ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4554/2023 от 07.11.2023 Октябрьского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

УИД: 23RS0036-01-2023-008047-68 Дело № 2а-4554/2023

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 ноября 2023 года г. Краснодар

Октябрьский районный суд г. Краснодара в составе:

председательствующего – судья Прибылов А.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Дзюба К.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ермакова Алексея Федоровича к межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республики Адыгея о признании незаконным бездействия, выразившегося в не рассмотрении заявления о предоставлении земельных участков и возложении обязанности заключить договоры купли-продажи земельных участков,

УСТАНОВИЛ:

Ермаков А.Ф. обратился в Октябрьский районный суд г. Краснодара с административным исковым заявлением к межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республики Адыгея (далее – территориальное управление, управление Росимущества), в котором просил:

- признать незаконным бездействие территориального управления, выразившееся в создании препятствий Ермакову А.Ф. в предоставлении в собственность за плату без проведения торгов земельных участков с кадастровыми номерами ;

- обязать территориальное управление в течение 30 (тридцати) календарных дней со дня вступления в законную силу судебного акта подготовить, подписать и передать лично для подписания Ермакову Алексею Федоровичу составленный в 3 (трех) экземплярах проект договора купли-продажи и проект акта приема-передачи земельного участка площадь 2500 кв.м с кадастровым номером , местоположение: <адрес>, категория земель «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «осуществление рекреационной деятельности»;

- обязать территориальное управление в течение 30 (тридцати) календарных дней со дня вступления в законную силу судебного акта подготовить, подписать и передать лично для подписания Ермакову Алексею Федоровичу составленный в 3 (трех) экземплярах проект договора купли-продажи и проект акта приема-передачи земельного участка площадь 2500 кв.м с кадастровым номером , местоположение: <адрес><адрес>, категория земель «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «осуществление рекреационной деятельности»;

- обязать территориальное управление после вступления в законную силу решения суда направить в управление Росреестра по Краснодарскому краю договор купли-продажи и акт приема-передачи земельного участка площадь 2500 кв.м с кадастровым номером <адрес>, местоположение: Краснодарский край, Геленджикское лесничество, Кабардинское участковое лесничество, квартал 54 Б, часть выдела 4, категория земель «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «осуществление рекреационной деятельности», для государственной регистрации права собственности и внесения данных в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН).

- обязать территориальное управление после вступления в законную силу решения суда направить в управление Росреестра по Краснодарскому договор купли-продажи и акт приема-передачи земельного участка площадь 2500 кв.м с кадастровым номером <адрес>, местоположение: Краснодарский край, Геленджикское лесничество, Кабардинское участковое лесничество, квартал 54 Б, часть выдела 4, категория земель «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «осуществление рекреационной деятельности», для государственной регистрации права собственности и внесения данных в ЕГРН.

Требования административного истца мотивированы тем, что он является арендатором земельных участков с кадастровыми номерами <адрес> и <адрес>, каких-либо нарушений земельного законодательства при их использовании государственными органами не выявлено, в связи с чем, на основании подпункта «а» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2022 года № 629 «Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 году» он имеет право на приобретение данных участков в собственность за плату без проведения торгов. 22.05.2023 он обратился в территориальное управление с заявлением о предоставлении ему в собственность за плату без проведения торгов земельных участков с кадастровыми номерами <адрес>. Однако, ответ на указанное обращение и какое-либо решение по указанному заявлению управлением Росимущества не принято. По мнению истца, бездействие управления Росимущества является незаконным и создает препятствия к осуществлению его прав, свобод и законных интересов, связанных с приобретением спорных земельных участков в собственность.

Истец в судебное заседание не явился, ранее заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представители ответчика и заинтересованного лица управления Росреестра по Краснодарскому краю в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежаще и своевременно, в этой связи, суд находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Исследовав представленные доказательства и иные материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Так, в соответствии с частью 2 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Как следует из содержания пунктов 3 и 4 части 9 статьи 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд наряду с иными обстоятельства выясняет: соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

При этом согласно правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в абзацах 2 и 3 пункта 61 постановления от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия. Например, при недоказанности обстоятельств, указанных в оспариваемом решении органа государственной власти и послуживших основанием для его принятия, суд не вправе отказать в признании такого решения незаконным, ссылаясь на наличие установленных им иных оснований (обстоятельств) для принятия подобного решения.

В судебном заседании установлено и следует из представленных доказательств, что 05.12.2008 в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о земельном участке из категории земель населенных пунктов площадью 2500 кв. м с кадастровым номером <адрес>, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Геленджикское лесничество, Кабардинское участковое лесничество, квартал 54 Б, часть выдела 4, с видом разрешенного использования «осуществление рекреационной деятельности» (далее – земельный участок с кадастровым номером <адрес>).

12.12.2008 в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о земельном участке из категории земель населенных пунктов площадь 2500 кв.м с кадастровым номером <адрес> местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Геленджикское лесничество, Кабардинское участковое лесничество, квартал 54 Б, часть выдела 4, с видом разрешенного использования «осуществление рекреационной деятельности» (далее – земельный участок с кадастровым номером <адрес>).

05.12.2008 ГУ КК «Комитет по лесу» (арендодатель) и ООО «Развитие Черноморья» (арендатор) заключили договор № 08-06а-024 аренды лесного участка, по условиям которого арендодатель обязуется предоставить, а арендатор принять во временное использование на срок 49 лет лесной участок площадью 0,25 гектара, номер учетной записи 23-05-01-08-00086, местоположением: Краснодарский край, Геленджикское лесничество, Кабардинское участковое лесничество, квартал 54 Б, часть выдела 4. Арендная сделка зарегистрирована в установленном законом порядке.

Право аренды земельного участка по договору от 05.12.2008 № 08-06а-024 неоднократно передавалось по сделкам уступки: от ООО «Развитие Черноморья» – ООО «Кубань Девелопмент Групп» (договор от 18.03.2014, зарегистрирован 26.03.2014), ООО «Кубань Девелопмент Групп» – Миронову Д.Г. (договор от 10.04.2014, зарегистрирован 23.04.2014), от Миронова Д.Г. – Иващенко Н.Н. (договор от 07.08.2014, зарегистрирован 03.09.2014), от Иващенко Н.Н. – ООО «Медспектр» (договор от 29.03.2017, зарегистрирован 03.04.2017).

На основании договора передачи прав и обязанностей от 05.12.2022, ООО «Медспектр» с согласия территориального управления (письмо № 23/25625 от 30.11.2022) передало Ермакову А.Ф. права и обязанности арендатора по договору от 05.12.2008 № 08-06а-024 в отношении земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером <адрес> Право аренды Ермакова А.Ф. в отношении указанного земельного участка зарегистрировано в ЕГРН в установленном законом порядке 12.12.2022 за № <адрес>.

12.12.2008 ГУ КК «Комитет по лесу» (арендодатель) и ООО «Развитие Черноморья» (арендатор) заключили договор № 08-07а-030 аренды лесного участка, по условиям которого арендодатель обязуется предоставить, а арендатор принять во временное использование на срок 49 лет лесной участок площадью 0,25 гектара, номер учетной записи 23-05-01-08-00109, местоположением: Краснодарский край, Геленджикское лесничество, Кабардинское участковое лесничество, квартал 54 Б, часть выдела 4. Арендная сделка зарегистрирована в установленном законом порядке 27.02.2009.

Право аренды земельного участка по договору от 12.12.2008 № 08-07а-030 неоднократно передавалось по сделкам уступки: от ООО «Развитие Черноморья» – ООО «Кубань Девелопмент Групп» (договор от 18.03.2014, зарегистрирован 26.03.2014), ООО «Кубань Девелопмент Групп» – Миронову Д.Г. (договор от 10.04.2014, зарегистрирован 23.04.2014), от Миронова Д.Г. – Иващенко Н.Н. (договор от 07.08.2014, зарегистрирован 07.08.2014), от Иващенко Н.Н. – ООО «Медспектр» (договор от 29.03.2017, зарегистрирован 03.04.2017).

На основании договора передачи прав и обязанностей от 05.12.2022, ООО «Медспектр» с согласия территориального управления (письмо № 23/25624 от 30.11.2022) передало Ермакову А.Ф. права и обязанности арендатора по договору от 12.12.2008 № 08-07а-030 в отношении земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 23:40:0603002:196. Право аренды Ермакова А.Ф. в отношении указанного земельного участка зарегистрировано в ЕГРН в установленном законом порядке 12.12.2022 за № 23:40:0400603002:196-23/226/2022-10.

Право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером <адрес> зарегистрировано в ЕГРН 09.08.2017, а на земельный участок с кадастровым номером 23:40:0603002:196 – 14.08.2017.

На основании соглашений от 24.11.2017 права и обязанности арендодателя по договорам аренды от 12.12.2008 № 08-07а-030 и от 05.12.2008 № 08-06а-024 переведены на управление Росимущества.

Ермаков А.Ф. обратился в управление Росимущества с заявлением от 22.05.2023, в котором, на основании подпункта «а» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 09 апреля 2022 г. № 629 «Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах», просил предоставить ему в собственность за плату без проведения торгов земельные участки с кадастровыми номерами <адрес>.

В обоснование требований административный истец указывает на то, что в срок, установленный требованиями действующего законодательства, управлением Росимущества не предоставлен ответ о результатах рассмотрения его заявления о предоставлении в собственность указанных земельных участков. По мнению истца, бездействие управления Росимущества не соответствует законодательству Российской Федерации, нарушает его права и законные интересы.

Обязанность доказать законность оспариваемого действия, решения возлагается на административного ответчика (часть 11 статьи 226 КАС РФ).

Согласно пункту 1 статьи 5 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

В силу пункта 2 статьи 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с указанным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Основания отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлены статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.

Приказом Росимущества от 11.09.2020 № 261 утвержден «Административный регламент по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по предоставлению в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в федеральной собственности, без проведения торгов» (далее - Административный регламент).

Государственную услугу предоставляет Росимущество, а также территориальные органы Росимущества (пункт 2.2 Административного регламента).

В силу пункта 2.6. Административного регламента (в ред. Приказа Росимущества от 30 мая 2023 № 108) срок предоставления государственной услуги не должен превышать двадцати дней со дня поступления заявления в Росимущество или в территориальный орган Росимущества. Аналогичный срок установлен пунктом 5 статьи 39.17 ЗК РФ.

Пунктом 5 статьи 39.17 ЗК РФ предусмотрено, что в срок не более чем двадцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:

1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;

2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;

3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

Пункт 5 статьи 39.17 ЗК РФ является императивной нормой, следовательно, может считаться соблюденным, если действия государственного органа окончены вынесением в установленный срок обоснованного решения. В противном случае следует вывод о незаконном бездействии уполномоченного органа даже при условии осуществления деятельности по рассмотрению заявления.

Согласно подпункту 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 указанного Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

В нарушение требований указанной нормы управлением Росимущества в установленный законом срок не рассмотрено заявление Ермакова А.Ф. от 22.05.2023. Какой-либо ответ на данное заявление административным ответчиком в материалы дела не представлен.

Административный ответчик не указал какие-либо основания для отказа административному истцу в предоставлении земельных участков в собственность на возмездной основе без проведения торгов.

С учетом положений указанных норм и установленных по делу фактических обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что бездействие управления Росимущества в предоставлении Ермакову А.Ф. земельных участков в собственность на возмездной основе без проведения торгов, не соответствует закону, нарушает права и законные интересы административного истца.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления этого участка в собственность за плату.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.3, а также подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 указанной статьи.

Из подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ следует, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.

Согласно подпункту "а" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2022 года № 629 «Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 году» (принято в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 14 марта 2022 года N 58-ФЗ) в 2022 и 2023 годах допускается наряду со случаями, предусмотренными Земельным кодексом Российской Федерации, продажа без проведения торгов земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, отдыха (рекреации), производственной деятельности, нужд промышленности и предоставленных в аренду, при условии отсутствия у уполномоченного органа, предусмотренного статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка.

Согласно письму ФГБУ «ФКП Росреестра» от 01 апреля 2015 № 10-0869-KJI «О предоставлении разъяснений» земли рекреационных зон в пределах границ городских и сельских населенных пунктов являются землями поселений, но на них распространяется действие статьи 94 и статьи 98 ЗК РФ. Данные земли не считаются землями в составе земель особо охраняемых территорий, указанных в пункте 2 статьи 94 ЗК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 23 февраля 1995 № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности, а также курорты и их земли являются соответственно особо охраняемыми объектами и территориями. Их охрана осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 06 июля 1994 № 1470 «О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей» и распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 1996 № 591-р, курорты и рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов города Анапы, города Геленджика и города Сочи признавались особо охраняемыми природными территориями, имеющими федеральное значение.

Согласно Правил землепользования и застройки территории муниципального образования город-курорт Геленджик (утверждены решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 27 июля 2010 № 466), земельные участки с кадастровыми номерами 23:40:0406040:12 и 23:40:0603002:196 расположены в территориальной зоне Р2, в границах второй зоны санитарной охраны курорта в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 декабря 1987 № 494 «Об установлении границ и режима санитарной охраны Геленджикской группы курортов (Кабардинка, Геленджик, Дивноморск, Джанхот, Прасковеевка, Криница-Бетта, Архипо- Осиповка) в Краснодарском крае».

При этом, Федеральным законом от 16 февраля 2022 № 9-ФЗ в подпункт 14 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ внесены изменения, согласно которым из ограниченных в обороте земельных участков исключены земельные участки, расположенные во втором поясе зоны санитарной охраны.

Федеральным законом от 28 декабря 2013 № 406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившим в силу 30 декабря 2013, лечебно-оздоровительные местности и курорты исключены из состава особо охраняемых природных территорий.

Согласно письму Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 июня 2015 № Д23и-3027 земельные участки, расположенные в границах второй и третьей зон санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно- оздоровительных местностей и курортов, не являются ограниченными в обороте в соответствии со статьей 27 ЗК РФ и могут быть предоставлены в частную собственность.

В письме Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 08 декабря 2022 № 14-10839-ТГ/22 разъяснено, что независимо от наличия (отсутствия) в ЕГРН сведений о границах населенных пунктов земельные участки, расположенные в границах второй и третьей зон санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, ограничиваются в использовании в соответствии с положениями Федерального закона от 23 февраля 1995 года № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», такие земельные участки не являются ограниченными в обороте и в соответствии со статьей 27 ЗК РФ и могут быть предоставлены в частную собственность в порядке, предусмотренном главой V.I ЗК РФ (статьи 39.1. - 39.20 ЗК РФ).

Применительно к обстоятельствам рассматриваемого дела земельные участки с кадастровыми номерами 23:40:0406040:12, 23:40:0603002:196 расположены на землях населенных пунктов, в территориальной зоне Р2, предназначены для осуществления рекреационной деятельности. Данные земельные участки используются в соответствии с условиями договоров аренды.

Пунктом 3 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу Закона № 406-ФЗ, сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти и органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу Закона № 406-ФЗ.

Согласно определению Верховного Суда Российской Федерации от 12 февраля 2019 г. № 44-КГ18-28 положения части 3 статьи 10 Закона № 406-ФЗ не определяют статус ранее созданных особо охраняемых природных территорий, а констатируют сохранение границ, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу Закона № 406-ФЗ, в отношении особо охраняемых природных территорий и их охранных зон, созданных до 30 декабря 2013 г. и продолжающих быть таковыми после этой даты. После вступления в силу Закона № 406-ФЗ курорты утратили статус особо охраняемых природных территорий, земли которых ограничены в обороте.

Согласно правовой позиции, выраженной в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 23 января 2023 г. по делу № А41-59822/2021 и кассационном определении Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 03.03.2022 № 88а-9179/2022 по делу № 2а-1272/2021, внесенные Федеральным законом от 16.02.2022 № 9-ФЗ в подпункт 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации изменения указывают на то, что из ограниченных в обороте земельных участков исключены земельные участки, расположенные во втором поясе зоны санитарной охраны.

Федеральным законом от 04 августа 2023 № 469-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 23 февраля 1995 года № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах».

Указанный Федеральный закон от 04 августа 2023 № 469-ФЗ вступает в силу с 01 сентября 2024 года, за исключением некоторых положений.

В соответствии с пунктом 11 статьи 16 Федерального закона от 04 августа 2023 № 469-ФЗ лечебно-оздоровительные местности, курорты, курортные регионы, созданные до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также округа санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей, курортов и природных V лечебных ресурсов, установленные до указанной даты (30 декабря 2013), не являются особо охраняемыми природными территориями.

В данном случае пункт 11 статьи 16 Федерального закона от 04 августа 2023 № 469-ФЗ вступил в законную силу с 04 августа 2023.

Земельные участки с кадастровыми номерами <адрес> не имеют пересечений с землями Геленджикского лесничества, что подтверждается письмом министерства природных ресурсов Краснодарского края от 06 сентября 2023 № 23-33623, согласно которому в границах земельных участков с кадастровыми номерами нет защитных лесов.

В письме от 22 июня 2023 № 23-22652 управление Росреестра по Краснодарскому краю сообщило, что в ходе проведения проверок в рамках осуществления государственного земельного надзора в отношении земельных участках с кадастровыми номерами <адрес> сведения о выявленных и не устраненных нарушениях за последние три года, имеющиеся в отделе государственного земельного надзора Управления Росреестра по Краснодарскому краю на отчетную дату 28.06.2023 включительно, отсутствуют.

Административным ответчиком, как уполномоченным органом, доказательства наличия информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании административным истцом спорных земельных участков не представлено.

Согласно имеющимся в материалах дела выпискам из ЕГРН от 12.12.2022 земельные участки с кадастровыми номерами <адрес> относятся к категории земель «земли населенных пунктов», имеют вид разрешенного использования «осуществление рекреационной деятельности», сведения о лесах, водных объектах и об иных природных объектах, расположенных в пределах земельных участков отсутствуют, сведения о том, что указанные земельные участки полностью расположены в границах зоны с особыми условиями использования территории, территории объекта культурного наследия, публичного сервитута отсутствуют.

Обстоятельства, исключающие возможность предоставления заявителю спорных земельных участков в собственность за плату без проведения торгов, судом не установлены и административным ответчиком не указаны.

Таким образом, с учетом положений подпункта «а» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2022 года № 629 «Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 году», отсутствия доказательств нарушения административным истцом законодательства Российской Федерации при использовании земельных участков, наличие сведений об их использовании заявителем по назначению, земельные участки с кадастровыми номерами <адрес> не являются ограниченными в обороте и могут быть предоставлены в собственность заявителю за плату без проведения торгов, в связи с чем, административный иск подлежит удовлетворению.

В соответствии с пунктом 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» признав оспоренное решение, действие (бездействие) незаконным, суд независимо от того, содержатся ли соответствующие требования в административном исковом заявлении (заявлении), вправе указать административному ответчику (наделенным публичными полномочиями органу или лицу) на необходимость принятия решения о восстановлении права, устранения допущенного нарушения, совершений им определенных действий в интересах административного истца (заявителя) в случае, если судом при рассмотрении дела с учетом субъектного состава участвующих в нем лиц установлены все обстоятельства, служащие основанием материальных правоотношений (пункт 1 части 2, пункт 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, часть 2 статьи 201 АПК РФ).

Для обеспечения исполнимости судебного решения, в котором указано на принятие административным ответчиком (органом или лицом, наделенными публичными полномочиями) конкретного решения, совершение определенного действия, в резолютивной части решения суда указывается разумный срок принятия решения, совершения действия.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 227 КАС РФ суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Ермакова Алексея Федоровича к межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республики Адыгея о признании незаконным бездействия, выразившегося в не рассмотрении заявления о предоставлении земельных участков и возложении обязанности заключить договоры купли-продажи земельных участков – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республики Адыгея, выразившееся в нерассмотрении заявления Ермакова А.Ф. от 22.04.2023 о предоставлении в собственность за плату без проведения торгов земельных участков с кадастровыми номерами <адрес>.

Возложить на межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республики Адыгея в течение 30 (тридцати) календарных дней со дня вступления в законную силу судебного акта подготовить, подписать и передать для подписания Ермакову Алексею Федоровичу составленный в 3 (трех) экземплярах проект договора купли-продажи и проект акта приема-передачи земельного участка площадью 2500 кв.м с кадастровым номером <адрес> местоположение: <адрес>, категория земель «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «осуществление рекреационной деятельности».

Возложить на межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республики Адыгея обязанность в течение 30 (тридцати) календарных дней со дня вступления в законную силу судебного акта подготовить, подписать и передать для подписания Ермакову Алексею Федоровичу составленный в 3 (трех) экземплярах проект договора купли-продажи и проект акта приема-передачи земельного участка площадью 2500 кв.м с кадастровым номером <адрес>, местоположение: <адрес> категория земель «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «осуществление рекреационной деятельности».

Возложить на межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республики Адыгея обязанность после вступления в законную силу решения суда направить в управление Росреестра по Краснодарскому краю договор купли-продажи и акт приема-передачи земельного участка площадью 2500 кв.м с кадастровым номером , местоположение: <адрес>, категория земель «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «осуществление рекреационной деятельности», в целях государственной регистрации права собственности Ермакова Алексея Федоровича и внесения соответствующих данных в Единый государственный реестр недвижимости.

Возложить на межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республики Адыгея обязанность после вступления в законную силу решения суда направить в управление Росреестра по Краснодарскому договор купли-продажи и акт приема-передачи земельного участка площадью 2500 кв.м с кадастровым номером , местоположение: <адрес>, категория земель «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «осуществление рекреационной деятельности», в целях государственной регистрации права собственности Ермакова Алексея Федоровича и внесения соответствующих данных в Единый государственный реестр недвижимости.

Решение суда может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Краснодара в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья А.А. Прибылов