К делу № 2а-455/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
31 января 2019 года г.-к.Анапа
Анапский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Карпенко О.Н.,
при секретаре Сулименко Д.В.,
с участием представителя административного ответчика Администрации МО г.-к.Анапа и третьего лица УАиГ администрации МО г.-к.Анапа ФИО1, действующей на основании доверенностей от 29.12.2018г. и 09.01.2019г. и имеющей юридическое образование, диплом <данные изъяты>
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Администрации муниципального образования город-курорт Анапа об оспаривании бездействия, возложении обязанности продлить срок действия разрешения на строительство,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования г.-к.Анапа об оспаривании бездействия, возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав.
В обоснование заявленных требований ФИО2 сослался на то, что он на основании заключенного с управлением имущественных отношений администрации муниципального образования г.-к.Анапа договора аренды от 30.12.2011г. № является арендатором земельного участка площадью 261 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в квартале №, с кадастровым номером №, относящегося к категории земель населенных пунктов, предоставленного в аренду для размещения торгово-гостиничного комплекса сроком до 27.12.2036г., договор аренды в установленном законом порядке прошел государственную регистрацию. Постановлением администрации муниципального образования г.-к.Анапа от 11.10.2013г. № утвержден градостроительный план № На основании вступившего в законную силу решения Анапского городского суда от 07.06.2016г. администрацией муниципального образования г.-к.Анапа 13.07.2016г. выдано разрешение № на строительство объекта: «Торгово-гостиничный комплекс» на земельном участке площадью 261 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, в квартале №, с кадастровым номером № Срок действия разрешения до 13.01.2019г.
В период действия данного разрешения на строительство он приступил к строительству объекта: «Торгово-гостиничный комплекс», вместе с тем, учитывая неравномерное финансирование строительство, ДД.ММ.ГГГГ, т.е. за 60 дней до окончания срока действия разрешения на строительство, он обратился в соответствии с Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Продление срока действия разрешения на строительство, внесение изменений в разрешение на строительство объекта капитального строительства», утвержденным Постановлением администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 20.06.2016г. №, в управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г.-к.Анапа с заявлением о продлении срока действия указанного разрешения на строительство, приложив к нему перечень документов, установленных п.2.6.1 данного Административного регламента, в том числе 2 оригинала разрешения на строительство, проект организации строительства, в котором содержится обоснование увеличения срока действия разрешения на строительство, фотографии, подтверждающие факт начала строительства, документы, подтверждающие права на земельный участок и удостоверяющие личность заявителя. Письмом управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г.-к.Анапа от ДД.ММ.ГГГГ№ сообщили о требованиях Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Продление срока действия разрешения на строительство, внесение изменений в разрешение на строительство объекта капитального строительства», касающихся перечня прилагаемых к заявлению документов, а также о несоответствии осуществляемого на земельном участке с кадастровым номером 23:37:0107003:908 строительства градостроительным регламентам и необходимости предоставить действующие технические условия в случае, если срок имеющихся технических условий истек.
Вместе с тем, муниципальная услуга ему не оказана, разрешение на строительство с указанием продления срока действия разрешения на строительство либо отказ в продлении срока действия разрешения на строительство ему органом местного самоуправления не предоставлены. Полагает, что бездействием органа местного самоуправления, выразившегося в не продлении срока действия разрешения № на строительство объекта: «Торгово-гостиничный комплекс» созданы препятствия ему к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов арендатора земельного участка, связанных с его использованием в соответствии с видом разрешенного использования и целями предоставления в аренду путем строительства торгово-гостиничного комплекса.
Просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования г.-к.Анапа в продлении ему срока действия разрешения № на строительство объекта: «Торгово-гостиничный комплекс» на земельном участке площадью 261 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №; обязать администрацию муниципального образования г.-к.Анапа в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу продлить ему срок действия данного разрешения на строительство объекта.
Административный истец ФИО2, будучи надлежащим образом извещенный о времени месте судебного заседания, в суд не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие в связи с его нахождением за пределами Российской Федерации.
На основании ч.6 ст.226 КАС РФ суд считает, что неявка административного истца не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, поскольку явка административного истца не признана обязательной.
Представитель административного ответчика Администрации МО г.-к.Анапа и третьего лица УАиГ Администрации МО г.-к.Анапа требования административного истца не признала и просила в удовлетворении заявленных требований отказать.
Выслушав мнение участников процесса, огласив и исследовав материалы дела, суд находит требования административного истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч.1 ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Статьей 46 Конституции РФ предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частями 1,2 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Договором аренды №, заключенным ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2 и управлением имущественных отношений администрации муниципального образования г.-к.Анапа подтверждается, что административный истец является арендатором земельного участка площадью 261 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в квартале №, с кадастровым номером №, относящегося к категории земель населенных пунктов, предоставленного в аренду для размещения торгово-гостиничного комплекса сроком до ДД.ММ.ГГГГ.
Право возводить земельном участке здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам ст.263 ГК РФ, ст.40 ЗК РФ предоставлено собственнику земельного участка, эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
Статьей 8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности отнесена выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.
Согласно со ст.51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.
На основании вступившего в законную силу решения Анапского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ администрацией муниципального образования г.-к.Анапа ФИО2 13.07.2016г. выдано разрешение № на строительство объекта: «Торгово-гостиничный комплекс» на земельном участке площадью 261 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, в квартале №, с кадастровым номером №. Срок действия разрешения до ДД.ММ.ГГГГ.
Указанным вступившим в законную силу решением также установлено, что ФИО2 постановлением администрации муниципального образования г.-к.Анапа от 11.10.2013г. № был утвержден градостроительный план №, выданы технические условия на подключение объекта к инженерным сетям.
Согласно ч.19 ст.51 ГрК РФ разрешение на строительство выдается на срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства.
Частью 20 ст.51 ГрК РФ предусмотрена возможность продления срока действия разрешения на строительство выдавшим его органом по заявлению застройщика, поданному не менее чем за шестьдесят дней до истечения срока действия такого разрешения. В продлении срока действия разрешения на строительство должно быть отказано в случае, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи такого заявления.
Из представленного ФИО2 заявления следует, что он в период действия разрешения на строительство № за 60 дней до окончания срока действия разрешения на строительство, а именно ДД.ММ.ГГГГ, обратился в соответствии с Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Продление срока действия разрешения на строительство, внесение изменений в разрешение на строительство объекта капитального строительства», утвержденным Постановлением администрации муниципального образования город-курорт Анапа от ДД.ММ.ГГГГ N 2427, в УАиГ администрации муниципального образования г.-к.Анапа по вопросу продления срока действия указанного разрешения на строительство, приложив к нему перечень документов, установленных п.2.6.1 данного Административного регламента, в т.ч. административным истцом было предоставлено 2 оригинала разрешения на строительство, проект организации строительства, в котором содержится обоснование увеличения срока действия разрешения на строительство, фотографии, подтверждающие факт начала строительства, документы, подтверждающие права на земельный участок и удостоверяющие личность заявителя.
В соответствии с п.2.4 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Продление срока действия разрешения на строительство, внесение изменений в разрешение на строительство объекта капитального строительства» срок исполнения муниципальной услуги составляет 10 рабочих дней.
Согласно п.2.3 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Продление срока действия разрешения на строительство, внесение изменений в разрешение на строительство объекта капитального строительства», утвержденного Постановлением администрации муниципального образования город-курорт Анапа от ДД.ММ.ГГГГ N 2427, результатом предоставления муниципальной услуги является: разрешение на строительство с указанием продления срока действия разрешения на строительство; отказ в продлении срока действия разрешения на строительство.
Из письма УАиГ администрации муниципального образования г.-к.Анапа от ДД.ММ.ГГГГ№ усматривается, что ФИО2 разъяснены требования административного регламента предоставления муниципальной услуги «Продление срока действия разрешения на строительство, внесение изменений в разрешение на строительство объекта капитального строительства», касающиеся перечня прилагаемых к заявлению документов, кроме того, указано на несоответствие осуществляемого на земельном участке с кадастровым номером 23:37:0107003:908 строительства градостроительным регламентам и необходимости предоставить действующие технические условия в случае, если срок имеющихся технических условий истек. Ответа на обращение по вопросу продления срока действия разрешения на строительство данное письмо не содержит. Доказательств рассмотрения указанного вопроса административным ответчиком суду не представлено, т.е. муниципальная услуга ФИО2 не оказана, ее результат в виде разрешения на строительство с указанием продления срока действия разрешения на строительство либо отказ в продлении срока действия разрешения на строительство органом местного самоуправления не предоставлен.
Исследованными в ходе судебного разбирательства доказательствами подтверждается факт предоставления ФИО2 в орган местного самоуправления перечня документов, установленного п.2.6.1 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Продление срока действия разрешения на строительство, внесение изменений в разрешение на строительство объекта капитального строительства», утвержденного Постановлением администрации муниципального образования город-курорт Анапа от ДД.ММ.ГГГГ N 2427, в т.ч. фотоматериалов, подтверждающих осуществление строительства на земельном участке с кадастровым номером №
Доводы УАиГ администрации МО г.-к.Анапа, изложенные в письме от ДД.ММ.ГГГГ№ о том, что строительство на земельном участке с кадастровым номером № не соответствует ПЗЗ и нормативным правовым актам и необходимо предоставить действующие технические условия в случае, если срок имеющихся технических условий истек, противоречат действующему законодательству, и не могут являться основанием для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство, поскольку в продлении срока действия разрешения на строительство может быть отказано в случае, если строительство не начато до истечения срока подачи такого заявления.
При таких обстоятельствах суд находит, что бездействие органа местного самоуправления в вопросе продления ФИО2 срока действия разрешения № на строительство объекта: «Торгово-гостиничный комплекс» на земельном участке площадью 261 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, при отсутствии предусмотренных ч.20 ст.51 ГрК РФ оснований для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство, является незаконным, поскольку противоречит нормам ГрК РФ, нарушает права и законные интересы административного истца, создает для него препятствия в осуществлении прав застройщика, в связи с чем административный иск ФИО2 подлежит удовлетворению.
Удовлетворяя административные исковые требования, суд полагает необходимым возложить на администрацию муниципального образования г.-к.Анапа обязанность устранить допущенные нарушения прав и интересов ФИО2 в десятидневный срок с момента вступления решения в законную силу путем продления срока действия разрешения на строительство № на шестьдесят месяцев, поскольку проектной документацией предусмотрена соответствующая продолжительность строительства и обоснование увеличения сроков строительства.
Руководствуясь ст.ст.180-181, 218, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск ФИО2 к администрации муниципального образования г.-к.Анапа об оспаривании бездействия, возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования г.-к.Анапа в продлении ФИО2 срока действия разрешения № на строительство объекта: «Торгово-гостиничный комплекс» на земельном участке площадью 261 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №
Обязать администрацию муниципального образования г.-к.Анапа в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу продлить ФИО2 срок действия разрешения № на строительство объекта: «Торгово-гостиничный комплекс» на земельном участке площадью 261 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, на шестьдесят месяцев.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Анапский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: