ.ГГГГ) в размере 10 000 000 рублей. Руководствуясь положениями ст. 214.1 НК РФ, налоговым органом не подтверждены расходы, связанные с приобретением векселя серии МДМ от ДД.ММ.ГГГГ в размере 9 970 000 рублей. Таким образом, в нарушении п. 10. ст. 214.1 НК РФ, налогоплательщиком завышена сумма расходов, связанная с приобретением, реализацией, хранением, погашением ценных бумаг на 9 970 000 рублей. В результате установленных нарушений, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, занижена на 1 228 298 рублей. По данным налогоплательщик сумма налога, подлежащая возврату из бюджета за 2015 год, составляет 67 802 рубля, по данным налогового органа сумма налога, подлежащая возврату из бюджета, отсутствует, сумма налога к уплате в бюджет за 2015 года, составляет 1 228 298 рублей. Пунктом 4. ст. 228 НК РФ установлен срок уплаты сумм налога, подлежащих уплате в бюджет не позднее 15 июля года, следующего за истекший налоговый период. Согласно п. 1 ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплаты сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 129.3 НК РФ, влечет взыскания штрафа в размере 20 % от неуплаченной суммы налога. По результатам камеральной налоговой проверки доначисленная сумма налога составляет 1 228 298 рублей. На дату вынесения решения налог в сумме 1 228 298 руб. не уплачен, переплата на лицевом счете налогоплательщика, перекрывающая сумму доначисленного налога, отсутствует. Следовательно, сумма штрафа составит 245 659 рублей 06 копеек. В ходе рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки представитель налогоплательщика ФИО2 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ заявил ходатайство о смягчении размера налоговой ответственности, в связи с нахождением на иждивении несовершеннолетнего ребенка. Согласно пп. 4 п. 5 ст. 101 НК РФ в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие либо отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.

В ходе рассмотрения материалов налоговой проверки выявлены обстоятельства оцененные налоговым органом в качестве обстоятельств смягчающих налоговую ответственность, а именно нахождение на иждивении несовершеннолетнего ребенка, в связи с чем по итогам рассмотрения материалов налоговой проверки с учетом положений п. 3 ст. 114 НК РФ штраф, предусмотренный ст. 122 НК РФ уменьшен налоговым органом с 245 659 рублей 06 копеек до 81 886 рублей 63 копеек. Сумма пени, начисленных за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по налогу на доходы физических лиц за 2015 год на неоплаченную сумму налога в размере 1 228 298 рублей составляет 49 582 рублей 30 копеек. По результатам проведения камеральной налоговой проверки вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым налогоплательщику доначислена сумма налога на доходы физических лиц за 2015 год в размере 1 228 298 рублей, начислены пени в размере 49 582 рубля 30 копеек, привлечен к ответственности по п.1 ст.122 НК РФ в виде штрафа в размере 81 886 рублей 63 копеек, а также предложено уменьшить сумму налога в размере 67 802 рубля. ДД.ММ.ГГГГ в УФНС России по Тюменской области поступила жалоба от ФИО3 Решением УФНС России по Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ решение ИФНС России по г.Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения. Таким образом, сумма доначисленного налога на доходы физических лиц за 2015 год, подлежащая уплате в бюджет, составляет 1 228 298 рублей, пени в размере 49 582 рубля 30 копеек, штраф в размере 81 886 рубля 63 копейки, а также уменьшена сумму налога в размере 67 802 рубля.

Представитель административного истца ИФНС России по г. Тюмени в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, об отложении дела не просил, сведений об уважительной причине неявки суду не представил. В исковом заявлении просит рассмотреть дело в отсутствии представителя истца.

Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, об отложении дела не просил, сведений об уважительной причине неявки суду не представил.

Исследовав материалы дела, суд находит административный иск ИФНС России по г.Тюмени подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании, ответчик ФИО1 состоит на налоговом учете в ИФНС России по г.Тюмени в качестве физического лица с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. 1 ст.207 НК РФ ФИО1 является налогоплательщиком налога на доходы физических лиц.

В соответствии с п. 1 ст. 207 НК РФ плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.

Согласно ст. 815 ГК РФ по соглашению сторон заемщик может выдать вексель, удостоверяющий ничем не обусловленное обязательство векселедателя (простой вексель) либо иного указанного в векселе плательщика (переводной вексель) выплатить по наступлении предусмотренного векселем срока полученные взаймы денежные суммы.

На основании п. 2 ст. 142 ГК РФ вексель является ценной бумагой.

Согласно п. 1 ст. 208 НК РФ доходы, полученные от реализации ценных бумаг в РФ, относятся к доходам от источников в РФ.

Согласно п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.

Определение налоговой базы, исчисление и уплата налога на доходы по операциям с ценными бумагами и по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, имеют особенности, которые отражены в статье 214.1 НК РФ.

В соответствии с п. 6 ст. 214.1 НК РФ ценные бумаги признаются реализованными в случае прекращения обязательств налогоплательщика передать соответствующие ценные бумаги зачетом встречных однородных требований, в том числе при осуществлении клиринга в соответствии с законодательством РФ.

Согласно п. 7 ст. 214.1 НК РФ доходами по операциям с ценными бумагами признаются доходы от купли-продажи (погашения) ценных бумаг, полученные в налоговом периоде.

На основании п. 10 ст. 214.1 НК РФ расходами по операциям с ценными бумагами признаются документально подтвержденные и фактически осуществленные налогоплательщиком расходы, связанные с приобретением, реализацией, хранением и погашением ценных бумаг.

Пунктом 12 ст. 214.1 НК РФ установлено, что финансовый результат по операциям с ценными бумагами определяется как доходы от операций за вычетом соответствующих расходов, указанных в п. 10 ст. 214.1 НК РФ.

Таким образом, при погашении векселей организацией-эмитентом налоговая база по НДФЛ рассчитывается как разница между вексельной суммой и суммой документально подтвержденных расходов на приобретение этих векселей.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 представлена налоговая декларация по форме № 3-НДФЛ за 2015 год, согласно которой к возврату из бюджета подлежит налог в сумме 67 802 руб. В налоговой декларации отражен доход от операций с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг в размере 10 000 000 рублей, а также заявлена сумма расходов связанных с приобретением, реализацией, хранением, погашением ценных бумаг в размере 9 970 000 рублей.

По результатам проведения камеральной налоговой проверки вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым налогоплательщику доначислена сумма налога на доходы физических лиц за 2015 год в размере 1 228 298 рублей, начислены пени в размере 49 582 рубля 30 копеек, привлечен к ответственности по п.1 ст.122 НК РФ в виде штрафа в размере 81 886 рублей 63 копеек, а также предложено уменьшить сумму налога в размере 67 802 рубля.

ДД.ММ.ГГГГ в УФНС России по Тюменской области поступила жалоба от ФИО3

Решением УФНС России по Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ решение ИФНС России по г.Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.

Пунктом 4. ст. 228 НК РФ установлен срок уплаты сумм налога, подлежащих уплате в бюджет не позднее 15 июля года, следующего за истекший налоговый период.

В связи с несвоевременной оплатой налога на доход физических лиц налогоплательщику были начислены пени.

Согласно ст. 75 Налогового Кодекса Российской Федерации, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Согласно п. 1 ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплаты сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 129.3 НК РФ, влечет взыскания штрафа в размере 20 % от неуплаченной суммы налога.

Согласно представленному истцом расчету задолженность ФИО1 по уплате налога на доходы физических лиц за 2015 год составляет 1 359 766 рублей 93 копейки, в том числе налог в размере 1 228 298 рублей, пени в размере 49 582 рубля 30 копеек, штраф в размере 81 886 рублей 63 копейки.

В соответствии со ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

В соответствии со ст. 69 НК РФ административному ответчику ФИО1 было направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога на доходы физических лиц за 2015 год в размере 1 359 766 рублей 93 копейки со сроком оплаты до ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с тем, что обязательства по уплате налога ответчиком не были исполнены, ДД.ММ.ГГГГ Инспекция обратилась с заявлением к мировому судье судебного участка Центрального судебного района города Тюмени о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 задолженности по уплате налога.

ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка Центрального судебного района г.Тюмени вынесено определение об отмене судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ в связи с поступлением возражений ФИО1 относительно исполнения судебного приказа.

В соответствии со ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Таким образом, с учетом приведенных правовых норм, исходя из того, что сумма налога на имущество физических лиц превышает 3 000 рублей, а требование о взыскании обязательных платежей и санкций, о которых заявлен административный иск, содержало срок исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, срок подачи заявления о выдаче судебного приказа истекал ДД.ММ.ГГГГ.

Из материалов гражданского дела мирового судьи судебного участка Центрального судебного района г.Тюмени по заявлению ИФНС к ФИО1 выдаче судебного приказа на взыскание задолженности по налогу усматривается, что впервые Инспекция обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с ФИО1 задолженности по налогам ДД.ММ.ГГГГ, в установленный законом срок.

В соответствии с п.3 ч. 48 НК РФ Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

В соответствии с ч.6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Учитывая дату поступления данного иска в суд – ДД.ММ.ГГГГ, суд пришел к выводу о том, что заявление в суд о взыскании задолженности в отношении ФИО1 подано ИФНС России по г. Тюмени в установленный законом срок.

Таким образом, поскольку ФИО1 как налогоплательщик налога на имущество физических лиц не уплатил в установленные законом сроки налоги в полном объеме, то административные исковые требования о взыскании с него задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в размере 1 359 766 рублей 93 копейки подлежат удовлетворению.

На основании п.п.19 п.1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ ИФНС освобождены от уплаты государственной пошлины при подаче исковых заявлений о взыскании налоговых санкций.

В соответствии с ч.1 ст. 114 Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

На основании изложенного, с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход федерального бюджета в размере 14 998 рублей 83 копейки.

На основании изложенного, руководствуясь положениями Налогового кодекса РФ, ст.ст. 4, 13, 14, 62, 114, 286-290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление ИФНС России по г.Тюмени к ФИО1 о взыскании задолженности на налогу на доходы физических лиц удовлетворить.

Взыскать с ФИО1, проживающего по адресу: <адрес>, в пользу ИФНС России по г. Тюмени задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в размере 1 359 766 рублей 93 копейки, в том числе налог в размере 1 228 298 рублей, пени в размере 49 582 рубля 30 копеек, штраф в размере 81 886 рублей 63 копейки.

Взыскать с ФИО1, проживающего по адресу: <адрес>, в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 14 998 рублей 83 копейки.

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда, путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тюмени.

Мотивированное решение составлено 29 августа 2017 года

Судья А.А. Жижин