ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4569/19 от 10.10.2019 Свердловского районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

2а-4569/2019

УИД 24RS0046-01-2019-004127-54

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 октября 2019 года г. Красноярск

Свердловский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Милуш О.А.

при помощнике Блиновой М.А.

с участием представителя административного истца – ФИО37, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя административного ответчика ФИО4, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, заинтересованных лиц ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, возложении обязанности.

Требования мотивированы тем, что ФИО1 имеет и воспитывает трех несовершеннолетних детей, постоянно проживает на территории <адрес>, в связи с этим в силу п.6 ст.39.5 и в силу п. «а» ч.1 ст.<адрес> «О регулировании земельных отношений в <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ имеет право на однократное бесплатное получение без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства. В марте 2019 года на официальном портале «<адрес>» в сети Интернет в разделе «Бесплатное предоставление земельных участков многодетным гражданам» был опубликован Перечень имеющихся в наличии земельных участков, которые могут быть предоставлены в собственность многодетным гражданам в разрезе муниципальных образований <адрес> в границах муниципального образования <адрес> в количестве 18 штук. ДД.ММ.ГГГГ, то есть в период месячного срока сбора заявлений в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес>, представителем по доверенности ФИО1 - ФИО37, было подано 18 заявлений вх. № , о предоставлении в собственность бесплатно земельных участков согласно вышеуказанному перечню, которые были направлены в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> путем почтового отправления. Однако, по истечении месяца, а именно ДД.ММ.ГГГГ посылка была возвращена в адрес отправителя с отметкой «истечение срока хранения», в связи с чем представителем административного истца данная посылка была получена нарочно в почтовом отделении по адресу: 660001, <адрес>, и направлена в канцелярию Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> нарочно. Административный ответчик получил посылку в картонной коробке «Почты России» со всеми отметками, свидетельствующими об ее отправлении/возврате. Согласно поступивших ответов Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, одним из оснований для отказа в предоставлении испрашиваемых земельных участков послужил тот факт, что к вышеуказанным заявлениям заявителем не был приложен документ, подтверждающий совместное проживание заявителя с детьми, в связи с чем Департаментом отказано в рассмотрении обращения многодетного гражданина. Административный истец не согласен с данными ответами, поскольку сведения о регистрации по месту жительства гражданина Российской Федерации, в данном случае административного истца, могли быть запрошены Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> в порядке информационного взаимодействия. Кроме того, материалами дела, а именно ответом Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> на обращение от ДД.ММ.ГГГГ № К, подтвержден факт того, что заявитель был включен в книгу учета многодетных граждан на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ № К под а, в связи с чем административный ответчик до получения вышеуказанных заявлений от ФИО1 имел в распоряжении сведения в отношении ФИО1 и ее несовершеннолетних детей, их проживании, месте регистрации, так как ФИО1 в 2017 году была поставлена на учет как многодетный гражданин. Вторым основанием для отказа послужил тот факт, что заявления административного истца поступили в орган за пределами срока сбора заявления по публикации, что также сторона административного истца считает незаконным, поскольку, фактически обращение с заявлениями в орган, осуществляющий предоставление земельных участков, определяется датой направления в соответствующий орган заявлений с волеизъявлением гражданина о приобретении прав на земельные участки, указанные в публикации на официальном портале «<адрес>», из чего следует, что административный истец нарушил права административного ответчика на равный доступ, как и других граждан к земельным участкам, уклонившись от получения заявлений, создал непреодолимые препятствия на пути реализации права на получение права собственности, поскольку характер реализации права является заявительный. Иные многодетные граждане, имеющие более худшую по сравнению с административным истцом очередь получили распоряжения об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровых планах территории и осуществляют постановку участков для себя на кадастровый учет, в целях последующего получения указанных участков в собственность.

В указанной связи, представитель административного истца просит признать отказы Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес>ДД.ММ.ГГГГ незаконными и необоснованными, возложить обязанность на Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> рассмотреть по существу на день подачи заявления ФИО1ДД.ММ.ГГГГ, вх. № , и устранить в полном объеме все допущенные нарушения ее прав.

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, обеспечила участие своего представителя в судебном заседании.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО37, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, заявленные требования поддержала и дала суду пояснения по существу иска, настаивая на их удовлетворении.

Представитель административного ответчика ФИО4, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению, поскольку обращение истца о предоставлении участков поступили в департамент по истечении предусмотренного ст. 29.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О регулировании земельных отношений в <адрес>» срока сбора заявлений. Данный факт административный истец обосновывает тем, что документы были им направлены почтой, которые департаментом не были получены и бандероль была возвращена адресату. Однако, обращают внимание на то, что, получив ДД.ММ.ГГГГ посылку, как указывает административный истец, с заявлением ФИО1 на предоставление земельных участков вновь, обратилась лишь ДД.ММ.ГГГГ, по истечении месяца, когда ей стало известно о том, что заявления, направленные почтовым отправлением в адрес департамента, не поступили. Кроме того, вторым основанием для отказа в предоставлении земельных участков стал факт не предоставления истцом полного пакета документов, необходимого для рассмотрения заявления в установленном законом порядке, а именно не был приложен документ, подтверждающий совместное проживание заявителя с детьми, выданный не ранее, чем за один месяц со дня подачи заявление, что предусмотрено <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О регулировании земельных отношений в <адрес>» и административным регламентом предоставления муниципальной услуги по приему заявлений и принятию решений по вопросу предоставления земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства многодетным гражданам, имеющим место жительства на территории <адрес>, утвержденным распоряжением администрации города от ДД.ММ.ГГГГ-<адрес>, подтверждающим совместное проживание заявителя с детьми, является выписка из финансово-лицевого счета или домовая (похозяйственная) книга, либо акт обследования органом опеки и попечительства условий жизни ребенка в случае, если совместное проживание заявителя с детьми не может быть установлено на основании выписки из финансово-лицевого счета или домовой (похозяйственной) книги, а не сведения о регистрации по месту жительства заявителя. Кроме того, даже если бы ДМИиЗО администрации <адрес> были приняты документы ФИО1, ей было бы отказано в предоставлении земельных участков, с учетом имеющейся очередности.

Заинтересованное лицо ФИО5 в судебном заседании с требованиями ФИО1 не согласилась, суду пояснила требования административного истца не подлежат удовлетворению, поскольку административным истцом не был соблюден установленный законом порядок предоставления документов, документы были представлены не в полном объеме, оснований для удовлетворения не имеется.

Заинтересованное лицо ФИО6 в судебном заседании с требованиями ФИО1 не согласилась, суду пояснила истцом не соблюден порядок и срок предоставления документов, данными требования затрагиваются и её права. Кроме того, имеется очередность, согласно которой выделяются земельные участки.

Заинтересованное лицо ФИО7 в судебном заседании с требованиями ФИО1 не согласился, представил письменный отзыв, суду пояснил что действия административного ответчика, выразившиеся в не предоставлении необходимого пакета документов, в обращении с заявлением после истечения установленного срока, направлены на создание препятствий деятельности ДМИиЗО администрации <адрес> по предоставлению земельных участков гражданам, обратившимся с соблюдением всех требований законодательства, чем нарушает права указанных лиц, в том числе и его, так как ему был выделен земельный участок по адресу: <адрес>, северо-восточнее земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером , площадью 1457 кв.м.

Заинтересованное лицо ФИО8 в судебном заседании с требованиями ФИО1 не согласилась, суду пояснила, что оснований для удовлетворения требований не имеется, поддержала доводы представителя административного ответчика и заинтересованных лиц.

Заинтересованное лицо ФИО9 в судебном заседании с требованиями ФИО1 не согласилась, суду пояснила, что заявленными требованиями, административный истец нарушает её права, так как ей был выделен земельный участок по адресу: <адрес>, юго-западнее земельного участка с кадастровым номером , с кадастровым номером , площадью 1317 кв.м. на основании распоряжения администрации <адрес> №в соответствии с законом <адрес> от 04.12.22008 . Земельный участок был предоставлен ей в установленном законом порядке, с соблюдением всех процедур и очередности, в связи с чем считает, что оснований для удовлетворения заявленных ФИО1 требований не имеется.

Заинтересованное лицо ФИО10 в судебном заседании с требованиями ФИО1 не согласилась, суду пояснила, что оснований для удовлетворения иска не имеется, поддержала доводы представителя административного ответчика и заинтересованных лиц.

Заинтересованное лицо ФИО11 в судебном заседании с требованиями ФИО1 не согласилась, суду пояснила, что ей администрацией <адрес> был предоставлен земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, западнее земельного участка с кадастровым номером на основании распоряжения администрации <адрес>-недв от ДД.ММ.ГГГГ. Участок был выделен ей, на основании закона <адрес> от 04.12.22008 , так как она является многодетной матерью, на её иждивении находится четыре несовершеннолетних ребенка. Кроме того, документы истцом были поданы за истечением срока, считает, что представитель истца мог обратиться своевременно в департамент, после того как они были им возвращены по почте. Земельный участок был предоставлен ей в установленном законом порядке, с соблюдением всех процедур, в связи с чем считает, что оснований для удовлетворения заявленных ФИО1 требований не имеется.

Заинтересованное лицо ФИО12 в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил, представил письменный отзыв, согласно которому с требованиями ФИО1 не согласен, считает их не подлежащими удовлетворению, поскольку действия административного истца, выразившиеся в не предоставлении необходимого пакета документов, в обращении с заявлением после истечения установленного срока, направлены на создание препятствий деятельности ДМИиЗО администрации <адрес>, по предоставлению земельных участков гражданам, обратившимся с соблюдением всех требований законодательства, чем нарушают права указанных граждан, в том числе его, как собственника земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, северо-восточнее земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером , площадью 1497 кв.м.

Заинтересованные лица ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, Горчак

ова М.А., ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32 в судебное заседание не явились, о дате и времени слушания дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.

Суд, с учетом мнения участников процесса считает возможным, рассмотреть дело по существу в отсутствие неявившихся участников процесса.

Заслушав представителей административного истца и ответчика, заинтересованных лиц, исследовав представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что требования административного истца не обоснованы и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Исходя из положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

Согласно ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЭ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

Порядок и случаи предоставления земельных участков многодетным семьям без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов относятся к компетенции органов государственной власти субъектов РФ.

В соответствии с Положением о департаменте муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска (утверждено Распоряжением администрацией г. Красноярска от 23.05.2013 №110-р) департамент является органом администрации г. Красноярска, осуществляющим формирование, управление и распоряжение муниципальным имуществом, землей и городскими лесами. Во исполнение указанных функций департамент наделен полномочиями по использованию и распоряжению земельными участками на территории юрода Красноярска.

Законом Красноярского края от 04.12.2008 № 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» (далее – Закон от 04.12.2008) определен порядок бесплатного предоставления в собственность многодетным гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно п. 2 ст. 14 Закон от 04.12.2008, многодетные граждане, имеющие место жительства на территории Красноярского края, имеют право на однократное бесплатное получение без торгов в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для одной из следующих целей по своему выбору: ведение садоводства, огородничества, животноводства (за исключением территории Красноярской агломерации), индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства.

Многодетный гражданин имеет право на бесплатное получение в собственность земельного участка, расположенного на территории муниципального района или городского округа, в котором многодетный гражданин имеет место жительства, за исключением территории закрытых административно-территориальных образований. Многодетный гражданин имеет право на бесплатное получение в собственность земельного участка, расположенного на территории иного муниципального района, при наличии в этом муниципальном районе свободного земельного участка для предоставления многодетным гражданам и отсутствии многодетных граждан, поставленных на очередь на предоставление земельного участка.

Многодетный гражданин, имеющий место жительства на территории городского округа Красноярск, имеет право на бесплатное получение в собственность земельного участка, расположенного на территории любого муниципального района или городского округа Красноярского края.

Право на приобретение земельного участка в собственность бесплатно может быть использовано однократно на семью в целом.

Муниципальная услуга по предоставлению многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного строительства осуществляется администрацией города в соответствии с Законом от 04.12.2008 и Административным регламентом предоставления муниципальной услуги по приему заявлений и принятию решения по вопросу предоставления земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства многодетным гражданам, имеющим место жительства на территории города Красноярска, утвержденным распоряжением администрации города от 19.07.2013 № 156-р (далее Регламент).

В соответствии с положениями ст. 29.1 вышеназванного закона, многодетные граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения садоводства, огородничества, животноводства, индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства в собственность бесплатно, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение соответствующими земельными участками.

Перечень прилагаемых к заявлению документов предусмотрен п. 3 ст. 29.1 Закон от 04.12.2008 предусмотрен порядок формирования очереди на предоставление земельного участка многодетным гражданам.

Статьей 29.1 Закона Красноярского края от 04.12.2008 установлены требования к документам, необходимым для бесплатного предоставления в собственность многодетным гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и порядок их подачи. Пунктом 3 данной статьи установлена обязанность, а не право заявителя предоставить поименованные документы, в том числе указано, что к заявлению должен быть приложен документ, подтверждающий совместное проживание заявителя с детьми (выписка из финансово-лицевого счета или домовой (похозяйственной) книги либо акт обследования органом опеки и попечительства условий жизни ребенка в случае, если совместное проживание заявителя с детьми не может быть установлено на основании выписки из финансово-лицевого счета или домовой (похозяйственной) книги), выданный не ранее чем за один месяц до дня подачи заявления.

В соответствии с пунктом 4 статьи 29.2 Закона Красноярского края от 04.12.2008 и Регламентом при подаче в департамент нового заявления должен быть повторно представлен только документ, подтверждающий совместное проживание заявителя с детьми (выписка из финансово-лицевого счета или домовой (похозяйственной) книги либо акт обследования органом опеки и попечительства условий жизни ребенка в случае, если совместное проживание заявителя с детьми не может быть установлено на основании выписки из финансово-лицевого счета или домовой (похозяйственной) книги), выданный не ранее чем за один месяц до дня подачи заявления.

Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела, ФИО1 относится к категории многодетных граждан, что не оспаривалось сторонами в судебном заседании.

В соответствии с законом имеет право, как многодетный гражданин на предоставление земельного участка в собственность бесплатно для ИЖС на территории <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ истцом было подано 18 заявлений в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> зарегистрированные 21.03. о предоставлении в собственность ей земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, на основании п.6 ст.39.5 ЗК РФ, для индивидуального жилищного строительства.

Согласно ответу ДМИиЗО администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на обращения ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, указанные заявления поступили по истечении предусмотренного ст. 29.4 Закона от ДД.ММ.ГГГГ срока для сбора заявлений установленного датой – ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, в соответствии с Законом и Регламентом при подаче нового заявления должен быть повторно представлен только документ, подтверждающий совместное проживание заявителя с детьми (выписка из ФЛС или домовой книги, либо акт обследования органом опеки и попечительства условий жизни ребенка в случае, если совместное проживание заявителя с детьми не может быть установлено на основании выписки из финансово-лицевого счета или домовой книги, выданный не ранее чем один месяц до дня подачи заявления). К заявлениям ФИО1 не представлен документ, подтверждающий проживание с детьми, выданный не ранее чем за один месяц до дня подачи заявления (л.д.15-16 т.1).

Как следует из ответа ДМИиЗО администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на обращения ФИО1 (№ от ДД.ММ.ГГГГ), указанные заявления поступили по истечении предусмотренного ст. 29.4 Закона от ДД.ММ.ГГГГ срока для сбора заявлений установленного датой – ДД.ММ.ГГГГ, также при подаче в департамент нового заявления должен быть повторно представлен только документ, подтверждающий совместное проживание заявителя с детьми (выписка из ФЛС или домовой книги, либо акт обследования органом опеки и попечительства условий жизни ребенка в случае, если совместное проживание заявителя с детьми не может быть установлено на основании выписки из финансово-лицевого счета или домовой книги, выданный не ранее чем один месяц до дня подачи заявления). К заявлениям ФИО1 не представлен документ, подтверждающий совместное проживание с детьми, выданный не ранее чем за один месяц до дня подачи заявления (л.д.17-18 т.1).

Из содержания ответов от ДД.ММ.ГГГГ и № К- следует, что административным истцом пропущен срок для предоставления документов, а также не был предоставлен весь перечень документов, предусмотренный п.п. г п. 3 ст. 29.1 закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О регулировании земельных отношений в <адрес>».

Так, согласно ст. 29.4, 29.<адрес> в отношении Участков агентством по управлению государственным имуществом <адрес>ДД.ММ.ГГГГ было размещено сообщение в сети Интернет в разделе «Бесплатное предоставление земельных участков многодетным семьям».

В силу ст. 29.<адрес> по истечении месячного срока со дня поступления заявления при поступлении иных заявлений о предоставлении в указанном месте земельного участка, в течение 15 дней со дня принятия решение об утверждении схемы, решение об утверждении схемы направляется заявителю, поставленному на очередь на предоставление земельного участка ранее иных заявителей.

Обращения истца о предоставлении участков поступили в департамент по истечении предусмотренного ст. 29.<адрес> срока сбора заявлений ДД.ММ.ГГГГ.

Учитывая, что истцом направлены заявления почтовым отправлением ДД.ММ.ГГГГ, следует отметить своевременное обращение истца с данными заявлениями.

Вместе с тем, разрешая требования административного истца о признании незаконными ответов административного ответчика, изложенных в указанных письмах, по доводам, изложенных в исковом заявлении, суд учитывает следующее.

В соответствии со ст. 29.1 закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О регулировании земельных отношений в <адрес>», многодетные граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения садоводства, огородничества, дачного строительства, животноводства, индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства в собственность бесплатно, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение соответствующими земельными участками.

В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, а в случае, если испрашивается земельный участок, поставленный на государственный кадастровый учет, или земельный участок, который может быть образован путем раздела земельного участка, поставленного на государственный кадастровый учет, - кадастровый номер этого земельного участка.

К заявлению должны быть приложены следующие документы:

а) копия документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, подавшего данное заявление, а также копия документа, подтверждающего факт проживания заявителя на территории <адрес>, в случае если это не подтверждается паспортом гражданина Российской Федерации;

б) копии документов, подтверждающих супружеские отношения заявителя (свидетельство о заключении брака), родственные отношения заявителя и детей, в том числе если ребенок приходится заявителю пасынком (падчерицей) (свидетельство о рождении ребенка или решение суда о признании членом семьи гражданина);

в) копии документов (правового акта, судебного акта, договора), подтверждающих факт установления опеки (попечительства) над ребенком, передачи ребенка на воспитание в приемную семью, - для опекаемых либо приемных детей;

г) документ, подтверждающий совместное проживание заявителя с детьми (выписка из финансово-лицевого счета или домовой (похозяйственной) книги либо акт обследования органом опеки и попечительства условий жизни ребенка в случае, если совместное проживание заявителя с детьми не может быть установлено на основании выписки из финансово-лицевого счета или домовой (похозяйственной) книги), выданный не ранее чем за один месяц до дня подачи заявления;

д) в отношении детей, достигших возраста 18 лет: справка об обучении в образовательной организации, выданная не ранее чем за один месяц до дня подачи заявления, - для детей, обучающихся по очной форме обучения в образовательных организациях; документ, подтверждающий прохождение срочной военной службы по призыву, выданный не ранее чем за один месяц до дня подачи заявления, - для детей, проходящих военную службу по призыву; копия справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выдаваемой федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, - для детей, признанных инвалидами до достижения ими возраста 18 лет.

Копии документов должны быть заверены нотариально или представлены с предъявлением оригинала.

В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Постановлением администрации города ДД.ММ.ГГГГ N 359 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг администрацией <адрес> и внесении изменений в Постановление Главы города ДД.ММ.ГГГГ», утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги по приему заявлений и принятию решения по вопросу предоставления земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства многодетным гражданам, имеющим место жительства на территории <адрес>.

Данный Административный регламент устанавливает порядок и стандарт предоставления муниципальной услуги по приему заявлений и принятию решения по вопросу предоставления земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства многодетным гражданам, имеющим место жительства на территории <адрес>.

В соответствии с п.19 указанного Регламента, основаниями для отказа в постановке на очередь на предоставление земельного участка являются следующие случаи: несоответствие заявителя требованиям, установленным в подпункте "а" пункта 1 статьи 29.1 Закона от ДД.ММ.ГГГГ, или непредставление заявителем документов, указанных в пункте 16 настоящего Регламента.

Документами, представление которых необходимо при обращении с заявлением, согласно п.16 Регламента являются:

1) копия документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, подавшего данное заявление, а также копия документа, подтверждающего факт проживания заявителя на территории <адрес>, в случае, если это не подтверждается паспортом гражданина Российской Федерации;

2) копии документов, подтверждающих супружеские отношения заявителя (свидетельство о заключении брака), родственные отношения заявителя и детей, в том числе, если ребенок приходится заявителю пасынком, падчерицей (свидетельство о рождении ребенка или решение суда о признании его членом семьи гражданина);

3) копии документов (правового акта, судебного акта, договора), подтверждающих факт установления опеки (попечительства) над ребенком, передачи ребенка на воспитание в приемную семью, - для опекаемых либо приемных детей;

4) документ, подтверждающий совместное проживание заявителя с детьми (выписка из финансово-лицевого счета или домовой (похозяйственной) книги либо акт обследования органом опеки и попечительства условий жизни ребенка в случае, если совместное проживание заявителя с детьми не может быть установлено на основании выписки из финансово-лицевого счета или домовой (похозяйственной) книги), выданный не ранее чем за один месяц до дня подачи заявления;

5) в отношении детей, достигших возраста 18 лет: справка об обучении в образовательной организации, выданная не ранее чем за один месяц до дня подачи заявления, - для детей, обучающихся по очной форме обучения в образовательных организациях; документ, подтверждающий прохождение срочной военной службы по призыву, выданный не ранее чем за один месяц до дня подачи заявления, - для детей, проходящих военную службу по призыву; копия справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выдаваемой федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, - для детей, признанных инвалидами до достижения ими возраста 18 лет.

Копии документов должны быть заверены нотариально или представлены с предъявлением оригинала.

Как видно из представленных суду документов, ФИО33 при каждом обращении к административному ответчику представляла не полный пакет документов, что подтверждается отсутствием указания приложения в заявлениях.

В каждом ответе на обращения административного истца административный ответчик указывал на то, что при подаче каждого нового заявления необходимо представлять документ, подтверждающий совместное проживание заявителя с детьми (выписка из ФЛС или домовой книги, либо акт обследования органом опеки и попечительства условий жизни ребенка) в случае, если совместное проживание заявителя с детьми не может быть установлено на основании выписки из финансово-лицевого счета или домовой книги, выданный не ранее чем один месяц до дня подачи заявления, в оригинале или в копии, заверенной нотариально.

Доказательств того, что ФИО1 при подаче всех указанных выше заявлений, исполняла данную обязанность, установленную закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О регулировании земельных отношений в <адрес>», и указанным выше Административным регламентом, стороной административного истца не представлено.

Кроме того, по информации Департамента МИиЗО администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за следует, что ФИО1 в соответствии со ст. 29.2 Закона от ДД.ММ.ГГГГ включена в книгу учета многодетных граждан на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства на основании заявления №К- от ДД.ММ.ГГГГ и приложенных к нему документов под . И как следует из ответчика департамента, земельные участки, указанные административным истцом согласно перечню (л.д.10 т.1), предоставлены многодетным гражданам для индивидуального жилищного строительства в рамках Закона от ДД.ММ.ГГГГ, за исключением земельного участка с кадастровым номером (л.д.50 т.1), также представлен список лиц, которым были предоставлены земельные участки (л.д.51 т.1).

Из выписок из ЕГРН следует, что правообладателями:

- земельного участка с кадастровым номером является ФИО24 с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.55-59 т.1);

- земельного участка с кадастровым номером является ФИО34 с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.62-66 т.1);

- земельного участка с кадастровым номером является ФИО9 с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.69-73 т.1);

- земельного участка с кадастровым номером является ФИО35 с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.76-80 т.1);

- земельного участка с кадастровым номером является ФИО36 с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.83-87 т.1);

- земельного участка с кадастровым номером является ФИО13 с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.90-94 т.1);

- земельного участка с кадастровым номером является ФИО25 с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.97-101 т.1);

- земельного участка с кадастровым номером является ФИО21 с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.104-108 т.1);

- земельного участка с кадастровым номером является ФИО10 с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.111-115 т.1);

- земельного участка с кадастровым номером является ФИО11 с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.118-122 т.1);

- земельного участка с кадастровым номером является ФИО18 с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.170-172 т.1).

Кроме того, в отношении земельного участка с кадастровым номером заявителем ФИО12, проводятся кадастровые работы, однако в настоящее время по информации департамента МИиЗО администрации <адрес> участок не может быть выделен в связи с запретом, наложенным Советским районным судом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.223-231 т.1).

Земельный участок с кадастровым номером выделен ФИО7 на основании распоряжения администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-недв (л.д.237 т.1)

Анализируя положения закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О регулировании земельных отношений в <адрес>», Административного регламента предоставления муниципальной услуги по приему заявлений и принятию решения по вопросу предоставления земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства многодетным гражданам, суд приходит к выводу о том, что при каждом новом обращении гражданина с заявлением о предоставлении земельного участка по указанной категории (многодетная семья) необходимо предоставлять документ, подтверждающий совместное проживание заявителя с детьми, заверенный в нотариальном порядке, либо с предоставлением его оригинала. При этом, п.п.3 п.19 данного Регламента установлено в качестве основания для отказа в постановке на очередь предоставление заявителем неполного пакета документов, предусмотренных пунктом 16 этого же Регламента, либо предоставление не заверенных документов.

Доводы представителя административного истца о том, что административный ответчик не вправе был истребовать у ФИО1 документ, подтверждающий совестное проживание с детьми, со ссылкой на Распоряжение Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ-р, суд признает необоснованными.

Под муниципальной услугой в законе № 210-ФЗ понимается предоставляемая органом местного самоуправления деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований. Муниципальные услуги оказываются местными администрациями и иными органами местного самоуправления, наделенными исполнительно-распорядительными полномочиями.

В силу положений п. 2 ч. 1 ст. 7 закона 210-ФЗ, органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных ч. 1 ст. 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный ч. 6 настоящей статьи перечень документов.

Предоставление выписки из книги не является предоставлением муниципальной услугой. Кроме того, административный ответчик в рамках межведомственного взаимодействия не может направить зарос в органы миграционного учёта органов внутренних дел, так как органы миграционного учета внутренне дел не является органом участвующих в предоставлении предусмотренных ч. 1 ст. 1 закона № 210-ФЗ муниципальных услуг, в связи, с чем отсутствует межведомственное взаимодействие между указанным органом и департаментом.

Следует принять во внимание и то обстоятельство, что в случае принятия к рассмотрению заявления административного истца и рассмотрению по существу, с учетом анализа иных поступивших заявлений и сформировавшейся очередности, административному истцу не был бы предоставлен ни один из заявленных земельных участков, в указанной связи говорить о нарушении прав административного истца в данном случае не имеется возможным.

Таким образом, судом установлено, что административный ответчик обоснованно отказал административному истцу в рассмотрении ее обращений о предоставлении в собственность испрашиваемых ею земельных участков для строительства индивидуального жилого дома, поскольку ею не были исполнены требования указанных выше нормативно-паровых актов.

Учитывая изложенное выше, суд, определив юридически значимые обстоятельства, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного истца ФИО1 к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> о признании незаконными отказов Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, об отказе в предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований по административному исковому заявлению ФИО1 к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> о признании незаконными отказов Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, о возложении обязанности на административного ответчика рассмотреть по существу на день подачи заявлений ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, - отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Свердловский районный суд города Красноярска в течении одного месяца со дня принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 21.10.2019.

Судья О.А. Милуш