ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4552/2021 от 04.05.2021 Якутского городского суда (Республика Саха (Якутия))

Дело № 2а-4552/2021

14RS0035-01-2021-007135-43

Решение

именем Российской Федерации

г. Якутск 04 мая 2021г.

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Смирниковой В.Г., при секретаре Готовцевой А.С.

с участием представителя административного истца- Ермоченко Ю.В.

представителя административного ответчика- Левина П.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Самойловой Оксаны Сергеевны к Управлению государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) о признании решения незаконным,

установил:

Самойлова О.С. обратилась в суд с административным иском к Управлению государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) о признании решения незаконным.

В обоснование иска указано, что административный истец является собственником квартиры и земельного участка, расположенных по адресу: ____ На смежном участке по адресу: ____ возведен объект (гаражный бокс) на расстоянии границы участка с внешним углом ___., внутренним углом ___ м., что является нарушением требований к размещению установленных п.3 ст.43 Правил землепользования и застройки городского округа «город Якутск», п. 6.7 СНиН 30-02-97 «Планировка и застройка территорий садоводческих объединений граждан, здания и сооружений», а также требований Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 01 сентября 2014г. №540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков». Административный истец обратилась в Управление государственного строительного жилищного надзора РС (Я) с заявлением о проведении проверки на предмет соблюдения собственником возведенного объекта норм и правил градостроительной деятельности. Решением административного ответчика от ____ 2021г. отказано в проведении проверки в связи с отсутствием возможности установления границ земельного участка. Данное решение административный истец считает незаконным, нарушающим ее права. Просит признать решение от ____ 2021г. незаконным, обязать административного ответчика провести проверку по адресу: ____ на предмет соблюдения собственником норм и правил в области градостроительной деятельности при возведении гаражного бокса по отношению к смежном участку, расположенному по адресу: г. Якутск, ____. В случае выявления нарушений составить документы, подтверждающие наличие признаков самовольной постройки согласно приложению №2 к приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от ____ 2019г. №169/пр. В случае не выявления нарушений составить акт с указанием методики проверки со ссылкой на нормативно- правовые акты.

В суд административный истец не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, направила своего представителя, заявлений и ходатайств не поступило. Суд определил рассмотреть в отсутствие административного истца.

В судебном заседании представитель административного истца административный иск поддержал, просил удовлетворить.

Представитель административного ответчика с административным иском не согласился, просил отказать в его удовлетворении по доводам, изложенным в отзыве на иск.

Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Из обстоятельств дела усматривается, что представитель административного истца обратился с заявлением в Управление государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) по факту возведения собственником смежного земельного участка, расположенного по адресу: ____, гаражного бокса с нарушением требований, установленных п.3 ст.43 Правил землепользования и застройки городского округа «город Якутск», п. 6.7 СНиН 30-02-97 «Планировка и застройка территорий садоводческих объединений граждан, здания и сооружений». Просил провести проверку по адресу: ____,на предмет соблюдения собственником норм и правил в области градостроительной деятельности при возведении гаражного бокса по отношению к смежному земельному участку, расположенному по адресу: ____. В случае выявления нарушений составить документы, подтверждающие наличие признаков самовольной постройки согласно приложению №2 к приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 19 марта 2019г. №169/пр. В случае не выявления нарушений составить акт с указанием методики проверки со ссылкой на нормативно- правовые акты.

Решением Управления государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) от ____ 2021г в проведении проверки отказано в связи с отсутствием возможности установления границ земельного участка.

Согласно пункту 5 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.02.2006 г. N 54, государственный строительный надзор осуществляется, среди прочего, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного строительного надзора.

В соответствии с указанным Положением государственный строительный надзор осуществляется:

а) при строительстве объектов капитального строительства, если проектная документация на их строительство подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации;

б) при реконструкции объектов капитального строительства, в том числе при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства, в том числе указанных работ по сохранению объектов культурного наследия, подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации;

в) при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, не указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта, а также в отношении таких объектов капитального строительства, работы по строительству, реконструкции которых завершены (за исключением случая, если по завершении указанных работ получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию), по основаниям, предусмотренным частью 1.1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Предметом государственного строительного надзора в отношении объектов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 2 Положения, является проверка:

а) соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности (за исключением объектов капитального строительства, на которые требования энергетической эффективности не распространяются) и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;

б) наличия разрешения на строительство;

в) выполнения требований частей 2, 3 и 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

4(2). Предметом государственного строительного надзора в отношении объектов, указанных в подпункте "в" пункта 2 настоящего Положения, являются проверка наличия разрешения на строительство и соответствия объекта капитального строительства требованиям, указанным в разрешении на строительство, а в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, - проверка соответствия параметров объектов капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным Градостроительным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.

Полномочия Управления государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) закреплены в Положении об Управлении государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия), утвержденном Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 20 августа 2012 г. N 1599.

Основными задачами Управления в области регионального государственного строительного надзора является предупреждение, выявление и пресечение допущенных застройщиком, техническим заказчиком, а также лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или техническим заказчиком, нарушений законодательства о градостроительной деятельности, в том числе требований к соответствию выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности (за исключением объектов капитального строительства, на которые требования энергетической эффективности не распространяются) и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, наличию разрешения на строительство, выполнению требований, установленных частями 2, 3 и 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Управление государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) осуществляет государственный строительный надзор при:

строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, за исключением случая, предусмотренного частью 3.3 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации;

реконструкции объектов капитального строительства, в том числе при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства, в том числе указанных работ по сохранению объектов культурного наследия, подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, за исключением случая, предусмотренного частью 3.3 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (п.3.1.2 Положения )

В данном случае, гаражный бокс, возведенный собственником смежного участка по адресу: ____ не является объектом капитального строительства, проектная документация которого подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации. На строительство гаража в данном случае не требуется разрешение на строительство.

Таким образом, гаражный бокс не может быть предметом проверки Управления государственного строительного и жилищного надзора РС (Я).

Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 227 КАС РФ для признания действий (бездействия), решений должностного лица органов государственной власти незаконными необходимо наличие двух условий: несоответствие действий, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым действием, решением прав и законных интересов заявителя.

Между тем, такая совокупность условий по настоящему делу судом не установлена.

Административным истцом не представлено доказательств нарушения его прав и законных интересов оспариваемым решением

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что обжалуемое решение является законным, а потому основания для удовлетворения административного иска отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь 175-177 КАС РФ,

решил:

В удовлетворении административного иска Самойловой Оксаны Сергеевны к Управлению государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) о признании решения незаконным, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья В.Г. Смирникова