ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-455/19 от 21.05.2019 Судакского городского суда (Республика Крым)

Дело №2а-455/2019

УИД: 91RS0021-01-2018-000874-38

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 мая 2019 года г. Судак

Судакский городской суд Республики Крым в составе:

председательствующего – судьи – Рыкова Е.Г.,

при секретаре – Богдановой К.И.,

с участием: административного истца – Османовой Д.И.,

представителя административного ответчика – Николаенко Е.Н.,

заинтересованных лиц: – Тахтарова А.Н.,

– Тахтаровой Д.А.,

ФИО21,

представителя заинтересованного лица – Мозгаревой –

Марченко Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Османовой Дилары Ибрагимовны к Администрации города Судака Республики Крым, заинтересованные лица – Тахтаров Арсен Нусрединович, Тахтарова Диляра Аметовна, действующие в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО8, ФИО19, ФИО21, действующая в своих интересах и интересах ФИО5, ФИО7, Орган опеки и попечительства муниципального образования городского округа Судак Республики Крым, о признании незаконным и отмене постановления, -

УСТАНОВИЛ:

Османова Д.И. обратилась в суд с административным иском к Администрации города Судака Республики Крым, заинтересованные лица – Тахтаров Арсен Нусрединович, Тахтарова Диляра Аметовна, действующие в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО8, ФИО25, ФИО21, действующая в своих интересах и интересах ФИО5, ФИО7, о признании незаконным и отмене постановления Администрации города Судака от 10 сентября 2018 года №1060 «О снятии Османовой Д.И. с учета (в том числе отдельного квартирного учета депортированных) граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма на территории городского округа Судак Республики Крым.

Административные исковые требования мотивированы тем, что на основании решения исполнительного комитета Судакского городского совета от ДД.ММ.ГГГГФИО17 была принята на квартирный учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и включена в список депортированных лиц составом семьи 4 человека.

Решением исполнительного комитета Судакского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ учетное дело квартирного учета ФИО17 переоформлено в связи со смертью, на Османову Д.И. составом семьи 3 человека.

Согласно постановления администрации города Судака от ДД.ММ.ГГГГФИО24 составом семьи 3 человека включена в список граждан, состоящих на учете (в том числе отдельном квартирном учете депортированных граждан), в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории городского округа Судак Республики Крым и прошедших перерегистрацию в администрации города Судака по состоянию на 01.09.2016г.

09 февраля 2016 года, административный истец обратилась к ответчику с заявлением о заключении договора социального найма с включением в него всех членов ее семьи фактически с ней проживающими, однако данное заявление по существу административным ответчиком рассмотрено не было.

28 февраля 2018 года административный истец обратилась к административному ответчику с заявлением о внесении изменений в учетное дело и просила дополнительно включить в состав семьи фактически проживающую вместе с ней жену сына Тахтарову Д.А. и внуков ФИО8, ФИО13 и ФИО5, при этом надлежащего ответа получено не было.

Османова Д.И. обратилась в суд с иском к Администрации города Судака о признании права пользования квартирой и обязании заключить договор социального найма квартиры. Решением Судакского городского суда Республики Крым от 16.07.2018 г. исковые требования были удовлетворены в полном объеме.

На основании вступившего в законную силу вышеуказанного решения суда между Османовой Д.И. и Администрацией города Судака заключен договор социального найма <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>.

27 сентября 2018 года проживающие с ней совместно лица включены в состав ее семьи. Между тем, по мнению административного ответчика, обеспеченность площадью жилого помещения Османовой Д.И. и членов ее семьи, то есть 3 человек, составляет 13,07 кв.м на каждого члена семьи, что более учетной нормы, установленной Судакским городским советом в размере 8 кв.м.

Постановлением Администрации города Судака Республики Крым от 10 сентября 2018 года №1060 административный истец снята с учёта (в том числе отдельного квартирного учёта депортированных) граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма на территории городского округа Судак Республики Крым. Указанное постановление административный истец считает незаконным и необоснованным, нарушающим ее права и законные интересы.

Определением суда от 23 апреля 2019 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Орган опеки и попечительства муниципального образования городского округа Судак Республики Крым.

В судебном заседании административный истец Османова Д.И. административные исковые требования поддержала в полном объеме, просила административный иск удовлетворить по изложенным в нем основаниям, признать незаконным и отменить постановление Администрации города Судака Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель административного ответчика – Администрации города Судака Республики Крым по доверенности – Николаенко Е.Н., представитель заинтересованного лица – Органа опеки и попечительства муниципального образования городского округа Судак Республики Крым по доверенности – Мозгарева – Марченко Л.А. в судебном заседании возражали против удовлетворения административного иска, полагая административные исковые требования незаконными и необоснованными.

Заинтересованные лица – Тахтаров А.Н., Тахтарова Д.А., действующие в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО8, ФИО13, Османова Э.Н, действующая в своих интересах и интересах ФИО5, ФИО7 в судебном заседании считали административный иск подлежащим удовлетворению, полагая административные исковые требования законными и обоснованными.

Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд в соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов административного дела, постановлением Администрации города Судака Республики Крым №1060 от 10 сентября 2018 года «О снятии Османовой Д.И. с учета (в том числе отдельного квартирного учёта депортированных) граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма на территории городского округа Судак Республики Крым» административный истец Османова Д.И. составом семьи 3 человека снята с учета в том числе отдельного квартирного учёта депортированных) граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма на территории городского округа Судак Республики Крым (л.д.38).

Основанием для принятия оспариваемого постановления послужило то, что согласно решению Судакского городского суда Республики Крым от 16 июля 2018 года за Османовой Д.И. признано право пользования квартирой , расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 39,2 кв.м. и заключен договор социального найма жилого помещения от 27 августа 2018 года №51, следовательно обеспеченность площадью жилого помещения Османовой Д.И. и членов ее семьи, составляет 13,07 кв.м. на каждого члена семьи, более учетной нормы, установленной Судакским городским советом, в связи, с чем ею утрачено право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Суд не может согласиться с законностью основания принятия оспариваемого постановления по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и, обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

По смыслу ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

В силу статьи 55 ЖК РФ, право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.

Согласно статьи 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:

1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;

2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;

3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;

4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;

5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей;

6) выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Так, решением исполнительного комитета Судакского городского совета АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ «О переоформлении учетного дела ФИО17 на Османову Д.И» переоформлено учетное дело квартирного учета ФИО17 на дочь Османову Д.И., в связи со смертью матери. Османова Д.И. исключена из списка первоочередников в связи с выбытием из состава семьи лица, пользующегося льготой участника войны и включена на квартирный учет и в списке депортированных в общей очереди (л.д.21).

04 ноября 2009 года на основании решения исполнительного комитета Судакского горсовета от ДД.ММ.ГГГГ Османовой Д.И. с семьей из трех человек выдан ордер на право занятия жилого помещения жилой площадью 28,3 кв.м. из одной комнаты в <адрес>, расположенной в <адрес> (л.д.25).

Кроме того, 04 ноября 2009 года между исполнительным комитетом Судакского городского совета и Османовой Д.И. заключен договор найма коммунального жилого помещения сроком до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.22-23).

Дополнительным соглашением к договору найма коммунального жилого помещения от 04.11.2009 года от 18 октября 2012 года продлен срок действия договора до 01.11.2015 года (л.д.24).

Согласно договора социального найма жилого помещения от 27 августа 2018 года административному истцу передано в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Судак Республики Крым, состоящее из однокомнатной квартиры, общей площадью 39,2 кв.м., жилой площадью 18,1 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> для проживания в нем, что также подтверждается актом приема жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.31-34).

ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с дополнительным соглашением к договору социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в пункт 3 указанного договора. Совместно с нанимателем в жилое помещение вселены члены семьи: 1) Османова Эльнара Нусрединовна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения – дочь; Тахтаров Арсен Нусрединович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения – сын; ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения – внучка; ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения – внучка; ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения – внучка; ФИО25, ДД.ММ.ГГГГ года рождения – внук; Тахтарова Диляра Аметовна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения – невестка (л.д.35).

Согласно справки, выданной ТСН «Айвазовка» за исх. от ДД.ММ.ГГГГ в состав семьи Османовой Диляры Ибрагимовны входят Тахтаров Арсен Нусрединович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения – сын; Тахтарова Диляра Аметовна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения – невестка; ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения – внучка; Османова Эльнара Нусрединовна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения – дочь; ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения – внучка; ФИО25, ДД.ММ.ГГГГ года рождения – внук; ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения – внучка.

Таким образом, в <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, зарегистрированы и проживают 8 человек.

При таких обстоятельствах, оспариваемое постановление о снятии с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий нельзя признать законным, оно нарушает права и законные интересы административного истца, каких – либо предусмотренных законом оснований, для снятия семьи Османовой Д.И. с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, у административного ответчика не имелось.

Основываясь на установленных в судебном заседании обстоятельствах и исследованных в судебном заседании доказательствах с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности в совокупности с отсутствием бесспорных доказательств, подтверждающих требования административного истца, оценив все представленные суду доказательства по делу всесторонне, полно и объективно, учитывая требования действующего процессуального законодательства, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, -

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Османовой Дилары Ибрагимовны к Администрации города Судака Республики Крым, заинтересованные лица – Тахтаров Арсен Нусрединович, Тахтарова Диляра Аметовна, действующие в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО8, ФИО19, Османова Эльнара Нусрединовна, действующая в своих интересах и интересах ФИО5, ФИО7, Орган опеки и попечительства муниципального образования городского округа Судак Республики Крым, о признании незаконным и отмене постановления – удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление Администрации города Судака Республики Крым от 10 сентября 2018 года №1060 «О снятии Османовой Д.И. с учета (в том числе отдельного квартирного учета депортированных) граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма на территории городского округа Судак Республики Крым».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Судакский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме принято 24 мая 2019 года.